Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На сегодняшний день экологическая обстановка во всём мире остаётся крайне нестабильной. Российская Федерация не является исключением, поэтому особую роль приобретает целенаправленная точечная работа на отдельных территориях. Флора резко изменяется и постепенно вытесняются те её редкие представители, которые занесены в «красную книгу»: уменьшается флористическое разнообразие, что требует разработку и внедрение качественно новых методов не только со стороны биологов и экологов, но и в части обучения и воспитания подрастающего поколения, на плечах которых лежит обязанность по сохранению эколого – биологического баланса России.
Описанная проблематика вызывает необходимость в детальном изучении флоры отдельных территорий на местах. Особую ценность представляет проведение мониторинговых исследований флоры определённой территории. Указанные формы работы и являют собой большой и целостный пласт экологического воспитания.
Экологическое воспитание подразумевает детальное изучение мира природы посредством урочной и внеурочной деятельности. В обеих формах образовательного процесса важно использовать полевые образовательные форматы: экскурсии, наблюдения за природой, размышления, основанные на формальных научных данных. В процессе мышления школьники формулируют правильные мысли, направленные на сохранение флоры и фауны территории, на которой они проживают. Одной из таких форм работы является проведение экскурсий.
Актуальность темы исследования подтверждается соответствием положениям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, который говорит о том, что ФГОС обеспечивает «личностное развитие обучающихся, в том числе гражданское, патриотическое, эстетическое, экологическое воспитание, ценность научного познания» .
Актуальность темы исследования, сочетаясь с установками федерального государственного образовательного стандарта, является собой потребность в проведении экскурсий по флоре региона, а конкретно Тульской области. В процессе изучения биологии именно экскурсия становится наглядной методикой, обеспечивающей качественное освоение учебного материала. Экскурсия не только укрепляет полученные знания, но и соответствует нормам ФГОС ООО, которые говорит о том, что такой формат обучения является одной из форм урочной деятельности.
Цель исследования: разработка экскурсии в рамках факультатива «Флора Тульской области».
Объект исследования: флора Тульской области.
Предмет исследования: особенности организации изучения флоры Тульской области посредством проведения урока – экскурсии.
Задачи исследования:
изучить понятие флоры и конкретной флоры;
рассмотреть связь конкретной флоры и местообитаний;
проанализировать основные признаки и принципы экскурсии;
изложить классификацию экскурсий и основные этапы её проведения;
рассмотреть особенности проведения экскурсий «Флора Тульской области»;
разработать методику проведения экскурсии «Флора белой горы» и экскурсии «Флора Алексинского района».
Методы исследования. Теоретические: анализ, синтез, обобщение, классификация. Практические: наблюдение, описание, сравнение, разработка авторских методик.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, выводов, списка литературы, приложений.
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ФЛОРЫ И ЕЕ ДИНАМИКИ
1.1 Понятие «флора»
Само понятие флора является ёмким и многоструктурным. Его смысл и понимание менялось исторически в зависимости от того, какая цель стояла перед исследователями. В основном, изучению понятия флора соответствовала цель изучения растительности, произрастающей на определённой территории. Постепенно понятие флора стало применяться исключительно в отношении определённых географических территорий для изучения растительного мира.
На сегодняшний день понимание понятия флоры не особо изменилось. Б. А. Юрцев говорит о том, что флора - это более высокий – биотический - уровень организации по сравнению с биоценотическим (растительность), но более низкий по отношению к экосистемному уровню . Изучение флоры является гораздо более научным и фундаментальным процессом по сравнению со сравнением с изучением мира растений в рамках биологии или, в частности, ботаники.
Важное значение для толкования понятия флоры приобретает понятие "флорогенез". М. М. Силантьева в своих научных изысканиях говорит о том, что флорогенез - это эволюционный процесс, протекающий под прессом экологических факторов, воздействующих на элементарные единицы флоры - популяции видов . Во флорогене главную роль занимают конкретные явления
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева, Н. Д. Методика обучения биологии в современной школе : учебник и практикум для вузов / Н. Д. Андреева, И. Ю. Азизова, Н. В. Малиновская ; под редакцией Н. Д. Андреевой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 300 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06387-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513461 (дата обращения: 21.09.2023).
2. Антипова, Е. М. Полевая практика по ботанике и географии растений / Е. М. Антипова, С. В. Антипова. – Красноярск : Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2016. – 350 с.
3. Арбузова, Е. Н. Теория и методика обучения биологии : учебник и практикум для вузов / Е. Н. Арбузова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 519 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16897-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531989 (дата обращения: 21.09.2023).
4. Баезитова, Т. Г. Методика подготовки и проведения школьных биологических экскурсий как эффективной формы организации учебного процесса / Т. Г. Баезитова, А. А. Деревинская // ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА и СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО : Сборник статей Международной научно-практической конференции, Уфа, 20 августа 2014 года / НАУЧНЫЙ ЦЕНТР «АЭТЕРНА». – Уфа: Аэтерна, 2014. – С. 91-93.
5. Басыйров, А. М. Экология города / А. М. Басыйров. – Казань : Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2013. – 96 с.
6. Безлер, И. В. Сетевой проект как форма экологического воспитания школьников, или новые подходы в экологическом воспитании школьников / И. В. Безлер, М. Ю. Лихачева // От экологического образования к экологии будущего : Сборник материалов и докладов VI Всероссийской научно-практической конференции по экологическому образованию, Москва, 30 октября – 01 2019 года / Под общей редакцией В.А. Грачева. – Москва: Неправительственный экологический фонд имени В.И. Вернадского, 2020. – С. 236-240.
7. Бекетов А.Н. География растений. Т.6. Очерк учения о распространении и распределении растительности на земной поверхности. М. : Тип.Демакова, 1896. - 358 с.
8. Бессонова, Е. Ю. Преемственность экологического направления как одна из форм успешной адаптации пятиклассников в средней школе / Е. Ю. Бессонова, Л. А. Кочкина // Народное образование Якутии. – 2021. – № 3(120). – С. 80-85.
9. Воронова, Д. В. Проведение школьных биологических экскурсий / Д. В. Воронова // Методика обучения дисциплинам естественно-научного цикла: проблемы и перспективы : материалы XXII Всероссийской научно-практической конференции, Красноярск, 21 апреля 2023 года. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2023. – С. 27-28.
10. Гавриловская, М. В. "Бронепоезд № 13 "Тульский рабочий": путешествие во времени / М. В. Гавриловская // Черные металлы. – 2020. – № 7. – С. 73-76.
11. Деревинская, А. А. Оценка эффективности результатов проведения биологических экскурсий в образовательном процессе / А. А. Деревинская, А. В. Деревинский, Е. В. Жудрик // Образование и наука в Беларуси: актуальные проблемы и перспективы развития в XXI В. : материалы докладов VIII научно-практической конференции молодых ученых БГПУ, Минск, 23 октября 2015 года. – Минск: Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», 2015. – С. 178-182.
12. Деревинская, А. А. Развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся на биологических экскурсиях / А. А. Деревинская, Е. В. Жудрик // Вестник Белорусского государственного педагогического университета. Серия 1. Педагогика. Психология. Филология. – 2016. – № 3(89). – С. 40-45.
13. Дружинин, Ф. Н. К вопросу сохранения и сбережения зеленых насаждений на объектах культурного наследия / Ф. Н. Дружинин, Ю. И. Макаров, Д. М. Корякина // Научная жизнь. – 2017. – № 8. – С. 72-82.
14. Евгенова, Д. Э. Формирование мотивации к здоровому образу жизни на уроках биологии в средних классах / Д. Э. Евгенова, М. А. Михайленко, С. А. Годжурова // Молодой исследователь: вызовы и перспективы : сборник статей по материалам CCCXXXVII международной научно-практической конференции, Москва, 18 декабря 2023 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Интернаука", 2023. – С. 81-84.
15. Ермакова, Ж.А. Основы экскурсионной деятельности в туристской индустрии: учебное пособие / Ж.А. Ермакова, И.Л. Полякова, Ю.Е. Холодилина; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ, 2020. – 109 с.
16. Заика, К. В. Глобализация и мировая экология / К. В. Заика, К. В. Манерова // Социально-экономические системы в цифровой экономике: опыт, проблемы и направления развития : материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» и 25-летию Новороссийского филиала финуниверситета, Новороссийск, 21 марта 2019 года / Новороссийский филиал ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ». – Новороссийск: Общество с ограниченной ответственностью "Издательский Дом - Юг", 2019. – С. 142-144.
17. Кознева, Н. В. Экологическая безопасность и культура потребления / Н. В. Кознева // Безопасность жизнедеятельности: современные вызовы, наука, образование, практика : материалы VIII Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием, Южно-Сахалинск, 23–24 ноября 2017 года / ФГБОУ ВО "Сахалинский государственный университет". – Южно-Сахалинск: Издательство Сахалинского государственного университета, 2018. – С. 109-111.
18. Кононов, А. Ю. Современные подходы к реализации экологического образования средствами туризма (на примере дендропарка ВГУЭС) / А. Ю. Кононов, О. В. Скринник // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2022. – Т. 14, № 2. – С. 31-44.
19. Левченко, Н. В. Экологическое образование как условие формирования человеческого потенциала / Н. В. Левченко, А. В. Роговая // Вопросы управления. – 2023. – № 2(81). – С. 45-57.
20. Лизунова, Е. В. Биологическая экскурсия как форма экологического просвещения обучающихся / Е. В. Лизунова, А. Ю. Ижукова // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации : Материалы всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием, Ульяновск, 21–22 декабря 2023 года. – Ульяновск: ИП Кеньшенская Виктория Валерьевна (издательство "Зебра"), 2023. – С. 224-228.
21. Лизунова, Е. В. Формирование экологической культуры школьников в процессе биологических экскурсий / Е. В. Лизунова // Биоэкологическое краеведение: мировые, российские и региональные проблемы : материалы 4-й международной научно-практической конференции, посвящённой 115-летию со дня рождения доктора биологических наук, профессора И.С.Сидорука и доктора сельскохозяйственных наук, профессора П.А.Положенцева, Самара, 07 декабря 2015 года / ответственный редактор С.И.Павлов. – Самара: Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, 2015. – С. 355-361.
22. Липатникова, В. А. Биология - 5 класс / В. А. Липатникова // Анализ результатов Всероссийских проверочных работ в общеобразовательных организациях Кировской области в 2019 году : Сборник информационно-аналитических материалов / Составитель Н.В. Носова. – Киров : Кировское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Кировской области», 2019. – С. 26-35.
23. Мамаражабова, М. Т. Экологические и биологические экскурсии как метод формирования нового экологического мировоззрения / М. Т. Мамаражабова // Вестник современной науки. – 2017. – № 3-2(27). – С. 65-67.
24. Марина, А. В. Биологические экскурсии как форма реализации комплексного подхода к изучению природы / А. В. Марина // Биология в школе. – 2007. – № 6. – С. 24-31.
25. Марченко, Л. С. Моя будущая профессия: пособие для юных экскурсоводов / Л. С. Марченко // Научные общества учащихся, профессионализация и социализация: социальная сущность научного образования / Редактор-составитель А.С. Обухов. – Москва : Межрегиональное общественное движение творческих педагогов "Исследователь", 2018. – С. 7-33.
26. Миркин, Б. М. Краткий энциклопедический словарь науки о растительности / Б. М. Миркин, Л. Г. Наумова ; Академия наук Республики Башкортостан Отделение биологических и сельскохозяйственных наук Институт биологии Уфимского научного центра РАН, Башкирский государственный университет, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы. – Уфа : Издательство "Гилем", 2014. – 288 с.
27. Миташова, А. А. О проблемах правового регулирования экологической информации / А. А. Миташова, И. Н. Иваненко, В. Ю. Вильгаук // Право и государство: теория и практика. – 2024. – № 6(234). – С. 274-277.
28. Мищенко, А. И. Значение биологических, географических и краеведческих экскурсий как активных форм занятий / А. И. Мищенко, В. А. Ершов // Природное наследие России : Сборник научных статей Международной научной конференции, посвященной 100-летию национального заповедного дела и Году экологии в России, Пенза, 23–25 мая 2017 года / Под редакцией Л.А. Новиковой. – Пенза: Пензенский государственный университет, 2017. – С. 413-414.
29. Немтина, П. И. Флора и растительность Белой горы и ее окрестностей / П. И. Немтина // Биосистемы: организация, поведение, управление : Тезисы докладов 76-й Всероссийской с международным участием школы-конференции молодых ученых, Нижний Новгород, 11–14 апреля 2023 года. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского, 2023. – С. 229 – 240.
30. Новиков, Ю. В. Экология, окружающая среда и человек : учеб. пособие для вузов, сред. шк. и колледжей / Ю. В. Новиков ; Ю. В. Новиков. – 3-е изд., испр. и доп.. – Москва : Изд. торговый дом Гранд, 2005. – 156 с.
31. Олейникова, Е. М. Оценка структурного разнообразия травянистых растений / Е. М. Олейникова // Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии. – 2018. – Т. 27, № 2. – С. 161-182.
32. Очерк флоры Тульской губернии / Д.А. Кожевников, В.Я. Цингер - СПб.: Тип. В.Ф. Демакова, 1880. - 114 с.
33. Панфилкина, А. В. Биологическая экскурсия как средство изучения животного мира своей местности / А. В. Панфилкина, Е. Н. Потапкин // Актуальные проблемы биологии, химии, географии и технологии : материалы II Всероссийской молодежной научной конференции (с элементами научной школы), Саранск, 23 ноября 2023 года. – Саранск: Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, 2023. – С. 182-186.
34. Пашкова, В. А. Воспитание экологической культуры школьников через организацию внеурочной деятельности / В. А. Пашкова, К. С. Тенитилова // Современные тенденции в науке, технике, образовании : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Орёл, 02 апреля 2024 года. – Орёл: Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, 2024. – С. 155-160.
35. Попова, Н. Н. Анализ мониторингового списка моховидных из Красной книги Тульской области (второе издание) / Н. Н. Попова // Биоразнообразие и антропогенная трансформация природных экосистем : Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции, Балашов, 23–24 апреля 2020 года / Под редакцией М. А. Заниной. – Саратов: Издательство "Саратовский источник", 2020. – С. 26-32.
36. Растительный покров Средней России : (библиография научной школы профессора А. Д. Булохова). – Брянск : Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2019. – 84 с.
37. Родман, Л. С. География и экология растений : Рекомендовано Научно-методическим советом по сельскому хозяйству для использования в учебном процессе при подготовке бакалавров по направлениям 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение», 35.03.04 «Агрономия», 35.03.05 «Садоводство», 35.03.07 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» / Л. С. Родман. – Москва : ООО «ТРАНСЛОГ», 2018. – 116 с.
38. Рябцов, С. Н. Реализация деятельностного подхода на биологических экскурсиях / С. Н. Рябцов, Е. Н. Савина // Новое слово в науке: перспективы развития. – 2016. – № 1-1(7). – С. 287-291.
39. Семенищенков, Ю. А. Широколиственные леса юго-востока Тульской области / Ю. А. Семенищенков, Е. М. Волкова, О. В. Бурова // Ботанический журнал. – 2019. – Т. 104, № 5. – С. 741-765.
40. Серегин, А. П. Заметки по флоре Тульской области. Сообщение 2 / А. П. Серегин // Бюллетень Московского общества испытателей природы. Отдел биологический. – 2014. – Т. 119, № 3. – С. 69 – 80.
41. Силантьева, М. М. Типологические особенности флор : учебное пособие / М. М. Силантьева, Н. В. Елесова ; Министерство образования и науки РФ Алтайский государственный университет. – Барнаул : Алтайский государственный университет, 2014. – 186 с.
42. Снегирева, И. Н. История становления экскурсий в школьном биологическом образовании / И. Н. Снегирева // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 11 частях, Тамбов, 30 апреля 2014 года. Том Часть 8. – Тамбов: ООО "Консалтинговая компания Юком", 2014. – С. 144-146.
43. Труды Рязанского отделения Русского ботанического общества / Русское ботаническое общ-во, Министерство образования и науки РФ, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина; под ред. М. В. Казаковой. Том Выпуск 4. – Рязань : Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, 2017. – 336 с.
44. Юрцев Б.А. Флора как природная система // Бюл. Моск. о-ва испытателей природы. Отд. биологии. 1982.Т.87. С. 3-11.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / [Электронный ресурс] // Официальный портал федеральных государственных образовательных стандартов: [сайт]. — https://base.garant.ru/401433920/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 03.01.2025).
46. Флора и фауна левобережья Р. Ока в границах Алексинского района Тульской области / О. В. Швец, О. В. Григорьева, Е. В. Смирнова, С. Н. Лысенков // Известия Тульского государственного университета. Естественные науки. – 2022. – № 4. – С. 75-94.
47. Хлебалина, Н. А. О флоре, растительности и экологических параметрах биотопов степного памятника природы «Белая гора» (Тульская область, Россия) / Н. А. Хлебалина, Е. М. Волкова // Проблемы изучения и восстановления ландшафтов лесостепной зоны: историко-культурные и природные территории : Сборник научных статей, Тульская область, с. Монастырщино, 15–18 октября 2018 года. Том Вып. 4. – Тула: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник "Куликово поле", 2018. – С. 140-145.
48. Хорун, Л. В. Адвентивная флора Тульской области : специальность 03.02.01 "Ботаника" : диссертация на соискание ученой степени кандидата биологических наук / Л. В. Хорун. – Москва, 1998. – 368 с.
49. Царегородцева, К. А. Характеристика естественных и искусственных местообитаний растений с применением экологических шкал Д.Н. Цыганова в Тульской области / К. А. Царегородцева // Научный форум: Медицина, биология и химия : сборник статей по материалам VIII международной научно-практической конференции. Том № 6(8) : Общество с ограниченной ответственностью "Международный центр науки и образования", 2017. – С. 15-18.
50. Чугунова, А. А. Школьная биологическая экскурсия: историко-методический аспект / А. А. Чугунова, Е. Н. Потапкин // Охрана природной среды, рациональное природопользование и эколого-биологическое образование : Сборник материалов международной научно-практической конференции, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, 25 октября 2023 года. – Елабуга: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2024. – С. 237-242.
51. Чуйченко, Т. М. Повышение качества научно-исследовательской деятельности на уроках химии и биологии в классах с малой наполняемостью / Т. М. Чуйченко, М. А. Лобанова // За качественное образование : Материалы IV Всероссийского форума (с международным участием), Саратов, 15–18 апреля 2019 года. – Саратов: Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского, 2019. – С. 567-570.
52. Экологическое воспитание школьников посредством проектной деятельности / Л. Р. Асфандиярова, Г. В. Хакимова, М. С. Лузина [и др.] // Экологическая безопасность и технологии декарбонизации, Стерлитамак, 25 апреля 2024 года. – Стерлитамак: УГНТУ, 2024. – С. 23-25.
53. Эконова, С. Э. Методические особенности организации и проведения экскурсии в практике школьного биологического образования / С. Э. Эконова, И. И. Павлов // Globus: Психология и педагогика. – 2019. – № 2(30). – С. 32-36.
54. Эргеев, В. Н. Школьный урок-экскурсия: из опыта работы учителя / В. Н. Эргеев // Геродот Science. – 2018. – № 1. – С. 81-84.
55. Эргеев, В. Н. Школьный урок - экскурсия: из опыта работы учителя / В. Н. Эргеев // Filo Ariadne. – 2018. – № 2(10). – С. 123-1