Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Многократно доказано на теоретическом и прикладном уровне в науке (социология, педагогика, психология), что развитие личности и её созревание связано и обусловлено социальным взаимодействием индивида. Современное общество реализуется и развивается в контексте ускорения времени и пространства, глобализации, применения цифровых технологий. Кроме того, на его развитие воздействуют общественно-политические изменения. Актуальные проблемы, как глобального уровня, так и частного уровня, связанные с развитием нашей страны. Это экологические, этические и нравственные проблемы. Указанное, требует от современной личности глубокого, многоаспектного восприятия мира и способности к гармоничным отношениям и с природой и с социумом и с самим собой. Сегодняшнее общество требует формирования личности способной гуманизму, нравственности и именно к такому развитию. Ведь личность проявляет свою жизненную позицию в контексте своего индивидуального мировосприятия.
Нужно сказать, что система образования в нашей стране в частности, отвечает развитию технологического общества и в большей степени требует рационального подхода к жизни. В приоритете естественнонаучные функциональные знания, прагматизм, ускорение, ускоренная передача и поглощение знаний. Ценится способность к быстрому познанию. Всё это может рассматриваться, как явление обусловленное развитием современного общества и социальным запросом. При этом мир принимается многомерным и одностороннего, в некотором смысле развития, недостаточно для прогресса личности.
Целостная картина мира выступает той системой координат, которая определяет направленность активности человека, его приоритеты в жизни, деятельности, творчестве. Способствовать ее формированию, призваны основные институты социализации формирующегося человека: семья, образовательная система, общество в целом.
В поле зрения данного исследования попадает подростковый возраст – время активной, кризисной личностной трансформации. Подросток уже не ребенок и еще не взрослый, данный этап характеризуется расширением социального пространства личности, появлением попыток «примерить» на себя образы окружающего взрослого мира. Современное общество цифровых технологий значительным образом расширило эти возможности, сохраняя и ресурсность и опасности предоставления таких возможностей.
Подростковый возраст – время изменения отношений с социумом (родителями, сверстниками, взрослыми), время формирования идентичности, поиска и обретения социальных контактов, профориентации. Помочь подростку экологично социализироваться, обрести предпосылки здоровой сепарации, нравственные опоры и внутренние смыслы жизни на основе получаемого социального опыта в обозначенный период, призваны семья и школа в своем взаимодействии.
Вышесказанное обусловливает актуальность выбранной темы исследования: «Формирование социального опыта у подростков в условиях взаимодействия семьи и школы».
Объект исследования: формирование социального опыта подростков.
Предмет исследования: особенности формирования социального опыта у подростков в условиях взаимодействия семьи и школы.
Цель исследования: изучение аспектов формирования социального опыта у подростков в условиях взаимодействия семьи и школы.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть особенности формирования социального опыта в подростковом возрасте.
2.Изучить современные тенденции взаимодействия семьи и школы.
3.Описать направления формирования социального опыта у подростков в условиях взаимодействия семьи и школы.
4.Провести эмпирическое исследование социального опыта подростков в условиях взаимодействия семьи и школы.
5.Представить технологии и рекомендации по формированию социального опыта подростков в условиях взаимодействия семьи и школы.
Гипотеза исследования: формирование социального опыта становится ресурсным аспектом в воспитании подростков при соблюдении ряда условий:
определения цели формирования социального опыта подростков во взаимодействии семьи и школы;
включения мотивационного, когнитивного, деятельностного компонентов в формирование социального опыта.
Различные стороны проблематики построения мировоззрения в контексте социального развития личности, описаны в трудах О.Е. Аляевой, И.А. Баевой, Г.Е. Залесского, Р.М. Рогова, Е.В. Нефедовой и др.; основные характеристики гуманитарного мировосприятия у В.П. Бездухова, В.Г. Воронцовой, Н.М. Михайловой; психологические особенности жизненного опыта и мировосприятия подростка в исследованиях Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.А. Люблинской. Социальное значение человека экзистенциально создающего свой образ, в рамках которого расширяется понимание значимости и способов бытия, выбора истинных человеческих ценностей (А.Г. Асмолов, В.П. Зинченко, Д.А. Леонтьев, В.И. Слободчиков и др.).
Теоретическая значимость исследования обусловлена анализом приращения теоретического знания в области аспектов формирования социального опыта у подростков.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов в преподавательской, исследовательской, консультативной работе.
Методы исследования: изучение литературы по теме исследования, наблюдение, изучение и обобщение опыта исследования, сравнение, обобщение, систематизация, моделирование.
Исследование структурно включает введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ
1.1.Особенности формирования социального опыта в подростковом возрасте
Подростковый возраст – один из актуальных во все времена изучения возрастного развития. С подростковым возрастом связаны многие изменения и на личностном и на социальном уровне. Как и на любом другом кризисном этапе, подростковый кризис – это всегда стресс, но предполагающий шанс приобретения чего-то нового[ Козлов В.В. Психология кризиса : монография / В.В. Козлов. – М. : Ин-т консультирования и системных решений, 2014. – 519 с.].
Как возраст он характеризуется неким этапом между детством и взрослостью. Можно сказать, что его начало обусловлено биологически, а окончание подросткового возраста, скорее, обусловлено культурой. Соответственно, временные рамки подросткового возраста варьируются в культурном контексте. Они различны и зависят от культурного контекста развития подростка[ Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2016. – С. 67.].
В отечественной практике и науке выделяются три этапа подросткового возраста. Младший подростковый (10-13 лет), или 5–6 классы, и старший подростковый возраст (13-15 лет), или 7-8 классы. Наряду с ними выделяют и раннюю юность, имея в виду учеников 9-10 классов (15-17 лет).
Подростковый этап развития сложен в том контексте, что уникальное трансформирующееся восприятие мира у подростка порождает некоторое непонимание со стороны взрослых. Происходящие изменения могут порождать конфликты поколений, непонимание между взрослыми и подростками, между социумом в целом и подростком. Последний, ощущает одиночество, определённую уникальность своих переживаний. На данном этапе может проявляться девиантное поведение, аддиктивное поведение. Есть риск этих проявлений, но они не обязательно сопровождают подростковый возраст.
Учитывая, что это действительно кризисный этап и в возрастном развитии он переходный, он предполагает переход к взрослости (юности, молодости) и т.д. [ Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реан. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2012. – С. 41.]. Соответственно, то, как подросток проходит этот этап, насколько эффективно ближайшее окружение помогает ему в этом, зависит вектор его личностного развития. Не будет преувеличением отметить, что всю последующую жизнь подростковый возраст также оказывает значимое влияние на личность[ Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реан. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2012. – С. 41.].
Исследования подросткового возраста в первой трети XX века зачастую связывали личностное развитие и социальные столкновения на данном этапе с процессом полового созревания. Нужно сказать, что данное видение излишне упрощённо. Безусловно, многие факторы оказывают влияние на подростковый возраст и половое созревание важный, но не определяющий. В большей степени имеет значение роль социума и качества социального взаимодействия подростка. Особенности формирования групп, к которым подросток чувствует себя причастным. Важны характеристики и проявления социума.
В частности, Э.Эриксон рассматривал подростковый возраст как один из наиболее трудных в отношении кризисного прохождения и говорил, что он наполнен в эмоциональном смысле. Здесь доминируют напряжение тревожность. Это напряжение, в первую очередь, связанное с формированием целостности личности, идентичности. На это формирование влияет не только анатомо-физиологическое развитие, но и в целом мировоззренческая, духовная ситуация в обществе в момент в котором подростку приходится формироваться[ Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. – М.: Прогресс,1996. – 344 с.]..
Д.Б.Эльконин подчеркивал, что подростковый возраст, как и любой кризисный этап, также предполагает формирование новообразований, которые в свою очередь формируются под воздействием такого компонента, как ведущий вид деятельности. В подростковом возрасте традиционно рассматривать ведущим видом деятельности общение и обучение. Ведущая деятельность подростка проистекает от ведущего вида деятельности предыдущего этапа. Вспоминая младший школьный возраст, мы говорим о том, что здесь ведущей была учёба и частично игра. Теперь взамен, при активной направленности в мир для подростка в первичным становится все, что связано с социумом. Подростка интересуют социальные взаимодействия и познание самого себя. Все то, что происходит внутри личности, а это, в свою очередь, порождает некоторые противоречия. Так, познание самого себя вызывает ощущение некоторого непонимания со стороны других людей, ощущение уникальности своих переживаний, как отмечалось выше. Переживания подростка порождают трудности из-за того, что социум создает для него иллюзию непонимания со своей стороны. Подростку кажется, что он одинок и никто не в состоянии разделить его переживания и понять его. Особенно взрослые люди. Так, понимание с взрослыми уходит и подросток ищет компании сверстников, референтные группы тех, кто ближе ему «по духу». Подросток стремится к самопознанию и рефлексии[ Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2013. – 319 с.].
Р.В.Овчарова говорит нам о том, что одним из значимых новообразование периода подросткового возраста становится представление о себе как «не о ребёнке». Также речь идёт о том, что описываемый возраст –это этап перехода и ознаменовывается последний тем, что личность созрела для новых интересов увлечений более широкого ракурса[ Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2016. – С. 67.].
Подростка теперь интересует или другие, отличные от прошлых интересов, или более широкая сфера для него становится актуальна. Также имеет место стремление занимать более значимую, более взрослую позицию. При этом, психологических и эмоциональных возможностей для этого ещё нет, как указывает Л.В.Божович. Последнее, опять же, создаёт внутренний конфликт и дополнительные внешние конфликты[ Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. – М.: Знание, 1979. – 37 с.].
Л.С.Выготский говорил о том, что а есть три «точки преткновения», противоречия между которыми ознаменовывает переходный возраст – это социально-культурное взаимодействие, физиологическое взаимодействие и взаимодействие на уровне нервной системы, обусловливающее самые разные аспекты. Энергетически это очень мощный период, но гармонии на этом этапе нет. Это, с одной стороны, эмоциональный подъем, в котором обозначенные выше аспекты проявляются. Но, реализация этой энергии требует и ответственности, и волевых усилий, и саморегуляции. Здесь подросток справляется не всегда[ Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. – С. 267.]. Подростки противоречивы в своих проявлениях, в своих желаниях, в своих интересах, увлечениях, в своём отношении к себе и к окружающим. Распространенной можно представить ситуацию, когда подросток в прекрасном состоянии духа, уверенный в себе, вдруг, под воздействием какого-либо внутреннего или внешнего порыва сникает, его самооценка падает, настроение портится, сил больше нет.
Подросток «пробует себя» в разных ролях, в ситуациях, действиях. Ему это очень свойственно и в дальнейшем, в юношеском возрасте этот порыв трансформируется и реализуется в необходимости осознания «кто я», выбора себя, выбора того, «на какой ты стороне». Подростковый возраст это предшествующий этап юношеской идентичности.
Л.Ф.Обухова, ссылаясь на концепцию культурно-социологического развития Э.Шпрангера, указывает, что подросток может «двинуться» в трёх векторах развития[ Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2016. – С. 121.]. Первый вариант – то бурное, кризисное, стрессовое течение подросткового периода, ведущее к личностному росту и новому представлению о себе. Второй вектор развития – когда подросток постепенно, шаг за шагом трансформируется и проходит этап созревания постепенно. В дальнейшем можно услышать от уже взрослого человека или юноши: «У меня не было бурного подросткового кризиса».
Третий вариант – ситуация, когда у подростка, в первую очередь, активно развивается воля, что на этом этапе весьма ценно. Он учится контролировать свои желания, свои эмоциональные проявления, всё то, что становится для него относительно новым и неконтролируемым в этот период.
Ш.Бюлер нам также говорила о том, что подростковый возраст характеризуется появлением индивидуальности, рефлексии, более выпуклого появление своего «Я». Помимо половых аспектов развития, еще раз подчеркивает автор, на первый план выступают именно психологические аспекты. Ш.Бюллер выделяла в подростковом возрасте несколько ступеней. Предшествующий пубертатному период – характеризуется гиперчувствительностью и гиперактивностью. В дальнейшем на первый план выходит противоречивость, тревожность и некоторая раздражительность, которая очень хорошо «считывается» и оценивается окружающими людьми во взаимодействии. Наконец, как в некотором смысле завершение подросткового возраста – происходит открытие новой личности и позитивное уже видение окружающего мира. Автор указывает, что ресурсными источниками позитивного развития личности является причащение подростков источников искусства, творчества, науки, а затем и любви. В своей причастности к любви (братской, дружеской, романтической) подросток находит красоту и осмысленность мира[ Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Москва [и др.] : Питер, 2012. – 705 с.].
Таким образом, основные направления развития личности в подростковом возрасте – отношение человека к окружению, отношение к социуму, отношение к самому себе.
В подростковом возрасте мы видим новые возрастные задачи. В частности, в нашей культуре – это профессиональное самоопределение, достижение общего социального статуса и развитие волевых процессов, способности к самоконтролю и построение своего личного «авторского» взаимодействия с другими людьми.