Фрагмент для ознакомления
2
Процесс обучения как система включает в себя совокупность взаимосвязанных элементов, среди которых – цель, содержание, формы, методы и средства обучения. Одним из важнейших компонентов процесса обучения являются методы.
Л. В. Ведерникова, О. А. Поворознюк, С. А. Еланцева определяют метод обучения как способ взаимодействия обучающихся и преподавателя с целью достижения целей и задач образовательного процесса. Посредством методов обучения формируются необходимые знания и умения, общие и профессиональные компетенции студентов, достигаются поставленные задачи [7].
Существуют различные подходы к классификации методов обучения, одной из них является разделение методов на традиционные и активные (интерактивные). А. А. Круглова выделяет методы обучения, которые в традиционной классификации разделяются на три основные группы по источнику знаний. Это словесные, наглядные и практические методы обучения. Данные методы широко применяются и в профессиональном образовании [18].
Также одной из традиционных классификаций методов обучения является подход И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина, которые опираются на характера учебно-познавательной деятельности обучающихся в процессе учебной деятельности. С этой точки зрения они выделяют следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный (рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником); репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму; проблемное изложение изучаемого материала; частично-поисковый, или эвристический метод; исследовательский метод [14].
А. М. Осавелюк, Л. А. Казанцева, И. А. Калиниченко выделяют традиционные, устоявшиеся, часто используемые методы обучения по отношению к деятельности: методы упражнения, метод образовательных ситуаций, направленных на создание условий для накопления положительного опыта поведения в процессе деятельности; методы, основанные на общении, дискуссии, обмене мнениями и способствующие формированию нравственного сознания (беседа, рассказ, дискуссия, диспут, лекция, положительный пример); методы стимуляции деятельности обучающихся – соревнования, игры, викторины [29].
Помимо традиционных подходов к классификации методов обучения в современной дидактике выделяются активные и интерактивные методы. Е. В. Моисеева, А. Н. Богачев отмечают, что активные методы – это методы, которые основаны на активной деятельности обучающихся при освоении учебного материала. Интерактивные методы – это методы, в основе которых лежит активное взаимодействие педагога и обучающихся. Интерактивность (interaction – «взаимодействие») – понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между субъектами, в том числе в процессе образовательного процесса [31].
В отечественной педагогике и психологии к проблеме активности в процессе обучения в разное время обращались: Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Н. А. Добролюбов, А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский. Заметный толчок к расширению дидактического использования активных и интерактивных методов положили исследования и разработки таких специалистов в области активного обучения, как Л. В. Ведерникова, Н. В. Борисова, А. А. Вербицкий, К. А. Климов, А. А. Круглова, В. Я. Платов, А. М. Смолкин, Н. А. Шайденко. В данных работах представлены авторские точки зрения на сущность интерактивного взаимодействия, дается характеристика различных интерактивных методов, методика их применения в системе профессионального образования.
По мнению О. Н. Макаренок, интерактивность обеспечивает возникновение диалога, то есть активный обмен сообщениями между участниками образовательного процесса. В соответствии с этим современные методы обучения должны создавать условия не только репродуктивного процесса передачи знаний и умений, но и для взаимодействия субъектов образовательной деятельности для развития необходимых компетенций, профессиональных качеств личности студента [26]. Данной точки зрения также придерживается Ю. Н. Лапыгин, по мнению которого интерактивные методы предполагают диалоговое взаимодействие педагога и обучающихся [23].
По мнению С. И. Кудинова, интерактивные методы обучения необходимо рассматривать как многомерное явление, поскольку они решают одновременно три задачи:
учебно-познавательную (предельно конкретную): формирование знаний, умений и навыков обучающихся в процессе учебной деятельности при освоении образовательной программы;
коммуникативно-развивающую, связанную с общим, эмоционально-интеллектуальным и личностным развитием обучающихся, развитием коммуникативных умений, личностных качеств;
социально-ориентированную, результаты которой проявляются уже за пределами учебного времени и пространства и обеспечивают социализацию личности студента [19].
Интерактивные методы обучения, по мнению Н. А. Шайденко, С. Н. Кипуровой, А. В. Сверчковой, способствуют созданию благоприятной атмосферы образовательного процесса, что ведет к формированию у обучающихся коммуникативных умений, а также стимулирует творческое и личностное развитие, создает эмоциональную атмосферу. Однако эффективность использования данных методов зависит от педагога, который при выборе той иной интерактивной технологии должен учитывать особенности обучающихся, их интересы, индивидуальные и личностные особенности, а также стимулировать познавательную активность обучающихся и обеспечивать воссоздание в учебных условиях разнообразных жизненных ситуаций, необходимых для достижения целей воспитания [45].
Существуют различные подходы к классификации интерактивных методов обучения, которые можно использовать в системе среднего профессионального образования. А. А. Кулакова, Ф. П. Михеев выделяют методы, основанные на диалоге, игровые методы, метод проектов и методы групповой работы (рисунок 1) [21].
Первая группа методов – это методы обучения, основанные на диалоге, обсуждении учебных вопросов с поиском решения заявленной проблемы. К данным методам относятся дискуссия, мозговой штурм, дебаты, круглый стол, эвристическая беседа.
Вторая группа методов – это методы обучения, которые подразумевают использование различных видов игр в образовательном процессе. Основными видами игр являются ролевые, деловые, интеллектуальные, игры-путешествия (квесты), игры-драматизации.
Третья группа методов – это методы обучения, в основе которых лежит групповая работа студентов. Группы могут быть различного состава: парные, из 3-4 человек, постоянного и переменного состава. Также к данным методам относится тренинг как форма группового взаимодействия обучающихся.
Четвертая группа методов – это метод, основанные на проектной деятельности обучающихся. Основными видами проектов являются исследовательские, информационные, игровые, творческие, профессионально-ориентированные [21].
Рисунок 1 – Методы обучения в профессиональном образовании
Дискуссия – это метод обучения, который в профессиональном образовании позволяет сформировать у студентов умения и навыки коммуникации, взаимодействия, поиска ответов на поставленный вопрос путем коллективного обсуждения. Важное значение, по мнению Н. В. Фатеевой, является обмен мнениями, обсуждение проблемы, поиск ее решения [41].
Круглый стол – это интерактивный метод, в основе которого лежит беседа участников по заявленной проблеме с целью ее коллективного решения. А. А. Печенкина отмечает, что в ходе круглого стола «на равных» участвует небольшая группа (обычно около пяти человек), во время которой происходит обмен мнениями как между ними, так с «аудиторией» (остальной частью группы) [35].
Дебаты – это метод обучения, основанный на обсуждении, которое построено на основе заранее фиксированных выступлений участников-представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп), – и опровержений. Н. Э. Соколинская считает, что дебаты в профессиональном образовании способствуют закреплению полученных знаний и формированию профессионально значимых личностных качеств [9].
Мозговой штурм – это метод решения задач, в котором участники обсуждения генерируют максимальное количество идей решения задачи. Затем из полученных вариантов выбирают лучшие решения, которые могут быть использованы на практике. И. Н. Лазарева подчеркивает, что метод мозгового штурма является средством развития творческого мышления у будущих профессионалов [22].
Беседа – это словесный метод обучения. М. А. Гурина считает, что в интерактивной беседе важную роль играют поисковые вопросы, которые дают возможность для выявления причинно-следственных связей между явлениями, применения логических действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сопоставление), выполнения умозаключений и формулировки выводов [8].
Игра – интерактивный метод обучения, который широко применяется в профессиональном образовании при формировании знаний и практических умений студентов. Как указывает Ю. Б. Лунева, различные виды игр используются для освоения профессиональных компетенций. Классификация игр включает ролевые, деловые, интеллектуальные игры, игры-путешествия, аукционы, викторины [24].
Метод проектов – метод обучения, который ориентирован на формирование умений применять полученные знания в ходе разработки определенного продукта – проекта. Т. В. Емельянова выделяет такие виды проектов, как информационные, исследовательские, игровые, творческие. Данные виды проектов в профессиональном образовании направлены на развитие необходимых компетенций [11].
Метод групповой работы – это методы, которые включают в себя различные виды взаимодействия обучающихся в составе группы. Группы могут формироваться по заданию преподавателя для решения определенных задач. Одной из форм групповой работы на занятии является тренинг. Работа в группах, по мнению С. Л. Колесникова, позволяет формировать профессиональные компетенции студентов [16].
Таким образом, сущность понятия «метод обучения» заключается в том, что это способ взаимодействия обучающихся и преподавателя с целью достижения целей и задач образовательного процесса. Методы обучения разделяются на традиционные и интерактивные. Интерактивные методы обучения включают дискуссионные, игровые, методы проектов, методы групповой работы. Данные методы создают условия для учебного сотрудничества обучающихся и педагога, диалогового общения для решения учебных задач, а также достижения целей профессионального обучения. Одним из методов интерактивного обучения посредством организации групповой работы обучающихся является тренинг. Далее рассмотрим более подробно, что понимается под тренингом как методе обучения в профессиональной образовательной организации, как особенности проведения занятий с использованием метода тренинга при изучении правовых дисциплин.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Александрова Г. А. Организация самостоятельной работы обучающихся / Г. А. Александрова, Л. Г. Васильева. – Чебоксары : Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2021. – 60 с.
2.Ахмедханов А. М. Формирование мотивов учебной деятельности студентов под влиянием тренингов / А. М. Ахмедханов // Вестник научных конференций. – 2019. – № 8-1 (48). – С. 22–24. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41122134 (дата обращения: 01.12.2024).
3.Белоногина Д. А. Кейс-метод как один из инновационных методов активизации познавательной деятельности студентов / Д. А. Белоногина, В. А. Давыденко // Ученые заметки ТОГУ. – 2021. – Т. 12, № 1. – С. 174–179.
4.Большаков В. Ю. Психотренинг : Социодинамика. Упражнения. Игры / В. Ю. Большаков. – Санкт-Петербург : Речь, 1996. – 228 с.
5.Борзова Т. А. Тренинг как технология активного обучения эффективной коммуникации студентов вуза / Т. А. Борзова // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета. – 2023. – Т. 15. № 1 (65). – С. 168–181. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50751839 (дата обращения: 01.12.2024).
6.Вачков И. В. Основные технологии группового тренинга. Психотехники : учебное пособие / И. В. Вачков. – Москва : Владос, 2012. – 214 с.
7.Ведерникова Л. В. Теоретико-методологические основы практико-ориентированной подготовки педагога : монография / Л. В. Ведерникова, О. А. Поворознюк, С. А. Еланцева. – Москва : Юрайт, 2020. – 341 с.
8.Гурина М. А. Деловые игры и метод кейсов – инструменты освоения профессии будущих руководителей / М. А. Гурина // Инновационные процессы в современном образовании: практики, технологии, решения / отв. ред. А. В. Лукаш ; науч. ред. В. Н. Морозов. – Москва, 2021. – С. 198–200.
9.Джонсон Д. У. Тренинг общения и развития / Д. У. Джонсон. – Москва : Наука, 2000. – 189 с.
10.Доценко А. С. О понятии правового просвещения / А. С. Доценко // Актуальные проблемы российского права. – 2020. – Т. 15, № 1 (110). – С. 179–188.
11.Емельянова Т. В. Зарубежный опыт профессиональной подготовки кадров на основе практико-ориентированного подхода / Т. В. Емельянова // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2020. – Т. 1, № 6 (72). – С. 137–151.
12.Иванова С. В. Практико-ориентированный подход к организации образовательного процесса юридического вуза / С. В. Иванова, Л. А. Родионов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. – 2020. – Т. 22, № 71. – С. 29–33.
13.Истомина В. В. Применение кейс-метода на занятиях учебной практики в среднем профессиональном образовании / В. В. Истомина, А. А. Вишневский // Инновационное развитие профессионального образования. – 2021. – № 1 (29). – С. 38–45.
14.Канунникова Н. Г. Методика преподавания дисциплины «Административное право» : учебно-методическое пособие / Н. Г. Канунникова. – Краснодар : Краснодарский ун-т МВД России, 2015. – 197 с.
15.Климов К. А. Практико-ориентированное обучение в системе высшего образования : монография / К. А. Климов, Л. Л. Мешкова, В. В. Смирнов. – Тамбов : Изд-во Першина Р. В., 2016. – 144 с.
16.Колесников С. Л. Включение элементов тренинга в процесс обучения студентов инженерных специальностей / С. Л. Колесников // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии : сборник материалов III Международной научно-практической конференции, 31 декабря 2017 года; редколлегия: О. Н. Широков. – Чебоксары, 2017. – С. 43–45. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32579054 (дата обращения: 01.12.2024).
17.Коломенцева Д. А. Применение активных методов в обучении будущих преподавателей правовых дисциплин / Д. А. Коломенцева // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. – 2021. – № 3. – С. 16–19.
18.Круглова А. А. Методика преподавания административного права в образовательных организациях среднего профессионального образования / А. А. Круглова // Диалог культур – диалог о мире и во имя мира. – Комсомольск-на-Амуре, 2021. – С. 134–138.
19.Кудинов С. И. Активные методы обучения : учеб. пособие / С. И. Кудинов, С. С. Кудинов, И. Б. Кудинова. – Москва : Российский университет дружбы народов, 2017. – 168 с.
20.Кузнецова Е. Б. Практико-ориентированные задания как средство формирования профессиональных компетенций у студентов в процессе обучения в вузе / Е. Б. Кузнецова // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства / под ред. Г. С. Чесноковой, Е. В. Ушаковой. – Новосибирск, 2021. – С. 28–30.
21.Кулакова А. А. Роль методики преподавания права в процессе формирования правовой культуры обучающихся / А. А. Кулакова, Ф. П. Михеев // Дневник науки. – 2020. – № 5 (41). – С. 11.
22.Лазарева И. Н. Педагогические условия развития творческого мышления у будущих профессионалов / И. Н. Лазарева // Интернет-журнал Науковедение. – 2015. – Т. 7, № 2 (27). – С. 144.
23.Лапыгин Ю. Н. Методы активного обучения : учебник и практикум для вузов / Ю. Н. Лапыгин. – Москва : Юрайт, 2017. – 247 с.
24.Лунева Ю. Б. Практико-ориентированный подход в профессиональном образовании / Ю. Б. Лунева, О. И. Ваганова, Ж. В. Смирнова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2018. – №6 (32). – С. 122–126.
25.Лыфенко Д. В. Организация и контроль самостоятельной работы студентов с использованием цифровых технологий / Д. В. Лыфенко // Научные труды Калужского государственного университета имени К. Э. Циолковского. Серия «Гуманитарные науки». – Калуга, 2021. – С. 127–133.
26.Макаренок О. Н. Формирование общих компетенций студентов СПО / О. Н. Макаренок // Инновационные процессы в современном образовании : практики, технологии, решения / ред. А. В. Лукаш ; науч. ред. В. Н. Морозов. – Москва, 2021. – С. 142–144.
27.Макартычева Г. И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения / Г. И. Макартычева. – Санкт-Петербург : Речь, 2007. – 192 с.
28.Медведева И. А. Использование кейс-метода в преподавании юридических дисциплин / И. А. Медведева // Шаг в историческую науку. – Екатеринбург, 2018. – С. 225–227.
29.Методика преподавания юриспруденции в высшей школе : учеб. пособие / А. М. Осавелюк, Л. А. Казанцева, И. А. Калиниченко ; под ред. А. М. Осавелюка. – Москва : ЮНИТИ : Закон и право, 2017. – 319 с.
30.Михалкина Ю. С. Актуальные проблемы методики преподавания права / Ю. С. Михалкина, Е. В. Рябова // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. – 2021. – № 1. – С. 32–35.
31.Моисеева Е. В. Развитие правовой компетенции студентов вуза : учебно-практическое пособие / Е. В. Моисеева, А. Н. Богачев. – Челябинск : Южно-Уральский научный центр РАО, 2019. – 140 с.
32.Мусаева И. П. Потенциал применения кейс-метода в изучении вопросов права при реализации программ высшего образования / И. П. Мусаева, В. Ш. Расумов, М. Х. Ордоков // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 71-2. – С. 251–254.
33.Наумкина В. В. Практико-ориентированный подход при подготовке юристов / В. В. Наумкина // Право и образование. – 2021. – № 3. – С. 70–75.
34.Панова М. С. Методическая разработка занятия с элементами тренинга, направленного на повышение самооценки студентов колледжа / М. С. Панова // Современная наука и образование: выбор будущего : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 20 июня 2024 года. – Чебоксары, 2024. – С. 155–157. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=67959260 (дата обращения: 01.12.2024).
35.Печенкина А. А. Использование ситуационных задач на занятиях по учебной дисциплине «правоведение» / А. А. Печенкина // Инновационные технологии в педагогике высшей школы : материалы VI Международной межвузовской научно-методической конференции. – Санкт-Петербург, 2020. – С. 72–77.
36.Родина В. Л. Правовая компетентность как педагогическая категория: историко-теоретический аспект / В. Л. Родина // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 62-4. – С. 179–182.
37.Рудестам К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. – Москва : Владос, 2004. – 315 с.
38.Синкин К. А. Кейс-метод преподавания права / К. А. Синкин // Теория и практика социогуманитарных наук. – 2021. – № 2 (14). – С. 33–37.
39.Соколинская Н. Э. Проблемы и решения внедрения практико-ориентированных заданий при преподавании специальных дисциплин / Н. Э. Соколинская // Экономика. Бизнес. Банки. – 2017. – № 1 (18). – С. 131–140.
40.Урусова О. И. Занятие-тренинг как форма подготовки студентов к педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования / О. И. Урусова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2023. – № 1 (174). – С. 67–70. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50400023 (дата обращения: 01.12.2024).
41.Фатеева Н. В. Разработка и применение практических заданий в процессе учебной практики / Н. В. Фатеева // Передовые достижения науки в молочной отрасли. – Вологда, 2021. – С. 261–266.
42.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ (с изменениями на 28 декабря 2024 года). – URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения: 01.01.2025).
43.Цомаева З. Т. Проблемы формирования правовой грамотности студентов – будущих учителей / З. Т. Цомаева // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – № 6 (79). – С. 360–362.
44.Чередникова М. В. Методика преподавания правовых дисциплин : учебно-методическое пособие / М. В. Чередникова, Е. В. Евплова, Е. В. Гнатышина. – Челябинск : Цицеро, 2016. – 148 с.
45.Шайденко Н. А. Методика преподавания права в организациях среднего профессионального образования / Н. А. Шайденко, С. Н. Кипурова, А. В. Сверчкова // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. – 2020. – № 1. – С. 53–56.
46.Шахназарова Н. В. Тренинг как форма интерактивного обучения студентов / Н. В. Шахназарова // Современные инновационные технологии и проблемы устойчивого развития в условиях цифровой экономики : сборник статей XVIII Международной научно-практической конференции, 14-15 июня 2024 года. – Минск, 2024. – С. 151–153. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75129773 (дата обращения: 01.12.2024).
47.Шевелева А. В. Кейс-метод как инновационная технология образования / А. В. Шевелева // Профессиональное образование : методология, технологии, практика : сб. научн. статей. – Челябинск, 2021. – С. 172–175.
48.Щербакова И. А. Особенности использования практико-ориентированных заданий при профессиональной подготовке студентов колледжа / И. А. Щербакова // Формирование и развитие самостоятельности студентов и школьников как стратегический образовательный приоритет в практико-ориентированном обучении. – Горно-Алтайск, 2016. – С. 112–114.
49.Щербакова И. А. Практико-ориентированные задания как эффективное средство профессиональной подготовки студентов колледжа / И. А. Щербакова // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 1 (56). – С. 228–231.
50.Юлина Г. Н. Кейс-метод как фактор мотивации студентов к профессиональной деятельности: предпосылки и ограничения / Г. Н. Юлина, Е. А. Липченко // Вопросы методики преподавания: от классической системы к смешанному обучению : Международная научно-практическая конференция, Москва, 15 мая 2021 года : сб. научн. тр. ; сост. В. М. Шахназарян ; под ред. М. Г. Петровой. – Москва, 2021. – С. 172–180.