- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Эмоциональное развитие детей раннего возраста
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Психология
79 страниц
50 источников
Добавлена 30.07.2025 Опубликовано: studservis
14250 ₽
28500 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Глава 1. Теоретические основы эмоционального развития детей раннего возраста 6
1.1 Эмоции как психологический феномен 6
1.2 Особенности эмоциональной сферы детей раннего возраста 17
1.3 Формирование, развитие и коррекция эмоциональной сферы детей раннего возраста 26
Глава 2. Эмпирическое исследование развития эмоциональной сферы у детей раннего возраста 41
2.1 Организация, этапы и методы исследования 41
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования уровня развития эмоциональной сферы у детей раннего возраста 47
Заключение 71
Список использованной литературы 73
Приложение 79
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность исследования. Изучения эмоциональной сферы человека, занимает не маленькое место в зарубежной и отечественной психологии. Проблемы изучения и развития эмоциональной сферы ребенка дошкольника как наиболее открытой области его внутреннего мира по-прежнему относятся к категории проблем, созданных в наименьшей степени по сопоставлению с направлением умственного становления ребят.
Эмоциональное развитие личности дошкольников – это педагогический процесс, связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.
Дошкольный возраст – это наиболее серьёзный этап в воспитании, так как считается возрастом начального развития личности малыша. Поэтому, это один из главных периодов для организации работы с детьми по эмоциональному развитию.
С развитием эмоциональной сферы личности у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Развивая способность к эмпатии, ребенок научается распознавать чужие эмоции через выражение лица и жесты, что помогает ему переживать не только свои собственные чувства, но и эмоции других людей. В результате этого процесса малыш начинает понимать и сопереживать героям книг и персонажам сказок, воплощая разнообразные чувственные состояния в игровых ситуациях.
Эмоциональное развитие личности, необходимо для того, чтобы ребенок дошкольник открылся для новых впечатлений, для усвоения социальных и культурных ценностей, стремился к признанию себя среди других людей. Тогда, у дошкольника станут ярко выслеживаться неотделимость впечатлений от процессов восприятия, мышления, воображения.
Эмоциональное развитие – это одна из основных предпосылок общего психического развития. Этот процесс является сложным, разнообразным и неизбежным. В процессе психического развития происходит углубление и расширение эмоционального мира ребенка в рамках социальных взаимодействий. Сегодня мы сталкиваемся с ростом разнообразных нарушений в области психоэмоционального развития у детей, что делает эту проблему актуальной как для педагогики, так и для психологии.
В раннем и дошкольном возрасте дети проявляют особую откровенность и прямоту в своих эмоциях, однако не всегда способны адекватно выразить свои чувства и объяснить их причины. Поскольку способы выражения эмоций являются средством общения и зависят от культурного контекста, дети учатся ими пользоваться в процессе своего развития, при этом взрослый играет роль образца при передаче этих форм.
Изучением эмоциональной сферы занимались очень многие ученые, педагоги и психологи, среди них: А.В. Запорожец, Н.Д. Левитов, Б.М. Теплов, А.В. Петровский, Л. С. Выготский, Р.С. Немов, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов и др. Практическая и социальная значимость данной проблемы дошкольников побудило нас выбрать тему исследования: «Эмоциональное развитие детей раннего возраста».
Цель исследования: изучить особенности эмоционального развития детей раннего возраста.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Рассмотреть эмоции как психологический феномен;
• Определить особенности эмоциональной сферы детей раннего возраста;
• Изучить вопросы формирования, развития и коррекции эмоциональной сферы детей раннего возраста;
• Представить результаты эмпирического исследование развития эмоциональной сферы у детей раннего возраста.
Объект исследования: процесс эмоционального развития детей раннего возраста.
Предмет исследования: особенности эмоционального развития детей раннего возраста.
Теоретико–методологической основой исследования являются:
• концепции социализации личности на разных этапах ее становления (И.С. Кон, А.В. Мудрик, В.С. Мухина, А.В. Петровский, Козлова С.А. и др.);
• теории личностно-ориентированного и деятельностного подходов к воспитанию (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, О.С. Богданова, Н.Ф. Виноградова, В.А. Сластенин и др.);
• взгляды отечественных и зарубежных ученых на природу и воспитание эмоций, их культурно-историческую обусловленность и личностное значение (П.П. Анохин, Л.С. Выготский, Е.П. Ильин, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.);
• исследования, раскрывающие потенциал народной педагогики в образовательной деятельности (Б.Ш. Алиева, В.Ф. Афанасьев, Г.Н. Волков, Г.Н Филонов, Г.С. Виноградов и др.);
• фундаментальные исследования особенностей и закономерностей развития личности ребенка в раннем детстве (Н.М. Аксарина, М.И. Лисина, Г.М. Лямина, К.Л. Печора, Н.М. Щелованов и др.).
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы эмоционального развития детей раннего возраста
1.1 Эмоции как психологический феномен
Для более целого представления об эмоциональной сфере психологи выделяют: собственно эмоции, аффекты, чувства, а так же такие эмоциональные состояния как настроение, стресс и др.
Эмоции (от лат. Emovere – волновать, возбуждать) – это особый класс субъективных психологических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности .
Аффект (от лат. Affectus – душевное волнение, страсть) – сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов. Человек в критических ситуациях испытывает аффект, когда не может найти пути к безопасности или предсказуемости. Объект или обстоятельство, вызвавшее аффект, становится центром внимания. Аффект способен оказывать воздействие на сознание и вызывать временную потерю памяти или полную амнезию. Чувства представляют собой высшую ступень эмоционального взаимодействия человека с окружающим миром, отличающуюся постоянством, обобщенностью и соответствием личным ценностям и потребностям. В отличие от аффекта и ситуативных эмоций, чувства определяют ценность объектов и влияют на направленность деятельности человека.
Настроение – сравнительно продолжительное, устойчивое эмоциональное состояние умеренной или слабой интенсивности, проявляющиеся в качестве общего фона психической жизни индивида и обеспечивающее преобладание в ней эмоциональной модальности .
Настроение, в основном, подвержено влиянию внешних факторов – погодных условий, встреч, удач и т.п.
Эмоциональный стресс – напряжение неспецифических адаптационных реакций организма на патогенное воздействие внешней среды, опосредованное чрезвычайным по силе или длительности отрицательными эмоциями .
Психология эмоций в науке начала изучаться относительно недавно в ХХ в. До этого времени эмоции как категорию не выделяли для изучения, хоть и упоминали о них. В наше время имеется множество мнений и теорий о происхождении и функции эмоций. Одни ученые Э. Баффи, Д. Линдсли предлагают отказаться от понятия «эмоции» в науке. Их предложение основано на том, что поведенческие проблемы, с которыми сталкиваются учёные, проще интерпретировать через такие понятия как «активация» или «возбуждение». Иные учёные К. Э. Изард, С. Томкинс говорили, что эмоции составляют первичную мотивационную систему. Мнения учёных разняться не только в этом. Существуют два мнения по поводу воздействия эмоций на поведение человека. Одни ученые утверждают, что эмоции являются временными, в то время как другие считают, что они постоянно оказывают влияние на нас (воздействие эмоций и поведение неотделимы). Также существует точка зрения, согласно которой эмоции имеют отрицательный эффект на поведение индивида и являются основной причиной возникновения психосоматических заболеваний.
Противоположное мнение выдвигает К. Э. Изард, который подчеркивает и др. Они видят позитивное влияние эмоций на поведение, организацию и мотивацию человека .
Считается что изучение эмоций в психологии началась со статьи У. Джеймса «Что такое эмоция?» . Работы Ч. Дарвина послужили базой для изучения эмоций, описанные им сходства в поведении животных и человека легли в основу эволюционной теории эмоций. Согласно этой теории, эволюции подвергались не только биологические, но и психологические факторы. Считается, что эмоции появились как приспособительный механизм.
Физические изменения, которые наблюдаются у человека в том или ином эмоциональном состоянии, рассматривались Дарвином, как рудименты реальных приспособительных реакций организма, которые были необходимы на предыдущих ступенях эволюции. У эволюционной теории так же были последователи П. Экман, Х. Фризен, В. Эллсуорт, К. Э. Изард, которые продолжали доказывать правильность этой теории. К. Э. Изард говорит в своих трудах, что фундаментальные эмоции (страх, гнев и др.) проявляются у людей одинаково, независимо от их культуры, места проживания и иных факторов. Например, люди из племен, которые никогда не имели контактов с людьми иных культур, показывают фундаментальные эмоции так же, как и люди более цивилизованных культур. Безусловно, эмоции людей в той или иной степени изменяются. Но изменения происходят на базе генетических механизмов фундаментальных эмоций. Так же эту теорию подтверждают опыты других ученых: Ф. Гудинаф 1932 г., Д. Фулчер 1942 и др. Джеймс предложил новый взгляд на эмоции, отказавшись от понятия их как душевного состояния. Ранее считалось, что эмоции возникают в ответ на внешние объекты или события, вызывая физиологические изменения. Например, человек может заплакать от горя.
Однако Джеймс предложил альтернативный взгляд на этот процесс. Исследования показывают, что способы выражения эмоций у слепых и зрячих детей схожи. Усложнение возраста у слепых детей приводит к уменьшению эмоциональной выразительности из-за отсутствия зрения.
Эмоции возникают в результате физического отклика на внешние стимулы, что ведет к осознанию происходящих процессов. Например, человек может испытывать грусть во время плача. Интересно отметить, что если убрать физические проявления сильной эмоции, то в психическом плане не останется ничего, что могло бы породить данную эмоцию. В результате остается лишь холодное интеллектуальное восприятие происходящего.
К таким же выводам, независимо от Джеймса, пришел датский медик и анатом К. Ланге. Но, по его мнению, эмоции возникают из-за расстройства иннервации кровеносных сосудов. Поэтому данная теория названа в честь этих двух ученых .
Теория эмоций Джеймса-Ланге так же показывает, что мы можем управлять своими эмоциями, совершая действия, характерные для желаемой эмоции. Но эта теория подверглась серьезной критике. Л. С. Выготский опровергал эту теорию за противопоставление «низших», элементарных эмоций, как обусловленных сдвигами в организме, «высшим», истинно человеческим переживаниям (эстетическим, интеллектуальным, нравственным и др.), будто бы не имеющим никаких материальных оснований . Основатель бихевиоризма Дж. Уотсон тоже критиковал теорию эмоций Джеймса-Ланге. Но Бихевиористская теория эмоций, выдвигаемая им, оказалась близка к представлениям Джеймса и Ланге. Эмоции в бихевиористской теории рассматриваются как специфические реакции, которые проявляются в формах страха, ярости и любви. Уотсон выделяет эти формы, опираясь на поведенческие особенности организма. Врожденные эмоциональные формы подвергаются изменениям в течение жизни, что приводит к формированию новых типов реакций. Таким образом, данная теория рассматривает эмоции как реакции, возникающие из-за изменений внутренних органов.
В статье «Бихевиоризм» Дж. Уотсон пишет: «хотя во всех эмоциональных реакциях проявляются такие внешние факторы, как движения глаз, рук, ног, туловища, доминирующими являются висцеральные и секреторные факторы» .
Исследования физиологов Ч. С. Шеррингтон, В. Кеннон полностью опровергают эту теорию. В своем исследовании Шеррингтон перерезал собаке спинной мозг в шейной области и нерв вагус, почти исключив тем самым возникновения каких-либо внутренних ощущений. Согласно теории Джеймса-Ланге после данной процедуры животное не должно было испытывать эмоции. Но животное реагировало на ситуации привычными эмоциональными реакциями: на угрожающую ситуацию — страхом, а на приятную – удовольствием.
Эксперименты, которые проводил В. Кеннон, доказывали неверность теории Джеймса-Ланге и позволили ему сформировать собственное представление об эмоциях. В ходе экспериментов он стимулировал органические изменения у человека, но не всегда они приводили к появлению эмоций. Так же был проведен эксперимент прямо противоположный. У. Кеннон удалил у кошки часть нервной системы, участвующей в таких эмоциях как страх и гнев. Согласно теории Джеймса- Ланге после подобной операции животное не должно было в последующем ощущать эти эмоции. Затем В. Кеннон показал подопытному животному собаку, чтобы спровоцировать стрессовую ситуацию. При этом, подопытный реагировал точно так же как и до операции. Таким образом, неверность теории эмоций Джеймса-Ланге была доказана. А сам В. Кеннон пришел к выводу, что телесные процессы при эмоциях биологически целесообразны, но при этом эмоциональные переживания и органические изменения, соответствующие им, возникают в одном и том же мозговом центре - таламусе. Эту точку зрения так же разделил П. Бард говоря, что эмоции возникают в гипоталамусе и центральные части лимбической системы. Таким образом, была сформирована теория КеннонаБарда. X. Дельгадо смог установить, что при помощи электрических воздействий на эти структуры можно управлять такими эмоциональными состояниями, как гнев и страх .
Благодаря психоорганическим теориям и исследованиям эмоций (теорий Джеймса-Ланге и Кеннона-Барда) и возможности электрофизиологических исследований мозга была сформулирована активационная теория Линдсея-Хебба. Изучение мозга показало, что эмоциональные проявления связаны с реакцией нервной системы на стимулы, что говорит о важности ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Согласно представлениям данной теории, эмоции возникают из-за нарушений или восстановления равновесия в центральной нервной системе в ответ на воздействие раздражителя. Эмоциональные состояния, по мнению исследователей, определяются уровнем активности организма, контролируемым указанной структурой мозга.
Д. Хеббу, в ходе своих экспериментов, удалось выявить зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его деятельности. Эту зависимость он выразил в виде кривой, которая иллюстрирует, что наивысшие результаты деятельности наблюдаются при среднем уровне эмоционального возбуждения. Слабое или сильное эмоциональное возбуждение ведет к ухудшению результата. Так же Д. Хеббу отметил, что для каждого человека характерен свой оптимум эмоционального возбуждения .
Так же были ученые, мысли и теории которых раскрывали этиологию эмоций через когнитивные факторы. Эта теория более распространена среди ученых западной культуры. Базируется она на представлениях о людях Аристотеля, Фоме Аквинскому, Дидро, Канту и других философов. Человек, по их мнению, существо рациональное. Эмоциональное вредит человеку и мешает ему. Разум же (когнитивные процессы) необходим для контроля и замещения эмоций.
Иную теорию сформулировал Л. Фестингер . Возникновение положительных эмоций у человека согласно теории американского психолога связано с подтверждением его ожиданий. Он утверждает, что при несоответствии ожидаемого и реальности возникает негативное эмоциональное состояние, известное как когнитивный диссонанс. Человек стремится избавиться от этого дискомфорта, меняя свои ожидания или ища новую информацию, которая соответствует его прежним представлениям.
Выводы С. Шехтера близки к выводам Л. Фестингера. Он считал, что возникающие эмоции зависят как от воспринимаемых стимулов и телесных изменений, которые они вызывают, так и от прошлого пережитого опыта человека и его субъективной оценки возникшей ситуации. Оценка формируется исходя из актуальных для человека потребностей и интересов.
Шехтер говорит, что одно и то же физиологическое возбуждение может приводить к различным эмоциональным состояниям (и к гневу, и к радости). Все зависит исключительно от трактовки ситуации .
Для подтверждения теории С. Шехтер и Дж. Сингер в 1962 году провели эксперимент. Для его проведения были сформированы 2 группы испытуемых.
Первой группе, в ходе эксперимента, вводили адреналин, второй - плацебо.
В исследовании были проведены эксперименты с различными группами людей, которые были разделены на три категории. Первая категория получила детальное объяснение о том, как действует препарат, вторая категория получила неверную информацию, а третья категория не получила никакой информации о препарате. После применения препарата, участники второй категории, которые были обмануты, а также часть участников первой и второй категорий оказались в ситуации, где актер демонстрировал эйфорию. Остальные участники находились с актером, который изображал ярость. В результате исследования стало ясно, что обманутые участники и те, кто не получил информацию, чаще копировали поведение актера, проявляя как эйфорию, так и ярость. В то же время участники, которые были в курсе о действии препарата, менее поддавались внешнему влиянию со стороны актера.
Хотя подвергся большой критике методологический подход Шехтера, работы его подтолкнули учёных к теоретическому и экспериментальному изучению эмоций.
Информационная теория эмоций отечественного ученого П.В. Симонова так же относится к когнитивистским. Суть этой теории заключается в том, что эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности человека. Так же на эмоцию влияет оценивание на сколько велика вероятность удовлетворения этой потребности. Оценивание происходит на основе врожденного и приобретенного опыта индивида.
Человек сопоставляет информацию о средстве, времени, ресурсах, предположительно необходимых для удовлетворения потребности с информацией, которая поступает к нему в данный момент. Пример: Эмоция страха появляется, когда у человека недостаточно сведений о средствах, необходимых для защиты. П.В. Симонов разработал формулу эмоций (Э = -П/Н-С) - где П - потребность, Н - необходимость, С - существующее отдельное эмоциональное явление. Данную теорию критиковали за узкое мышление.
Как отмечает исследователь Б.И. Додонов: «...мы не видим сейчас возможности охватить все эмоции единой измерительной формулой» .
На основе работ Дюшена, Дарвина, Спенсера, Дюма и иных ученых, была сформирована теория дифференциальных эмоций К. Э. Изардом.
Эмоции, в данной теории, рассматриваются как отдельные друг от друга объекты. К. Э. Изард выделяет 10 фундаментальных эмоций: интерес, радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд/смущение, вина.
Так же в этой теории сформированы основные тезисы:
1.«10 фундаментальных эмоций образуют основную мотивационную систему человеческого существования.
2.Каждая фундаментальная эмоция обладает уникальными мотивационными и подразумевает специфическую форму переживания.
3.Фундаментальные эмоции, такие как радость, печаль, гнев или стыд, переживаются по-разному и по-разному влияют на когнитивную сферу и на поведение человека.
4.Эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами, с гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние.
5.В свою очередь, драйвы, гомеостатические, перцептивно-когнитивные и моторные процессы влияют на протекание эмоционального процесса.» .
Отечественные психологи С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и другие, подвергали критике теорию дифференциальных эмоций. В отечественной психологии отношение субъекта к объектам, явлениям и событиям, рассматривались как основа эмоций. Изард в своей теории пренебрёг этим фактором.
Несмотря на то, что основой отечественных представлений об эмоциях являлись отношения субъекта, мнения ученых разнились.
Как полагал С. Л. Рубинштейн, что для эмоции специфично переживание событий и отношений. Он говорил, что познавательные процессы включают в себя как сам процесс познания, так и эмоционально-волевые процессы. У субъекта есть не только информация об явлениях, но и личное отношение к ним.
Мнение П. М. Якобсона отлично от мнения Рубинштейна. По его мнению, эмоции являются своеобразной формой отражения знания. П. М. Якобсон описывает эмоциональные процессы как «…отражение в мозгу человека его реальных отношений, то есть отношений субъекта потребности к значимым для него объектам...» . Г. И. Батурина поддерживала эту точку зрения: «В процессе познания субъект с одной стороны отражает предметы и явления такими, каковы они есть в естественных отношениях и связях, с другой стороны, он оценивает эти явления с точки зрения своих потребностей и установок.» .
Отметим, что Л. М. Веккер так же был сторонником теории, что эмоции являются непосредственным отражения субъекта к объекту. Веккер использовал художественные произведения как источник эмоциональных ресурсов. Он понимал, что эмоции познаются только через интроспекцию. Авторы же описывают свои переживания и ощущения в своих историях, что является неиссякаемым источником. Л. М. Веккер в эмоциях выделяет два компонента: «психическое отражение объекта эмоции и психическое же отражение состояний ее субъекта-носителя» . Исходя из этого можно разделять эмоции по способу отображения их объекта. Л. М. Веккер не
Фрагмент для ознакомления 3
2 Батурина, Г.И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности/Г.И. Батурина. - Иваново: Изд-во пед. ин-та, 2009. -280 с.
3 Бичева, И. Б. Роль ценностно-эмоционального и мотивационного компонента педагогической компетентности родителей в эмоциональном развитии детей раннего возраста / И. Б. Бичева, М. Б. Ковчегова, Н. М. Горшенина // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 74-3. – С. 38-40.
4 Большой психологический словарь/ сост. В. П. Зинченко. - М.: АСТ; АСТ–Москва; Прайм–Еврознак; Москва; СПб, 2008. – 826 с.
5 Быкова, Е. А. Семья как фактор эмоционального развития детей раннего возраста / Е. А. Быкова, С. Ю. Кокшарова // Духовные традиции Урала и Зауралья : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85-летнему юбилею Шадринского государственного педагогического университета, Шадринск, 17 октября 2024 года. – Шадринск: Шадринский государственный педагогический университет, 2024. – С. 150-157.
6 Вартанян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. М.: Наука, 2011. 145 с.
7 Веккер, Л. М. Психические процессы/ Л. М. Веккер. – М.: Смысл; Академия, 2009. – 544 с.
8 Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Просвещение, 2016. 162 с.
9 Виноградов, Г.С. Народная педагогика / Г.С. Виноградов. Иркутск, 1996. – 231с.
10 Вознесенская, Г.Н. Развитие представлений об эмоциях у дошкольников/ Г.Н. Вознесенская// Проблемы теории и практики психологии развития материалы II региональной научно-практической конференции//Под ред. О.О. Гониной. - 2015. - С. 19-20
11 Выготский Л.С. Вопрос о детской психологии. М.: Прометей, 2016. 254 с.
12 Выготский, Л. С. Учение об эмоциях/ Л. С. Выготский // Собрание сочинений т.4 : сб. ст. – М.: Эксмо, 2009. – 509 с.
13 Выготский, Л. С. Эмоции и их развитие в детском возрасте [Электронный ресурс] / Л. С. Выготский // Собрание сочинений. В 6 т. М.: Педагогика. Т. 2. С.416–436. – Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/ text/vygotsky_ss–v–6tt_t2_1982/fs,1/
14 Габышева Т.Е. Развитие эмпатии у дошкольников / Габышева Т.Е. // Альманах мировой науки. – 2016. - №4-2 (7). – С.138-141
15 Гозман. Л.Я. Психология эмоциональных отношений/Л.Я. Гозман. – 2- изд. - М.: Эксмо, 2010. – 173 с.
16 Дарвин, Ч. О. выражении эмоций у человека и животных/ Ч. Дарвин. - СПб. : Питер, 2013. – 320 с.
17 Дюкарева, Д.А. Особенности восприятия эмоций человека дошкольниками/Д.А. Дюкарева//Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современногообщества. - Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием//Под редакцией Г.Ю. Лизуновой. - 2019. - С. 73-76.
18 Зайцева, О.Г. Использование народной игрушки в воспитании детей дошкольного возраста // Гуманитарный трактат. 2017 № 11 С. 8-11.
19 Запорожец, А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. М: Академия. – 2000. – 384 с.
20 Изард, К. Э. Психология эмоции/ К. Э. Изард. – СПб.: Издательство «Питер», 2008. – 464 с.
21 Карелина, И. О. Развитие понимания эмоций в период дошкольного детства: психологический ракурс: монография / И. О. Карелина. – Прага: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra–CZ», 2017. – 178 с
22 Карелина, И.О. Организация совместной образовательной деятельности воспитателя c дошкольниками 5-7 лет по развития социальных эмоций детей/И.О. Карелина //Pedagogy & Psychology. Theory and practice. - 2016. - № 5 (7). - С. 23-26.
23 Картушина, М.Ю. Забавы для малышей. Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет / М.Ю. Картушина. – М., 2010.-192 с.
24 Коломинский Я.Л. Детская психология. Минск: Мир Науки, 2012. 285с.
25 Конева, О. Б. Влияние социальных эмоций на процесс социализации детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. – М., 1996. –16 с. – С. 8
26 Красова, Т. Д. Социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста / Т. Д. Красова // Региональная культура как компонент содержания непрерывного образования : материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной Году культурного наследия народов России, Липецк, 05–07 апреля 2022 года. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2022. – С. 143-145.
27 Лавренова, Е. А. Эмоциональное развитие детей раннего возраста в условиях группы «Мама и малыш» / Е. А. Лавренова // Методист дошкольного образовательного учреждения. – 2022. – № 39. – С. 32-39.
28 Лазуренко С. Б. Диагностика психологического возраста детей первых трех лет жизни. Методика "ЯСЛИ". М.: Адамант. - 2014
29 Лапатина, Е. В. Особенности развития эмоциональной сферы детей раннего возраста / Е. В. Лапатина // Теоретическая и прикладная психология: традиции и перспективы : Материалы XIV Всероссийской молодёжной научно-практической конференции, Чита, 19 апреля 2022 года. – Чита: Забайкальский государственный университет, 2022. – С. 132-136.
30 Лапатина, Е. В. Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста посредством художественно-эстетического развития / Е. В. Лапатина // Актуальные вопросы современной науки: теория, технология, методология и практика : Сборник научных статей по материалам IX Международной научно-практической конференции, Уфа, 24 июня 2022 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2022. – С. 231-235.
31 Лисина М.И. Развитие познавательной деятельности детей первого полугодия жизни. – В кн.: Развитие восприятия в раннем и дошкольном возрасте / Под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. М., 1966. С. 113-152.
32 Литвинова, М.Ф. Играют непоседы: игры и упражнения для детей от 1,5 до 3 лет: методическое пособие / М.Ф. Литвинова. – М., 2012. – 224 с
33 Локтева, И. Н. Развитие эмоциональной сферы у детей раннего возраста / И. Н. Локтева, О. А. Чичушкина // Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве : Сборник научных трудов по результатам Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию высшего педагогического образования Магнитогорска, Магнитогорск, 30–31 марта 2022 года. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2022. – С. 291-294.
34 Миназова, В. М. Теоретические основы социально-эмоционального развития детей раннего возраста средствами народной педагогики / В. М. Миназова, Ф. Б. Саутиева, З. З. Магомедова // Мир науки, культуры, образования. – 2022. – № 3(94). – С. 233-235.
35 Насирова, И. Ш. Музыкально-игровая деятельность как основа развития эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста / И. Ш. Насирова // Человек. Общество. Культура. Социализация : материалы XX Международной молодежной научно-практической конференции, Уфа, 18 апреля 2024 года. – Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2024. – С. 241-245.
36 Насирова, И. Ш. Развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста через музыкальные игры / И. Ш. Насирова // Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А. Мырсабекова. – 2024. – № 1(23). – С. 53-58.
37 Самойлова, В. С. Социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста средствами народной педагогики / В. С. Самойлова, М. В. Сычева // Перспективные межотраслевые исследования как основа развития современной науки : Сборник статей международной научной конференции, Воркута, 25 февраля 2023 года. – Санкт-Петербург: Общество с ограниченной ответственностью «Международный институт перспективных исследований имени Ломоносова», 2023. – С. 26-27.
38 Семенака С. И. Развитие эмпатийных проявлений у детей как условие формирования эмоционального интеллекта // Начальная школа плюс: до и после. 2013. № 6. С. 34–38.
39 Семенака, С. И. Нетрадиционные способы рисования в раннем возрасте как средство эмоционального развития детей / С. И. Семенака, Е. Е. Кривенко // Образ действия. – 2024. – № 3. – С. 111-119.
40 Симонов, П. В. Эмоциональный мозг/ П. В. Симонов.- переизд. – М.: Наука, 2011. – 45 с.
41 Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – М.: Концептуал, 2019. – 436 с.
42 Терещенко, А.В. Быт русского народа. Ч. IV и V / Худож. В. Н. Забайров.– М.: Русская книга, 1999. – 336 с.
43 Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Попытка педагогической антропологии. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / К.Д. Ушинский. – М .: Сов. школа, 1983. – Т. 1. – 444 с.
44 Федоренко, Ю.В. Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста c нарушением зрения. Автореф. дисс. …. канд. психол. наук: 19.00.10/Ю.В. Федоренко. – Нижний Новгород, 2010
45 Фестингер, Л. Теория когнитивного диссонанса/ пер. с англ. А. Анистратенко, И. Знаешева. – М. : Эксмо 2018. – 256 с.
46 Хрестоматия по психологии/ под ред. А. В. Петровского. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2010. – 448 c.
47 Цаллагова, З.Б. Народные рецепты воспитания / З.Б. Цаллагова// Народное образование. – 2001. – №1.
48 Шорыгина, Т.А. Общительные сказки: Социально - нравственное воспитание / Т. А. Шорыгина. – М.: Книголюб, 2005. – 80 с.
49 Эрик Г.Эриксон. Детство и общество - Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. — СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996.— 592 с.
50 Якобсон, П. М. Эмоциональная жизнь школьника/ П. М. Якобсон. – М.: Просвещение, 2009. – 621 с.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней