Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловливает тот факт, что в настоящее время стала очевидной идея необходимости обучения иностранному языку как коммуникации непременно в коллективной деятельности с учетом личностно-межличностных связей: преподаватель-группа, преподаватель-ученик, ученик-группа, ученик-ученик и т. д. Положительное влияние на личность обучаемого оказывает групповая деятельность.
В последнее время все чаще поднимается вопрос о важности владения иностранным языком, а также его дальнейшее применение в профессиональном плане. Знание хотя бы одного иностранного языка и играет важную роль в жизни современного человека. Но и проблем на пути изучения иностранного языка, особенно в массовой школе, не уменьшается. Главными трудностями можно выделить снижение мотивации к изучению иностранного языка, недостаточное создание, или вообще ее отсутствие, языковой среды в школах, неумение правильно применить те или иные технологии или методы обучения. Языковая среда создается искусственно. Кроме того существует и такая проблема, как недостаток активной устной практики, в расчете на каждого обучающегося группы, отсутствует индивидуальный и дифференцированный подход обучения иностранному языку.
Сегодня каждый современный педагог старается искать более эффективные пути усовершенствования и улучшения учебного процесса и преподавания иностранному языку, старается заинтересовать обучающихся в изучении иностранного языка и тем самым увеличить рост их успеваемости и успешности каждого обучающегося. Педагог сегодня должен не просто формировать и развивать у обучающихся коммуникативные навыки и умения, но и развивать и формировать личностные качества каждого обучающихся. Поэтому каждый урок должен быть эффективным, содержательным, интересным. Он должен не просто соответствовать программе или ФГОС, но и вызывать у обучающихся познавательный интерес, творческую активность развивать их общий кругозор, да и просто доставлять удовольствие. С каждого урока обучающиеся должны уходить, узнав что-то новое и интересное для себя. Исходя из всего этого следует сделать вывод, что современный педагог просто обязан на своих уроках переходить на новые педагогические технологии. Открываются новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить детей; содержание обучения «рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы; обучение ведется обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; интеграция, вариативность; используется положительная стимуляция».
Идея сотрудничества основана на содружестве участников педагогического процесса. В настоящее время в естественных коммуникативных ситуациях человек гораздо чаще сталкивается с диалогической формой общения. Поэтому значительное место в учебном процессе работе в парах и группах. При таких формах работы ученики добиваются поставленной цели, сотрудничая друг с другом. Необходимо отметить, на таких уроках работают все учащиеся. Они учатся слушать и слышать. Каждый ученик чувствует себя раскованно. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие либо проблемы, рассуждать над возможными путями решения этих проблем. Вот почему многие педагоги обращаются к технологии обучения в сотрудничестве.
Проанализировав литературу по данной теме, мы выяснили, что основная идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов: Робертом Славиным из университета Джона Хопкинса, Роджерсом Джонсоном и Дэвидом Джонсоном из университета штата Миннесота; группой Элиота Аронсона из университета штата Калифорния.
Данной проблемой занимались также отечественные педагоги Е.С. Полат, В.К.Дьяченко, Рубцов В.В., Яновская М.Г, Селевко Г.К. и другие. Как целостная технология, педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-исполнительского инструментария. Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа "непроникающую" технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.
Цель исследования: выявление эффективности организации технологии учебного взаимодействия на уроках английского языка.
Объект исследования: формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся.
Предмет: особенности применения технологии учебного взаимодействия (или обучения в сотрудничестве) на уроках английского языка.
Гипотеза исследования заключается в том, что использование технологии учебного взаимодействия на уроках английского языка способствует формированию иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, повышает положительное эмоциональное отношение к учебному предмету.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
1. Изучить понятие учебного сотрудничества.
2. Рассмотреть виды учебного сотрудничества.
3. Проанализировать психологические аспекты учебного сотрудничества на уроках иностранного языка.
4. Разработать и реализовать методические рекомендации по применению учебного сотрудничества на уроках английского языка.
5. Провести оценку эффективности проведенной работы.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы мы использовали следующие методы исследования: анализ научной литературы по психологии, педагогике и методике преподавания иностранных языков по проблеме исследования; анализ учебно-программной документации и интегрирование в учебный процесс по обучению 6 английскому языку; изучение и анализ отечественного и зарубежного опыта группового обучения; обобщение и систематизация полученных данных; педагогическое наблюдение, метод опроса и экспериментальное обучение.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирования разных способов учебного сотрудничества на уроках английского языка
1.1Понятие учебного сотрудничества
Современный этап развития образования ставит перед учителем задачи, связанные с формированием личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию. Сегодня важно, чтобы ученик умел самостоятельно принимать решения, ставить цели и находить пути их достижения, ориентировался в огромном море информации, применял приобретенные знания на практике и в повседневной жизни. Новые социальные запросы требуют отказа от традиционных методов обучения, стимулируют педагогов к освоению новых педагогических технологий.
Востребованными становятся такие технологии, такие формы и методы образования, которые позволяют обеспечить субъектную позицию самого ученика, его активную роль в процессе обучения. Это объясняет возрастающий интерес к педагогике сотрудничества, основы которой были заложены выдающимися педагогами и психологами (Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, B.В. Давыдовым, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинским, Г.А. Цукерманом и др.), а осмыслены и реализованы педагогами-новаторами, такими как Ш.А. Амонашвили, И.Л. Волков, В.А. Караковский, C.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, М.Л. Щетинин и др.
Сотрудничество предполагает совместную развивающую деятельность етей и взрослых, коллективный анализ хода и результатов этой деятельности, стимулирование и направление педагогом познавательных интересов учащихся.
Если сузить это понятие до учебной работы, то появляется термин «учебное сотрудничество», который используется в современной отечественной педагогической психологии для обозначения про¬цесса обучения, основанного на взаимодействии учителя и учеников, учеников между собой.
Линией развития современной школы выступает гуманизация и демократизация, ведущие к качественно новой системе работы учителя, к школе развития, школе творчества и самоуправления, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Ведущей деятельностью ученика в школе выступает учебная, именно в ней ребенок обретает способность учиться, общаться, взаимодействовать. Становление этих новообразований в процессе формирования личности выступают важнейшим фактором в психическом и социальном развитии личности обучающегося: с этого момента он из обучаемого, ведомого взрослым, становится субъектом собственного развития, учеником, обучающим самого себя, меняющим себя сознательно и целенаправленно.
Необходимость развития умения учиться в корне меняет характер взаимоотношений между учителем и учащимися. Будет ли он в условиях «новой школы» успешен в обучении, зависит от многих факторов, среди которых педагоги (Ш.А. Амонашвили, А.С. Белкин, И.Л. Волков, И.А. Зязюн, Р.Р. Девлетов, А.В. Мудрик, А.К. Маркова, А.Я. Савченко, В.Ф. Шаталов, Г.А. Цукерман, Е.Н. Ильин, Я.Л. Коломинский) и психологи (Л.В. Выготский, Б.Ф. Ломов, В.С. Мухина А.В. Петровский, Я.А. Пономарев, В.В. Рубцов, Д.Б. Эльконин) – выделяют педагогическое взаимодействие как учебное сотрудничество.
В педагогике отсутствует однозначность в определении понятия «учебное сотрудничество», и это имеет свои объективные причины, связанные с тем, что в педагогику приходят понятия из других наук: философии, общей психологии, педагогической психологии, социологии и т.д.
В специальной литературе можно встретить термины учебное сотрудничество, кооперация, совместная учебная деятельность, совместная мыслительная деятельность, групповая работа, совместно-распределённая деятельность, групповое научение, научение вместе, обучение в сотрудничестве, учебная работа в группах сотрудничества.
В педагогической теории и практике существуют разные целевые подходы организации учебного взаимодействия.
Так Ж. Пиаже рассматривает учебное взаимодействие со сверстниками как “кооперацию”, целью организации которого является развитие когнитивной и коммуникативной сфер. Результатом взаимодействия становится децентрация, преодоление детского эгоцентризмаи развитие действий контроля и оценки .
Г.Г. Кравцов, В.В. Рубцов указывают на то, что в процессе коллективно распределенной деятельности развитие ребенка заключается в освоении им самой формы организации учебно-познавательных действий (овладении ребенком способом взаимодействия, выделении существенных свойств объекта, определяющих структуру и способы координации индивидуальных операций, формировании навыков и умений коллективной работы) .
М.Д. Виноградова, И.Б. Первин целью организации учебного взаимодействия в группах ставят овладение содержанием учебного предмета, развитие коллективизма.
Согласно концепции Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Г.А. Цукерман организация учебной деятельности как сотрудничества детей, специально организованного учителем, способствует усвоению учащимися генетически исходных понятий учебного содержания, развитию рефлексивных учебных действий, умения учиться .
И.Е. Берлянд, В.С. Библер, С.Ю. Курганов указывают на то, что учебное взаимодействие содействует раскрытию и реализации мотивов, потребностей и интересов группы и каждого ее члена. Результатом учебного взаимодействия является освоение диалогического мышления.
Е.С. Полат обучение в сотрудничестве рассматривает как составляющую технологии личностно-ориентированного обучения, при реализации которой личность включается в самостоятельную активную познавательную деятельность, достигаются академические успехи, интеллектуальное и нравственное развитие учеников .
По утверждению американских педагогов (Р. Славин, Р. Джонсон и Д. Джонсон и др.) целью кооперации/сотрудничества в обучении являются академические успехи учащихся, индивидуальная ответственность, создание товарищеских отношений и в конечном итоге – психическое здоровье учеников и учителей .
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абрамова С. Ю., Белозерова Ю. В. Использование кейс-метода на уроках английского языка // Молодой ученый. – 2015. – №6. – С. 94 – 96.
2. Адилова Н. Ф. Эффективность использования ролевых игр в процессе обучения // Молодой ученый. – 2011. – №12. – С. 121 – 124.
3. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
4. Афанасьева О. В., Михеева И. В. Английский язык 7 класс. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 352 с.
5. Баранова К. М., Дули Д., Копылова В. В. Английский язык 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций и школ с углубленным изучением английского языка. – М.: Просвещение, 2014. – 184 с.
6. Бим И. Л. Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе / И. Л. Бим. - М., 1988.
7. Волкова М.В. Формирование личности школьников на основе интеграции педагогических технологий: теоретико-методологический аспект / М.В. Волкова. - Казань : Изд-во Казанск. ун-та, 2006.
8. Джонсон Д., Джонсон Р., Джонсон-Холубек Э. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве [Текст]: Пер. с англ. З.С.Замчук / Д. Джонсон, Р. Джонсон, Э. ДжонсонХолубек. – СПб.: Экономическая школа, 2001
9. Жолтикова Н. В. Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка как средство формирования коммуникативной компетенции // Концепт. – 2014. – №2. – С. 136 – 140.
10. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. М.: Логос, 2004
11. Касицина Н.М., Михайлова Н.Н., Юсфин С.М., Миркес М.М. Педагогика поддержки. СПб: Агентство образовательного сотрудничества, 2005
12. Китайгородская Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам: учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1986. – 103 с.
13. Климонова Г. Н. Опыт организации групповой работы на уроках // Эйдос: интернет-журнал. – 2008 [Электронный ресурс]. – URL: http://eidos.ru/journal /2008/1218.htm
14. Козлов В. В., Кондаков А. М. Фундаментальное ядро содержания общего образования. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с.
15. Комарова Ю. А., Ларионова И. В., Макбет К. Английский язык: учебник 7 класса для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: Русское слово, 2014. – 168 с.
16. Корниенко В. А. Формирование регулятивных универсальных учебных действий // Молодой ученый. – 2015. – №2. – С. 14 – 15.
17. Крайг Г. Психология развития / Пер. с англ. Н. Мальгиной и др. под общ. науч. ред. А. А. Алексеева. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 992 с.
18. Кудряшова А. А. Формирование умений учебно-речевого взаимодействия при обучении устному иноязычному общению младших школьников: дис. …канд. пед. наук. – Киров, 2016. – 168 с.
19. Кузовлев В. П., Лапа Н. М., Перегудова Э. Ш. Английский язык 7 класс. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 252 с.
20. Лаврентьева В. Методы интерактивного обучения на уроках английского языка // Иностранные языки. – 2012 [Электронный ресурс]. – URL: http:iyazyki.ru/2012/04/interaktiveengli-sh/
21. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: Учеб.пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
22. Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Урок иностранного языка. – Ростов н/Д.: Феникс; – М.: Глосса Пресс, 2010. – 640 с.
23. Пассов, Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлева. - М., 1989.
24. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – 3-е изд.,испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 112 с.
25. Пиаже Ж. Избранные психологические труды [Текст]: – М.: Просвещение, 1969
26. Пикеева Е. Н. Метод проектов на уроках иностранного языка // Молодой ученый. – 2014. – №7. – С. 534 – 536.
27. Плотникова Н. Н. Обучение по «станциям» как одна из эффективных форм организации образовательной деятельности на уроках иностранного языка в школе // Язык и культура. – 2015. – №1. – С. 122 – 130.
28. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Академия, 2003. – 368 с.
29. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык 5–9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – 43 с.
30. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения [Текст]: Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР— М.: Педагогика, 1987
31. Сорокатая Е. А. Содержание и виды групповой учебной деятельности студентов // Молодой ученый. – 2015. – №6. – С. 686 – 689.
32. Степанова О. В. Развитие познавательных универсальных учебных действий как педагогическая проблема // Молодой ученый. – 2016. – №2. – С. 851 – 853.
33. Тюрикова С. А. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 5-7 классов в процессе изучения иностранного языка: дис. … канд. пед. наук. – Чебоксары, 2014. – 150 с.
34. Федеральный государственный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 года. – 41с. [Электронный ресурс]. – URL: http://минобрнауки. рф/documents/543
35. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993
36. Цукерман Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться [Текст]: автореф. дисс. докт. психол. наук: 19.00.07. - М., 1992.