Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном мире темп жизни ускорился настолько, что реальность угнетает психику человека. На многие аспекты социального взаимодействия человека влияет состояние тревоги. Не случайно, в психологии утверждается, что тревога - это фундаментальное свойство невроза. По данным статистики, в России за последние 40 лет уровень распространенности пограничных нервно-психических расстройств вырос, в т. ч. неврозов - в 2,6 раза[ Чеша З.В., Игнатович В.К., Гендерные особенности взаимосвязи акцентуаций характера и тревожности в старшем подростковом возрасте // Педагогика: история, перспективы. 2023. Том. 6. № 3. с. 132.].
Гендерной проблематике посвящены интересные работы зарубежных авторов – Ш. Берн, О. Вейнингера, Д.В. Винникотта, М. Вудман, М. Киммела. В работах отечественных авторов также популярна эта проблематика, это работы В.С. Агеева, Т. Бендас, Е.П. Ильина, И.С. Клециной, И.С. Кона, Л.Г. Степановой.
В последнее время интерес российских ученых-психологов к исследованию тревожности намного усилился в связи с отчетливыми изменениями в жизни общества, вызывающими неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, тревогу и тревожность.
Проблемой тревожности занимались такие зарубежные ученые, как 3. Фрейд, К. Хорни, Ч.Д. Спилбергер, Р. Мэй, а также отечественные – А.М. Прихожан, Л.И. Божович, И.В. Дубровина и др. Работы К. Леонгарда, А.Е. Личко, В.С. Мерлина, А.Ф. Лазурского, И.В. Страхова и других ученых посвящены вопросам изучения акцентуаций характера. Проблема гендерной тревожности исследовалась В.Д. Рябовой, В.В. Гавриш, И.В. Гаркушой, А.Г. Сусловой, М.К. Семеновой и др.
Вместе с тем необходимо отметить, что и в настоящее время отечественными психологами тревожность исследуется преимущественно в узких рамках конкретных, прикладных проблем, что в данной работе определило актуальность темы исследования.
Актуальность исследования состоит в возможности психологического измерения параметров гендерного проявления тревожности у мужчин и женщин. Полученные данные вносят вклад в диагностику поведения личности с учетом ее определенных психологических характеристик. Следует отметить, что единой теории тревожности не существует, и поэтому ученые проводят исследования факторов, определяющих изменения уровня тревожности в рамках физиологического, оценочного, когнитивного, чувственного и бихевиористического направлений. Из всех проявлений тревожности для нашего исследования релевантными являются те, которые имеют отношение к гендерным проявлениям тревожности.
Цель исследования состоит в исследовании особенностей проявления гендерной тревожности в возрастной группе 25-40 лет.
Объект исследования: тревожность.
Предмет исследования: гендерные проявления тревожности.
Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что существуют гендерные различия проявления тревожности. Женщины склонны к проявлению высокой ситуативной и личностной тревожности. В то время как у мужчин чаще всего низкий уровень ситуативной и личностной тревожности.
В соответствии с целью выдвинуты следующие задачи:
1. Провести анализ проблемы проявления тревожности в психологической литературе.
2. Изучить «гендерную тревожность», как форму проявления личностной тревожности.
3. Рассмотреть методы и приемы преодоления тревожности во взрослом возрасте.
4. Провести анализ проявления гендерной тревожности в возрастной группе 25-40 лет.
5. Представить результаты анализа проявления гендерной тревожности в возрастной группе 25-40 лет.
6. Разработать рекомендации, направленные для самопомощи при тревожности.
Методы исследования. Для решения сформулированных задач и для проверки гипотезы использованы теоретические и эмпирические методы исследования: Теоретический анализ литературы. Констатирующий эксперимент. Тестирование. Психодиагностические тесты (методики).
Теоретические методы: анализ литературы - понятия тревожности в психологической литературе, «гендерной тревожности», как формы проявления личностной тревожности, методов и приемов преодоления тревожности во взрослом возрасте; понятийно-терминологический анализ применялся для описания понятийного поля проблемы.
Эмпирические методы: изучение, анализ и обобщение эффективного опыта; оценка проявления гендерной тревожности в возрастной группе 25-40 лет.
Психодиагностические тесты (методики). 1. Шкала самооценки уровня тревожности Спилберга – Ханина (шкала реактивной и личностной тревожности). 2. Шкала нервно-психического напряжения Немчина. 3. Тест на стрессоустойчивость (автор: Ю. В. Щербатых).
Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов исследования:
1) в процессе развития теоретических представлений о тревожности, гендерной тревожности;
2) психологами при работе с симптомами гендерной тревожности во взрослом возрасте.
Структуру работы определяют цели и задачи исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
1. Теоретические основы гендерные особенностей проявлений тревожности
1.1 Анализ проблемы проявления тревожности в психологической литературе
Тревожность – это эмоциональный комплекс, характеризующийся внутренним дискомфортом, напряжением, неуверенностью, боязнью негативных последствий событий и действий. Тревога возникает в ответ на реальную или предполагаемую опасность и проявляется в виде физического дискомфорта, такого как сердцебиение, потливость, тремор, бессонница, а также эмоциональных и поведенческих аспектов, таких как страх, паника, паника и избегание определенных ситуаций.
Тревога либо так называемая тревожность является специфическим эмоциональным проявлением напряженности индивида, которое появляется как итог предчувствия либо понимания неопределенной, порой неосознаваемой и реальной опасности.
Тревога зачастую указывает на скрытое проявление эмоционального состояния предчувствия определенной опасности либо возможной неудачи, проявляемой в воображении в качестве определенной угрозы. И как результат тревожность порой это не только результат определенной ситуации, но и определенный контекст, придаваемый самим индивидом. Для разных людей одинаковые ситуации зачастую представляются по-разному, так одни воспринимают ситуацию в качестве стандартного положения вещей в то время как другие будут очень сильно переживать.
У всех людей личный показатель тревожности. Данный показатель представляет определенные сигналы индивиду относительно того, что возможно возникнет определенная угроза и в данном случае в ход идут личные ресурсы организма, а также психика индивида. Возникающая в данном случае активность способствует адаптации индивида к возникшим условиям, как итог возникновения ситуации, которую человек предвидел. В таком случае тревога проявлялась как благоприятный показатель.
Но, существуют ситуации, при которых тревожность обладает иным действием. Существуют индивиды, у которых ощущение тревоги появляется в ситуации появления реальной угрозы и в данном случае активность трансформируется в беспомощность, что приводит к появлению неврозов. Такое состояние указывает на появление негативной тревожности. Возникновение на уровне психики тревожности находится в зависимости как от личных особенностей, а также от предрасположенности к определенным переживаниям, так и от культурно-социального положения.
В настоящее время принято выделять два типа тревожности, а именно личностную тревожность, которая существует в качестве свойства психики, а также ситуационная тревожность, которая выступает в качестве итога реакции индивида на появившуюся угрозу.
И как результат приходим к выводам о том, что ситуационная тревожность является эмоциональным ответом на возникшую ситуацию в то время как личностная тревожность является свойством характера, которое указывает на предрасположенность индивида к испытанию тревоги.
Тревога, это комплекс эмоциональных, а также поведенческих реакций, возникающих в результате влияния на индивида определенных стрессовых состояний. В качестве таких стрессов можно выделить влияние внешних раздражителей либо различные внутренние состояния такие при которых индивид существует в настоящее время, а также которые присходили в прошлом и в результате которых наблюдается определенная интерпретация происходящего, а также появляется предвосхищение будущей ситуации развития.
В таком случае тревога способствует изысканию определенной реальной опасности, способствуя конкретизации собственного сознания и определения точных пределов опасности, моделирования негативных сценариев в случае реального возникновения негативной ситуации и вариантов преодоления.
В итоге понимания существующей опасности сознание индивида активизирует познавательные процессы, которые будут нацелены на реальность и саму опасность.
При более детальном рассмотрении понятия тревоги и которое первоначально определялось как «знак к сражению» то можно сделать выводы о том, что в реальности тревога, это определенный знак относительно того, что приближается опасность, которая порой бывает довольно кардинальной, а значит необходимо мобилизовать все усилия для преодоления данного состояния и недопущения отрицательных последствий.
Исследованием понятия тревожности занимались многие ученые. И одним из самых первых ученых, который пытался понять сущность тревоги был З. Фрейд. Автор в данном направлении делал выводы о том, что определенные переживания человека такие как действия, а также импульсы и помимо этого определенные мысли либо конкретные воспоминания выступают на основании собственного характера довольно бессмысленными, либо вызывающими довольно большую тревогу. Но, они способны из сознания индивида исчезать. В это же время способности приводящие к устранению из сознания определенных событий обязательно трансформируются оказывая препятствие процессу восстановления[ Рикрофт, Чарльз Тревога и неврозы / Чарльз Рикрофт; перевод В.М. Астапов, Ю. М. Кузнецова; под редакцией В. М. Астапова. - 2-е изд. - Москва, Саратов: ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019.].
В обозначенном случае будет работать физиологическая система, которая является довольно похожей способности «охранительного» торможения. То есть в ситуации если происходит довольно большое возбуждение торможение способствует защите мозга от избыточного перевозбуждения и как результат можно наблюдать довольно сложный и аффективный процесс переживания выступающий в качестве обязательного для человека и который имеет способность активного торможения и в данном случае происходит процесс «вытеснения» определенных событий про которые индивид забывает[ Сидоров, К.Н. Тревожность как психологический феномен // Вестн. Удмуртского ун-та. – 2013. – Вып. 2. С. 44.].
В это же время в ситуации вытеснения мысли могут трансформироваться в сознание и в данном случае опять появляется тревогу и весь процесс повторяется. И как результат можно наблюдать практически непрекращающийся конфликт происходящих на уровне подсознания. В данном плане стоит отметить то, что в плане вытеснения определяющая роль отводится состоянию тревоги. И тут стоит отметить то, что тревога является эмоциональным проявлением довольно похожим на возникающее в ситуации если извне происходит определенная опасность проявляющаяся в качестве «Эго», и которая исполняет функцию предупреждения индивида относительно возможной угрозы, которую стоит не допустить либо преодолеть со всем спокойствием. При помощи тревоги индивид способен адекватно воспринимать всевозможные угрозы[ Чернецкая, Н. И. Экспериментальная психология: практикум: учебное пособие. - Москва: ИНФРА-М, 2023.].
Вытеснение в такой ситуации является первоначальным либо исходным вариантом защиты при помощи которого индивид ликвидирует существующие в его сознании переживания. В это же время вытесненные из сознания мысли остаются в подсознании, и они порой выплескиваются наружу, а вместе с ними выходит наружу и имеющаяся тревога. В результате этого можно наблюдать процесс работы специальных охранных механизмов, основная задача которых состоит в выявлении и последующем укреплении механизмов, которые не дают ходу негативным импульсам. В череде данных импульсов принято выделять рационализацию, а также реактивное образование и кроме этого замещение и так далее. В этой ситуации вытеснение будет находиться в зависимости от присутствия угрозы «Эго», тогда как почти не находится в зависимости от небольших угроз или обычной неприятной ситуации.
Затем в результате ликвидации причин вытеснения происходит стабилизация сознания. Тогда, когда угрозы больше нет то можно наблюдать безопасное возвращение в категорию осознанного восприятия действительности[ Перлз, Ф. Превращение тревожности в возбуждение. Общая психология. Тексты / Ф. Перлз; под ред. В.В. Петухова. – Москва: УМК «Психология»; Генезис, 2016. Т. 2, кн. 1.].
В данном случае стоит отметить то, что на данный момент времени нет стабильной эмпирической базы относительно рассмотренных рассуждений З. Фрейда по поводу того, что вытеснение используется в качестве средства противодействия негативным переживания. И как результат обосновать присутствие какой-либо связи между вытеснением и существующей тревогой, а кроме этого обозначить саму природу тревоги, а также основания ее возникновения на основании психоаналитического направления исследования в настоящее время не представляется возможным[ Ефимова, Н. С. Основы общей психологии: учебник. - Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2020.].
А. Адлер в рамках индивидуального направления исследования личности представлял тревогу как специальный компонент невроза. В данном случае автор представляет невроз довольно широко. И в качестве данной категории определяет диагностически разрозненное понятие, которое состоит из разнообразных поведенческих отклонений. С точки зрения автора индивиды, которые страдают неврозами являются личностями, которые избрали неверный жизненный путь прежде всего в результате того, что в детстве у них либо наблюдались определенные физические отклонения, либо в детстве относительно данных индивидов наблюдалась повышенная опека или они были отвергнуты. И именно такие индивиды в будущем становятся очень тревожными, в результате того, что они не ощущают необходимой безопасности, у них нет чувства защищенности, а, следовательно, у них появляются предвестники психологической защиты для преодоления ощущения неполноценности.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Адмакин О.И., Юмашев А.В., Нефедова И.В. Взаимосвязь уровня а-амилазной активности и скорости слюноотделения с показателями гемодинамики и выраженностью проявления психоэмоционального стресса // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2017 - № 4-4. С. 106-113.
2.Адмакин О.И., Юмашев А.В., Нефедова И.В. Этиотропный подход в анализе и диагностике состояния тревожности у студентов медицинского университета // Успехи современной науки и образования. - 2017 - Т. 4 - № 8. С. 46-48.
3.Айсина, Р. М. Индивидуальное психологическое консультирование: основы теории и практики: учебное пособие. - Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2020 -148 с.
4.Андронникова, О. О. Специальные проблемы психологического консультирования: учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2022. – 352 с.
5.Астапов, В. М. Тревожность у детей. - 2-е изд. - Москва, Саратов: ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019. - 160 c.
6.Айзенк, X. Психологические теории тревожности // Тревога и тревожность. – Санкт-Петербург: Питер, 2016. – С.224 - 247.
7.Астапов, В.М. Тревожность у детей. – М.: Per Sе, 2018. – 160 с.
8.Авраменко Н.Н. Взаимосвязь успешности спортивной деятельности с уровнем тревожности // Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки. - 2020. - № 2(7). - С. 46-55.
9.Азарнов Н. Н., Азарнова А. Н. Иррациональные факторы снижения людьми негативных психических состояний // Публичное/частное в современной цивилизации: материалы XXII российской научно-практической конференции (с международным участием), 16–17 апреля 2020 года. – Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2020 – С. – 445-449.
10.Азарнов Н.Н., Азарнова А.Н. Социально-психологические условия внушения личностей в деятельности // Цивилизация знаний: российские реалии. Материалы XVIII Международной научной конференции. – М., РосНОУ, 2017 – С.90-94.
11.Азарнов Н.Н., Лукина В.А. Влияние иррациональных форм познания реальности на психическое состояние людей//Сборник трудов XXII Международной научной конференции. – г. Москва, - 2021. – С.562-569.
12.Архипова И. Г. Понимание актуальности социальной тревожности и ее профилактики в современном мире // Общество: социология, психология, педагогика. - 2023. - № 11. - С. 90–97.
13.Бернс, Д. Терапия беспокойства: как справляться со страхами, тревогами и паническими атаками без лекарств: практическое руководство. - Москва: Альпина Паблишер, 2021 - 552 с.
14.Богомаз, С.Л. Влияние тревожности на стратегии поведения личности // Психологический Vademecum: Психологическая феноменология в образовательной среде: мультидисциплинарный подход: сб. науч. ст. / под ред. С.Л. Богомаза, В.А. Каратерзи, С.Ф. Пашковича. – Витебск, 2019. – С. 85–91.
15.Богомаз, С.Л. Тревожность как стратегия поведения личности // Право. Экономика. Психология. – 2020. − № 3. – С. 78–81.
16.Беркович О. А., Маркина Н. В. Личностные особенности людей с высоким уровнем социальной тревожности // Человеческий фактор: социальный психолог. 2019. № 1 (37). С. 127.
17.Грехов Р. А., Сулейманова Г. П., Адамович Е. И. Роль тревоги в психофизиологии стресса // Природные системы и ресурсы. Вестник ВолГУ. Серия 11, Естественные науки. Т. 7 №1. 2017. С. 302-306.
18.Грановская, Р. М. Взаимосвязь темперамента, психологических защит и совладания со стрессом // Вестник психотерапии. – 2020. – № 68 (73). – С. 83-99.
19.Газиева, А. Я. Нарушения гендерной идентичности // Молодой ученый. – 2020. – № 27 (317). – С. 137-139.
20.Еникеев М. И. Общая и социальная психология: Учебник - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2018 - 640 с.
21.Ефимова, Н. С. Основы общей психологии: учебник. - Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2020. - 288 с.
22.Жумгалбеков, А. Первичные тревоги студентов и стратегии их преодоления // Universum: психология и образование. – 2020. – № 8 (74). – С. 15-20.
23.Ильин, Е.П. Психофизиология состояний человека. – Санкт-Петербург: Питер, 2015. С. – 228 с.
24.Имедадзе И.В. Вопросы возрастной и педагогической психологии // Культурно-историческая психология. – 2019. – № 2. – С.4-13.
25.Корытко, И. Д. Психологические факторы социальной тревожности // Научные труды Московского гуманитарного университета. – 2021. – № 1. – С. 13-17.
26.Кропачев М. А. Корпоративная культура и социальная тревожность // Культура и искусство: традиции и современность: материалы ХII Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 29 февраля 2024 г.) / БОУ ВО «ЧГИКИ» Минкультуры Чувашии. Чебоксары: ЧГИКИ, 2024. С. 32–36.
27.Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2023. – 460 с.
28.Осман Н. Биологические механизмы тревожности: генетические ассоциации генов BDNF и AMPD1 с ситуативной и личностной тревожностью // Современная зарубежная психология. - 2024. - № 1. - C. 33-46.
29.Окашев А.В. Особенности проявления тревожности // Тенденции развития науки и образования. - 2020. - № 62-20. - С. 32-35
30.Прихожан, А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. – Т. 3. – № 2. – С. 11-17.
31.Погребняк, А. Тирания тревоги: как избавиться от тревожности и беспокойства. - Москва: Альпина Паблишер, 2020 - 150 с.
32.Перлз, Ф. Превращение тревожности в возбуждение. Общая психология. Тексты / Ф. Перлз; под ред. В.В. Петухова. – Москва: УМК «Психология»; Генезис, 2016. Т. 2, кн. 1. – 864 с.
33.Прихожан, А.М. Психология тревожности. – Санкт-Петербург: Питер, 2017. – 232 с.
34.Прихожан, A.M. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. – Москва, Воронеж: «МОДЭК», 2018. – 304 с.
35.Реньш М.А. Психологический тренинг: учебно-методическое посо-бие. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2016.- 235 с.
36.Рикрофт, Чарльз Тревога и неврозы / Чарльз Рикрофт; перевод В.М. Астапов, Ю. М. Кузнецова; под редакцией В. М. Астапова. - 2-е изд. - Москва, Саратов: ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019. - 142 c.
37.Романенко А.А. Тревожность как фактор возникновения суицидального риска // Коллекция гуманитарных исследований. - 2018. - № 2(11). - С. 59-65.
38.Сапогова, Е. Е. Консультативная психология: учебное пособие. - 2-е изд., перераб. - Москва: ИНФРА-М, 2023. - 427 с.
39.Сапогова, Е. Е. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2023. - 638 с.
40.Семенова, Л. Э. Гендерная психология: учебное пособие. - Москва: ИНФРА-М, 2022. - 309 с.
41.Синкевич И.А. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и уровня тревожности // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-4. - С. 345-348.
42.Социальная психология образования. Практикум: учебное пособие / под ред. О.Б. Крушельницкой, М.Е. Сачковой, Л.Б. Шнейдер. - Москва: ИНФРА-М, 2022. - 262 с.
43.Сидоров, К.Н. Тревожность как психологический феномен // Вестн. Удмуртского ун-та. – 2013. – Вып. 2. С. 44-49.
44.Соловьев, В.Н. Адаптация, стресс, здоровье. – Ижевск: Изд. дом «Удмуртский университет», 2015. – 698 с.
45.Станченков, И. В. Оценка клинической эффективности организационной модели медико-психологической реабилитации на основе анализа динамики показателей психического статуса военнослужащих, подвергшихся воздействию боевого стресса // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. - 2021. - № 2. - С. 115-122.
46.Тревога и тревожность: хрестоматия / С. Кьеркегор, З. Фрейд, О. Ранк [и др.]; под редакцией В. М. Астапова. - 2-е изд. - Москва, Саратов: ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019. - 240 c.
47.Фетискин, Н. П. Психология воспитания стрессосовладающего поведения: учебное пособие. - Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2022. - 240 с.
48.Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. – Москва: Айрис-пресс, 2014.
49.Хьелл, Л. Теории личности. – Санкт-Петербург: Питер Ком, 2018. – 366 с.
50.Чеша З.В., Игнатович В.К., Гендерные особенности взаимосвязи акцентуаций характера и тревожности в старшем подростковом возрасте // Педагогика: история, перспективы. 2023. Том. 6. № 3. с. 132-179.
51.Чернецкая, Н. И. Экспериментальная психология: практикум: учебное пособие. - Москва: ИНФРА-М, 2023. - 120 с.
52.Чупракова Н.Н. Тревожность: пути решения проблемы // Sciences of Europe. - 2020. - № 60-4(60). - С. 51-55.
53.Шамрей, В. К. Современные методы объективизации психических расстройств у военнослужащих // Социальная и клиническая психиатрия. - 2021. - № 2. - С. 56-64.