Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Заболевания желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) занимают одно из ведущих мест в структуре заболеваемости населения. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), более 30% людей сталкиваются с различными патологиями ЖКТ, требующими как консервативного, так и оперативного лечения. Диагностика данных заболеваний зачастую невозможна без применения инструментальных методов исследования, таких как эндоскопия, рентгенография, ультразвуковое исследование (УЗИ) и другие.
Качественная подготовка пациента к этим исследованиям является важнейшей составляющей диагностического процесса, так как от нее напрямую зависит информативность полученных результатов. В этом процессе ключевую роль играет медицинская сестра, которая обеспечивает выполнение всех подготовительных мероприятий, поддерживает пациента психологически, а также контролирует его состояние перед процедурой.
Актуальность темы обусловлена высокой частотой заболеваний ЖКТ, требующих инструментальной диагностики, а также возрастающими требованиями к качеству медицинской помощи. В условиях современной медицины именно медицинская сестра выступает связующим звеном между пациентом и врачом, помогая пациенту правильно подготовиться к исследованию, минимизировать стресс и избежать осложнений.
Целью данной работы является изучение особенностей профессиональной деятельности медицинской сестры при подготовке пациентов с патологиями ЖКТ к инструментальным методам исследования.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1.Изучить анатомо-физиологические особенности желудочно-кишечного тракта и основные патологии, влияющие на выбор методов диагностики.
2.Рассмотреть виды инструментальных методов исследования ЖКТ и их специфику.
3.Проанализировать роль медицинской сестры в подготовке пациента к различным исследованиям.
4.Разработать алгоритмы подготовки пациентов с учетом их индивидуальных особенностей и методов диагностики.
5.Выявить значение психологической поддержки пациента в процессе подготовки.
Объект исследования: профессиональная деятельность медицинской сестры.
Предмет исследования: процесс подготовки пациента с патологиями ЖКТ к инструментальным методам диагностики.
Методологической основой работы являются современные клинические рекомендации, научная литература и практический опыт медицинских учреждений. Работа состоит из двух частей: теоретической, где рассматриваются особенности подготовки пациентов и роль медицинской сестры, и практической, включающей алгоритмы действий и рекомендации для медицинского персонала.
Результаты исследования могут быть полезны в практической деятельности медицинских сестер, а также при разработке образовательных программ для среднего медицинского персонала.
1 РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ПОДГОТОВКЕ ПАЦИЕНТОВ С ПАТОЛОГИЯМИ ЖКТ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1 Особенности патологии ЖКТ и их влияние на подготовку пациентов
1.1.1 Анатомо-физиологические особенности ЖКТ
Желудочно-кишечный тракт (ЖКТ) представляет собой сложную систему, выполняющую жизненно важные функции: механическую и химическую обработку пищи, всасывание питательных веществ и выведение непереваренных остатков. В состав ЖКТ входят:
Полость рта.
Глотка.
Пищевод.
Желудок.
Тонкий и толстый кишечник.
Печень, поджелудочная железа и желчный пузырь (вспомогательные органы) [1, c. 24].
Особенности анатомии и физиологии:
A.Пищевод: мышечный трубчатый орган, основная функция которого — транспорт пищи в желудок. Дисфункции пищевода (например, гастроэзофагеальный рефлюкс) могут потребовать дополнительных мер при подготовке пациента, таких как временное исключение пищи.
B.Желудок: основной орган, где пища подвергается ферментативной обработке. Для диагностики патологий, таких как гастрит или язвенная болезнь, важно исключить пищу и жидкости за 8–12 часов до исследования.
C.Тонкий кишечник: является ключевым участком для всасывания питательных веществ. Патологии тонкого кишечника, такие как целиакия или синдром мальабсорбции, требуют использования очищающих препаратов перед исследованием.
D.Толстый кишечник: участвует в формировании каловых масс. При заболеваниях, например, язвенном колите, важно тщательно очищать кишечник для точной визуализации на диагностических процедурах.
E.Печень и поджелудочная железа: эти органы участвуют в пищеварении через выработку ферментов и желчи. Заболевания печени (цирроз, гепатиты) могут влиять на выбор методов подготовки к инструментальной диагностике ) [2].
Влияние анатомо-физиологических особенностей:
Каждый орган желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) обладает уникальными анатомо-физиологическими особенностями, которые требуют учета при подготовке пациента к инструментальным методам исследования. Эти особенности влияют на выбор методик подготовки, требования к диете, очищению и физиологическому состоянию пациента перед диагностикой [1].
A.Пищевод
Анатомо-физиологические особенности:
Пищевод представляет собой трубчатый орган, который соединяет полость рта с желудком. Его слизистая оболочка устойчива к кратковременному воздействию кислоты, но чувствительна к механическому раздражению.
Пищевод активно участвует в процессе перистальтики, обеспечивая продвижение пищи.
Влияние на подготовку:
Для эндоскопического исследования пищевода (эзофагоскопии) важно, чтобы слизистая была свободна от остатков пищи или жидкости, которые могут нарушать визуализацию.
Подготовка пациента предполагает полный отказ от приема пищи и воды за 6–8 часов до процедуры, чтобы исключить возможные рвотные рефлексы и обеспечить чистоту полости пищевода.
Пациенту необходимо сообщить о возможных ощущениях при введении эндоскопа и предложить средства для местной анестезии глотки (например, лидокаин).
B.Желудок
Анатомо-физиологические особенности:
Желудок выполняет функции накопления, переваривания и частичного расщепления пищи. Его слизистая оболочка вырабатывает соляную кислоту, обеспечивая бактерицидный эффект.
Желудок имеет складчатую структуру, что затрудняет визуализацию, если в нем сохраняются остатки пищи или слизь.
Влияние на подготовку:
Для эндоскопических методов (например, ЭГДС) важно полностью освободить желудок от пищи и жидкости, так как их наличие может затруднить обзор и взаимодействие с инструментами.
Перед исследованиями пациенту рекомендуется соблюдать голодание в течение 8–12 часов. Это обеспечивает чистоту слизистой оболочки и снижает риск аспирации.
Для рентгенологических исследований с применением бария пациенту необходимо предварительно исключить прием пищи, а также провести подготовку для улучшения визуализации желудка (например, прием препаратов, снижающих газообразование) [3].
C.Двенадцатиперстная кишка
Анатомо-физиологические особенности:
Двенадцатиперстная кишка играет ключевую роль в начальном этапе переваривания пищи, куда поступают ферменты поджелудочной железы и желчь.
Она расположена вблизи желудка, но отличается более тонкой слизистой оболочкой, чувствительной к раздражению.
Влияние на подготовку:
Фрагмент для ознакомления
3
1.Бунова С.С., Рыбкина Л.Б., Усачева Е.В. Лабораторные и инструментальные методы диагностики заболеваний желудочно-кишечного тракта: учебное пособие. — Москва: МЕДпресс-информ, 2015. — 256 с.
2.Матвейчик Т.В., Кралько А.А., Иванова В.И., Куриленок Е.Л. Основы сестринского дела: учебное пособие. — Минск: БелМАПО, 2014. — 320 с.
3.Обуховед Т.П., Чернова О.В., Обуховец Б.В. Основы сестринского дела: учебное пособие. — Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013. — 288 с.
4.Попова Ю.С. Болезни желудка и кишечника. Диагностика, лечение, профилактика. — Москва: Крылов, 2020. — 224 с.
5.Сидоров С.С. Медицинская сестра: роль и задачи в диагностике. — Санкт-Петербург: ЭЛБИ-СПб, 2018. — 192 с.
6.Смирнова А.А. Психология пациента в условиях диагностических исследований. — Казань: Казанский государственный медицинский университет, 2019. — 176 с.
7.Хатьков И.Е., Хомерики С.Г., Бордин Д.С. Инструментальная и морфологическая диагностика заболеваний пищевода и желудка: атлас-руководство. — Москва: Медконгресс, 2020. — 350 с.
8.Яковлева С.П. Клиническая лабораторная диагностика: учебное пособие для медицинских сестер. — Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2016. — 240 с.
9.Коваленко И.В. Основы гастроэнтерологии: учебное пособие. — Санкт-Петербург: СпецЛит, 2020. — 200 с.
10.Кожевников А.В. Эндоскопические исследования: методология и техника. — Москва: МЕДпресс-информ, 2017. — 180 с.
11.Филиппов А.В., Арутюнов С.Д. Диагностика и лечение заболеваний ЖКТ. — Москва: Практическая медицина, 2019. — 220 с.
12.Соболев А.И. Ультразвуковая диагностика: основные методы и техника. — Москва: МЕДпресс-информ, 2018. — 210 с.
13.Бородин В.Л. Основы рентгенодиагностики. — Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 230 с.
14.Михайлов А.И. Психология медицинского взаимодействия. — Москва: МЕДпресс-информ, 2016. — 190 с.
15.Розенберг Б.И. Основы медицинской этики. — Санкт-Петербург: ЭЛБИ-СПб, 2020. — 175 с.
16.Гайворонская Т.В. Организация работы медицинской сестры. — Казань: ГЭОТАР-Медиа, 2018. — 210 с.
17.Министерство здравоохранения Российской Федерации. Клинические рекомендации по диагностике заболеваний желудочно-кишечного тракта. — Москва, 2023. — 150 с.
18.Алексеев И.П. Подготовка пациента к диагностическим исследованиям. — Москва: Практика, 2017. — 185 с.
19.Шарапов В.С. Рентгенологические методы в гастроэнтерологии. — Москва: МЕДпресс-информ, 2020. — 195 с.
20.Гастроэнтерологическое сообщество России. Современные методы диагностики ЖКТ. — URL: https://gastrosociety.ru/methods (дата обращения: 27.12.2024).