Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Общественные проблемы, поднимаемые на страницах комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», представляют актуальность и сегодня как для широкого круга читателей, так и для специалистов. Комедия изучена и литературоведами, и лингвистами в разных аспектах достаточно глубоко. Тем не менее, остаются неисследованные области изучения, к которым относится тема нашего исследования.
Предметом изучения языковедов становились разговорная лексика, эмоционально-экспрессивная лексика, англицизмы, архаизмы, тропы, лексемы устной речи, отдельные семантические поля, семантика имен собственных, индивидуальные особенности речи героев и некоторые другие языковые явления. Однако в научной и специальной литературе мы практически не встретили внимания к изучению лексемы «что» и ее производных в данном произведении. Этим объясняется актуальность исследования.
Объект исследования – комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Предмет исследования – использование лексемы «что» в произведении А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Цель исследования – осуществить лексико-грамматический анализ словоформ лексемы «что» в произведении А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и особенности функциональной омонимии и научные подходы к его изучению.
2. Провести грамматический анализ лексемы «что» в русском языке.
3. Выявить особенности лексемы «что» как стилистического средства в художественном произведении.
4. Дать общую характеристику произведения А.С. Грибоедова «Горе от ума».
5. Осуществить лексико-грамматический анализ словоформ лексемы «что» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
6. Осуществить методическую разработку по изучению лексемы «что» в средней школе на материале произведения А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Методы исследования. В качестве основных в работе использованы методы контекстуального анализа, грамматического анализа, лингвостилистического анализа.
При сборе языкового материала применялся метод сплошной выборки, при обработке языкового материала – метод количественных подсчётов.
Материалом исследования явились 84 примера употребления лексемы «что», извлечённых из произведения А. С. Грибоедова «Горе от ума».
Практическая значимость работы. Материалы работы могут быть использованы при планировании и проведении уроков в рамках русского языка по темам, связанным с изучением структуры лексического состава языка, особенностей функционирования лексических единиц, а также сложных вопросов функциональной омонимии.
Кроме того, частично результаты работы могут использоваться при изучении истории русской литературы XIX века по творчеству А.C. Грибоедова, художественных особенностей языка героев произведения.
Структура. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Во введении нами рассмотрена степень разработанности проблемы, сформулированы цель и задачи работы.
Первая глава посвящена исследованию теоретических вопросов, раскрывающих понятие и особенности функциональной омонимии, научные подходы к его изучению, в частности, лексемы «что».
Во второй главе рассматривается художественно-стилевое своеобразие комедии А.С. Грибоедова, проводится лексико-грамматический анализ словоформ лексемы «что» в произведении. Кроме того, проведена методическая разработка урока по изучению лексемы «что» в основной школе на материале комедии.
В заключении сделаны основные выводы.
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОМОНИМИИ
1.1. Явление функциональной омонимии и научные подходы к его изучению
Для освещения исследования функциональной омонимии в лингвистической науке существуют определенные сложности. Прежде всего это касается того, что в трактовке понятия функциональной омонимии между лингвистами нет единства.
Разногласия возникают уже на этапе определения критериев отнесения языковых единиц к функциональным омонимам. Большинство ученых придерживаются той точки зрения, что функциональные омонимы – это разные слова (В.В. Виноградов, А.А. Реформатский, Ю.С. Маслов, А.И. Смирницкий, О.С. Ахманова, О.П. Суник и другие).
Подобная квалификация опирается на определение слова, данное В.В. Виноградовым: «Слово представляет собою внутреннее конструктивное единство лексического и грамматического значений» [Виноградов 1972
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Научные источники
1. Амири Л.П. Комбинирование разновидностей языковой игры как дискурсивная особенность коммуникативного пространства // Литературоведение и языкознание. – 2014. – № 31. – С. 108–117.
2. Ахманова О. С. Очерки по общей и русской лексикологии. М.: Учпедгиз, 1957. – 295 с.
3. Бабайцева В.В. Избранное. 1955–2005: Сборник научных и научно методических статей / Под ред. проф. К.Э. Штайн. – М.–Ставрополь: Издательство СГУ, 2005. – 513 с.
4. Бабайцева В.В. Явления переходности в грамматике русского языка. – М.: Дрофа, 2000. – 638 с.
5. Виноградов В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове). - М.: Высшая школа, 1972. – 613 с.
6. Винокур Г. О. «Горе от ума» как памятник русской художественной речи. – М.: Учпедгиз, 1959 / Г. О. Винокур. – М.: Директ-Медиа, 2010. – 115 с.: URL: https:// biblioclub.ru/ index.php?page=book&id=46944 (дата обращения 10.02.25).
7. Гладкий А.В. Синтаксические структуры естественного языка в автоматизированных системах общения. – М.: Наука, 2007. – 152 с.
8. Загнитко А.А. Соотношение формально-грамматического и семантического содержания в категории рода имен существительных: на материале современного украинского литературного языка: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.02. – Киев, 1987. – 228 с.
9. Значение слова что? URL: https://kartaslov.ru/значение-слова/что (дата обращения 01.03.2025).
10. Ильясова С.В. Языковая игра в коммуникативном пространстве СМИ и рекламы / С. В. Ильясова, Л. П. Амири. – М/: Флинта: Наука, 2013. – 294 с.
11. Лядова Ю.В. Учение о сложном предложении в современном русском языке / Ю. В. Лядова // Филологические науки в МГИМО: Сб. научных трудов / МГИМО(У) МИД России; отв. ред. Г.И. Гладков. – М.: МГИМО-Университет, 2006. – С.39–50.
12. Муминов В.И., Толстякова Ю.И. Средства выражения эмоций в произведениях А.П. Чехова. Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. – 2020. – Т.30. – Вып 3. – С. 387–394.
13. Мушаев В.Н., Абдуллаев С.Н. Взаимодействие университетов в евразийском научно-образовательном пространстве и исследования по тюрко-монгольской компаративистике // Вестник КИГИ РАН. – 2015. – № 4. – С. 104–108.
14. Омельченко Л.Н. Явления функциональных омонимов в современной русской речи // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 3 (58). – С. 309–310.
15. Омельченко Л. Н. Имена состояния: особенности использования в современной русской речи // Евразийская парадигма России: ценности, идеи, практика: Материалы международной научной конференции, посвященной 20-летию Бурятского государственного университета (30.09.2015 – 01.10.2015, г. Улан-Удэ). – Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2015. – С. 111–112.
16. Приходько В.К. Выразительные средства языка: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Русский язык и литература» / В. К. Приходько. – М.: Академия, 2008. – 253 с.
17. Селиванова Е.А. Когнитивная ономасиология: [монография]. – Киев: Фитосоциоцентр, 2000. – 248 с.
18. Цзинсун Гун. К вопросу о функциональной омонимии в системе частей речи современного русского языка // Филология. Серия: Гуманитарные науки. – 2023. – №6-2. – С. 140–144.
19. Цымбалюк Е.В. Омогруппа предлог-приставка в русском языке: ономасиологический аспект (на материале прозы XVII-XVIII веков) // Дис. … канд. филол. наук. – Симферополь, 2014.
20. Шведова Н.Ю. Местоимения и смысл. Класс русских местоимений и открываемые ими смысловые пространства. – М.: Азбуковник, 1998. – 176 с.
21. Шелякин М.А. Функциональная грамматика русского языка. – М.: Рус. яз., 2001. – 288 с.
22. Шмыкалова И.А. Производные предлоги в связи с, по причине и их текстовые парадигмы в аспекте речевой конкуренции: автореферат дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. – Нижний Новгород, 2015. – 29 с.
23. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку; [предисл., подбор текстов, примеч. и ред. М.И. Матусевич]. – М.: Учпедгиз, 1957. – 188 с.
24. Щерба Л.В. О частях речи в русском языке // Языковая система и речевая деятельность. – Л.: Наука, 1974.– С. 77–100.
Словари
25. Большой универсальный словарь русского языка: в 2 т. Т. 2 (П–Я) / Гос. ин-т русского яз. им. А. С. Пушкина; Под ред. В. В. Морковкина. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2023. – 720 с.
26. Бурцева В.В. Орфографический словарь с правилами [Текст]: [новый тип словаря: около 55 000 слов]. – М.: Lingua: АСТ, 2013. – 877 с.
27. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: Св. 136000 словар. ст., ок. 250000 семант. единиц: [В 2 т.]. – Москва: Рус. яз., 2000. – Т. 2: П - Я. – 1084 с.
28. Колесников Н.П. Словарь омонимов русского языка. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – 670 с.
29. Лингвистический энциклопедический словарь / [Под общ. ред. В.Н. Ярцевой]. – М.: Сов. энц., 1990. – 682 с.
30. Морковкин В.В. Идеографические словари. – Моск. гос. ун-т им. Ломоносова. Науч.-метод. центр. рус. яз. Сектор лексикологии и словарей. - Москва: [б. и.], 1970. – 69 с.
31. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 100000 слов, терминов и выражений: [новое издание] / под общ. ред. Л. И. Скворцова. – М.: Мир и образование, 2015. – 1375 с.
32. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова; Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. – Москва: Азъ, 1994. – 907 с.
33. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов: [пособие для учителя] / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. – М.: Просвещение, 1985. – 399 с.
34. Романова Е. С. Психологические приемы описания героев в произведениях Ф. М. Достоевского // Системная психология и социология. 2019. – №3(31). – С. 55–67.
35. Русская грамматика: [В 2-х т. / Редкол.: Н. Ю. Шведова (гл. ред.) и др.]. – М.: Наука, 1980. - 27 см. Т. 1. Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология / [Н. С. Авилова, А. В. Бондаренко, Е. А. Брызгунова и др.]. – М.: Наука, 1980. – 783 с.
36. Cинтаксис // Малый энциклопедический словарь / Под ред. Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: В 3-х т. – СПб., «Петербург», 1899–1902. – URL: http://www.infoliolib.info/sprav/brokgaus/4/4338.html (дата обращения 01.03.2025).
37. Словарь наречий и служебных слов русского языка / [сост. В. В. Бурцева]. – М.: Русский язык Медиа, 2005. – 750 с.
38. Словарь сочетаемости слов русского языка: Ок. 2500 словар. ст. / Гос. ин-т рус. яз. им. А.С. Пушкина; [П.Н. Денисов и др.]; Под ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина. – 3. изд., испр. – М.: Астрель: АСТ, 2002. – 811 с.
39. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка [Текст]: в 4 т. / пер. с нем и доп. члена-корреспондента АН СССР О. Н. Трубачева; под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина. – М.: Прогресс, 1986–1987.
40. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов: (82 000 слов и фразеологических выражений) / [Н. Ю. Шведова, Л. В. Куркина, Л. П. Крысин] ; отв. ред. Н. Ю. Шведова; Российская акад. наук, Отд-ние ист.-филологических наук, Ин-т русского яз. им. В. В. Виноградова. – М.: Азбуковник, 2008. – 1164 с.
Художественная литература
41. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений и писем: в 17 т. / Н. В. Гоголь; [сост., подгот. текстов и коммент. И. А. Виноградова, В. А. Воропаева]. – М.: Изд-во Московской патриархии; Киев: [б. и.], 2009–2010.
42. Грибоедов А. С. Горе от ума. Комедия в четырех действиях, в стихах. URL: https://ilibrary.ru/text/5/p.1/indexеакпоанооийски.html/index.html (дата обращения 01.03.2025).
43. Две встречи Андрея Болконского с дубом: текст эпизодов, отрывки, монологи, краткое содержание | Разговоры с дубом. URL: https://www.literaturus.ru/2019/11/andrej-bolkonskij-vstrecha-s-dubom-tekst-otryvok-monolog-razgovor.html (дата обращения 01.03.2025).
44. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 томах / Ф. М. Достоевский; АН СССР, Институт русской литературы (Пушкин. дом). – Л/: Наука. Ленингр. отд-ние, 1972–1990.
45. Пушкин А.С. Избранные сочинения. В 2 томах (Библиотека классики). – М.: Худ. лит-ра. – 1980.
46. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем А. П. Чехова / под общей редакцией профессора члена-корреспондента Академии наук СССР, С. Д. Балухатого, академиков В. П. Потемкина, Н. С. Тихонова. - Москва: Гос. изд-во художеств. лит., 1944-1951. Редакторы Серии 1., т. 5-12; Серии 2., т. 13-18 профессор А. М. Еголин и Н. С. Тихонов.