Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Построение эффективных систем управление предприятиями является важной, но при этом одновременно достаточно сложным процессом в системе менеджмента организаций.
Понятие систем управления предприятиями формируется на определении процессов по установлению, регулированию и развитию поведения индивидов, которые входят в состав персонала компаний и образуют организацию как единое целое. Таким образом, в широком смысле система управления предприятием – это самостоятельная система, которая имеет определенное предназначение и функции, определяющие характер взаимоотношения всех основных элементов.
Актуальность темы заключается в том, что построение эффективной системы управления организацией является его развитием и получением максимальной экономической выгоды на рынке. Качество систем управления предприятием влияет на функционирование организаций как систем, на результатах их деятельности и эффективности.
Объект работы – управление предприятием.
Предмет – система управления на предприятии ООО «Русконсалт Хуфиланд».
Цель работы заключается в комплексном анализе понятия, экономической сущности, задач, методов и подход к управлению современной организацией, изучении основ построения данной системы в конкретной организации ООО «Русконсалт Хуфиланд».
В связи с этой целью ставятся задачи:
- дать понятие и сущность процесса управления предприятием,
- описать современные методы управления предприятием,
- исследовать основные подходы к построению системы управления предприятием,
- дать общую характеристику деятельности предприятия ООО «Русконсалт Хуфиланд»,
- проанализировать систему управления предприятием ООО «Русконсалт Хуфиланд»,
- предложить основные мероприятия по совершенствованию системы управления предприятием ООО «Русконсалт Хуфиланд»,
- оценить эффект от предложенных мероприятий.
Работа состоит из введения, трех частей, заключения и списка используемой литературы.
В первой главе рассматривается сущность, методы и подходы к управлению предприятием.
Во второй главе дается анализ системы управления предприятием ООО «Русконсалт Хуфиланд».
Третья глава посвящена разработке мер по совершенствованию системы управления предприятием ООО «Русконсалт Хуфиланд».
Гипотеза работы состоит в том, что повышение качества и улучшение основных элементов системы управления предприятием в организации в дальнейшем может способствовать улучшению менеджмента предприятия и основных финансово-экономических показателей его деятельности.
Методологическая основа включает в себя использование таких методов, как анализ (методов управления предприятием), синтез (подходов к определению и классификации методов управления), сравнение (динамики показателей деятельности ООО «Русконсалт Хуфиланд»).
Теоретическая значимость работы состоит в изучении основных подходов и понятия управления предприятием, в раскрытии вопросов важности управления компанией с целью совершенствования ее функционирования.
Практическая значимость обусловлена разработка мер по повышению качества управления в ООО «Русконсалт Хуфиланд» с целью передачи данного управленческого опыта руководству других компаний из смежных отраслей хозяйствования.
Научная новизна работы заключается в комплексном анализе и последующем синтезе основ управления предприятием с целью применения этих знаний на конкретном предприятии.
Эмпирическая база работы включает в себя внутренние документы организации ООО «Русконсалт Хуфиланд», ее финансовую отчетность и материалы отдела бухгалтерии с целью использования этих данных для последующего анализа.
Для раскрытия темы были использованы нормативно-правовые акты, учебные пособия в области экономики предприятий, внутренние документы ООО «Русконсалт Хуфиланд», ресурсы Интернет.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1.Сущность и элементы системы управления предприятием
В широком смысле система управления предприятием – это самостоятельная система, имеющая определенное предназначение и соответственно выполняющая некоторые функции, определяющие характер взаимодействия основных элементов этой системы.
Поскольку система управления не рассматривается как материальный объект, как, например, основные фонды, денежные средства или финансовые вложения организаций, следовательно, она обнаруживается только в результате анализа итогов деятельности предприятий, эффективности их функционирования на рынке.
Основной задачей построения эффективных систем управления организациями является их последующее развитие и получение максимального размера прибыли [25].
На Рисунке 1 обозначены основные связи и взаимоотношения внутри и вне предприятия:
1 – управляющие влияния;
2 – данные о состоянии управляемых систем;
3 – входные ресурсы;
4 – выходные объекты (продукция, услуги);
5 – внешние факторы;
6- исходящая информация и документация;
7 - информация о внешней среде.
Рисунок 1 - Модель системы управления организации [31]
В системе управления организацией выделяют следующие основные ее элементы [16]:
планирующие элементы (перспективы развития и состояния систем управления организацией в будущем);
регулирующие элементы (процессы поддержания и совершенствования установленного порядка функционирования всего предприятия);
маркетинг предприятий (продажа продукции и услуг);
учетный и контрольный элемент (информация о состо¬янии систем управления организацией).
Все элементы системы управления организацией можно представить на Рисунке 2.
Рисунок 2 - Элементы системы управления организацией [32]
Необходимость включения этих эле¬ментов в систему управления организациями базируется на потреб¬ности исполнения функций предприятий и обеспечения их успешности.
Качество систем управления организацией влияет на функционирование организаций как систем, на результатах их деятельности, эффективности работы.
Таким образом, система управления организацией (которая включает менеджмент и руководящие органы управления) постоянно направляет в управляемые подсистемы (персонал компании) необходимую для исполнения задач информацию.
Для определения основных теорий управления организацией, рассмотрим основные функции, выполняемые системой управления предприятием. К основным функциям относятся [7]:
1. Формирование условий для самоорганизации сотрудников компании (разработка и внедрение управленческих структур на предприятии, распределение управленческих функций, регламентация важнейших бизнес – процессов, установление формы ответственности руководящих органов, оценка результатов деятельности сотрудников компании),
2. Определение основной идеи деятельности организации (формирование роли организации для сотрудников, стратегий ее развития и миссии в обществе),
3. Создание систем выполнения задач компании (стратегические, производственные, инвестиционные),
4. Организация выполнения плана (выявление управленческих проблем, организация документооборота, координация деятельности персонала организации, внедрение систем управления),
5. Установление обратной связи (оценка исполнения плана и задач предприятия, контроль сроков и уровня качества их выполнения, составление отчетности, внутренний аудит).
В зарубежной теории менеджмента есть четыре основных школы, которые имели существенное значение для развития теории и практики управления предприятиями [13]:
школа научного управления;
административная (классическая) школа;
школа психологии (школа человеческих отношений и школа поведенческих наук);
школа количественная, или новая (школа науки управления).
Школа научного управления развивалась в США в конце ХIХ – начале ХХ в. Ее основоположник - Ф. Тейлор, считавший менеджмент правильной наукой, которая основана на основе точных законов, принципов. Ф. Тейлор сформулировал знание о том, что работа по управлению предприятием является определенной специальностью менеджера и что организация будут успешной, если ее работники будут сосредотачиваться своих собственных функциях.
Вторая школа управления представлена концепцией административного управления.
Благодаря этой школе было выявлено то, что организацией необходимо управлять систематично для эффективного достижения основных целей. Эта концепция называется классической школой управления.
Школа человеческих отношений, в свою очередь, сделала упор на персонал компании. Со второй половины 1930-х гг. стали также формироваться поведенческие концепции системы управления, в которых главным являются интересы, потребности и ожидания работников и менеджеров компании, цели и ценности компании.
Таким образом, теории и подходы к управлению предприятием подвержены постоянным изменениям. Они постоянно обогащаются, подчиняясь требованию более глубокого понимания управленческих взаимоотношений и процессов на предприятии.
1.2.Основные методы и подходы к организации системы управления современной организацией
Методология теории управления предприятием направлена на выполнение следующих важных функций:
1. познавательная функция (изучение внутренних управленческих взаимоотношений);
2. описательная (сбор, систематизация данных о системе управления компанией);
3. объяснительная (выявление условий, в которых были реализованы те или иные принципы и средства управления);
4. прогностическая (анализ прошлых и настоящих ситуаций в управлении, определение перспективных путей изменений в управленческой деятельности в будущем);
5. контрольная (осуществление контроля над организацией управленческого процесса, правильного использования познавательных средств и полноты и целостности изучения того или иного объекта управления);
6. оценочная (оценка соответствия существующей системы управления предприятия тенденциям его развития, социальным ожиданиям, потребностям сотрудников);
7. образовательно-воспитательная (распространение информации об управлении организацией);
8. прикладная функция (разработка рекомендаций совершенствования систем управления).
В данных функциях отражается практическое направление методов в теории управления предприятием.
Управление организацией реализуется путем применения различных методов воздействия на сотрудников.
Методы занимают особое место в системе управления, так как они соединяют воедино свои теории и практики применения. Так, для ответа на вопросы, как реализовать правильно управленческую работу, методы управления позволяют воспользоваться системой правил, приемов и подходов, которые бы сократили затраты времени и другие ресурсы на постановку целей и их реализацию. Одновременно с этим использование системы методов для изучения новых проблем системы управления позволяет аккумулировать знания об основах управления и о закономерностях, существующих в различных процессах на предприятии, таким образом, способствуя развитию теории управления.
Основу методов составляет процесс применения моделирования, экспериментирования, конкретно-исторического подхода, экономико-математических и социологических инструментов и т.д. Специфика управленческой деятельности предприятия оказывает влияние на выбор форм, масштабов и результативность применения общенаучных методов. Так, они могут базировать на выборе системного подхода к управлению, комплексного подхода, моделирования, экономико-математических методов управления, экспериментирования, конкретно-исторического подхода, социологических исследований.
Разные методы управления организацией представляют собой совокупность правил, способов и подходов, сокращающих издержки времени и ресурсы предприятий.
Выделяются следующие методы управления организацией (Рис.3):
Рисунок 3 - Методы управления организацией [34]
Экономические методы управления организацией формируются на основе объективных потребностей и интересов индивидов, которые образуют организацию как единое целое. Основной смысл применения этих методов заключается в создании для руководства и персонала компании условий, учитывающих экономические последствия деятельности.
Организационно-административные методы базируются на директивных указаниях руководства компании.
Нормативно – правовые методы управления – это правила, нормы и процедуры деятельности сотрудников в компании, которые приносят ей максимальные управленческие эффекты. Данная группа методов проявляются в процессе формирования устава компаний, документооборота и корпоративной культуры предприятий.
Таким образом, выбор метода управления организацией воздействует на эффективность принятия любого управленческого решения, успешность исполнения индивидами собственных задач, что играет важную роль в обеспечении эффективности функционирования организаций.
Качество и эффективность функционирования систем управления организацией не определяется квалифицированным управленческим персоналом, опытом и разных знаниями систем менеджмента. Эффективная управленческая система – это система, дающая наилучшие результаты при наименьших издержках.
Наилучшие результаты функционирования систем управления возможны при оптимальной их организации, где все элементы исполняют свои функции и задачи.
Эффективность систем управления организацией можно оценивать с помощью многих подходов, которые отражают следующие результаты деятельности систем управления [18]:
1. Своевременность, полнота и достоверность текущего и будущего состояния объектов управления,
2. Организация бизнес – процессов,
3. Точность и выгодность принятия управленческих решений для предприятия,
4. Долговременное развитие управляемых объектов или процессов.
Источником и ключевым фактором эффективности систем управления выступает принцип [18]:
высокого качества обратной связи (достоверности сведений о среде управления, низком уровне неопределенности в коммуникациях предприятия, высокой степени обработки данных),
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский Кодекс РФ (глава 4)// "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994.
2. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 23.11.2015) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
3. Бариленко В. И. и др. Основы бизнес - анализа: учебное пособие. / под ред. В. И. Бариленко. - М.: КНОРУС, 2014. - 272 с.
4. Васильева Л.С. Финансовый анализ/ Л.С. Васильева. – М.: КноРус, 2017. – 804 с.
5. Веснин, В. Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник / В. Р. Веснин. – М.: Проспект, 2016. – 688 с.
6. Гутова А.Б. Управление денежными потоками: теоретические аспекты// Финансовый менеджмент. - 2014. –№4. - С.50-87
7. Елиферов В. Г. Бизнес - процессы: регламентация и управление/ В.Г. Елиферов. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 386 с.
8. Ермасов С.В., Ермасова Н.Б. Финансовый менеджмент: учебное пособие/ С.В. Еврмасов. - М.: Юрайт, 2014. - 621 с.
9. Забелина, О.В. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие / О.В. Забелина, Г.Л. Толкаченко. - М.: Экзамен, 2014. - 224 с.
10. Зудина Л.А. Организация управленческого труда. Учебное пособие/ Л.А. Зудина. – М.: Инфра-М, 2014. - 546 с.
11. Кибанов, А. Я. Основы управления предприятием: Учебник / А. Я. Кибанов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 447 с.
12. Лапуста М.Г. Финансы предприятий/ М.Г. Лапуста. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 585 с.
13. Ларионова И.К. Стратегическое управление/ И.К. Ларионова. – М.: Дашков и К, 2014. – 274 с.
14. Магданов П.В. Система управления организацией: понятие и определение// ВЕСТНИК ОГУ. – 2012. - №8(144). – С.56 – 67.
15. Нечаев Е.И. Организация производства и предпринимательской деятельности/ Е.И. Нечаев. - Краснодар: КубГАУ, 2013. - 266 с.
16. Поршнев А.Г., Румянцева З.П. Управление организацией/ А. Г. Поршнев, З. П. Румянцева. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 375 с.
17. Радченко Л.А. Организация производства на предприятиях/ Л.А. Радченко. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 352 с.
18. Репин В. В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов/ В.В. Репин. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 419 с.
19. Рофе И.А. Экономика труда/ И.А. Рофе. – М.: Кнорус, 2013. – 224 с.
20. Сергеев И.В. Экономика предприятий [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://uchebnik.biz(дата обращения: 11.12.2018)
21. Теннент Дж. Управление денежными потоками/ Д. Теннент. – М.: Альпина Паблишинг, 2014. – 585 с.
22. Терехин В.И., Моисеев С.В. Финансовое управление фирмой / В.И Терехин, С.В. Моисеев. - М.: Экономика, 2012. - 350 с.
23. Фищенко К. С. Оценка эффективности работы персонала// Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф.— М.: РИОР, 2015. — 70 с.
24. Черногорский С.А. Основы финансового анализа/ С.А. Черногорский. - М.: Герда, 2013. - 176 с.
25. Чечевицына Л.Н., Чуев И.Н.. Экономика фирмы: Учебное пособие для студентов вузов/ Л.Н. Чечевицына. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 400 с.
26. Чуев И.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности/ И.Н. Чуев. – М.: Дашков и К, 2013. – 367 с.
27. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности/ В.Г. Шипунов. - М.: Инфра-М, 2010. - 504 с.
28. Институт менеджмента, инноваций и бизнес – анализа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.refa.de/home (дата обращения: 22.12.2018), свободный
29. все об организации труда в компании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.jobgrade.ru/ (дата обращения: 29.12.2018) , свободный
30. библиотека по менеджменту [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.inventech.ru (дата обращения: 27.12.2018) , свободный
31. управление предприятием [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://consulting.1c.ru (дата обращения: 12.12.2018) , свободный
32. институт управления бизнесом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://investobserver.info (дата обращения: 2.01.2019) , свободный
33. экономический портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://institutiones.com/ (дата обращения: 12.01.2019) , свободный
34. сообщество HR менеджеров [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hr-portal.ru/ (дата обращения: 13.01.2019) , свободный
35. журнал «Финансовый директор» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fd.ru/ (дата обращения: 1.01.2019) , свободный
36. финансы и кредит [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fin-izdat.ru (дата обращения: 12.01.2019) , свободный
37. финансовый менеджмент [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.finman.ru (дата обращения: 7.01.2019) , свободный
38. журнал «Управленческий учет» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.upruchet.ru (дата обращения: 6.01.2019) , свободный
39. журнал «Финансовый вестник» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: finance-journal.ru (дата обращения: 2.01.2019) , свободный
40. Материалы компании ООО «Русконсалт Хуфиланд»