Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Бег на средние дистанции - совокупность легкоатлетических беговых дисциплин, объединяющая дистанции, длиннее, чем спринтерские, но короче, чем длинные. В большинстве случаев к средним дистанциям относят 600м, 800м, 1000м, 1500 м, 1 милю, 2000 м, 3000 м, 3000 м с препятствиями (стипль-чез).Беговые соревнования на средние дистанции в лёгкой атлетике в тёплый сезон проводят на открытых стадионах, где один круг составляет 400 метров, а зимой - в помещениях (1 круг - 200 метров). В данной категории бегун должен продемонстрировать специальную выносливость. Эти соревнования требуют хорошей физической подготовки, умения распределять силы и управлять своим ритмом по ходу дистанции.
Актуальной задачей совершенствование скоростной выносливости у девушек-легкоатлеток в возрасте 15-16 лет, занимающихся бегом на средние дистанции, является по нескольким причинам. Эта возрастная категория характеризуется значительным развитием физических способностей, изменениями в психоэмоциональной сфере и индивидуальными особенностями, что создает уникальные условия для улучшения спортивных результатов. Несколько ключевых аспектов актуальности этой области тренировки:
В 15-16 лет девушки находятся на этапе активного роста, что делает их более восприимчивыми к тренировочным нагрузкам. Правильные тренировки могут способствовать оптимальному развитию мышечных групп, улучшению координации, гибкости и общей физической подготовленности.
Возраст 15-16 лет - это время, когда сердечно-сосудистая система начинает активно адаптироваться к высоким физическим нагрузкам. Тренировки на скоростную выносливость способствуют улучшению работы сердца и легких, что крайне важно для атлетов.
Тренировки на выносливость повышают психологическую устойчивость спортсмена. Умение справляться с нагрузками во время соревнований - важный элемент успешного выступления на дистанции.
В легкой атлетике высокий уровень конкуренции требует от спортсменов не только базовой физической подготовки, но и способности демонстрировать быстрые результаты на средних дистанциях. Тренировка скоростной выносливости становится необходимой для достижения высоких результатов.
В лучшем случае подготовка к соревнованиям на уровне областных, региональных и даже всероссийских турниров требует наличия высокого развития скоростной выносливости, что является прямой причиной для тренировки в этом направлении.
Равномерное развитие скоростной выносливости помогает избежать переутомления и травм, так как это способствует улучшению мышечного баланса и устойчивости суставов.
Заботясь о формировании хорошей базы выносливости с ранних лет, девушки могут дольше оставаться активными в спорте, что зависит от их готовности преодолевать различные дистанции на высоком уровне.
Достигнув возраста 15-16 лет, многие атлеты начинают демонстрировать индивидуальные особенности в физическом состоянии и спортивных целях. Это требует гуманистического подхода тренировки, чтобы учесть их индивидуальные потребности и возможности.
В общем, совершенствование скоростной выносливости у девушек-легкоатлеток, занимающихся бегом на средние дистанции, является неотъемлемой частью их подготовки и становления как атлетов. Это не только повышает их шанс на успех в соревнованиях, но и способствует общему развитию здоровья и физической формы. Особенности этого возраста и учета индивидуальности позволяют тренерам разрабатывать методы, которые будут наиболее эффективными и безопасными для спортсменок.
Объект: тренировочный процесс девушек легкоатлеток 15-16 лет в беге на средние дистанции.
Предмет: комплекс упражнений на совершенствование скоростной выносливость девушек легкоатлеток 15-16 лет в беге на средние дистанции.
Цель: повысить показатели скоростной выносливости у девушек легкоатлеток 15-16 лет в беге на средние дистанции.
Задачи:
1. Проанализировать научно - методическую литературу по анатомо-физиологическим особенностям девушек легкоатлеток 15-16 лет в беге на средние дистанции.
2. Составить комплекс упражнений, направленный на совершенствование скоростной выносливости у девушек легкоатлеток 15-16 лет в беге на средние дистанции.
3. Выявить эффективность комплекса упражнений, направленного на совершенствование скоростной выносливости у девушек легкоатлеток 15-16 лет в беге на средние дистанции.
Гипотеза: Мы предполагаем, что применение составленного нами комплекса упражнений в тренировочном процессе девушек легкоатлеток 15-16 лет в беге на средние дистанции повысит их показатели скоростной выносливости.
Методы:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Контрольные испытания
3. Педагогический эксперимент
4. Метод математической обработки данных.
Новизна исследования состоит в разработке методики совершенствования скоростной выносливости у девушек-легкоатлеток в возрасте 15-16 лет на основе интегрального метода.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СКОРОСТНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕВУШЕК-ЛЕГКОАТЛЕТОК 15-16 ЛЕТ В БЕГЕ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ
1.1. Анатомо-физиологические особенности девушек-легкоатлеток 15-16 лет в беге на средние дистанции
Физиологические особенности женского организма оказывают влияние на различия в умственной и физической производительности. Биологически девушки обладают более высокой адаптивностью к изменениям в окружающей среде, таким как колебания температуры, голод, кровопотери и определенные заболевания. Кроме того, у них наблюдается более низкая детская смертность и увеличенная средняя продолжительность жизни.
Высокая чувствительность кожных рецепторов, активная двигательная и вестибулярная сенсорные системы, а также точная дифференциация мышечных волокон способствуют развитию высокой координации, плавности и точности движений. У девушек наблюдается более точное зрение, что позволяет им лучше различать цвета, оценивать глубину и иметь более широкое поле зрения.
Кроме того, у девушек зрительные сигналы достигают коры головного мозга быстрее и вызывают более отчетливые реакции. Опорно-двигательный аппарат Срединные значения роста и веса у девушек обычно на 10 сантиметров меньше и на 10 килограммов меньше, соответственно, по сравнению с мужчинами.
Меньшие параметры тела обусловлены меньшим весом органов и мышц. Девушки имеют более короткие конечности, более длинное туловище, шире поперечный размер таза и более узкие плечи. Эти особенности анатомии тела способствуют снижению центра тяжести и улучшению равновесия. Однако, широкий таз девушек может затруднять эффективность движений при выполнении физических упражнений.
Гибкость позвоночника и связок предоставляет возможность для широкой амплитуды движений и обладает высокой эластичностью. При увеличении веса относительная мышечная сила может оставаться примерно на том же уровне или даже снижаться.
Важным показателем является время зрительно-моторной реакции, которое варьируется в зависимости от уровня подготовки. Например, время простой двигательной реакции на световой раздражитель среди тренированных спортсменов сокращается до 120 миллисекунд.
Важно учитывать индивидуальные особенности развития каждого ребенка и предоставлять ему возможности для полноценного физического развития. Особенно важно отметить, что максимальная скорость и частота выполнения упражнений достигают своего пика в возрасте 11-16 лет. Постепенно уровень развития этих качеств снижается, особенно у девушек, чья максимальная скорость на 10-15% ниже, чем у мужчин.
Девушки, однако, обладают замечательной выносливостью при длительной аэробной нагрузке. Их общая выносливость оценивается как высокая, хотя есть ряд физиологических особенностей, влияющих на их аэробные возможности. Например, из-за меньшего размера тела у девушек имеется и небольшой объем легких и сердца. Это влияет на уровень гемоглобина и кислорода в крови, что, в свою очередь, сказывается на способности организма к максимальной физической активности. Следовательно, несмотря на хорошую выносливость, спринтерская скорость у девушек оказывается ниже, чем у мужчин, из-за особенностей их физиологии. Однако, жировые запасы являются важным резервом энергии, который помогает девушкам адаптироваться к бегу с высокой и средней мощностью, обеспечивая необходимую энергию для выполнения упражнений.
Идеальное время для развития физических качеств у девушек приходится на возраст от 14 до 22 лет, когда организм находится в наивысшей форме. Однако из-за недостаточности тренировочных рефлексов женский организм может негативно реагировать на длительные и сильные статические нагрузки, которые вызывают значительные изменения, особенно в сердечно-сосудистой системе.
У девушек наблюдается более низкий уровень базального метаболизма по сравнению с мужчинами, на 7% меньше. Этот факт говорит о том, что экономичность базального метаболизма имеет важное значение для выживаемости девушек в условиях, например, голодания. Кроме того, энергозатраты на работу напрямую зависят от интенсивности нагрузки. При проведении расчетов энергозатрат на килограмм массы тела в условиях биомеханической нагрузки, например, при работе на велоэргометре, у девушек уровень потребления кислорода увеличивается также, как и у мужчин, при увеличении физической активности.
Девушки, выполняя спортивные упражнения, склонны к более коротким и частым шагам, а также к большему колебанию тела. Эти особенности спортивной активности у девушек приводят к значительно большим энергозатратам по сравнению с мужчинами.
Девушки часто сталкиваются с ограничениями в выполнении физических задач из-за низкой анаэробной мощности, что отличает их от мужчин. Одной из причин этого является более низкое общее количество аденозинтрифосфата (АТФ), ХС и углеводов в женском организме по сравнению с мужским. Это негативно сказывается на способности девушек проявлять энергичность в выполнении физических упражнений. Низкая анаэробная мощность у девушек, измеряемая тестом Маргария, влияет на их общую производительность и способность выдерживать физическую нагрузку на максимальном уровне.
По данным исследований, девушки имеют относительно низкий максимальный кислородный долг, что ограничивает их способность к выполнению интенсивных упражнений на длительных дистанциях.
У девушек есть особенность в выполнении аэробных упражнений – их более высокая способность утилизировать жир по сравнению с мужчинами. [7] Это может оказывать влияние на тренировочные методики и диету спортсменок. Существует множество физиологических различий между организмами мужчин и девушек, и одним из них является количество жировой ткани.
Девушки обладают большими жировыми запасами, составляющими в среднем 30% от массы тела, в то время как у мужчин этот показатель составляет 20%. Но интересный факт заключается в том, что девушки-спортсменки легче переходят на использование жировых источников энергии во время тренировок, чем мужчины-спортсмены, так как их запасы углеводов истощаются быстрее. Это связано с особенностями метаболизма женского организма и его адаптивными возможностями.
У девушек жизненная емкость легких и жизненный объем легких обычно ниже, а частота дыхания выше. Также девушки имеют примерно на 1000 мл меньший жизненный объем легких по сравнению с мужчинами. Снижение глубины дыхания в покое и во время физической нагрузки у девушек, в сочетании с более высокой частотой дыхания, приводит к менее эффективной дыхательной функции. Более подробно, у девушек минутный объем дыхания (МОД) в покое составляет примерно 3-5 л*мин-1, что может быть ниже, чем у мужчин. Однако, во время физической активности, девушки могут достигать более 100 л*мин-1, что свидетельствует о их способности увеличивать вентиляцию легких при необходимости. [3]
В гематологической системе у девушек выше кроветворная функция и выше устойчивость к массивным кровотечениям. Объем циркулирующей крови на килограмм массы тела у девушек также ниже. Уровень гемоглобина в крови напрямую влияет на кислородный обмен в организме. Недостаток гемоглобина приводит к уменьшению способности крови переносить кислород. Статистика показывает, что у девушек отмечается сниженная концентрация гемоглобина по сравнению с мужчинами. Каждые 100 мл артериальной крови содержат в среднем всего 16,8 мл связанного кислорода у девушек. Именно поэтому во время высоких нагрузок женские мышцы получают меньше кислорода из крови, что может сказаться на спортивных достижениях и общем самочувствии спортсменок.
У девушек наблюдается менее эффективная адаптация кардиореспираторной системы к физическим нагрузкам, что влияет на их способности в области аэробной активности. Этот факт может оказать влияние на общую работоспособность и физическую подготовку представительниц прекрасного пола. Для девушек важно учитывать особенности их физиологии при планировании тренировок и составлении программы физических упражнений. Недостаточно эффективные механизмы адаптации к физической нагрузке могут потребовать более индивидуализированного подхода к тренировкам и более внимательного контроля за состоянием здоровья.
1.2. Психологические особенности девушек-легкоатлеток 15-16 лет в беге на средние дистанции
На формирование важных психологических особенностей девушек-легкоатлеток в беге на средние дистанции сильно влияют такие понятия, как психологическая устойчивость и эмоциональная устойчивость. Начнем с первого определения.
Психологическая устойчивость – это социально-психологическая характеристика личности, влияющая на умение адаптироваться и преодолевать фрустрирующие и стрессогенные ситуации без ущерба для психологического состояния. Наличие адаптивного потенциала личности позволяет преодолевать ситуации разной степени трудности.
Человеческое поведение контролируется и регулируется с помощью эмоций. Поведение подчинено потребностям, мотивам и интересам человека. Эмоции, внутренние переживания невозможно описать. Могут быть описаны только объекты, вызывающие эмоциональную реакцию. Все это связано с тем, что каждый человек испытывает и проявляет эмоции по-разному, в соответствии со своим темпераментом, внутренним состоянием. Следовательно, эмоции можно определить как совокупность психических реакций, в основе которых находится субъективное восприятие явлений и процессов реальности [4].
Сам уровень психологической устойчивости напрямую обусловлен значимостью явлений или процессов, относящихся к конкретному человеку. Как отмечают исследователи, «эмоция – это психическое отражение переживаемого опыта, смысла явлений и ситуаций, основанное на субъективной ценности и объективных свойств потребностей субъектов. Эмоции возникли в процессе биологической эволюции человека, и с их помощью можно определить значимость состояний организма и внешних воздействий» [4].
В научной литературе представлено многообразие классификаций эмоций. Так, известный голландский философ Б. Спиноза полагал, «что существует столько видов удовольствия (неудовольствия), желания (нежелания), сколько существует объектов, которые вызывают у человека эмоциональный отклик» [15].
Классификация эмоции представлена виде три групп: «1. связанные механическим началом (например, инстинкты, привычки); 2. связанные с животным началом (например, аппетит, желание, аффектации); 3. связанные с рациональным началом (например, самолюбие, долг)» [11, с. 295].
И. Кант делит эмоции на две основные группы: сенсуальные и интеллектуальные – в их основе находится причина появления эмоций. Аффекты и страсти философ причисляет к волевой сфере [22]. Учёные выделяют пять функций эмоций:
– Оценочная – проявляется в оценочном отношении к событиям; базируется на эмоциональных реакциях на то или иное событие.
– Побуждающая – эмоциональные переживания охватывают образ предмета, удовлетворяющий потребности, что выступает побуждением к действиям.
– Подкрепляющая – направлена на формирование отношения человека к имеющим для него значимость явлениям и событиям.
– Переключательная – проявляется при конкуренции мотивов.
– Коммуникативная – выявляется в процессе взаимодействий между людьми. Эмоциональный контакт устанавливается посредством невербальных компонентов (жестов, мимики, интонации и т.д.) [9].
С психологической устойчивостью человека связан такой важнейший компонент психики человека как воля. Вместе они образуют эмоционально-волевую сферу личности, которая представляет собой свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств [5].
1.3. Характеристики тренировочного процесса в беге на средние дистанции
Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «Лёгкая атлетика» (ФССП по лёгкой атлетике), разработанный специалистами в области физической культуры и спорта, предъявляет определенные требования к уровню функциональной подготовленности спортсмена. На этап
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артюшин С.А., Золотова М.Ю. Использование выносливости и силы в оздоровлении старшеклассника // Физическая культура в школе. 2020. №2. С. 44–47.
2. Башкин, В.М. Коррекция беговых упражнений на основе функционального состояния нервно–мышечного аппарата спортсменов /В.М. Башкин // Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта. – 2010. – № 11 (69). – С. 7–11.
3. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1988. 331 с.
4. Воспитание выносливости // Онлайн конвертация. [Электронный ресурс].URL: http://port.bulun.ru.
5. Германов, Г. Н. Основы биомеханики: двигательные способности и физические качества (разделы теории физической культуры): учеб. пособие для СПО / Г. Н. Германов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 224 с. — (Серия: Профессиональное образование).
6. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. М.: Физкультура и спорт, 2020. 136 с.
7. Долженко А.В., Бычков В.А., Бычкова О.И., Воронков А.В., Варламов Д.Г., Методика развития выносливости легкоатлетов 14-16 лет, специализирующихся в беге на длинные дистанции// Экономика и социум. – 2021. – № 1. (80).
8. Ершов В.Ю., Михайлова Е.А. Интегративный подход к обучению легкой атлетике: учеб. — метод. пособие для студентов направления 034300 «Физическая культура». Великие Луки: Великолукская государственная академия физической культуры и спорта, 2013. 112 с.: ил. [Электронный ресурс]. URL: https://lib.rucont.ru/efd/279195
9. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2016. 264 с.
10. Жилкин А.И., Кузьмин B.C., Сидорчук Е.В. Легкая атлетика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2017. 464 с.
11. Захарычев И.В., Вихрук Т.И., Основы развития выносливости у военнослужащих сухопутных войск с учетом их индивидуальных особенностей // Сборник статей итоговой научной конференции военно-научного общества курсантов военного института физической культуры за 2018 г. – 2019. – С. 189–194.
12. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания [Текст] / В. М. Зациорский. - 4-е изд. - М.: Спорт, 2019 - 200 с.
13. Казакбаев А.М., Аллаяров И.К., Выносливость как физическое качество спортсменов// Теория и практика современной науки. – 2022. – № 6. (84). – С. 128–131.
14. Карапетов Г.И., Иохвидов В.В., Федотова Т.Д., Развитие специальной выносливости у бегунов на длинные дистанции на занятиях по легкой атлетике// Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2019. – № 4. (15). – С. 434–439.
15. Келер, Х. Упражнения на выносливость - программа здоровья. - М.: этом Спорт, 2015. - 128 с
16. Климова, С.В. Развитие выносливости в беге на длинные дистанции // С.В. Климова. - СПб.: Питер, 2014. - С. 265.
17. Клочков, А. В., Баранов Л. Г. Развитие выносливости [Электронный ресурс]: методические рекомендации. - Электрон. данные. - Могилев: МГУ имени А.А. Кулешова. - Могилёв, 2017 - 32 с.
18. Мотивационно-ценностные ориентиры участников массовых соревнований по бегу / В.Г. Иванов, С.И. Смирнов, Ю.А. Ковалева, С.Г. Тимофеева, Ш.А. Керимов // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 12. – С. 54–56.
19. Мякинченко, Е.Б. Локальная выносливость в беге / Е.Б. Мякинченко; М.: Физкультура, образование, наука, 2017. – 312 с.
20. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. М.: АСТ: Астрель, 2014. - 863 с.
21. Попов, В. Б. 555 Специальных упражнений в подготовке легкоатлетов: учебное пособие / В. Б. Попов. — 2-е изд. — Москва: Человек, 2020. — 224 с.
22. Хорькова А.С., Морфофункциональные особенности адаптации женского организма к физическим нагрузкам // Вестник югорского государственного университета – 2019. – № 1. (40). – С. 204–208.