Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Профессиональное выгорание – «это состояние человека, при котором у него срабатывает психологическая защита в ответ на конкретные психотравмирующие воздействия. Синдром профессионального выгорания давно привлекает внимание ученых различных стран, и был впервые описан в 1974 году американским психологом Фрейденбергером» [6]. Он описывал «деморализацию, разочарование и крайнюю усталость (он наблюдал у работников психиатрических учреждений). Разработанная им модель оказалась удобной для оценки этого состояния у работников профессий «человек – человек». Ведь их рабочий день – это постоянное теснейшее общение с людьми, к тому же больными, требующими неусыпной заботы и внимания, сдержанности. Профессиональное выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее деятельности. Выгорание можно приравнять к дистрессу (тревога, депрессия, враждебность, гнев) в его крайнем проявлении и к третьей стадии общего синдрома дезадаптации – стадии истощения. Выгорание – не просто результат стресса, а следствие неуправляемого стресса. Человек начинает испытывать чувство внутренней опустошенности вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми» [6].
В отечественной психологии синдром профессионального выгорания как психологический феномен стал активно изучаться в последние десятилетия (В. В. Бойко, О. С. Лаврова, Г. А. Макарова, Т. Н. Мартынова, В. Е. Орел, Т. И. Ронгинская и др.). Не существует единой точки зрения на сущность профессионального выгорания: некоторые авторы рассматривают его как разновидность стресса, другие – как результат влияния стрессогенных факторов, так как действительно затяжной стресс может стать одним из факторов развития профессионального выгорания. По мнению В.В. Бойко [2], «профессиональное выгорание представляет собой приобретенный функциональный стереотип эмоционального поведения, позволяющий человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы». В.В. Бойко [2] в 1996 году разработал методику «Диагностики уровня профессионального выгорания», «которая представляет собой опросник, предназначенный для диагностики синдрома профессионального выгорания и позволяет диагностировать ведущие симптомы «профессионального выгорания». Симптомы синдрома выгорания строго индивидуальны и не проявляются все одновременно. Развитие синдрома зависит от комбинации профессиональных, организационных и личностных факторов стресса. Важной отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональному выгоранию, является их способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, так и других людей, и жизни вообще. Работа, которая недостаточно организованна с коллегами и учениками забирающая больше сил, времени, рано или поздно начинает сказываться на работоспособности учителей, и тогда наступает процесс постепенной утраты физической, эмоциональной и когнитивной энергии, утомления, умственного истощения, личной отстраненности и снижения удовлетворения от работы, а также в результате неразрешенного стресса» [2].
Таким образом, стресс у фармацевтов оказывает негативное влияние на их профессиональную деятельность, возникает чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванной собственной работой и как результат появляется низкая мотивация к успеху и большая склонность к выгоранию. Под воздействием постоянного профессионального стресса постепенно возникает неудовлетворение в профессии, нарастает желание прекратить работу. Они становятся пессимистичными, распространяется цинизм, негативизм, появляются различного рода расстройства и заболевания психики. Выгорание не является одномоментно возникающим процессом, оно развивается постепенно, динамично, имеет высокую цену, и довольно заразительно как для фармацевта, так и для всего коллектива в целом, и может быстро усиливаться среди других фармацевтов, что ведет к потере энергетического потенциала. Эти факторы и создают предпосылки для развития синдрома профессионального выгорания.
Объект исследования: профессиональное выгорание.
Предмет исследования: профессиональное выгорание фармацевтических работников.
В соответствии с целью исследования были поставлены задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие профессионального выгорания.
2. Изучить феномен профессионального выгорания у фармацевтических работников.
3. Провести практическое исследование профессионального выгорания у фармацевтических работников.
Теоретико-методологическую основу исследования составили системный подход П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова и др., предполагающий изучение того или иного явления с позиции его включенности в систему всеобщей взаимосвязи; положения субъектного подхода, сформулированные в работах Л.М. Аболина, К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского, О.А. Конопкина, С.Л. Рубинштейна; а также положения о стрессоустойчивости личности (Т.Г. Бохан, Е.А. Куликова, Р.С. Лазарус и т.д.).
Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования) и эмпирические методы (методы опроса и тестирования), методы математической статистики.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аверин В.А. О норме психического развития человека // Педиатр. 2020. Т. 11. № 5. С. 81–90.
2. Бохан Т.Г. Психология стресса: системный подход: учеб. пособие. – Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2019. – 140 с.
3. Быков С.В. Профессионально-важные качества как факторы успешного делового общения в среде управления продажами // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. – 2022. – №1 (21). – С. 60-75
4. Бабаева, З., Нияздурдыева, О., Маммедова, Г., Ковусова, Э. Психология личности и ее особенности // Вестник науки. 2023. №4 (61). С. 71-77.
5. Бусыгина Н.П. Качественные и количественные методы исследования в психологии. Москва, 2020. 423 с.
6. Волкова О.Н. Исследование качества жизни и стратегий совладания в гендерном аспекте / О.Н. Волкова, Е.Г. Коссова, Е.И. Чехлатый // Вестник психотерапии. - 2020. - №13 (18). – С.65-75.
7. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практическое пособие / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 299 с.
8. Дикая Л.Г. Социальная психология труда: Теория и практика. Т. 1 / Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. - М.: Институт психологии РАН, 2021. - 488 c.
9. Ермолаев-Томин, О. Ю. Математические методы в психологии в 2 ч. Часть 1.: учебник для академического бакалавриата / О. Ю. Ермолаев-Томин. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2022. - 280 с.
10. Земцова А. Ю. Проблема профессионального выгорания сотрудников / А. Ю. Земцова, Н. Н. Крыжевская, Ю. В. Жикривецкая // Гуманитарно-правовые аспекты обеспечения национальной безопасности. – Ставрополь: Общество с ограниченной ответственностью "СЕКВОЙЯ", 2021. – С. 91-94.
11. Зудова, Е. В. Влияние организационного стресса на психическое здоровье персонала // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – Т. 1. – № 44. – С. 1436-1439.
12. Зейналов, Г.Г. Проблема профессионального выгорания и его профилактики в социокультурном пространстве инновационного вуза / Г.Г. Зейналов // Вестник высшей школы. - 2019. - № 11. - С. 54.
13. Куликова Т.И. Влияние профессионального стресса на психическое здоровье специалистов пожарной службы МЧС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – Т. 43. – С. 34-38.
14. Красова Т.Д., Чуйкова Ж.В. Методология и методы научных исследований в психологии и педагогике: учебное пособие. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2021. – 68 с.
15. Латышев А. В. Взаимосвязь стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта с профессиональным выгоранием у сотрудников / А. В. Латышев, Е. В. Дворцова// Молодой ученый. – 2020. – № 20 (310). – С. 644-646.
16. Матюшкина, Е.Я. Профессиональный стресс и профессиональное выгорание / Е.Я. Матюшкина, А.П. Рой, А.А. Рахманина // Современная зарубежная психология. - 2020. - Т. 9. - № 1. - С. 39-49.
17. Мокий, В. С. Методология научных исследований. Трансдисциплинарные подходы и методы: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 160 с.
18. Небродовская-Мазур Е.Ю. Гендерные различия профессионального выгорания / Е. Ю. Небродовская-Мазур, И. П. Матвеева // Наука, образование, культура. – Комрат: Комратский государственный университет, 2021. – С. 678-682.
19. Наместникова, И. В. Методы исследования в психологии: учебник для бакалавров. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 430 с.
20. Осадчий Д. А. Взаимосвязь личностных характеристик и симптомов профессионального выгорания / Д. А. Осадчий, Е. М. Семенова // Социальный мир: роль молодежи в решении проблем XXI века. – Минск: Бестпринт, 2022. – С. 195-197.
21. Орел В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии. Проблемы общей и организационной психологии / сборник научных статей / В.Е. Орел, А.В. Карпова. – Ярославль, 2020. - 97 с.
22. Полянский, А.И. Синдром выгорания как феномен в современной науке / А.И. Полянский, Л.И. Быковская // Горизонты гуманитарного знания. - 2019. - № 5. - С. 85-92.
23. Панова Л.С. Факторы профессионального стресса и основные способы совладания с ним // Молодой ученый. – 2020. – № 19 (309). – С. 158-161.
24. Рябова, Т.В. Концепт «эмоциональный дистресс» как возможный показатель нарушений адаптации у детей / подростков с онкологическими и онкогематологическими заболеваниями и ухаживающих за ними взрослых / Т.В. Рябова, Н.С. Никольская, Е.А. Стефаненко // Российский журнал детской гематологии и онкологии. - 2019. - Т. 6. - № 4. - С. 76-82.
25. Солдатова, Е. Л. Взаимосвязь психического выгорания и показателей статусов-эгоидентичности / Е. Л. Солдатова, А. А. Шевченко // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. «Психология. - 2019. - Т. 3. - № 3. - С. 13-16.
26. Симакова Н.А., Пятин М.А. Психическое здоровье как аспект здоровья и качества населения (на примере Пензенской области) // Культура и цивилизация. 2022. Том 12. № 5А. С. 160-169.
27. Сергиенко Е.А. Психологическое здоровье: субъективные факторы // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2020. №4 (10). С. 98-117.
28. Слепцова Е.В. Управление стрессоустойчивостью персонала как условие повышения эффективности труда // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – №12-2 – С. 75-77.
29. Хисариева, Н.А. Подходы к исследованию понятия психического здоровья // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2021. №2-3. С.14-15.
30. Шиляева И.Ф. Феномен профессионального стресса: особенности профилактики в современных условиях / И.Ф. Шиляева, М.Д. Дойчев // Молодой ученый. – 2021. – № 5 (347). – С. 138-141.