Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Использование пластических материалов играет важную роль в дошкольном образования. Особую ценность оно приобретает на этапе среднего возраста, когда моторика рук развивается значительными темпами и происходит творческое развитие личности ребёнка.
Актуальность темы исследования подтверждается соответствием нормам федерального государственного образовательного стандарта в части развития творческого воображения дошкольников. Именно пластические материалы, при использовании их в рамках обоснованной методики, дают педагогический эффект – результат в части общего развития личности ребёнка.
Использование пластических материалов на этапе среднего возраста целесообразно также и потому, что именно в пределах данного возраста дошкольник начинает хорошо понимать инструкцию. Помимо этого идёт активное подражание деятельности взрослых: дошкольник гораздо лучше координирует свои движения и оценивает свои сенсорные возможности и способности. Все эти результаты возможны при использовании пластических материалов.
В связи с тем, что в среднем возрасте ребёнок отличается высоким уровнем подвижности, то задачей педагога является сохранение интереса к работе с пластическими материалами. Если педагог будет проявлять творческую фантазию и использовать личностно – ориентированный подход при работе с дошкольником среднего возраста, то это определит успешность использования методики работы с пластическими материалами.
На сегодняшний день в практике дошкольных образовательных учреждений накоплен богатый опыт по применению пластических материалов в работе с детьми среднего дошкольного возраста. В работе используются самые простые пластические материалы: пластилин, папье-маше, бумагопластика. Все указанные техники успешно сочетаются между собой и продуктом такой деятельности дошкольника является творческая работа или целый проект. Большую роль здесь играет самостоятельный творческий замысел дошкольника: в тот момент, когда дошкольник начинает фантазировать самостоятельно – начинается творческий процесс, что является неотъемлемой частью развития личности ребёнка.
Все перечисленные факты подтверждает актуальность исследования, которая заключается в комплексном изучении методики работы с пластическими материалами на занятиях с детьми среднего дошкольного возраста и практика ее применения в условиях дошкольной образовательной организации, а также разработки рекомендаций по применению данной методики.
Объект исследования: развитие изобразительных умений и навыков детей средней группы в лепке.
Предмет исследования: определение эффективной методики работы с пластическими материалами на занятиях в ДОО.
Цель исследования: изучить методику работы и практику применения пластических материалов на занятиях лепкой.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы организации занятий и методику работы с пластическими материалами в работе с детьми дошкольного возраста.
2. Рассмотреть теоретические основы лепки: дать ей определение, показать её роль в развитии детей, описать виды лепки, пластические материалы, задачи, содержание, тематику занятий.
3. Провести диагностику/мониторинг и экспериментально проверить возможности комплекса занятий с пластическими материалами в развитии изобразительных умений и навыков детей среднего возраста.
4. Обобщить и описать результаты исследовательской деятельности, сделать выводы и заключение.
Методы исследования. Теоретические: (анализ, синтез, дедукция, индукция, обобщение, классификация, моделирование, аналогия, формализация, абстрагирование, конкретизация, аналогия. Практические: наблюдение, эксперимент, практическое моделирование, измерение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С ПЛАСТИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ В СРЕДНЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Психолого-педагогические особенности детей среднего дошкольного возраста
Дошкольный возраст является важным в развитии ребёнка, так как именно в этот период закладываются все необходимые навыки, качество формирований которых повлияет на всю последующую жизнь ребёнка. Именно поэтому изучению психолого – педагогических особенностей дошкольного возраста посвящено значительное количество трудов отечественных и зарубежных учёных.
В дошкольном возрасте дети находятся на стадии активного познавательного интереса к миру. Они начинают осваивать базовые навыки и умения, такие как говорение, чтение, письмо, математика и социализация. Важно понимать, что каждый возраст имеет свои психолого-педагогические особенности, которые необходимо учитывать при взаимодействии с детьми[ Сваталова Т. А. Нормативно-правовые основания реализации ФГОС ДО : Учебное пособие для слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования / Т. А. Сваталова, С. А. Ларюшкин. – 2-е издание. – Челябинск : Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2021. – С. 8.
].
Особое место в периодизации дошкольного возраста занимает средний дошкольный возраст. Его изучение помогает педагогам – практикам понять потребности и интересы дошкольника в столь значимый период времени. Учёт данных особенностей необходим для создания грамотной образовательной среды, в которой развитие личности ребёнка будет проходить с минимальными педагогическими потерями.
Е. В. Мигунова определяет средний дошкольный возраст от 4 до 5 лет. По мнению автора, именно в этом возрасте у детей начинают формироваться следующие особенности:
психические процессы начинают быть произвольными;
формируется самостоятельность;
процессы, происходящие в окружающей среде, начинают вызывать интерес;
появляется и формируется любознательность и любопытство [ Мигунова Е. В. Педагогика развития ребенка: дошкольная педагогика / Е. В. Мигунова. – Великий Новгород : Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, 2022. – С. 5. ].
Средний дошкольный возраст является своеобразным переходным периодом, так как, с одной стороны, такие дети уже начинают взрослеть и подходить к возрасту начальной школы, а с другой стороны – у них ещё прослеживается некая детскость. Особенность данного возрастного периода и заключается в их двойственности.
Н. С. Ежова определяет физические особенности среднего дошкольного возраста:
появляется уверенность в себе;
движения становятся разнообразными и более координированными;
потребность в движении становится постоянной;
если нет возможности двигаться, то ребёнок становится крайне капризным [ Ежкова Н. С. Дошкольная педагогика : Учебное пособие / Н. С. Ежкова. – 1-е изд.. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – С. 26.
].
В дошкольной педагогике принято считать, что в среднем возрасте особое внимание необходимо уделять сенсомоторному развитию. Чем больше структур, которые можно пощупать и потрогать, ребёнок изучит, тем больше будет развиваться его психика и психические процессы.
Также психолого – педагогической особенностью среднего дошкольного возраста является проявление эмоций во время осуществления любого вида деятельности. О. О. Гонина делает исследовательский акцент на том, что проявление эмоций для дошкольников среднего возраста – это не только проявление эмоций, но и своеобразная психологическая разгрузка[ Гонина О. О. Психология дошкольного возраста : Учебник и практикум / О. О. Гонина. – 3-е изд., пер. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – С. 80. ]. Именно поэтому в среднем дошкольном возрасте важно организовывать учебно – воспитательный процесс таким образом, чтобы эмоции органично сочетались с двигательной активностью.
В среднем дошкольном возрасте активно развивается речь, и ребёнок её использует для общения с внешним миром: он интересуется, задаёт вопросы, познаёт интересные особенности окружающей действительности. Особенно плодотворно в данном возрасте занимать проектной деятельностью, когда у ребёнка формируется первичная исследовательская компетенция.
Устная речь также проявляется в активном общении со сверстниками: дошкольники активно общаются между собой, просто потому, что нуждаются в этом. В данный период формируется не только стремление к партнёрству, но и потребность в игровой деятельности по половому признаку.
И. Н. Камышанова отмечает, что Дети среднего дошкольного возраста особенно активны в коммуникации со взрослыми. Помимо того, что они задают большое количество вопросов, ответы на них подлежат качественному анализу. То есть можно сказать о том, что в среднем дошкольном возрасте начинает формироваться критическое мышление, способствующее активной аналитической деятельности[ Камышанова, И. Н. Психология восприятия детской литературы в дошкольном возрасте / И. Н. Камышанова, А. С. Рытова, К. Р. Наук // Педагогическое образование и современная наука: проблемы и перспективы развития : Сборник научных трудов. – Москва : Государственный университет просвещения, 2024. – С. 417.
].
В период среднего дошкольного возраста педагогические работники должны набираться терпения, так как воспитанники очень общительны, коммуникабельны и иногда слишком активны. Также и родители не должны отмахиваться от вопросов: необходимо идти на контакт с ребёнком и удовлетворять его любопытство корректными выражениями.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155) [Текст] // Российская газета. - 25 ноября 2013 - № 6241.
2.Белкина, В. Н. Детская психология. Взаимодействие со сверстниками : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Н. Белкина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 170 с.
3.Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста : Учебник и практикум / О. О. Гонина. – 3-е изд., пер. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 460 с.
4.Ежкова, Н. С. Дошкольная педагогика : Учебное пособие / Н. С. Ежкова. – 1-е изд.. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 100 с.
5.Мигунова, Е. В. Педагогика развития ребенка: дошкольная педагогика / Е. В. Мигунова. – Великий Новгород : Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, 2022. – 69 с.
6.Сваталова, Т. А. Нормативно-правовые основания реализации ФГОС ДО : Учебное пособие для слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования / Т. А. Сваталова, С. А. Ларюшкин. – 2-е издание. – Челябинск : Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2021. – 64 с.
7.Халезова, Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду [Текст]/Н.Б. Халезова. – М.: Просвещение, 1984. – 112 с.
8.Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду [Текст]/Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина, Г.В. Пантюхина. - М.: Просвещение, 1986. – 144 с.
9.Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников [Текст]/Г.Г. Григорьева. – М.: Академия,1999. – 268 с.
10.Еманова, С. В. Педагогика и психология раннего и дошкольного возраста / С. В. Еманова ; Курганский государственный университет. – Курган : Курганский государственный университет, 2021. – 142 с.
11.Заббарова, М. Г. Чудеса своими руками : рабочая тетрадь по творческому развитию обучающихся / М. Г. Заббарова. – Ульяновск : Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, 2020. – 44 с.
12.Калинина, Л. Н. Технология создания изделий декоративно-прикладного творчества : электронное учебное пособие / Л. Н. Калинина, Е. Ю. Афанасьева. – Чебоксары : Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2023. – 523 с.
13.Алеуова, Р. Ш. Изобразительная деятельность как средство развития творческого потенциала дошкольника / Р. Ш. Алеуова, Д. Торемуратова // Молодой ученый. – 2020. – № 20(310). – С. 545-546.
14.Гулиева, Д. Н. Методическая разработка «лепка из соленого теста с дошкольниками» / Д. Н. Гулиева // Теория и методика фундаментальных и прикладных научных исследований : Сборник статей VI международной научной конференции, Санкт-Петербург, 15 ноября 2024 года. – Санкт-Петербург: Гуманитарный национальный исследовательский институт НАЦРАЗВИТИЕ, 2024. – С. 13-14.
15.Зухарь, В. И. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях лепкой с использованием соленого теста / В. И. Зухарь, О. А. Алалыкина, Н. А. Дикарева // Междисциплинарность научных исследований как фактор инновационного развития : Сборник статей Международной научно-практической конференции, Саратов, 10 мая 2024 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2024. – С. 246-248.
16.Игнатова, Н. В. Специфика и виды лепки дошкольников / Н. В. Игнатова // Психолого-педагогические аспекты реализации образовательных программ : сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Челябинск, 23 марта 2020 года. – Челябинск: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований", 2020. – С. 22-24.
17.Камышанова, И. Н. Психология восприятия детской литературы в дошкольном возрасте / И. Н. Камышанова, А. С. Рытова, К. Р. Наук // Педагогическое образование и современная наука: проблемы и перспективы развития : Сборник научных трудов. – Москва : Государственный университет просвещения, 2024. – С. 416-419.
18.Киселева, И. Н. Аппликации Анри Матисса как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста / И. Н. Киселева // Культура: проблемы теории, истории, практики : Сборник научных статей по материалам Третьей межрегиональной научно-практической конференции, Пенза, 27 ноября 2020 года / Отв. редакторы Т.Н. Козина, Г.Н. Рябова. – Пенза: Пензенский государственный университет, 2020. – С. 170-176.
19.Кокшина, В. С. Лепка из соленого теста как средство развития творчества у детей старшего дошкольного возраста / В. С. Кокшина, Ф. С. Газизова // Эффективные практики профориентационной работы в образовательных организациях : Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Якутск, 16 февраля 2024 года. – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2024. – С. 425-427.
20.Короткова, Н. В. Развитие творческих способностей старших дошкольников в изобразительной деятельности / Н. В. Короткова // Герценовские чтения. Художественное образование ребёнка: стратегии будущего : Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. К 30-летию отдела "Российский центр музейной педагогики и детского творчества" Русского музея, Санкт-Петербург, 14 февраля 2020 года. Том 6. Выпуск 1. – Санкт-Петербург: ООО "Издательство ВВМ", 2020. – С. 143-149.
21.Кузнецова, Н. Е. Психология и педагогика в практике современного дошкольного образования / Н. Е. Кузнецова, О. В. Процык // Векторы развития современного образования : сборник статей Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 13 февраля 2024 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2024. – С. 38-41.
22.Кузнецова, О. Л. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как условие развития мелкой моторики у детей 4-5 лет в ДОУ / О. Л. Кузнецова // Современное образование: традиции и инновации. – 2020. – № S3-1. – С. 54-58.
23.Максимова, Л. И. Применение техники бумагопластики в работе с детьми дошкольного возраста / Л. И. Максимова, А. В. Назарова // Энигма. – 2020. – № 22-2. – С. 71-75.
24.Макарова, Л. Н. Бумагопластика как эффективный метод освоения проектных навыков / Л. Н. Макарова // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С.Г. Строганова. – 2023. – № 3-3. – С. 291-303.
25.Михневич, Е. А. Использование лепки из соленого теста в изготовлении игровых атрибутов / Е. А. Михневич // Вопросы дошкольной педагогики. – 2021. – № 6(43). – С. 47-49.
26.Наукометрическое пространство зарубежных исследований по психологии дошкольного возраста / Т. В. Ермолова, А. В. Литвинов, Н. В. Савицкая, О. А. Круковская // Современная зарубежная психология. – 2022. – Т. 11, № 2. – С. 8-19.
27.Невзорова, М. С. Тестопластика как средство развития мелкой моторики у дошкольников / М. С. Невзорова, Т. Б. Нестеркина, О. Д. Матвеева // Наука и Образование. – 2020. – Т. 3, № 4. – С. 219 – 230.
28.Пантелеева, Н. Г. Развитие творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности / Н. Г. Пантелеева // Юсовские чтения. Культурно-творческие компетенции в гуманитарном образовании : Сборник научных статей по материалам XXII Международной научно-практической конференции, Москва, 16–17 ноября 2021 года / Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования. – Москва: Институт художественного образования и культурологии РАО, 2021. – С. 400-405.
29.Пахноцкая, П. И. Творческое развитие детей дошкольного возраста через занятия лепкой / П. И. Пахноцкая // XVIII Машеровские чтения : Материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. В 2-х томах, Витебск, 25 октября 2024 года. – Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2024. – С. 76-78.
30."Пластилинография" - искусство рисования пластилином как средство развития детей 3-4 лет в условиях ДОУ и семьи / О. О. Коробова, Л. Е. Перевезенцева, О. Н. Шкуренко, С. В. Измайлова // Вестник научных конференций. – 2021. – № 4-2(68). – С. 61-63.
31.Риу, В. Папье-маше в детской школе искусств / В. Риу // Искусство в школе. – 2022. – № 5. – С. 55-59.
32.Романова, Ю. Г. Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста на занятиях в ДОУ посредством работы с пластилином / Ю. Г. Романова // Актуальные проблемы начального, дошкольного и специального образования : Материалы IX Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции в рамках Года Науки и технологий, Коломна, 17–18 ноября 2021 года / Под редакцией Т.Ю. Макашиной. – Коломна: Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области "Государственный социально-гуманитарный университет", 2021. – С. 250-253.