Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Творчество Ивана Алексеевича Бунина занимает особое место в русской литературе. Его произведения, отмеченные глубоким лиризмом, философскими размышлениями и тонким чувством природы, продолжают вызывать интерес у исследователей и читателей. Одной из ключевых особенностей поэтики Бунина является внимание к деталям, в том числе к номинациям реалий растительного и животного мира, которые играют важную роль в создании художественного пространства его произведений.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью более глубокого изучения языковых и стилистических особенностей творчества И. А. Бунина, а также выявления специфики использования номинаций флоры и фауны в его поэзии и прозе. Несмотря на значительное количество работ, посвящённых творчеству писателя, сравнительный анализ номинаций растительного и животного мира в его поэтических и прозаических текстах остаётся недостаточно изученным.
Целью данной работы является проведение сравнительного анализа номинаций реалий растительного и животного мира в поэзии и прозе И. А. Бунина. Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1)выявить и систематизировать номинации флоры и фауны в поэтических и прозаических текстах Бунина;
2)определить их функции в создании художественного образа и передаче авторского замысла;
3)провести сравнительный анализ использования данных номинаций в поэзии и прозе, выявить общие и специфические черты;
4)рассмотреть роль этих номинаций в контексте стилистики и поэтики Бунина.
Объектом исследования являются поэтические и прозаические тексты И. А. Бунина, а предметом – номинации растительного и животного мира в этих текстах.
Материалом исследования послужили поэтические и прозаические произведения И. А. Бунина. Наиболее подробно в работе проанализированы стихотворения «Полевые цветы», «Розы», «Осень. Чащи леса…», «Листопад», «Всё лес и лес. А день темнеет…», «Последний шмель», «Собака» и рассказы «Антоновские яблоки», «Деревня», «Кавказ». Общее количество номинаций растительного мира составило 48 единиц, в 172 употреблениях, животного мира – 32 единицы в 122 употреблениях. Общее количество номинаций, встретившихся в поэтических текстах – 80 единиц в 294 употреблениях, в прозаических текстах – 52 единицы в 213 употреблениях.
Для достижения поставленной цели в работе будут использованы следующие методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования, лингвостилистический анализ текстов И. Бунина, метод сплошной выборки, метод семантических полей, компонентный анализ, сравнительно-сопоставительный анализ. Важное место займет контекстуальный анализ, позволяющий раскрыть многоаспектность значений и оттенков использованных поэтом наименований, а также их вклад в создание образной системы произведений.
Теоретической базой исследования служат работы в области лексикологии, семантики, стилистики и литературоведения: исследования о языке и его лексической системе (Ф.де Соссюр, Д. Н. Шмелев, А. А. Уфимцева и др.), лексико-семантическом поле и лексико-семантической группе (Ю. Д. Апресян, Д. Н. Шмелев, Е. И. Диброва и др.), а также специальные исследования, посвященные образам природы в творчестве И.Бунина (О. А.Бердникова, Е. В.Нестерова, С.А.Ширина, Е. А. Гремячих, О.С. Шурупова и др.).
Научная новизна исследования заключается в комплексном подходе к анализу номинаций флоры и фауны в творчестве Бунина, а также в сопоставлении их функционирования в поэзии и прозе.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит определённый вклад в изучение идиостиля И. А. Бунина.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования её результатов в курсах по истории русской литературы, стилистике и лингвистическому анализу текста, а также в дальнейших исследованиях творчества И. А. Бунина.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.В первой главе рассматриваются понятия лексико-семантического поля и лексико-семантической группы и их соотношение. Во второй главе изучаются и систематизируются лексические единицы, составляющие лексико-семантическую группу наименований реалий растительного и животного мира в поэзии И.А. Бунина. В заключении формулируются выводы по исследованию. Приложение содержит выборкупримеров из стихотворений И.А. Бунина, а также список, содержащий изучаемые единицы с указанием частотности их появления в исследуемых текстах.
Таким образом, данное исследование направлено на углубление понимания роли номинаций растительного и животного мира в творчестве И. А. Бунина и выявление их значения в создании уникального художественного мира писателя.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НОМИНАЦИЙ ПРИРОДНЫХ РЕАЛИЙ
1.1. О понятии «лексическая номинация» в лингвистике
Лексическая номинация является одним из ключевых понятий в лингвистике, связанным с процессом обозначения предметов, явлений, признаков, действий и других элементов действительности с помощью языковых средств. Этот процесс лежит в основе формирования лексического состава языка и играет важную роль в коммуникации и создании художественных текстов.
Лексическая номинация – это процесс и результат присвоения языковых обозначений (слов, словосочетаний) определённым объектам, явлениям или понятиям действительности . В более узком смысле, это выбор конкретного слова или выражения для обозначения какого-либо предмета или явления в речи. Лексическая номинация является частью более широкого понятия «номинация», которое включает также грамматические и синтаксические способы обозначения.
В лингвистике выделяют несколько типов лексической номинации.
1. Первичная номинация – создание новых слов для обозначения новых явлений или предметов. Например, появление неологизмов в языке.
2. Вторичная номинация – использование уже существующих слов для обозначения новых понятий или явлений. Это может происходить через метафору, метонимию, синекдоху и другие тропы. Например, слово «лиса» может использоваться не только для обозначения животного, но и для характеристики хитрого человека.
3. Прямая номинация – прямое обозначение предмета или явления без использования переносных значений. Например, слово «дерево» для обозначения растения.
4. Косвенная номинация – обозначение предмета или явления через его признаки, функции или ассоциации. Например, выражение «царь зверей» для обозначения льва .
Лексическая номинация выполняет несколько важных функций в языке.
1. Коммуникативная функция – обеспечение передачи информации между участниками коммуникации.
2. Когнитивная функция – отражение и организация знаний о мире через языковые обозначения.
3. Экспрессивная функция – передача эмоционального отношения говорящего к обозначаемому объекту или явлению.
4. Эстетическая функция – создание художественных образов в литературных текстах.
В художественной литературе лексическая номинация приобретает особое значение, так как она не только обозначает предметы и явления, но и участвует в создании художественных образов, передаче авторского замысла и эмоциональной атмосферы произведения. Выбор конкретных слов для обозначения реалий растительного и животного мира, например, может подчеркнуть особенности авторского стиля, создать определённый колорит или символическое значение.
В лингвистике важно различать номинацию как динамический процесс и номинацию как статический результат этого процесса. Понимание этого разграничения помогает глубже анализировать языковые явления и механизмы создания наименований.
Номинация как процесс – это динамическая деятельность, направленная на создание и присвоение имени объекту, явлению или понятию. Это акт выбора и закрепления языкового знака за определенным денотатом . Процесс номинации включает в себя ряд этапов и факторов, таких как:
1. Восприятие и концептуализация объекта. Прежде чем дать имя, необходимо выделить объект из окружающей среды и сформировать о нем определенное представление или концепт.
2.Выбор языковых средств. На этом этапе происходит выбор конкретных языковых единиц (слов, словосочетаний, морфем и т.д.), которые будут использованы для создания имени. Выбор обусловлен различными факторами, включая семантические, фонетические, морфологические и социокультурные аспекты.
3. Мотивация номинации. Процесс номинации всегда мотивирован. Мотивация может быть различной: отражение существенных признаков объекта (семантическая мотивация), использование определенных морфем (морфологическая мотивация), звукоподражание (фонетическая мотивация) и т.д.
4. Социальное закрепление. Чтобы номинация стала фактом языка, необходимо социальное признание и закрепление созданного имени в языковом сообществе. Это происходит через употребление имени в речи, фиксацию в словарях и других языковых ресурсах.
Процесс номинации является творческим и вариативным, он может осуществляться как индивидуально, так и коллективно, и может быть обусловлен различными историческими, культурными и социальными факторами.
Номинация как результат – это уже существующее в языке имя, языковой знак, который закреплен за определенным объектом или классом объектов. Это статическое состояние, продукт завершенного процесса номинации. Результатом номинации является слово или словосочетание: конкретная языковая единица, которая служит именем. Например, "гора", "река", "солнце", "белый медведь", "Северный Ледовитый океан".
Значением номинации является связь между именем (языковым знаком) и обозначаемым объектом (денотатом), а также значение, которое имя несет в языковой системе.
Имя как результат номинации может нести в себе культурную, историческую и социальную информацию, связанную с процессом его возникновения и употребления.
Изучение номинации как результата предполагает анализ уже существующих в языке имен, их структуры, семантики, происхождения и функционирования в речи.
Рассмотрим примеры разграничения номинаций.
Например, название нового вида растения. Процесс номинации: Ботаники открывают новый вид растения. Они изучают его характеристики, определяют его место в классификации и придумывают ему научное название, например, "лат. Rhododendronaureum". Этот процесс включает в себя научное исследование, выбор латинских корней, отражающих признаки растения (aureum - золотой), и официальное утверждение названия в научной номенклатуре.
Результат номинации: "Rhododendronaureum" – это результат процесса номинации, устоявшееся научное название конкретного вида растения, которое используется в ботанической литературе и классификациях.
Другой пример - номинация народного название местности. Местные жители дают название озеру "Светлое озеро" из-за чистой и прозрачной воды. Процесс номинации в данном случае может быть спонтанным и основанным на непосредственном восприятии свойств объекта. Название закрепляется в устной традиции и постепенно становится общеупотребительным в данной местности.
Результат номинации: "Светлое озеро" – это результат номинации, народное географическое название, которое идентифицирует конкретное озеро и отражает его характерную особенность.
Разграничение номинации как процесса и результата позволяет более глубоко и системно изучать языковые механизмы создания и функционирования имен, а также учитывать динамический и статический аспекты номинативной деятельности человека.
Таким образом, лексическая номинация является важным лингвистическим понятием, которое охватывает процессы обозначения и именования в языке. В художественных текстах, таких как произведения И. А. Бунина, лексическая номинация играет ключевую роль в создании художественного мира, передаче авторского видения и эмоционального настроения. Изучение номинаций растительного и животного мира в творчестве Бунина позволяет глубже понять его поэтику и стилистические особенности.
1.2. Классификация номинаций растительного и животного мира в научной литературе и толково-идеографических словарях
Номинации растительного и животного мира занимают значительное место в лексической системе языка, так как они отражают важные аспекты окружающей действительности. В научной литературе и толково-идеографических словарях такие номинации систематизируются по различным критериям, что позволяет структурировать знания о флоре и фауне и облегчает их изучение. Рассмотрим классификацию номинаций растительного и животного мира на примере «Большого толкового словаря русских существительных» под редакцией Л. Г. Бабенко и «Русского семантического словаря» под редакцией Н. Ю. Шведовой.
В научной литературе классификация номинаций растительного и животного мира часто основывается на:
1. Биологической систематике (классы, отряды, семейства).
2. Функциональных признаках (дикие/домашние, полезные/вредные).
3. Семантических признаках (внешний вид, поведение, среда обитания).
Номинации растительного мира в словарях обычно распределяются по следующим группам:
1. Названия деревьев и кустарников:
- Деревья: дуб, берёза, сосна, клён, яблоня.
- Кустарники: сирень, шиповник, можжевельник.
2. Названия травянистых растений:
- Цветы: роза, тюльпан, ромашка, василёк.
- Травы: полынь, крапива, подорожник.
3. Названия культурных растений:
- Злаки: пшеница, рожь, ячмень.
- Овощи: картофель, морковь, капуста.
- Фрукты и ягоды: яблоко, груша, вишня, клубника.
4. Названия частей растений:
- Корни, стебли, листья: корень, ствол, ветка, лист.
- Цветы и плоды: цветок, плод, семя.
5. Названия растительных сообществ:
- Леса, луга, степи: лес, роща, луг, степь.
Номинации животного мира также систематизируются по группам:
1. Названия млекопитающих:
- Дикие животные: волк, медведь, лиса, заяц.
- Домашние животные: корова, собака, кошка, лошадь.
2. Названия птиц:
- Дикие птицы: орёл, сокол, воробей, соловей.
- Домашние птицы: курица, утка, гусь.
3. Названия рыб и водных животных:
- Рыбы: щука, карп, лосось.
- Водные животные: дельфин, кит, краб.
4. Названия насекомых и пресмыкающихся:
- Насекомые: пчела, муравей, бабочка.
- Пресмыкающиеся: змея, ящерица, черепаха.
5. Названия частей тела животных:
- Голова, лапы, хвост: голова, лапа, хвост, рог.
6. Названия групп животных:
- Стаи, стада: стая, стадо, косяк.
В «Большом толковом словаре русских существительных» под редакцией Л. Г. Бабенкономинации растительного и животного мира распределяются по семантическим группам, что позволяет увидеть их системные связи . Например:
- Растительный мир: слова группируются по типам растений (деревья, кустарники, травы) и их частям (листья, цветы, плоды).
- Животный мир: слова распределяются по классам (млекопитающие, птицы, рыбы) и их характеристикам (дикие, домашние).
Семантическая организация словаря позволяет увидеть иерархические отношения между номинациями. Например, группа "Деревья" является более общей по отношению к подгруппам "Лиственные деревья" и "Хвойные деревья". В свою очередь, "Лиственные деревья" включает более конкретные номинации, такие как "береза", "дуб", "клен" и т.д. Это отражает таксономическую структуру биологической классификации и показывает, как языковая система отражает научные знания о мире.
Группировка по семантическим признакам позволяет выявить семантические оппозиции между лексемами. Например, в группе "Деревья" можно противопоставить "Лиственные" и "Хвойные", "Плодовые" и "Неплодовые". В группе "Птицы" – "Перелетные" и "Оседлые", "Хищные"
Фрагмент для ознакомления
3
1. Апресян Ю.Д. "Лексическая семантика. Синонимические средства языка". – М., 1974. – 365 с.
2. Бабенко Л. Г. Большой толковый словарь русских существительных: Идеографическое описание. Синонимы. Антонимы / 2-е изд., стер.-М.: АСТ-Пресс, 2008. – 864 с.
3. Бердникова О. А., Нестерова Е. В. Особенности весеннего хронотопа в поэтическом творчестве И. А. Бунина // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Филология. Журналистика. 2014. № 2. С. 22–25.
4. Бунин И. А. Стихотворения о природе.URL: https://www.culture.ru/literature/poems/author-ivan-bunin/tag-o-prirode (дата обращения: 15.02.2025).
5. Бунин И. А. Антоновские яблоки. URL: https://ilibrary.ru/text/95/p.1/index.html(дата обращения: 15.02.2025).
6. Бунин И. А. Деревня. URL: https://ilibrary.ru/text/474/index.html(дата обращения: 15.02.2025).
7. Бунин И. А. Кавказ. URL: https://ilibrary.ru/text/1811/p.1/index.html(дата обращения: 15.02.2025).
8. Васильев Л.М. Современная лингвистическая семантика: учеб. пособие для вузов. - М :Высш. шк., 1990. - 176 с. - Режим доступа: https://fileskachat.com/view/3273059c3e3b389448baff24a557c4971748d.html (дата обращения: 15.02.2025).
9. Вендина, Т.И. Введение в языкознание: Учеб. пособие для педагогических вузов. - М :Высш. шк., 2001. - 288 с. - Режим доступа: https://uploads.philology.by/logo/vendina.pdf (дата обращения: 15.02.2025).
10. Жеребило, Т.В. Словарь лингвистических терминов. Словарь лингвистических терминов. Изд. 5-е, испр. и доп. - Назрань: ООО «Пилигрим», 2010. – 486 с. - Режим доступа: https://sdo.mgpu.ru/pluginfile.php?file=%2F219242%2Fmodfolder%2Fcontent%2F0%2FZherebiloTVslovarlingvisticheskihterminov.pdf&forcedownload=1 (дата обращения: 15.02.2025).
11. Климова Г. П. Художественная система И. А. Бунина в контексте русской классической литературы // БГЖ. 2018. №1 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennaya-sistema-i-a-bunina-v-kontekste-russkoy-klassicheskoy-literatury (дата обращения: 15.02.2025).
12. Косых Е.А. Русская ономасиология. – Учебное пособие .- Барнаул : ФГБОУ ВО "АлтГПУ",2016.- 101 с.; ISBN 978–5–88210–819–8
13. Лакофф, Джордж. Метафоры, которыми мы живем / Дж. Лакофф, М. Джонсон; пер. с англ. А. Н. Баранова и А. В. Морозовой ; под ред. и с предисл. А. Н. Баранова. - Москва : УРСС, 2004 (ООО РОХОС). - 252, [2] с.; ISBN 5-354-00222-2
14. Лингвистический энциклопедический словарь [электронный ресурс] – Режим доступа: http://rus-yaz.niv.ru/doc/dictionary/linguistic-encyclopedic/articles/543/leksicheskoe-znachenie-slova.htm (дата обращения: 15.02.2025)
15. Мальцев Ю.В. Иван Бунин. 1870-1953. Франкфурт-на-Майне; М.: Посев, 1994.
16. Михеичева Е. А., Зеленцова С. В. Пейзаж как форма психологизма в ранних рассказах И. А. Бунина // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. №2. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/peyzazh-kak-forma-psihologizma-v-rannih-rasskazah-i-a-bunina (дата обращения: 15.02.2025).
17. Новиков Л. А. Семантика русского языка: Учеб. пособие. – М.: Высш. школа, 1982. – 272 с.
18. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Л. И. Скворцов. – Москва : Мир и образование, 2013. - 1376 с.
19. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://slovarozhegova.ru (дата обращения: 15.02.2025).
20. Сливицкая О.В. "Повышенное чувство жизни": мир Ивана Бунина. М.: РГГУ, 2004.
21. Смирнова Л.А. Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество. М.: Просвещение, 1991.
22. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц : учебник для студ. высш. учеб. заведений. В 2 ч. /Под ред. Дибровой Е.И. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – Режим доступа: https://library.tou.edu.kz/fulltext/buuk/b880.pdf
23. Соссюр, Ф. де Курс общей лингвистики / Ф. де Соссюр ; переводчик А. М. Сухотин ; под редакцией Р. О. Шор. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 — 303 с. — (Антология мысли). —ISBN 978-5-534-05835-2
24. Турбина О. А., Савельева О. А. Принцип классификации текстовых связей // Вестник ЮУрГУ. Серия: Лингвистика. 2006. №6 (61). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/printsip-klassifikatsii-tekstovyh-svyazey (дата обращения: 15.02.2025).
25. Уфимцева Н.Ф. "О словах и словесных сочетаниях". Москва, 1973. – 205 с.
26. Харитончик З. А. Очерки о языке. Теория номинации. Лексическая семантика. Словообразование: [избранные труды] – Минск : МГЛУ, 2004. - 363 с.
27. Шанский Н.М., Тихонов А. Н. Современный русский язык. Учеб. для студентов пединститутов по спец. «Русский язык и литература». - В 3-частях. -Часть II. Словообразование. Морфология. - Изд. второе, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1987. - 262 с.
28. Ширина С. А., Гремячих Е. А. Особенности создания флористических образов в лирике И. А. Бунина // Ярославский педагогический вестник. 2010. №3. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sozdaniya-floristicheskih-obrazov-v-lirike-i-a-bunina (дата обращения: 15.02.2025).
29. Шведова Н.Ю.Русский семантический словарь [Текст] : Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений / Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН ; под общ. ред. Н. Ю. Шведовой. – М.:Азбуковник, 1988. – 630 с.
30. Шмелев Д. Н., Проблемы семантического анализа лексики – М., 1973. – 279с. – Режим доступа: http://lib.ysu.am/disciplinesbk/ec28e3d9b20ad9181485cb4b9073ebf6.pdf (дата обращения: 15.02.2025).
31. Шурупова О.С. Вербализация растительного мира в лирике И. А. Бунина // На пересечении языков и культур. Актуальные вопросы гуманитарного знания. ООО "Научно-редакционная группа "Университет-Плюс", 2021. С. 90-95 – Режим доступа: http://univers-plus.ru/files/1/1/2/1125/Na%20peresech20211/021%D0%A8%D1%83%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%9E%D0%A1.pdf (дата обращения: 15.02.2025).