Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. На сегодняшний день социальная реабилитация выступает одной из самых успешных форм социальной работы, реализуемой для благополучной адаптации к меняющимся условиям социальной среды. В данном случае, мы делаем акцент конкретно на динамично меняющемся обществе, особенно чувствительны к которому дети.
С данной точки зрения, дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, требуют к себе особого социально – педагогического внимания. С раннего детства такие дети больше других склонны к различным видам девиациям, что обусловлено условиями их жизни. Именно здесь вырастает значимость учреждений социально – сферы, которые призваны организовать для ребёнка такое социально – реабилитационное пространство, которое постепенно адаптирует и социализирует ребёнка. Одним из видов социальной реабилитации являются активные формы занятости.
С социально – культурной точки зрения, активные формы занятости – это пространство для вовлечения детей и подростков в систему организованного досуга. Являясь частью теории, методики и организации социально – культурной деятельности, активные формы занятости являют собой важный и многоструктурный феномен процесса социальной реабилитации. Данный процесс реализуется в учреждениях социальной сферы – в социально – реабилитационных центрах для несовершеннолетних.
Объектом исследования является социальная реабилитация детей, предметом исследования выступают разнообразие видов и особенности активных форм занятости детей в условиях социальной реабилитации.
Целью исследования является разработка программы активных реабилитационных мероприятий для детей, находящихся на стационарном обслуживании ГБУ «СРЦН городского округа Семёновский».
Задачи исследования:
1)Рассмотреть социальную реабилитацию несовершеннолетних: понятие, специфику, принципы.
2)Изучить активные формы работы с детьми.
3)Осуществить анализ нормативно–правовых основ социальной работы с детьми из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в РФ.
4)Определить технологии и методы социальной работы с детьми, находящимися на обслуживании стационарного отделения ГБУ «СРЦН городского округа Семеновский».
5)Провести исследование влияния активных форм игры и занятости на процесс развития или компенсации нарушенных социальных, коммуникативных функций личности
6)Разработать программу активных реабилитационных мероприятий для детей, находящихся на стационарном обслуживании ГБУ «СРЦН городского округа Семеновский».
Методы исследования. Теоретические: анализ, синтез, обобщение, классификация. Практические: наблюдение, описание, моделирование эксперимент.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.1 Социальная реабилитация несовершеннолетних: понятие, специфика, принципы
Особым объектом социальной реабилитации являются несовершеннолетние. На основании того, что несовершеннолетний ещё не обладает рядом прав по сравнению со взрослым и совершеннолетним гражданином, он становится достаточно уязвимым к вреду от внешних и внутренних факторов. От этого образуется сложность определения понятия социальной реабилитации несовершеннолетних.
В пределах настоящего исследования нами использовано определение, данное Е. А. Егоровой. Социальная реабилитация несовершеннолетних – это содействие в формировании или восстановлении субъектных способностей человека в преодолении им личной пограничной ситуации и достижении им независимого образа жизни [10; 656]. В данном случае под субъектными способностями понимается не только восстановление и реализация своих конституционных прав, но и социально – педагогическое воздействие на личность несовершеннолетнего с целью его адаптации и социализации.
Потребность в проведении социальной реабилитации несовершеннолетних может возникать абсолютно по разным причинам. Данный факт определяет специфические черты описываемого вида социальной работы. А. Л. Ипулаева формулирует следующие особенности или специфику социальной реабилитации несовершеннолетних:
1) несовершеннолетний – это ребёнок, который находится в стадии формирования, как в физическом, так и в ментальном плане;
2) несовершеннолетний в силу возраста не может мыслить критически и остро эмоционально переживает все события, происходящие в его жизни;
3) несовершеннолетний не может самостоятельно для себя проводить социальную реабилитацию;
4) несовершеннолетний является не состоятельной личностью, так как пока ещё сам себя не обеспечивает [13; 437].
Важным для настоящего исследования является определение предметного поля реабилитации несовершеннолетних. В контексте исследования нами представлена классификация предметного поля реабилитации несовершеннолетних, разработанная М.М.Лапиным:
Рисунок 1.1. Предметное поле реабилитации несовершеннолетних [19; 6]
В соответствии с классификацией, представленной на рисунке 1.1., предметное поле социальной реабилитации несовершеннолетних включает следующие проблемные вопросы:
какой уровень мотивации, жизнестойкости и адаптивности у несовершеннолетнего, нуждающегося в социальной реабилитации;
насколько у несовершеннолетнего развиты элементарные навыки самообслуживания;
на каком уровне у несовершеннолетнего сформирована самооценка и как эта сформированность влияет на взаимоотношения с семьёй, друзьями и иными социальным окружением;
каким уровнем качества характеризуется социальная среда несовершеннолетнего.
Социальная реабилитация несовершеннолетних – понятие сложное и многоструктурное. Оно включает в себя несколько разновидностей целого комплекса мероприятий, которые оказываются несовершеннолетнему для достижения скорейшего эффекта от реабилитационного процесса. С. П. Чистякова в своих научных изысканиях говорит о том, что социальная реабилитация подразделяется на
социально – медицинскую – предоставление несовершеннолетнему всего комплекса необходимых медицинских услуг;
социально – психологическую – направлена на формирование должно уровня самооценки, снижение уровня тревожности несовершеннолетнего, а также общей стабилизации внутреннего мира ребёнка;
социально – педагогическую – помогает ребёнку сформировать собственную систему ценностных ориентаций и базовых ценностей;
социально – правовую – приведение образа жизни несовершеннолетнего в нормативно – правовые нормы;
социально – культурную - включение несовершеннолетнего в активную культурно – досуговую деятельность посредством инкультурации (некритичного погружения в культуру);
социально – средовую – адаптация несовершеннолетнего под условия жизни в новой или обновлённой социальной среде [36; 290].
В своей реализации социальная реабилитация несовершеннолетних опирается на ряд содержательных принципов, определяющих вектор проведения работы специалистами в рамках социальной реабилитации. А. В. Сутула, выделил несколько важнейших принципов.
1)Добровольность участия в программе реабилитации. Участие в мероприятиях в рамках социальной реабилитации является строго добровольным волеизъявлением. Добровольность подтверждается подписанием законным представителем специализированной формы согласия.
2)Конфиденциальность. Информация, получаемая в ходе проведения реабилитационных мероприятий не подлежит разглашению третьим лицам (данный факт касается как медицинских фактов, так и социально – психологических).
3)Опора на позитивные, личностно значимые социальные ценности. В процессе проведения социально – реабилитационной работы специалистам просто необходимо делать особый акцент на позитивные качества, способности и задатки несовершеннолетнего, применяя в данной в работе личностно – ориентированный подход.
4)Доверительность и партнёрство. Результат от проводимой социально – реабилитационной работы может быть, достигнут только при организации взаимоуважительного диалога и создания ситуации успеха и сотрудничества.
5)Непрерывность. Эффект от социальной реабилитации может быть достигнут при полной реализации всех мероприятий в рамках реабилитационного процесса.
6)Последовательность реабилитационных мероприятий. Реабилитационные мероприятия должны быть объединены единым смыслом, содержание и стремится к достижению общей цели реабилитационной работы.
7)Преемственность этапов реабилитации. Один этап работы должен плавно перетекать в другой. То есть в начале каждого последующего этапа проводится анализ результатов работы, осуществлённой в прошлый период.
8)Комплексность реабилитационных мероприятий. В реабилитационной работе задействован целый комплекс специалистов. Это не только социальные работники, но также медики и педагоги. В различных случаях задействуются и муниципальные служащие из комиссии по делам несовершеннолетних, а также юристы, которые отстаивают права несовершеннолетних.
9)Личная ответственность реабилитанта за успешную реализацию индивидуальной программы реабилитации. Успех реализации программы социальной реабилитации во много зависит от мотивации самого несовершеннолетнего. Ребёнок должен быть включён в реабилитационные мероприятия с самого начала [31; 20].
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398. - Текст: непосредственный.
2.Российская Федерация. Законы. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: Федеральный закон N 442-ФЗ: [принят Государственной думой 23 декабря 2013 года: одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года]. - Москва: Проспект, 2021. - 32 с. - Текст: непосредственный.
3.Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации: УК: текст с изменениями и дополнениями на 1 августа 2017 года: [принят Государственной думой 24 мая 1996 года: одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года]. - Москва: Эксмо, 2017. - 350 с. - Текст: непосредственный.
Специальная, научная и учебная литература
4.Аристова, Г. А. Социально-педагогическая работа с детьми девиантного поведения / Г. А. Аристова, Т. И. Лавренова // Актуальные проблемы подготовки кадров для социальной работы : Сборник научных статей по материалам региональной научно-практической конференции, Пенза, 20 апреля 2023 года. – Пенза: Пензенский государственный университет, 2023. – С. 54-59.
5.Асильдерова, М. М. Педагогические условия социальной адаптации и реабилитации детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки / М. М. Асильдерова, Б. Г. Явбатырова, П. М. Курбанова // Мир науки, культуры, образования. – 2021. – № 2(87). – С. 295-297.
6.Безногих, В. С. Организация игровых форм досуга детей и подростков / В. С. Безногих // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям : Сборник докладов XI Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных. В 5-ти томах, Белгород, 28 апреля 2023 года / Отв. редакторы Н.В. Посохова, В.В. Кистенев, Н.Е. Мережко, С.А. Енина, М.Е. Мережко, О.Г. Еремина. Том 2. – Белгород: Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2023. – С. 355-358.
7.Белошапка, Г. И. Особенности организации культурно-досуговых мероприятий в работе социального педагога / Г. И. Белошапка // Перспективы науки. – 2022. – № 2(149). – С. 121-127.
8.Бессчетнова, О. В. Технологии социальной работы с подростками, находящимися в конфликте с законом / О. В. Бессчетнова // Современные методы взаимодействия и способы сотрудничества специалистов помогающих профессий: материалы VII Международной научно-практической конференции, Орел, 07 мая 2021 года. – Орел: Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, 2021. – С. 4-9.
9.Бистяйкина, Д. А. Социальная диагностика и реабилитация несовершеннолетних в учреждениях социального обслуживания / Д. А. Бистяйкина, Е. Н. Касаркина, Т. В. Соловьева // Мир науки. Социология, филология, культурология. – 2024. – Т. 15, № 3. – С. 300-310.
10.Егорова, А. В. Особенности социальной реабилитации несовершеннолетних / А. В. Егорова // Современные парадигмы устойчивого развития региональных социально-экономических систем в условиях роста неопределенности внешней среды: Материалы Международной научно-практической конференции, Гатчина, 21 апреля 2023 года. – Гатчина: Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, 2023. – С. 656-659.
11.Желдашева, Д. Социально - психологическая реабилитация детей-сирот / Д. Желдашева // Инновационный потенциал развития науки в современном мире: достижения и инновации: Сборник научных статей по материалам XIII Международной научно-практической конференции, Уфа, 12 декабря 2023 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2023. – С. 177-181.
12.Зеленчукова, С. В. Организация свободного времяпрепровождения подростков из неполных семей / С. В. Зеленчукова // Общество. Экономика. Культура: актуальные проблемы, практика решения: Сборник научных статей X Международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Барнаул, 17 апреля 2020 года. Том Часть 1. – Барнаул: Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, 2020. – С. 228-234.
13.Ипулаева, А. Л. Технологии социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями / А. Л. Ипулаева, З. К. Гареева // Молодежь и наука: актуальные проблемы фундаментальных и прикладных исследований : Материалы III Всероссийской национальной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, в 3 ч., Комсомольск-на-Амуре, 06–10 апреля 2020 года. Том Часть 3. – Комсомольск-на-Амуре: Комсомольский-на-Амуре государственный университет, 2020. – С. 437-439.
14.Камалова, А. В. Социально-культурная деятельность как средство профилактики негативных привычек и формирования здорового образа жизни: личностно-деятельностный и культурологический подходы / А. В. Камалова, О. В. Солодянкина // Актуальные тенденции социальных коммуникаций: история и современность: Сборник научных статей. Том Часть 2. – Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2020. – С. 365-370.
15.Каменец, А. В. Основы культурно-досуговой деятельности: Учебник / А. В. Каменец, И. А. Урмина, Г. В. Заярская. – 3-е изд., пер. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 158 с.
16.Кашуба, А. П. Инновационные формы и методы работы с детьми и подростками в современных организациях социально-культурной сферы / А. П. Кашуба // Научная палитра. – 2020. – № 2(28). – С. 22 – 30.
17.Крамаренко, Л. В. Становление и развитие центров социальных служб для семьи, детей и молодежи в Крыму (конец ХХ – начало XXI века): диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Крамаренко Леонид Владимирович, 2023. – 300 с.
18.Кулаченко, М. П. Психологические основы вожатской деятельности: Учебник / М. П. Кулаченко. – 2-е изд., пер. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 194 с.
19.Лапин, М. М. Технологии социальной реабилитации несовершеннолетних в условиях специализированных учреждений / М. М. Лапин // Психология человека и общества. – 2023. – № 6(57). – С. 5-12.
20.Лончакова, Д. Е. Управление социально-педагогической реабилитацией несовершеннолетних с отклоняющимся поведением в социально-реабилитационных учреждениях / Д. Е. Лончакова // Актуальные проблемы социальных и психологических наук: теория, методология, практика : Материалы симпозиума XV (XLVII) Международной научно-практической конференции, Кемерово, 01–30 апреля 2020 года / Научный редактор А.В. Серый. Том Выпуск 21. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. – С. 70-73.
21.Матьянова, Е. В. Педагогические условия эффективности социальной реабилитации детей, оказавшихся в социально-опасном положении / Е. В. Матьянова, И. А. Чемерилова // XXIII Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: Материалы конференции, Нижневартовск, 06–07 апреля 2021 года / Под общей редакцией Д.А. Погонышева. Том Часть 10. – Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2021. – С. 69-74.
22.Молчанова, Н. В. Применение игровых технологий социально-культурной деятельности в развитии творческих способностей детей / Н. В. Молчанова // Педагогический ИМИДЖ. – 2020. – Т. 14, № 3(48). – С. 459-471.
23.Мурызова-Фомина, М. М. Педагогические условия формирования конструктивных представлений о справедливости у подростков группы риска в социально-реабилитационном пространстве: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Мурызова-Фомина Марина Михайловна, 2024. – 205 с.
24.Овчинникова, А. И. Формирование социальных качеств в процессе реабилитации несовершеннолетних правонарушителей / А. И. Овчинникова // Молодые исследователи - регионам : Материалы Международной научной конференции, Вологда, 23 апреля 2024 года. – Вологда: Вологодский государственный университет, 2024. – С. 820-821.
25.Организация досуга детей и подростков: учебное пособие / Н. М. Клепикова, С. Б. Нестерова, Е. Н. Левшунова, В. И. Волохова; ФГБОУ ВО «НГПУ». – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2021. – 148 с.
26.Поддубная, Т. Н. Социальная защита детства в Российской Федерации : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т. Н. Поддубная, Ф. Р. Хатит. – Майкоп: ООО "Электронные издательские технологии", 2023. – 187 с.
27.Реснянская, Е. В. Организация сферы досуга, культуры и спорта детей и подростков / Е. В. Реснянская // Актуальные вопросы экономики, финансов и бухгалтерского учета в сельском хозяйстве: МАТЕРИАЛЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ МЕЖВУЗОВСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ СТУДЕНТОВ, АСПИРАНТОВ И МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ, Балашиха, 25 ноября 2020 года. – Балашиха: Российский государственный аграрный заочный университет, 2021. – С. 131-134.
28.Рябова, Е. В. Основы вожатской деятельности: Учебно-методическое пособие / Е. В. Рябова. – Казань: ООО "Бук", 2024. – 110 с.
29.Солодянкина, О. В. Социально-педагогическая реабилитация детей с ментальными нарушениями / О. В. Солодянкина // Актуальные тенденции социальных коммуникаций: история и современность: Сборник научных статей в 2 частях, Ижевск, 11–25 ноября 2021 года. Том Часть 1. – Ижевск: Удмуртский университет, 2021. – С. 485-502.
30.Сосновская, Н. Ю. Социальная помощь семье на современном этапе / Н. Ю. Сосновская // Экономика и социум. – 2024. – № 3-1(118). – С. 945-948.
31.Технологии социальной реабилитации несовершеннолетних, реализуемые в учреждениях системы социальной защиты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры / авт.-сост.: А. В. Сутула, Х. Я. Мавлютова. – Сургут : Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2013. – 78 с.
32.Томаров, А. В. Нормативно-правовые основы социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей / А. В. Томаров // Социальная политика и социальное партнерство. – 2022. – № 10. – С. 701-705.
33.Холостова, Е. И. Социальная работа с семьей. Учебное пособие. / Е. И. Холостова. - Москва: Дашков и К, 2017. - 89 с. - Текст: непосредственный.
34.Черемисина, А. А. Реабилитация несовершеннолетних в учреждении интернатного типа: социально-педагогический аспект / А. А. Черемисина // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 75-2. – С. 326-329.
35.Черкашина, А. В. специфика организации досуга детей и подростков / А. В. Черкашина // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям : Сборник докладов VIII Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных, в 4 т., Белгород, 27 октября 2020 года. Том 2. – Белгород: Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2020. – С. 168-171.
36.Чистякова, С. П. Совершенствование методов и технологий социальной работы с детьми, пострадавшими от жестокого обращения в семье / С. П. Чистякова // НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ИННОВАЦИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ и современные АСПЕКТЫ: сборник статей XI Международной научно-практической конференции, Пенза, 17 декабря 2021 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2021. – С. 288-291.
37.Швецова, М. А. Социально - психологическая реабилитация как технология социальной работы с детьми, пострадавшими от жестокого обращения / М. А. Швецова // Студенческий форум. – 2022. – № 19-2(198). – С. 31-35.
38.Шевчук, С. А. Досуг как средство профилактики противоправного поведения среди детей и подростков / С. А. Шевчук, П. И. Магомедбегова, В. А. Сорокина // Россия и мировое сообщество: проблемы демографии, экологии и здоровья населения : Сборник статей VII Международной научно-практической конференции, Пенза, 15–16 июля 2024 года. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2024. – С. 304-307.
39.Шульга, И. И. Педагогическая анимация: Учебное пособие / И. И. Шульга. – 1-е изд.. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 100 с.
Интернет ресурсы
40.Активные формы работы по обучению детей и взрослых здоровому образу жизни URL: https://ddyut.ru/организационно-массовыи-отдел/активные-формыработы.html#:~:text=Известно%2C%20что%20к%20ним%20можно,мини-проектами%20на%20тему%20 (дата обращения: 19.01.2025). - Текст: электронный.
41.Правительство Российской Федерации: официальный сайт. - Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: http://government.ru (дата обращения: 19.01.2025). - Текст: электронный.
42.Российская Федерация. Законы. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации. Федеральный закон N 442-от 28.12.2013 (последняя редакция) – URL: https://base.garant.ru/70552648/ (дата обращения 08.01.2025) – Текст: электронный
43.Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон N 273–ФЗ от 29.12.2012 (последняя редакция) - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения:21.01.2024) – Текст: электронный
44.Российская Федерация. Законы. О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Федеральный закон N 44–ФЗ от 16.04.2021 (последняя редакция) - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_31188/ (дата обращения:15.01.2025) – Текст: электронный
45.Российская Федерация. Законы. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Федеральный закон N 120–ФЗ от 24.06.1999 (последняя редакция) - URL: https://base.garant.ru/12116087/ (дата обращения: 21.01.2025) – Текст: электронный
46.Российская Федерация. Законы. О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Федеральный закон N 17–ФЗ от 08.02.1998 (последняя редакция) - URL: https://base.garant.ru/10105807/ (дата обращения: 21.12.2024) – Текст: электронный
47.Указ Президента Российской Федерации от 14.05.1996 N 712 (ред. от 05.10.2002) "Об Основных направлениях государственной семейной политики"– URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/9338 (дата обращения 10.05.2024) – Текст: электронный
48.Социальное обслуживание населения. Социальные услуги семье. ГОСТ Р 52885–2013 от 01.01.2015. – URL: https://docs.cntd.ru/document/1200107238 (дата обращения 10.01.2025) – Текст: электронный
49.Нижегородская область. Законы. О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по созданию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Закон Нижегородской области N 134–З от 03.11.1996 (последняя редакция) - URL: https://docs.cntd.ru/document/944928268 (дата обращения: 09.01.2025) – Текст: электронный
50.Нижегородская область. Законы. О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Нижегородской области. Закон Нижегородской области N 121–З от 26.10.2006 (последняя редакция) - URL: https://docs.cntd.ru/document/944928123 (дата обращения: 09.01.2025) – Текст: электронный