Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современный образовательный процесс активно интегрирует цифровые технологии, расширяя возможности обучения, углубляя погружение в учебную среду и упрощая взаимодействие с материалом. Одним из перспективных направлений информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) являются виртуальные экскурсии. Их применение особенно актуально в тех областях, где непосредственное изучение объектов затруднено. Данный инструмент позволяет учащимся не только пассивно воспринимать информацию, но и активно взаимодействовать с виртуальной средой, исследуя различные экосистемы. Кроме того, задействование различных анализаторов и эмоционального восприятия способствует реализации воспитательных задач, в том числе формированию бережного отношения к природе.
Вопросы биологического образования, а также методы стимулирования интереса школьников к этой дисциплине рассматривались в работах таких авторов, как С. В. Афанасьева, Л. П. Викторова, И. Н. Пономарева, О. Б. Макарова, Л. Н. Сивохина и др. В их исследованиях раскрываются традиционные подходы к обучению, основанные на четком следовании инструкциям.
Проблема использования виртуальных экскурсий в образовании освещена в трудах М. И. Аржаковой, Н. А. Баженовой, М. Башкировой, С. С. Журавлевой, А. С. Карпеченко, А. Ю. Карасевой и других ученых. Их работы посвящены сущности виртуальных экскурсий и их роли в учебном процессе. Однако в этих исследованиях недостаточно раскрыты специфика разработки и применения таких экскурсий в контексте биологии и химии. Некоторые авторы, например Т. А. Корчагина, изучают применение ИКТ на уроках биологии в целом, что выходит за рамки нашего исследования.
Таким образом, несмотря на признание потенциала виртуальных экскурсий в биологическом образовании, методические аспекты их использования для повышения интереса и понимания биологического разнообразия остаются недостаточно изученными.
Это приводит к противоречию между необходимостью применения виртуальных экскурсий как инструмента повышения мотивации и понимания биологического разнообразия и недостаточной теоретической разработанностью педагогических условий, обеспечивающих их эффективность.
Указанное противоречие определяет проблему исследования: «Каковы особенности разработки и применения виртуальных экскурсий по экосистемам как средства повышения интереса и понимания биологического разнообразия среди школьников?»
Цель исследования – выявить особенности создания и использования виртуальных экскурсий по экосистемам для повышения интереса и понимания биологического разнообразия у школьников.
Объект исследования – виртуальные экскурсии в школьном образовании.
Предмет исследования – комплекс особенностей разработки и применения виртуальных экскурсий по экосистемам как инструмента повышения интереса и понимания биологического разнообразия у учащихся.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что эффективность виртуальных экскурсий в повышении интереса и понимания биологического разнообразия среди школьников будет достигнута при соблюдении следующих условий:
- Включение интерактивных элементов, способствующих активному вовлечению учащихся в изучение экосистем.
- Применение мультисенсорного подхода, предполагающего использование визуальных (изображения, графики), аудиальных (звуки, комментарии), текстовых и других материалов для задействования различных анализаторов.
Задачи исследования:
1. Определить сущность и особенности изучения экосистем и биологического разнообразия в школьном образовании.
2. Охарактеризовать виртуальные экскурсии как средство обучения в рамках школьной программы.
3. Выявить особенности проектирования виртуальных экскурсий по экосистемам для повышения интереса и понимания биологического разнообразия у школьников.
4. Рассмотреть методику проведения виртуальных экскурсий по экосистемам в школьном обучении.
Методы исследования:
- Анализ и обобщение педагогической литературы.
- Качественный анализ.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аржакова, М. И. Разработка и методика проведения виртуальных экскурсий на уроках химии / М. И. Аржакова, М. П. Андреева. // Научные исследования в теории и практике: Материалы Международ. науч. - практ. конф. (Чебоксары 30 апреля 2015г.) в 2т. Т.1 – 2015 – С. 159-161
2. Афанасьева, С. В. Становление и развитие экологического образования и просвещения / С. В. Афанасьева // Вестник ДВГСГА. Естественно-научные знания. – 2010. – № 2 (6). – С. 14-25.
3. Баженова. Н.А. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации образовательного процесса на основе ЭОР / Н. А. Баженова // Открытый урок. – 2015. - №3. – С. 23-28.
4. Белянина Л. А. Экскурсия - одна из форм развития творческих способностей личности / Л. А. Белянина, Н. Ю. Манькова // Биология в школе. - 2008 - С. 50
5. Башкирова, М. Виртуальная экскурсия в учебно-воспитательном процессе / М. Башкирова // Учитель. – 2013. – № 4. – С. 27-29.
6. Викторова, Л. П. Методолого-теоретические основы и методика развития экологической культуры в биологическом образовании школьников / Л.П. Викторова. - СПб., 2011. – 215 с.
7. Воспитание экологической культуры школьников как психолого-педагогическая проблема (Опыт теоретико-прикладного исследования). - Сборник научных статей / Б.Т. Лихачева, Н.С. Дежниковой. - М., 2010. - 66 с.
8. Воронцова, Н. И. Использование информационно-коммуникативных технологий при изучении школьного курса биологии / Н. И. Воронцова // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 4.1 (10.1). — С. 58-60. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/72/2896/ (дата обращения: 14.01.2025).
9. Дашкова. Е. В. Особенности организации экскурсий для современных школьников / Е. В. Дашкова, Е. Б. Ивушкина //Педагогика и современность. – 2014. – Том 1. - №1-1. - С. 60
10. Журавлева, С. С. Проблемы использования виртуальных экскурсий в российских школах / С. С. Журавлева // Педагогический альманах. – 2019 – 29 сент. (№ 27101). – С. 3-5.
11. Журавлева, С. С. Создание виртуальной экскурсии в образовательных целях / С. С. Журавлева // Трибуна ученого. – 2019. – № 10. – С. 5-8.
12. Захлебный, А. Н. Концепция общего экологического образования в интересах общего устойчивого развития / А. Н. Захлебный, Е. Н. Дятковская, В. А, Грачев // Вопросы современной науки и практики. – № 2. – 2012. – С. 59.
13. Казарова, О. А. Адаптивно-инновационный подход при организации виртуальных экскурсий / О. А. Казарова // Биология в школе. – 2018 – № 5 – С. 57-60.
14. Карпеченко, А.С. Виртуальные экскурсии как средство развития познавательного интереса / А. С. Карпеченко, А. Ю. Карасева // Международный журнал экспериментального образования. – 2023. – № 3. – С. 22-26
15. Корчагина, Т. А. Использование цифровых и информационных технологий в обучении биологии / Т. А, Корчагина // Проблемы современного педагогического образования. 2023. №81-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-tsifrovyh-i-informatsionnyh-tehnologiy-v-obuchenii-biologii (дата обращения: 2.04.25).
16. Лебедева, Н. Биологическое разнообразие: учебное пособие / Н. Лебедева, Н. Дроздов, Д. Криволуцкий. – Москва: Владос. – 2004. – 432 с.
17. Макарова, О. Б. Методика обучения биологии: современные подходы / О. Б. Макарова, Л. Н. Сивохина. Монография. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2013 – 275 с.
18. Моисеева, Л. В. Диагностические методики в системе экологического образования: Книга для учителя / Л. В. Моисеева. – Екатеринбург: Урал. гос. проф. - пед. ун-т, 1996. – 98 с.
19. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон № 273- ФЗ : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобрен Советом Федераций 26 дек. 2012 г.]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 10.01.25).
20. Платунова, Е. В. Виртуальные экскурсии как средство формирования познавательных универсальных учебных действий, обучающихся / Е. В. Платунова // Молодой ученный. – 2017. – №14. – С. 645-647.
21. Пономарева, И. Н. Экологическое образование в российской школе: история, теория, методика / И.Н. Пономарева, В.П. Соломин. - СПб., 2005. – 183 с.
22. Порываев, А. В. Виртуальные экскурсии геоэкологического содержания: методический аспект / А. В. Порываев // Вестник Мининского университета. – 2015. – № 2. –URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23526058. (дата обращения: 10.04.25).
23. Пшеничнер, А. Б. Биологическое образование школьников: реальное или виртуальное? / А. Б. Пшеничнер // Биология в школе. – 2013. – № 10. – С. 39-44.
24. Семенов А. А. Теория и методика организации учебно-воспитательного процесса в школе при изучении биологии на основе электронных ресурсов. / А.А.Семенова, Е.А. Макарова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2009. - №4 (2). – С. 362-366.
25. Титов, Е. В. Методика применения информационных технологий в обучении биологии: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Е. В. Титов, Л. В. Морозова. - Москва: Академия, 2010. – 171 с.
26. Устюжанина, Н. В. Виртуальная экскурсия как инновационная форма обучения / Н. В. Устюжанина // Наука и перспективы. – 2017. – № 2. – С. 70-74. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29877029. (дата обращения: 26.02.25).
27. Уткина, Т. В. К вопросу о методике изучения биологического разнообразия в средней общеобразовательной школе / Т. В. Уткина, Е. А. Ламехова, Ю. Г. Ламехов // Инновационная наука. 2016. №3-2 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-metodike-izucheniya-biologicheskogo-raznoobraziya-v-sredney-obscheobrazovatelnoy-shkole (дата обращения: 22.01.2025).
28. Шишкина, И. Л. Методика обучения биологии: учебно-метод. пособие к изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов бакалавриата, обучающихся по направлению 44.03.01 Педагогическое образование (профиль подготовки – Биология) очной, заочной форм обучения / авт.-сост. И. Л. Шишкина. – Славянск-на-Кубани: Филиал Кубанского гос. ун-та в г. Славянске-на-Кубани, 2018. – 59 с.
29. ARKive [Электронный ресурс]. – URL: https://arkive.org (дата обращения: 25.03.2025). (Частично доступен через Wayback Machine)
30. BBC Earth – VR Experiences [Электронный ресурс]. – URL: https://www.bbc.com/earth/world (раздел VR) (дата обращения: 25.03.2025).
31. EOL (Encyclopedia of Life) [Электронный ресурс]. – URL: https://eol.org (дата обращения: 25.03.2025).
32. Google Earth – "Nature" [Электронный ресурс]. – URL: https://earth.google.com/web/ (дата обращения: 25.03.2025).
33. iNaturalist [Электронный ресурс]. – URL: https://www.inaturalist.org (дата обращения: 25.06.2024).
34. Monterey Bay Aquarium – Live Cams [Электронный ресурс]. – URL: https://www.montereybayaquarium.org/animals/live-cams (дата обращения: 25.03.2025).
35. National Geographic – Virtual Tours [Электронный ресурс]. – URL: https://www.nationalgeographic.com/expeditions/virtual-tours/ (дата обращения: 25.03.2025).
36. WWF – Virtual Field Trips [Электронный ресурс]. – URL: https://www.worldwildlife.org/teaching-resources/virtual-field-trips (дата обращения: 25.03.2025).