Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность организации и классификации направлений внутреннего контроля в коммерческом банке обусловлена тем, что он является ключевым фактором экономической безопасности кредитной организации. Актуальность минимизации рисков банка с помощью внутреннего контроля обусловлена рядом факторов:
1. Рост объёма и сложности банковских операций. Современные требования к уровню обслуживания клиентов и новые технологии, применяемые в банковской отрасли, требуют усиленного контроля за деятельностью.
2. Риск возникновения мошеннических схем и несоблюдения законодательства. Это также может повлиять на стабильность банковской системы.
3. Рост конкуренции в банковской отрасли. Банки ищут новые пути увеличения прибыльности, но часто это связано с увеличением рисков и неправомерных действий.
Система риск-ориентированного внутреннего контроля позволяет банкам более эффективно контролировать свою деятельность и своевременно выявлять возможные риски, что способствует укреплению финансовой устойчивости банка в целом.
Цель следования: проанализировать направления организации и классификации направлений внутреннего контроля в коммерческом банке его значение для минимизации рисков банковской деятельности.
Задачи исследования:
понятие и содержание направлений внутреннего контроля в коммерческом банке;
рассмотреть роль внутреннего контроля в минимизации рисков банковской деятельности;
привести организационно-экономическую характеристику АО «Альфа-Банк» Санкт-Петербургского филиала;
провести исследование системы внутреннего контроля в АО «Альфа-Банк» в г. Санкт-Петербурге;
разработать направления совершенствования направлений внутреннего контроля с целью минимизации рисков деятельности АО «Альфа-Банк» Санкт-Петербургский филиал.
Объект исследования: АО «Альфа-Банк» Санкт-Петербургский филиал, предмет исследования: направления организации и классификации направлений внутреннего контроля в коммерческом банке
Методы исследования – анализ, синтез, сравнение. Методологической основой послужили теории и концепции ученых в сфере направлений внутреннего контроля в коммерческом банке его значение для минимизации рисков банковской деятельности (на примере коммерческого банка).
Практическая значимость работы заключается в разработке мер по улучшению направлений внутреннего контроля с целью минимизации рисков деятельности АО «Альфа-Банк» Санкт-Петербургский филиал, которые моут быть апробированы на практике.
Структура работы: введение основная часть заключение список использованных источников.
1. Теоретические аспекты внутреннего контроля в коммерческом банке, его значение для минимизации рисков банковской деятельности
1.1 Понятие и содержание направлений внутреннего контроля в коммерческом банке
В рыночной бизнес-системе любое кредитное учреждение работает в условиях жесткой конкуренции и обладает полной экономической независимостью. Все его бизнес-процессы направлены на завоевание и удержание приоритетной доли рынка и достижение преимуществ перед конкурирующими кредитными организациями. Соответственно, система внутреннего контроля кредитных организаций должна быть сосредоточена на основных показателях эффективности, обеспечивающих работу в условиях высокой неопределенности и нестабильности внешней среды. На ранних этапах развития банковского дела понятие внутреннего контроля практически отсутствовало, однако уже в Древней Греции для всех операций использовались торговые книги, которые являются прототипом современных банковских учетных и контрольных документов. Растущая сложность банковских технологий в конце 19-го и начале 20-го веков способствовала развитию теории и практики внутреннего контроля в банковской отрасли. В современной экономической литературе существует множество определений внутреннего контроля, что обусловлено неоднозначностью метода рассмотрения внутреннего контроля и различными позициями ученых-экономистов .
Однако, хотя внутренний контроль является расплывчатым как в отечественной, так и в международной практике, целью внутреннего контроля является достижение текущих и стратегических целей организации и постоянно осуществляется всеми ее сотрудниками в соответствии с составом кредитной организации и полномочиями, определенными во внутренних документах.
Наиболее распространенным методом является рассмотрение концепции внутреннего контроля с точки зрения реализации целей и методов управления - как способа реализации управленческих функций, направленных на совершенствование банковских процессов, путем оценки эффективности стратегий и бизнес-планов, а также мер по корректировке этих планов в зависимости от достигнутых результатов. Современный банковский менеджмент обеспечивает выполнение полного набора взаимосвязанных функций - базовых (прогнозирование, организация, планирование, мотивация, контроль, учет, анализ, подготовка и принятие управленческих решений) и специфических, при управлении конкретным хозяйствующим субъектом .
Банковский контроль является одним из основных элементов системы управления, и его необходимость в основном обусловлена неопределенностью банковской деятельности. Адекватность оценки финансового положения кредитных организаций, принятие обоснованных решений и реальная возможность выполнить поставленную задачу во многом зависят от подконтрольной организации. Контроль - это сложная и многогранная категория. Как функция управления, он включает в себя установление операционных стандартов, достаточных для достижения банком запланированных целей, создание информационной системы, обеспечение обратной связи между всеми компонентами системы управления, выявление отклонений от ранее установленных стандартов и контроль за соблюдением установленных стандартов.
Контроль в банковской отрасли делится на внешний и внутренний. Внешний контроль осуществляется органами государственного надзора за деятельностью коммерческих банков (Центральный банк Российской Федерации, Государственная налоговая администрация, Государственная таможенная комиссия), внешними независимыми аудиторами и т.д. Однако внешний контроль имеет некоторые недостатки, поскольку невозможно своевременно решать проблемы внутри кредитных организаций, поскольку он носит нерегулярный характер, аудиторы не могут располагать всей внутренней информационной базой банка.
В отличие от внешнего контроля, внутренний контроль банковских учреждений осуществляется постоянно. Все сотрудники располагают всей необходимой внутренней информацией и предоставляют различные виды услуг - трастовые, лизинговые, факторинговые и т.д. В соответствии с официальными функциями контроля, связанными с основными видами деятельности банка – кредитованием, расчетами, обменом валюты, наличные и другие виды бизнеса .
Цели внутреннего контроля в банковской деятельности включают обеспечение :
1. Эффективности и результативности финансово-хозяйственной деятельности при совершении банковских операций и других сделок, а также управления активами и пассивами, сохранности активов и банковских рисков.
2. Достоверности, полноты, объективности и своевременности составления и представления финансовой, бухгалтерской, статистической и иной отчётности.
3. Информационной безопасности.
4. Соблюдения нормативных правовых актов, стандартов саморегулируемых организаций, учредительных и внутренних документов кредитной организации.
5. Исключения вовлечения кредитной организации и участия её служащих в осуществлении противоправной деятельности, в том числе легализации доходов, полученных преступным путём, и финансирования терроризма.
Задачи внутреннего контроля в банковской деятельности могут включать:
контроль выполнения решений руководства и Совета директоров банка;
контроль достижения стратегических целей банка;
осуществление постоянного наблюдения (мониторинга) за деятельностью банка;
выявление изменений, требующих внесения корректировок в решения органов управления;
обеспечение достоверности, объективности учёта и своевременности составления отчётности;
контроль соблюдения установленных процедур по обеспечению сохранности денежных средств и иных ценностей, целевого и экономного расходования ресурсов банка;
мониторинг изменений законодательных и нормативных актов, контроль внесения в них изменений и дополнений;
контроль распределения ответственности, полномочий и подотчётности;
контроль соответствия всех видов информации в банке установленным требованиям, включая требования информационной безопасности;
контроль соответствия деятельности банка и действий сотрудников законодательным, нормативным и иным актам, регламентирующим деятельность банка, договорам, заключённым банком.
Основные направления внутреннего контроля:
1. Финансовый контроль. Проверка достоверности валютных операций, бухгалтерского учёта и формирования финансовой отчётности.
2. Операционный контроль. Оценка операционной эффективности, достижения поставленных целей и задач, оценка рисков.
3. Комплаенс-контроль. Направлен на обеспечение внутренней и внешней безопасности предприятия. Затрагивает взаимоотношения подразделений, вопросы обеспечения объективности финансовой отчётности и поддержания деловой репутации.
Некоторые области комплаенс-контроля:
противодействие отмыванию денежных средств, полученных преступным путём, и финансированию терроризма;
противодействие коррупции;
проверка соответствия осуществляемых фактов хозяйственной жизни таможенному, банковскому и трудовому законодательству, экологическим нормам, антимонопольному, финансовому и налоговому законодательству.
Основным органом внутреннего контроля коммерческих банков является:
представительный орган собственника банка (совет директоров или наблюдательный совет, комитет по аудиту); руководящий орган коллегиального органа высокого уровня (комитет по управлению, комитет, в том числе кредитный комитет, комитет по управлению активами и пассивами);
высшее руководство банка (председатель или президент правления, его заместитель);
специальные банковские службы, выполняющие контрольные функции (внутренний контроль, внутренний аудит, безопасность и т.д.);
специальные комитеты обычно создаются на временной основе для проведения инвентаризаций, ревизий, специальных проверок и официальных расследований;
руководители и рядовые сотрудники банков (например, менеджеры, эксперты, контролеры) выполняют контрольные функции в соответствии со своими должностными обязанностями и полномочиями.
Объектом внутреннего контроля является совокупность элементов коммерческой банковской системы, которые попадают под сферу контроля: финансово-хозяйственная деятельность банка и его дочерних компаний; деятельность структурного подразделения банка и его филиалов; отдельные банковские продукты, предприятия и транзакции, осуществляемые банком; финансовые и информационные потоки; деятельность отдельных банковских менеджеров и других сотрудников.
Внутренний контроль банка осуществляется различными сотрудниками коммерческого банка в соответствии с составом кредитной организации и
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12127405/
2. Научная и учебно-методическая литература
2. Балабанова, И.Т. Банки и банковское дело. – СПб.: Питер, 2019. – 829 с.
3. Букато, В.И., Головин Ю.В., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России. – М.: Финансы и статистика, 2020. – 668 с.
4. Веселова, А. Д. Проблемы и перспективы развития банковского кредитования в РФ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2022. – № 6. – С. 100-103.
5. Веселова М. Ю. Современные подходы к трактовке понятия «банковская услуга» // Молодой ученый. - 2021. - №12. - С. 268-271.
6. Глушкова, Н.Б. Банковское дело: Учеб. пособие. – М.: Экономический проект: Альма Матер, 2022. – 742 с.
7. Голозубова, Н. В. Оценка современного состояния рынка банковского кредитования в России // Молодой ученый. – 2023. – №1. – С. 670-674.
8. Жарковская, Е. П., Банковское дело: учебник. – М.: Омега-Л, 2021. – 652 с.
9. Звягинцева Ю.А., Калашникова Е.Ю. Современные банковские услуги и направления их развития в России // В сборнике: Университетская наука - региону. - 2023. - С. 174-176.
10. Казимагометов, А.А. Банковское обслуживание населения: зарубежный опыт. – М.: Финансы и статистика, 2020. – 756 с.
11. Каурова, Н.Н. Рынок розничных продуктов: тенденции, перспективы, риски // Банковский ритейл. – 2023. – № 1. – С. 3-5.
12. Колесников, В.И., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. – М: Финансы и статистика, 2020. – 684 с.
13. Колесов, А.И. О некоторых вопросах развития банковского кредитования // Деньги и кредит. – 2022. – №7. – С. 7-12.
14. Кривенко, О. С. Современное состояние банковского кредитования в России // InSitu. – 2023. – № 4. – С. 48-52.
15. Крюков Р.В. Банковское кредитование (конспект лекций). – М.: А-Приор, 2022. – 368 с.
16. Лаврушин, О.И. Банковское дело: учебник. – М.: КНОРУС, 2020. – 768 с.
17. Лихнович М.О. Современное состояние рынка банковских услуг в России // Международный научно-исследовательский журнал.- 2020. - №6 (13). – С. 45-49
18. Миловидов, Д.А. Современное банковское дело. – М.: Норма, 2021. – 635 с.
19. Ольхова, Р.Г. Банковское дело. Управление в современном банке: учебное пособие. – М.: КноРус, 2020. – 804 с.
20. Омарова А.Р. Тенденции развития рынка банковских услуг в современной России // Личность, экономика, культура в современном цифровом мире - 2020. - С. 51-55.
21. Самойлов Ю.В. Стратегическое управление региональным банком в условиях кризиса // Банковское дело. - 2022. - № 5. - С. 88-91.
22. Солова, И.Е. Рынок банковского кредитования: тенденции и прогнозы // Банковский ритейл. – 2021. – №4. – С. 15-30.
23. Тавасиев А. М. Банковское кредитование: учебник - М.: ИНФРА-М, 2020 - 656 с.
24. Шевчук Д.А. Кредитная политика банков: цели, элементы и особенности формирования – М.: Эксмо, 2023. – 279 с.