Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. В художественных произведения применяется большое количество различных выразительных средств, которые делают текст более экспрессивным и интересным для читателя. Все они достаточно хорошо изучены, однако как литературоведы, так и учителя русского языка незаслуженно игнорируют такое довольно часто применяемое языковое средство как степени интенсивности признака, которые могут быть выражены различными специальными лексическими единицами или трансформацией слов посредством изменения их морфемного состава.
Степень изученности проблемы. Подготовка теоретической части данной дипломной работы показала, что в данный момент отсутствуют авторитетные источники, которые в полной мере раскрывали бы вопрос о применении в художественной литературе и в качестве методического материала по развитию речи показатели степени интенсивности признака.
Цель курсовой работы – провести анализ показателей степени интенсивности признака как художественное средство и как дидактический материал для работы по развитию речи обучающихся.
Объект курсовой работы – показатели степени интенсивности признака.
Предмет курсовой работы – показатели степени интенсивности признака как художественное средство и как дидактический материал для работы по развитию речи обучающихся.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Охарактеризовать категорию интенсивности признака в языковой культуре.
2. Изучить средства выражения интенсивности признака в русском языке (интенсификаты и интенсификаторы).
3. Рассмотреть категорию интенсивности признака как дидактический материал для работы по развитию речи обучающихся.
4. Привести общую характеристику повести М.А. Булгакова «Роковые яйца».
5. Описать разновидности языковых средств интенсификации признака в повести М.А. Булгакова «Роковые яйца».
6. Проанализировать интенсификацию признака как художественное средство в повести М.А. Булгакова «Роковые яйца».
7. Разработать методические рекомендации по развитию речи обучающихся на материале средств интенсификации признака в русском языке.
Материал исследования: повесть М.А. Булгакова «Роковые яйца» (1925).
Методы исследования:
– анализ научной и художественной литературы;
– описательный;
– обобщение;
– классификация;
– сравнительный;
– моделирование;
– исторический;
– контент-анализ;
– проектирование.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы по проблеме изучения теоретических аспектов изучения интенсивности признака как художественное средство и как дидактический материал для работы по развитию речи обучающихся.
Практическая значимость исследования обусловлена проведением практического исследования категории интенсивности признака как художественного средства и как дидактического материала для работы по развитию речи обучающихся на примере повести М.А. Булгакова «Роковые яйца».
Научная новизна исследования основана на разработке программы по развитию речи учащихся 5–9-х классов на основе материала повести М.А. Булгакова «Роковые яйца» посредством изучения средств интенсификации признака.
Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка использованной литературы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Современные исследования по языкознанию очень активно обсуждают проблему, связанную с приданием категории интенсивности определенного статуса. Научные работы последних лет проявляют особый интерес к этой теме, рассматривая ситуации, в которых признак подвергается ослаблению или усилению, при этом введение категории интенсивности может характеризоваться как формальное, условное, необходимое для обозначения и обобщения этих понятий. При этом надо отметить, что ни один из исследователей не смог дать точного определения интенсивности, однако термин используется повсеместно.
2. Понятие «интенсивность» имеет достаточно точную принадлежность, т.е. оно может относиться к объектам, вне зависимости от их реальности или абстрактности, и отражать их основные свойства, в частности, речь идет о силе, количестве, ценности, величины. Фактически именно в каком-либо изменении признака количественного характера и заключается интенсивность. При этом качество признака не меняется, он просто усиливается или ослабляется в определенном контексте.
3. Отличительной же чертой именно интенсивности признака выступает прагматичность как однозначное смысловое значение (у синонимов такой характеристики нет). Это означает, что применение лексических единиц, которые обозначают интенсивность признака, всегда обусловлены определенной значимостью для субъектов речевой коммуникации. При этом также исследователи делают акцент и на том, что интенсивность можно назвать структурным компонентом экспрессивности, ее обязательным условием и признаком.
4. В рамках рассмотрения категории интенсивности необходимо также сделать акцент на понятии интенсификации, которое раскрывается в научной литературе как некоторый признак объекта, который имеет количественный характер, однако необязательно должен содержать эмоциональную окраску, самое главное, что он становится для субъекта коммуникации чем-то значимым, а контекст меняется за счет его включения. В первую очередь, это самостоятельное явление, которое носит прагматический характер, во вторую – некий признак, который выделяется в ряду количественных характеристик объекта.
5. Интенсивность признака является важной характеристикой, которая реализуется в авторских текстах и зависит от их направленности, а также индивидуальной авторской манеры. Важно понимать, что применение интенсификации не может быть случайным – она всегда преследует значимые цели, которых можно достигать, воздействуя на целевую аудиторию, языковой игрой, в частности, основанной на усилении или ослаблении того или иного признака.
6. Важной целью интенсификации, вне зависимости от типа текста, в котором она применяется, является усиление языкового воздействия на реципиента. Данное воздействие не является прямым
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бельская, Е.В. Проблемы интенсивности в современной отечественной лексикологии / Е.В. Бельская // Вестник Томского государственного университета. – 2004. – № 282. – С. 202–210. – Текст непосредственный.
2. Булгаков, М.А. Роковые яйца / М.А. Булгаков // Азбука. Официальный сайт издательства. – 2022. – URL: https://azbyka.ru/fiction/rokovye-jajca-bulgakov/ (дата обращения: 20.12.2024). – Текст электронный.
3. Десятская, С.В. Понятийная связь категории интенсивности с категориями эмоциональности и экспрессивности / С.В. Десятская // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». – 2017. – № 12. – С. 220–222. – Текст непосредственный.
4. Кадысева, С.С. Категория интенсивности в системе функционально-семантических, функционально-стилистических категорий» / С.С. Кадысева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2010. – Т. 12. – № 5. – С. 54–60. – Текст непосредственный.
5. Карповская, Н.В. Интенсивность атрибутивного признака как лингвопрагматическая категория (на материале испанского языка) / Н.В. Карповская // Научная мысль Кавказа. – 2010. – № 1 (61). – С. 176–181. – Текст непосредственный.
6. Лукьянова, Н.А. Экспрессивная лексика разговорного употребления: проблемы семантики / Н.А. Лукьянова. – Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1986. – 230 с. – Текст непосредственный.
7. Лутфуллина, А.А. Категории интенсивности и деинтенсивности / А.А. Лутфуллина // Молодой ученый. – 2017. – № 19 (153). – С. 409–410. – Текст непосредственный.
8. Менглинова Л.Б. Особенности мифопоэтики в повести М. А. Булгакова «Роковые яйца» / Л.Б. Менглинова // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2008. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-mifopoetiki-v-povesti-m-a-bulgakova-rokovye-yaytsa?ysclid=m510ae5t6u517140443 (дата обращения: 20.12.2024). – Текст электронный.
9. На, Л. Город на осадном положении: анализ повести М. А. Булгакова «Роковые яйца» / Л. На // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Литературоведение, журналистика». – 2014. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gorod-na-osadnom-polozhenii-analiz-povesti-m-a-bulgakova-rokovye-yaytsa?ysclid=m53icxd4pg667662719 (дата обращения: 20.12.2024). – Текст электронный.
10. Ревенко, И. В. Комплекс признаков семантической категории «Интенсивность» / И.В. Ревенко // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. – 2013. – № 2 (24). – С. 200–205.
11. Ремизова, В.Ф., Моисеева, И.Ю. Лексические интенсификаторы в разностилевых текстах / В.Ф. Ремизова, И.Ю. Моисеева // Вестник Оренбургского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова. – 2020. – № 7. – URL: http://elib.osu.ru/bitstream/123456789/1882/1/2104-2110.pdf (дата обращения: 20.12.2024). – Текст электронный.
12. Савичева, Х.Н., Рахимова, Э.Ф. Понятие семантической категории интенсивности и ее языковое выражение / Х.Н. Савичева, Э.Ф. Рахимова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – URL: https://research-journal.org/archive/3-45-2016-march/ponyatie-semanticheskoj-kategorii-intensivnosti-i-ee-yazykovoe-vyrazhenie?ysclid=m55bwpkdlt720807860 (дата обращения: 23.12.2024). – Текст электронный.
13. Сандакова, М.В. Тенденции развития класса лексических интенсификаторов в русском языке новейшего периода / М.В. Сандакова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2020. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-razvitiya-klassa-leksicheskih-intensifikatorov-v-russkom-yazyke-noveyshego-perioda?ysclid=m56b3xbm6m55174803 (дата обращения: 20.12.2024). – Текст электронный.
14. Сюткина, Н.П. Наречия-интенсификаторы в ситуации с эмотивными каузативами adverbial intensifiers in situation with emotive causatives / Н.П. Сюткина // Теоретическая и прикладная лингвистика. – 2019. – № 5 (1). – С. 145–155. – Текст непосредственный.
15. Шарапова, Е.В. Интенсификаторы в идиостиле Ф.М. Достоевского: нестандартная сочетаемость и ее семантические эффекты / Е.В. Шарапова // Вестник РУДН. Серия «Теория языка, семиотика, семантика». – 2021. – Т. 12. № 2. – URL: https://journals.rudn.ru/semiotics-semantics/article/viewFile/26757/19478 (дата обращения: 20.12.2024). – Текст электронный.
16. Шейгал, Е.И. Интенсивность как компонент семантики слова в современном английском языке. Дисс. на соиск. уч. ст. к.филолог. н. / Е.И. Шейгал. – М.: МГПИИЯ им. Мориса Тореза, 1981. – 244 с. – Текст непосредственный.
17. Штатская, Т.В. О категории интенсивности / Т.В. Штатская // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 3 (часть 2). – С. 175–176. – Текст непосредственный.
18. Шустова, С.В. Функционально-грамматический каузатив «возбуждать» в аспекте когнитивного моделирования / С.В. Шустова // Межвузовский сборник научных трудов «Наука и практика в XXI веке». – Астрахань, 2018. – С. 34−38. – Текст непосредственный.