Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Ввод продуктового подхода в университетах России привело к очередной волне значительных изменений в организации, которые анализируются с позиции науки и их последствий в контексте социологии управления. В настоящее время ВУЗы России на этапе постоянных трансформаций, которые вызывают имитацию механизмом и отпор академической среды из-за их масштабов и скорости. Мониторинг процессов и путей интеграции такого подхода в структуру вузов считается необходимым для следующего анализа итогов уже внедренных инноваций управления. Что требует от социальных институтов адаптации к новым изменениям. Процесс актуален с точки зрения улучшения политики и программ соцуправления в сфере ВУЗа для эффективного синергии руководства и кадров, что поможет достичь нужной эффективности в корпоративных и социальных проектах и решит важнейшие стратегические задачи российских университетов [3].
Степень разработанности проблемы: вопросам реализации продуктового подхода в профориентационной деятельности образовательных учреждений посвящены труды следующих авторов:
Цель работы заключается в изучении процесса внедрения продуктового подхода в профориентационную деятельность высшего образовательного учреждения на примере Забайкальского государственного университета (ЗабГУ).
Задачи, необходимые для раскрытия цели:
1. Изучить суть понятия продуктовой стратегии в ВУЗе;
2. Проанализировать работу ЗабГУ за 2023-2024 годы;
3. Раскрыть критерии осуществления продуктовой стратегии в ВУЗе;
4. Обосновать программу профориентационной деятельности ЗабГУ.
Методология и методы исследования. Ввод продуктового подхода предполагает изменения в структуре ВУЗа, а также переработку функционирования норм и правил. Сюда включается введение инновационных механизмов управления, технологий и методик, которое связано с переосмыслением методов взаимодествия между «студентами-преподавателями-администрацией».
Анализ научных публикаций определяет основной исследовательской проблемой - отсутствие методологической базы для внедрения рассматриваемого подхода в ВУЗах, которое затрудняет анализ многообразия моделей по подходу и выявление трендов в развитии организационного управления.
Практическая ценность исследования - итоги могут использоваться для улучшения организационного управления рассмотренного подхода в ВУЗах. Кроме того, служат основой для активных дисскусий в науке и способствуют созданию инновационных стандартов проектного обучения в контексте современного перехода к новым гособрстандартам.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКТОВОГО ПОДХОДА В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА
1.1 Сущность понятия продуктового подхода в образовании
В современном обществе образование стало ключевым элементом жизни человека и оказывает значительное влияние на экономическое развитие в глобальном масштабе. В этой связи стоит обратить внимание на продуктовый подход в контексте ВУЗа. В рыночной экономики образовательные учреждения, включая вузы, должны постоянно улучшать свои управленческие практики и оперативно реагировать на трансформацию рынка труда и образовательных услуг. В таких обстоятельствах лучшим инструментом для оптимизации управленческих процессов становится внедрение продуктового подхода.
По – мнению Волкова Д.С., продуктовый подход – это методология, которая фокусируется на создании и улучшении конкретных продуктов или услуг для удовлетворения определенных потребностей или решения проблем пользователей. Этот подход используется в различных отраслях, включая технологии, здравоохранение, образование и многие другие [1]
Автор Русина Н. А. считает, что «продуктовый подход – это метод работы над продуктом или услугой, который позволяет получить результат оптимальным образом, с фокусировкой на бизнес-цели организации и желания потребителя» [2]. Для увеличения доходов бизнеса необходимо внимательно прислушиваться к потребностям клиентов. Важно отметить, что суть подхода, ориентированного на продукт, заключается в акценте на разработке товара, где главная задача — обеспечить ценность для пользователей и компании. Наоборот, их следует подробно анализировать и принимать во внимание в процессе разработки нового товара.
Согласно Пятыжкина С.С., «продуктовый подход – это короткий цикл, в рамках которого весь фокус специалиста, предпринимателя или product-менеджера направлен на продукт. При реализации цикла задействуют быстро применяемые метрики, которые помогают подобрать действие для действий по отношению к продукту» [3].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агатова О. А. Методологический data-anthropo подход в аналитике больших данных для политик и практик развития Ю. А. Агатова // Большие данные в образовании: data-anthropo для политик и практик развития: коллективная монография /Автор-составитель О. А. Агатова. Москва: Издательство "Наука", 2022. С. 7-36. URL: http://bigdata-edu.com/docs/2022/data_anthropo.pdf (дата обращения: 01.03.2025).
2. Агатова, О. А. Патентные разработки в методологии доказательного управления на основе анализа данных в образовании / О. А. Агатова // Право интеллектуальной собственности. – 2024. – № 1(75). – С. 20-24.
3. Анализ внедрения проектного обучения в российских вузах / М. В. Куклина, А. И. Труфанов, Н. Г. Уразова, А. В. Бондарева // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 6. С. 62.
4. Боронина Л. Н. Организационно-управленческий контекст развития проектного обучения в высшей школе / Л. Н. Боронина, С. В. Ольховикова, А. А. Балясов // Наука. Культура. Общество. – 2024. – Т. 30, № 2. – С. 52-69.
5. Бредихин Г.П. Распоряжение исключительным правом на объекты интеллектуальной собственности /Г. П. Бредихин // Вестник Костромского государственного университета. 2020. № 2. Т. 26. С. 242-248
6. Воденко К. В. Теория и методология организации системы науки и образования в формате 4.0 на базе человеческого и искусственного интеллектуального капитала // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов: Сб. докладов VI Всерос. социол. конгресса (Тюмень, 14–16 октября 2020). Тюмень : РОС, 2020. С. 5529–5535.
7. Газизулин В.В. Вырасти с франшизой /В. В. Газизулин. Москва: Издательство "Англичанка", 2019. 230 с.
8. Гапонова О. С., Чилипенок Ю. Ю. Традиционные и инновационные практики университетов в решении задач социально-экономического развития регионов // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов: Сб. докладов VI Всерос. социол. конгресса (Тюмень, 14–16 октября 2020). Тюмень : РОС, 2020. С. 2794–2807.
9. Данейкин Ю. В., Калпинская О. Е., Федотова Н. Г. Проектный подход к внедрению индивидуальной образовательной траектории в современном вузе // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 8-9. С. 104–116.
10. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Трансформация предметного поля социологии управления: новые вызовы // Социологические исследования. 2016. № 7(387). С. 48–57.
11. Ищенко М. М., Сичкарь Т. В. Проблемы проектного образования в современной России // Вестник евразийской науки. 2019. Т. 11, № 1. С. 19.
12. Кисель О. В., Дубских А. И., Бутова А. В. Трудности применения студентоцентрированного подхода в российском высшем образовании // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 8-9. С. 95–103.
13. Кокбэн Я. Франчайзинг и лицензирование /Я. Кокбэн. URL: https://www.wipo.int/export/sites/www/sme/ru/documents/docs/franchising.pdf (дата обращения: 01.03.2025).
14. Комаров А. В. К вопросу о разработке механизмов и инструментов расширения ценности научно-технологических проектов полного цикла с использованием методологии TPRL/А. В. Комаров, Д. А. Матвеев, А. В. Филимонов, А. В. Сартори // Экономика науки. 2015. № 4. Т. 4. С. 282-296. URL: file:///C:/Users/pc/Downloads/k-voprosu-o-razrabotke-mehanizmov-i-instrumentov-rasshireniya-tsennosti-nauchno-tehnologicheskih-proektov-polnogo-tsikla-s-ispolzovaniem-metodologii-tprl.pdf (дата обращения: 01.03.2025)
15. Лосев С.С. Актуальные проблемы противодействия злоупотреблением исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности в законодательстве и правоприменительной практике государств - членов ЕАЭС /С. С. Лосев // Право интеллектуальной собственности. 2022. №4. С. 4-11.
16. Мишин И. Н. Реализация проектной деятельности в системе студентоцентрированного обучения // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 3. С. 140–151.
17. Организационная модель проектного обучения в бакалавриате / Н. А. Хлебников, И. Н. Обабков, С. Т. Князев [и др.] // Университетское управление: практика и анализ. 2023. Т. 27, № 1. С. 50–57.
18. Паникарская, С. А. Управление развитием образовательной организации в рамках продуктового подхода / С. А. Паникарская // Молодёжная научная весна : Материалы LI Научно-практической конференции молодых исследователей ЗабГУ. В 3-х частях, Чита, 08–12 апреля 2024 года. – Чита: Забайкальский государственный университет, 2024. – С. 154-157.
19. Проектное обучение: практики внедрения в университетах / Под ред. Л. А. Евстратова, Н. В. Исаева, О. В. Лешукова. М. : НИУ ВШЭ, 2018. 152 с.
20. Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Методы прикладных социальных исследований: Учебное пособие. 2-е изд., доп. М. : Вариант, 2022. 215 с.
21. Сенашенко В. С. Уровни сопряжения системы высшего образования и сферы труда // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 3. С. 38–47.
22. Сутужко В. В. Общенаучные аспекты теории оценки // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2009. № 1(9). С. 42–46.
23. Хамидулин В. С. Модернизация модели проектно-ориентированного обучения в вузе // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 1. С. 135–149.
24. Школа управления СКОЛКОВО. URL: https://www.skolkovo.ru/ expert-opinions/chto-takoe-produktovyj-podhod-i-kak-ego-primenyat (дата обращения: 01.03.2025). Текст: электронный.
25. Щербина В. В. Обосновано ли существование социологии управления как специальной социолого-регулятивной теории? // Социологические исследования. 2021. № 3. С. 57–65.
26. Boronina L. N., Senuk Z. V. Temporal analysis of Project training // 12th International Conference of Education, Research and Innovation ICERI 2019 Proceedings (Valencia, 11-13 November, 2019). Valencia: IATED Academy, 2019. P. 7639–7647.
27. Demir C., Kocabas I. Project management maturity model (PMMM) in educational organizations // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2010. Vol. 9. P. 1641–1645.
28. Klaus-Rosinska A., Zablocvka-Kluczka A. Project management in universities: The institutional aspect // International Businesss & Economics Research Journal. 2014. Vol. 13(6). P. 1525–1538.
29. NMC Horizon Report: 2015 Higher Education Edition / L. Johnson, S. Adams Becker, V. Estrada [et al.]. Austin, Texas : The New Media Consortium, 2015. 56 p.
30. Peters L., Solomon R. Exploring student project management and evaluation strategies in undergraduate universities // International Journal of Research Publication and Reviews. 2023. Vol. 4, No. 3. P. 1560–1562.
31. Poston R. S., Richardson S. M. Designing an academic project management program: A collaboration between a university and a PMI chapter // Journal of Information Systems Education. 2011. Vol. 22(1). P. 55–72.
32. Simbolon R., Koeswanti H. D. Comparison of Pbl (Project Based Learning) Models with Pbl (Problem Based Learning) Models to Determine Student Learning Outcomes and Motivation // International Journal of Elementary Education. 2021. Vol. 4(4). P. 519– 529.
33. Yin R. K. Case study research design and methods. 5th ed. Thousand Oaks, CA: Sage, 1994. 282 p.