Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество предъявляет высокие требования к процессу воспитания и образования детей, особенно в раннем возрасте. Важность создания комфортной и продуктивной образовательной среды для детей подчеркивает необходимость активного взаимодействия между воспитателями и родителями. В этом контексте роль сайта воспитателя становится особенно значимой, так как это не только платформа для обмена информацией, но и инструмент, способствующий формированию доверительных и партнерских отношений с семьями воспитанников.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ САЙТА ВОСПИТАТЕЛЯ
1.1. Принципы и особенности взаимодействия с родителями детей раннего возраста
В современном мире образование и воспитание детей играют важную роль в формировании личности ребёнка. Тесное сотрудничество педагогов детского сада с семьями воспитанников является ключевым фактором успешного развития детей. В этой статье мы рассмотрим основные принципы и методы взаимодействия педагогов с родителями, опираясь на федеральную образовательную программу дошкольного образования и стратегию развития воспитания в Российской Федерации [19, с.117].
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности [8].
Ещё один нормативный документ, который утверждает необходимость взаимодействия ДОО и семьи – это профессиональный стандарт педагога, в котором указан перечень основных компетенций педагогов ДОО [3]:
1) Умение взаимодействовать с родителями (законными представителями) дошкольников на основе партнёрских отношений для достижения образовательных и воспитательных целей;
2) Умение использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.
Согласно ФОП ДО, главными целями взаимодействия педагогического коллектива детского сада с семьями обучающихся являются [5]:
— Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
— Обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в детском саду и в семье; повышение воспитательного потенциала семьи.
В свою очередь, если продолжать опираться на образовательную программу, достижение этих целей осуществляется через решение основных задач:
— информирование родителей относительно целей ДО, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО;
— просвещение родителей, повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;
— способствование развитию ответственного и осознанного родительства, как базовой основы благополучия семьи;
— построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями для решения образовательных задач;
— вовлечение родителей в образовательный процесс.
Согласно п. 26.4 ФОП ДО, построение взаимодействия с родителями придерживается следующих принципов:
- приоритет семьи в воспитании и обучении: в соответствии с Законом об образовании, у родителей не только есть преимущественное право на обучение и воспитание детей, но именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка;
- открытость: для родителей доступна актуальная информация об особенностях пребывания ребёнка в группе; каждому из родителей предоставлен свободный доступ в ДОО; между педагогами и родителями обеспечен обмен информацией об особенностях развития ребёнка в ДОО и семье;
- взаимное доверие, уважение и доброжелательность: при взаимодействии педагоги придерживаются этики и культурных правил общения, проявляют позитивный настрой на общение и сотрудничество с родителями; этично и разумно используют полученную информацию, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей в интересах детей;
- индивидуальный подход к каждой семье: при взаимодействии учитываются особенности семейного воспитания, потребности родителей, отношение к педагогу и ДОО, и проводимым мероприятиям; обеспечена возможность включения родителей в совместное решение образовательных задач;
- возрастная сообразность: при планировании и осуществлении взаимодействия, учитываются особенности и характер отношений ребёнка с родителями, прежде всего, с матерью (преимущественно для детей младенческого и раннего возраста), обусловленные возрастными особенностями развития.
Существуют знакомые всем нам Методы и способы взаимодействия [7, c.117]:
— Диагностические;
— Диагностико-аналитические;
— Просветительские;
— Консультативные;
— Практико-ориентированные.
В своей работе с семьями воспитанников мною разработан и используется метод пяти шагов.
1.2. Педагогический потенциал и функции сайта воспитателя
Информатизация образования -это механизм обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой создания и результативного использования сегодняшних информационно-коммуникационных технологий, которые ориентируются на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания и которые используются в благоприятных и здоровье сберегающих условиях [18].
Самые важные задачи информатизации образования [11]:
1) Увеличение качества подготовки экспертов на базе использования в учебном механизме сегодняшних информационных технологий;
2) Использование активных методов обучения, увеличение творческой и интеллектуальной составляющих учебной работы;
3) Интеграция разных типов образовательной работы (учебной, исследовательской;
4) Адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;
5) Разработка новых информационных технологий обучения, которые способствуют активизации познавательной работы обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики для оптимального использования в квалифицированной деятельности;
6) Обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;
7) Разработка информационных технологий удалённого обучения;
8) Улучшение программно-методического обеспечения учебного механизма;
9) Использование информационных технологий обучения в процесс специальной квалифицированной подготовки экспертов разного профиля [11];
1.3. Возможности использования сайта воспитателя для взаимодействия с родителями детей раннего возраста
Сайт воспитателя может стать эффективным инструментом для взаимодействия с родителями детей раннего возраста. Вот некоторые возможности его использования:
1. Информационный ресурс. Сайт может содержать информацию о методах воспитания, развитии и обучении детей, а также советы для родителей по воспитанию и уходу за детьми.
2. Актуальные новости и события. Регулярное обновление информации о мероприятиях, праздниках, мастер-классах и других событиях в детском саду позволит родителям быть в курсе событий и активно участвовать в жизни учреждения.
3. Обратная связь. Возможность оставить комментарии, задать вопросы и получать ответы от воспитателей. Это может быть раздел «Вопрос-ответ» или форма для обратной связи.
4. Фотогалереи. Публикация фотографий с мероприятий, праздников и творческих работ, что позволит родителям видеть, чем занимаются их дети в детском саду.
5. Образовательные материалы. Разделы с рекомендациями по книгам, играм, обучающим видео и другим ресурсам, которые родители могут использовать дома.
6. Расписание и план мероприятий. Размещение расписания занятий, программы воспитания и развития, а также информации о планируемых мероприятиях.
7. Онлайн-консультации. Проведение онлайн-встреч, вебинаров и консультаций для родителей по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
8. Форум или группа для обсуждений. Платформа, где родители могут общаться друг с другом, делиться опытом и советами.
9. Интерактивные задания и конкурсы. Организация творческих конкурсов, заданий для детей и совместных мероприятий, что может способствовать укреплению отношений между родителями и воспитателями.
10. Психологическая поддержка. Рекомендации и статьи по вопросам психологии развития детей, а также информация о курсах и семинарах для родителей.
II. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ САЙТА ВОСПИТАТЕЛЯ
2.1. Диагностика взаимодействия с родителями детей раннего возраста
Необходимое условие для всестороннего развития дошкольника — это взаимодействие детского сада и семьи, так как результат отмечается только тогда, когда воспитатели и родители действуют согласованно. В соответствии с требованиями ФГОС ДО в настоящее время, работа направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии воспитанника.
Цель констатирующего эксперимента: выявление специфики организации процесса сотрудничества педагогов ДОО и родителей в том числе в условиях сетевых сообществ и определение влияния общения педагогов и родителей в сетевом сообществе на процесс сотрудничества субъектов.
Задачи констатирующего эксперимента:
• выявить потребности родителей в создании сетевого сообщества;
• определить наиболее привлекательные социальные сети для создания сетевого сообщества;
• изучить интересы педагогов и родителей в выборе содержания сотрудничества в рамках сетевого взаимодействия;
• выделить наиболее привлекательные форматы сотрудничества в условиях сетевого сообщества;
• определить правила и нормы поведения и совместных действий педагогов ДОО и родителей в условиях сетевого сообщества.
Для решения поставленных задач использовано анкетирование педагогов и родителей.
Для того, чтобы диагностировать эффективность использования сайта воспитателя в организации взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста, необходимо изучить уровень взаимодействия воспитателей с родителями на данный момент.
1. Методика «Оценка уровня коммуникабельности педагога в общении с
родителями» (на основе методики оценки уровня общительности педагога по В.Ф. Ряховскому) (см. Приложение А).
Цель: оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями.
Воспитателям предлагалось ответить на 16 вопросов, отвечать нужно было быстро, однозначно: «да», «нет», «иногда». Ответы оценивались по баллам: «да» — 2 балла, «нет» — 0 баллов, «иногда» — 1 балл.
2. Методика «Оценка ИКТ-компетентности» (М.А. Сергеева, старший
воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №3 «Ручеек» г. Выкса) (см. Приложение Б).
Цель: оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями.
Воспитателям предлагалось ответить на 12 вопросов, отвечать «да», «нет», «иногда». Оценка ответов формируется следующим образом: «да» - 2 очка, «иногда» - 1, «нет» - 0 очков. Полученные очки суммируются. Чем больше баллов получает испытуемый, тем выше считается их уровень ИКТ-компетентности.
3. Анкетирование для родителей воспитанников ДОО (см. Приложение В).
2.2. Использование сайта воспитателя для взаимодействия с родителями детей раннего возраста
В ходе преддипломной практики была поставлена задача создать сайт для воспитателя и описать формы работы, продемонстрированные родителям. Существуют различные способы создания сайта, каждый из которых имеет свои особенности и сложности.
Существует несколько способов создания сайта:
1. При помощи программирования.
Этот метод наиболее предпочтителен для создания сайтов, так как позволяет создать уникальный продукт. Однако он требует значительных временных затрат и высокой квалификации. Для этого необходимо изучить один или несколько языков веб-программирования, таких как HTML, PHP, CSS, а также освоить базу данных, например, MySQL. Этот подход дает больше возможностей для реализаций и контроля над каждым элементом сайта.
2. На основе популярных программ.
Существуют и более доступные способы создания сайтов с использованием таких программ, как MS FrontPage или Macromedia Dreamweaver. В этом случае также сложно обойтись без графических редакторов, таких как Photoshop. Стоит отметить, что данный метод имеет свои недостатки. Например, он генерирует громоздкий HTML-код, который содержит много лишних элементов, влияющих на скорость загрузки страниц. Кроме того, изменение материалов на сайте может быть затруднительным. Разработчик также несет ответственность за всю рутинную работу, включая загрузку файлов на сервер.
3. Создание сайта при помощи системы управления сайтом (CMS).
Системы управления контентом, или CMS, представляют собой программные решения, которые позволяют пользователям создавать и управлять веб-сайтами без необходимости глубоких технических знаний. Это очень распространенный метод, который значительно упрощает процесс разработки.
4. Создание сайта при помощи конструктора.
Конструкторы сайтов представляют собой платформы, позволяющие пользователям создавать веб-ресурсы с минимальными усилиями. Эти инструменты подошли бы тем, кто не обладает знаниями в HTML или CSS.
2.3. Практические рекомендации по использованию сайта воспитателя для взаимодействия с родителями детей раннего возраста
Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни, и его влияние на сферу образования невозможно переоценить. Он стал важным инструментом, обеспечивающим передачу человеческого опыта, знаний и достижений. В современном мире интернет используется для множества целей: от общения и обучения до поиска информации и покупок.
В образовательной сфере современные компьютерные технологии значительно облегчили работу воспитателей и педагогов. Они могут создавать документы и презентации, что позволяет им сэкономить время на рутинные задачи и сосредоточиться на главном — на взаимодействии с детьми. Это позволяет воспитателям уделять больше внимания индивидуальным потребностям и интересам своих воспитанников, что, безусловно, положительно сказывается на качестве образования.
В рамках опытно-экспериментальной работы был проведен анализ использования интернет-сайтов для повышения взаимодействия между воспитателями и родителями детей дошкольного возраста. Результаты этого исследования показали, что использование веб-ресурсов способствует улучшению коммуникации, повышает уровень информированности родителей о процессе обучения и развитии ребенка, а также создает возможность для совместного участия родителей в образовательном процессе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования мы можем с уверенностью заявить, что сайт воспитателя является эффективным средством взаимодействия с родителями детей раннего возраста. Анализ теоретических аспектов, представленных в первой главе, позволил выявить ключевые принципы и особенности взаимодействия, которые должны лежать в основе работы с родительской аудиторией. Принципы доверия, открытости и активности стали основополагающими для создания комфортной и продуктивной коммуникационной среды, что способствует повышению заинтересованности родителей в воспитательном процессе.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Правовая поддержка «КонсультантПлюс». - 2012 г. - Ст. 29 с изм. и допол. в ред. от 28.02.2023. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
3. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rg.ru/2013/12/18/pedagog-doc.html
4. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации» от 14.08.2020 г. № 831 // Информационно-правовое обеспечение "Гарант". - 2020 г. - с изм. и допол. в ред. от 12.01.2022. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/74901486/
5. Федеральная образовательная программа дошкольного образования [Текст]: утверждена приказом Министерством просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022г., №1028 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2022г.
6. Лаврищева, Е. М. Программная инженерия. Парадигмы, технологии и CASE-средства : учебник для вузов / Е. М. Лаврищева. — 2-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 280 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01056-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/561899
7. Петрова, О. А. Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения: группа кратковременного пребывания как пространство адаптации : учебник для вузов / О. А. Петрова. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 224 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14318-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/567882
8. Полуэктова, Н. Р. Разработка веб-приложений : учебник для вузов / Н. Р. Полуэктова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 204 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18645-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/567610
9. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса : учебник и практикум для вузов / под общей редакцией А. С. Обухова. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 422 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02531-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/560405
10. Социализация детей в дошкольном возрасте : учебник для вузов / под научной редакцией С. А. Козловой. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 179 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17886-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/566241
11. Ганичева, А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста : учебник для вузов / А. Н. Ганичева, О. Л. Зверева. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 291 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13666-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/561487
12. Управление дошкольным образованием : учебник и практикум для вузов / под редакцией Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 530 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12764-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/560334
13. Рубцова, Д. С. Сотрудничество с родителями как условие продуктивного образовательного процесса в ДОУ / Д. С. Рубцова, Г. А. Тетерина, А. Г. Айвазян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 43 (490). — С. 357-359. — URL: https://moluch.ru/archive/490/107036/ (дата обращения: 27.03.2025).
14. Юревич, С. Н. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи : учебник для вузов / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина ; под редакцией С. Н. Юревич. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 181 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10051-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/565571
15. Игра ребенка раннего и дошкольного возраста : учебник для вузов / под редакцией И. Н. Галасюк, А. А. Шведовской, Е. В. Бодровой, О. В. Рубцовой. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 424 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18594-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/568924
16. Web-разработки в asp. Net web forms : учебник для вузов / С. Т. Гуляева, В. В. Миронов, Н. О. Котелина, И. И. Лавреш. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 134 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-19885-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/569218
17. Добрынина М. З. Проблемы взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ и пути из решения / М. З. Добрынина. – Текст : непосредственный // Выпуск №1 (76), 2021.
18. Дронова Т.Н.- О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей «Из детства – в отрочество» // Дошкольное воспитание. 2000. № 3.
19. Рева, А. В. Организация работы с родителями: принципы и методы взаимодействия в детском саду / А. В. Рева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 31 (530). — С. 117-119. — URL: https://moluch.ru/archive/530/116949/ (дата обращения: 27.03.2025).
20. Алтибаева Г.М. Особенности организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26563702
21. Антонова Н.Л. Особенности взаимодействия родителей и педагогов в дошкольном образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vzaimodeystviya-roditeley-i-pedagogov-v-doshkolnom-obrazovanii/viewer
22. Использование Web-сайта для организации взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/198075-ispolzovanie-web-sajta-dlja-organizacii-vzaim