Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящей работы связана с тем, что одной из бурно развивающихся областей исследований в гуманитарном знании является изучение особенностей коммуникации при условии ее протекания с помощью новых информационных технологий. Одной из них является Интернет. Для современного человека виртуальная среда становится тем повседневным пространством, в условиях которого происходит взаимодействие на работе, дома и проч. Для психолого-педагогических исследований данные обстоятельства представляют особую значимость в силу того, что большую часть свободного времени подрастающее поколение проводит именно в Сети: молодежь общается, слушает музыку, смотрит фильмы, играет в компьютерные игры.
Исследование коммуникации в Интернете позволяет пользователю экспериментировать с собственной идентичностью, создавая «виртуальные субъекты» коммуникации, которые часто отличаются и от персональной идентичности, и от реальной самопрезентации пользователей. Интернет обеспечивает возможность «уйти из собственного тела» - как от внешнего облика, так и от индикаторов статуса во внешнем облике. А следовательно, и от ряда оснований социальной категоризации: возраста, пола, социально-экономического статуса, этнической принадлежности. Особенно характерна подобная модель поведения для подростков и юношества, то есть для учащихся 9-х – 11-х классов, что актуализирует настоящее исследование.
Степень разработанности темы исследования. Теорию информационного социума рассматривали такие авторы, как Д. Белл, М. Кастельс, О. Тоффлер, А. Турен. Об информационной культуре современного общества написано С.С. Андреевым, Е.Г. Дьяковой, В.А. Емелиным, А.Д. Трахтенберг и др. Проблематика изучения интернет-коммуникации находилась в центре внимания Ю.Д. Бабаевой, О.Е. Баксанского, Л.М. Земляновой, Д.В. Иванова, A.И. Ракитова и др. Вопросы самопрезентации личности в интернет-среде осмыслены Г.В. Бороздиной, E.Л. Доценко, Ю.М. Жуковой, З.С. Завьяловой, В.А. Савиным и др.
Объект исследования – техники самопрезентации старших школьников.
Предмет исследования – использование техник самопрезентации старших школьников в сети Интернет.
Гипотеза исследования – использование техник самопрезентации старших школьников в сети Интернет будет эффективным, если разработать программу, реализуемую форме тренинга, направленного на самопознание, формирование «Я-концепции», развитие навыка самопринятия.
Цель исследования – разработать и реализовать программу в форме тренинга, участие в котором позволит старшим школьникам использовать эффективные техники самопрезентации в сети Интернет. Выдвинутая гипотеза и сформулированная цель позволили обозначить ряд задач:
1) доказать, что интернет-среда является коммуникативным пространством и институтом социализации старших школьников;
2) выявить представления старших школьников о самопрезентации;
3) подобрать методы исследования самопрезентации старших школьников в сети Интернет;
4) проанализировать полученные результаты, на основе которых разработать и реализовать программу, направленную на корректировку самопрезентации старших школьников.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме исследования) и эмпирические (контент-анализ, метод качественного анализа).
Теоретико-методическую основу исследования составили научные положения об организации коммуникативных процессов в Интернет-среде, а также самопрезентационных процессов в виртуальном пространстве.
Структура и объем работы. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ КАК КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
1.1 Интернет-среда как коммуникативное пространство
Для современного человека Интернет уже стал обыденной реальностью, без которой многие не мыслят своего существования. Речь идет не только о развлечениях, но и о дистанционных библиотеках, торгах на финансовых биржах, заработке и проч. Для подростков, юношества, молодежи Интернет, помимо прочего, также становится ретранслятором идей, ценностей и социальных норм. Одним словом, Всемирная сеть ассоциируется с особой средой как глобальным коммуникативным пространством. В публикации А.В. Авдиенко «Проблемы информационно-коммуникативного пространства современного образования» сказано, что коммуникация – это «процесс, с помощью которого осуществляются и развиваются многообразные человеческие взаимоотношения; символы и знаки, а также средства для их передачи в пространстве и сохранения во времени» [1, с. 12].
Кроме прочего, любая коммуникация является средством, позволяющим на расстоянии узнавать многое о человеке, его поведении, привычках, передавать свой опыт и знания. Как поясняется в материалах исследования В.И. Шляхова «Коммуникативное пространство как среда обитания языка», понимание коммуникативного пространства следует связывать с уникальным явлением, созданным потенциалом человеческой мысли: «Это пространство постоянно расширяется и никогда не молчит, поскольку радио, телефон, Интернет постоянно транслируют мысли и эмоции человека на любые расстояния. В этом пространстве материализуются мысли людей: изучая то, что происходит в коммуникативной среде, ученые получают доступ в закрытый мир индивидуального и коллективного мышления» [43, с. 92].
В публикации Н.В. Банщиковой «Интернет-пространство как особая сфера социальной коммуникации» обозначены особенности взаимодействия в виртуальной среде. По мнению автора статьи, одним из наиболее важных свойств Интернета является интерактивность и гипертекстуальность его среды, обеспечивающие мгновенную обратную связь и отсутствие зависимости от пространственно-временных характеристик. Другим свойством названа анонимность пользователей, обеспечивающая возможность «вступать во взаимодействие вне разделяемого контекста, сохраняя высокий уровень индивидуализации. Подобное взаимодействие предоставляет достаточную свободу самовыражения» [5, с. 7].
Продолжением темы особенностей взаимодействия во Всемирной сети могут стать тезисы из работы С.С. Данилюка «Коммуникативный процесс в сети Интернет». Согласно его выводам, постоянно возрастающая роль компьютерной коммуникации и трансформации интернет-пространства в коммуникативно-информационной среде создает практически безграничные возможности для межличностного, межкультурного общения, а также открывает при этом некоторые дополнительные измерения человеческого общения. Первой значимой характеристикой взаимодействия во Всемирной сети С.С. Данилюк считает обратную связь [7].
Условиями, необходимыми для адекватного восприятия сообщения Сети, являются: 1) наличие контекста, о котором идет речь и который может быть выражен вербально; 2) общность темы для адресанта и адресата; 3) контакт: здесь имеются в виду каналы физической (через технические средства) и психологической связи (принятие людьми друг друга). Такие элементы коммуникации дают установки для ее поддержания. Второй особенностью Интернет-среды как коммуникативного пространства названа интеграция: по сравнению с взаимодействием в обыденной жизни, виртуальный контакт проходит через технические средства, поэтому сообщение меняет свою форму, ведь оно может быть представлено в мультимедийном формате, совмещая в одно целое – текст, графику, аудио- и видеозаписи. Это означает, пишет автор статьи, что интернет-коммуникация не дублирует традиционные формы коммуникации, а дополняют устную и письменную форму, в полной мере, становясь их альтернативой [7].
Взаимодействие в интернет-среде опосредовано компьютером, то есть осуществляется только через технический канал связи, который обеспечивает возможность передачи сообщения по принципу как «от одного – к одному», так и «от одного – ко многим» [7, с. 78]. В сетевую коммуникацию может быть вовлечено большое количество людей, независимо от того, где они физически находятся. Ориентиры времени и пространства как критерии коммуникативной ситуации теряют свою традиционную привязанность, ибо собеседник может присоединиться к разговору в любой момент: «поддержать уже обсуждаемую тему или предоставить свою; говорить со всеми или общаться с одним собеседником; появиться один раз, стать постоянным членом определенного сообщества собеседников» [7, с. 78].
Фрагмент для ознакомления
3
1) Авдиенко А.В. Проблемы информационно-коммуникативного пространства современного образования // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2014. № 1. – с. 11-15.
2) Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. – 8-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2015. – 363 с.
3) Асмолов А.Г. От мы-медиа к я-медиа: трансформации идентичности в виртуальном мире / А.Г. Асмолов, Г.А. Асмолов // Вопросы психологии. – 2009. № 3. – с. 3-21.
4) Афонин И.А. Сравнительная характеристика сформированности навыков принятия решений и самопрезентации у старшеклассников с различным социальным статусом / И.А. Афонин, А.В. Прусова, Н.М. Юшкова // Вестник Брянского государственного университета. – 2013. № 1. – с. 154-158.
5) Банщикова Н.В. Интернет-пространство как особая сфера социальной коммуникации // Молодежь и наука: сб. материалов VIII Всероссийской научно-технической конференции. – Красноярск: СФУ, 2012. – с. 4-8.
6) Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Книга по Требованию, 2018. – 464 с.
7) Данилюк С.С. Коммуникативный процесс в сети Интернет: структурный аспект // Научный вестник Международного гуманитарного университета. Серия: Филология. – 2014. №8. Т. 1. – с. 77-80.
8) Девтеров И.В. Характер социальной коммуникации в сети Интернет // Теория и практика управления социальными системами. – 2011. № 3. – с. 66-72.
9) Елькина О.М. Самопрезентация автора текста в компьютерно-опосредованной коммуникации // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2011. № 2. – с. 88-93.
10) Жичкина А.Е. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста // Флогистон [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://flogiston.ru/articles/netpsy/avtoref_zhichkina. – Дата обращения: 03.02.2019.
11) Иохвидов В.В. Педагогика: учеб. пособ. В 3-х ч. Часть 1 / В.В. Иохвидов, В.Г. Веселова. – Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2015. – 210 с.
12) Козлова Н.С. Самопрезентация личности в условиях виртуальной коммуникации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2012. № 25(284). – с. 113-115.
13) Козырев Г.И. Основы социологии и политологии: учебник для студ. вузов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2017. – 271 с.
14) Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Книга по требованию, 2010. – 256 с.
15) Кон И.С. Ребенок и общество: учеб. пособ. для студ. вузов. – М.: Академия, 2003. – 336 с.
16) Кондратьева И.А. Педагогическое сопровождение в контексте высшего образования / И.А. Кондратьева // Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 10. – С. 14 - 15.
17) Кондратьева М.В. Самопрезентация личности в интернет-коммуникациях // Коммуникативные стратегии информационного общества: Труды VI Междунар. науч.-теор. конф. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. – с. 306-308.
18) Корягина Н.А. Психология общения: учебник и практикум для СПО / Н.А. Корягина, Н.В. Антонова, С.В. Овсянникова. – М.: Юрайт, 2018. – 437 с.
19) Кузнецова И.В. Интернет как среда деятельности современных подростков // Научный вестник Международного гуманитарного университета. Серия: Филология. – 2015. №3. – с. 16-22.
20) Куликова Т.И. Психологические особенности самопрезентации современных старшеклассников // Вестник современных исследований. – 2017. № 7(10). – с. 62-66.
21) Либерман А.А. К вопросу о ведущей деятельности современных подростков // Вопросы психологии. – 2007. № 4. – с. 117-124.
22) Луков В.А. О теории социализации Франклина Гиддингса / В.А. Луков, Е.Е. Лукова // Знание. Понимание. Умение. – 2014. № 3.
23) Марушкевич А.А. Проблемы профориентации и профессионального выбора выпускников современных школ // Вестник Запорожского национального университета. Серия: Педагогические науки. – 2011. №1 (14). – с. 208-211.
24) Мешков Н.И. Педагогика: учеб. пособ. для студ. вузов / Н.И. Мешков, И.В. Харитонова. – Саранск, 2010. – 149 с.
25) Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособ. для студ. вузов. – М.: МПСИ, 2011. – 304 с.
26) Некрасова Н.А. Самопрезентация: сущность и основные характеристики / Н.А. Некрасова, У.С. Некрасова// Успехи современного естествознания. – 2007. – № 11. – с. 122-124.
27) Петровский Д.П. Мотивационный аспект профессионального самоопределения воспитанников старших классов кадетского корпуса // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2010. № 2(2). – с. 95-98.
28) Пименова О.И. Атрибуты самопрезентации старших школьников в социальной сети «ВКонтакте» // Ломоносов: материалы Международного молодежного научного форума. – 2017. – с. 5-6.
29) Погонцев Д.В. Самопрезентация в киберпространстве // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. – 2012. № 2(4). – с. 66-72.
30) Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А. Бодалева. – М.: Когито-Центр, 2011. – 2280 с.
31) Савин В.А. Дидактические основы развития самопрезентации у старшеклассников: дисс. … канд. пед. наук. – Ростов-на-Дону, 2013. – 149 с.
32) Садыкова Н.А. Самопрезентация как речевая тактика // Вестник Башкирского университета. – 2012. № 3. Т. 17. – с. 1346-1349.
33) Сластёнин В.А. Педагогика: учеб. для студ. вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 12-е изд., стер. – М.: Академия, 2014. – 608 с.
34) Соколовская Т.А. Организационно-педагогические условия использования современного радио в развитии профессионального самоопределения старших школьников: дисс. … канд. пед. наук. – Пятигорск, 2010. – 165 с.
35) Спиридонова Н.Ю. Связь направленности личности с выбором профессии в юношеском возрасте: автореферат дисс. … канд. пед. наук. – М., 2011. – 20 с.
36) Тимошенко Н.Е. Профессиональное самоопределение старшеклассников (по результатам исследования) // Актуальные вопросы гуманитарных наук: сб. матер. науч.-практ. конф. – 2016. № 16. – с. 421-427.
37) Угольков Н.В. Интернет как институт социализации старших школьников: дисс. … канд. пед. наук. – М., 2012. – 197 с.
38) Усова Е.Б. Возрастная психология: учебное пособие. – Мн.: Изд-во МИУ, 2009. – 56 с.
39) Фоменко Н.В. Подростковый возраст как наиболее сложный этап развития ребенка // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2014. № 2. – с. 201-205.
40) Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Наука, 2014. – 168 с.
41) Чистяков А.В. Социализация личности в обществе Интернет-коммуникаций (социокультурный анализ): автореф. дисс. … докт. социологич. наук. – Ростов-на-Дону, 2016. – 63 с.
42) Шишкова А.Р. Самопрезентация пользователей социальных сетей Web 2.0 // Современные исследования социальных проблем. – 2010. № 4(1). – с. 221-225.
43) Шляхов В.И. Коммуникативное пространство как среда обитания языка // Пространство и Время. – 2013. №4. – с. 86-92.
44) Щекотуров А.В. От флирта до смены пола онлайн: подростковые практики альтернативных самопрезентаций в социальной сети «ВКонтакте» // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2017. № 6. – с. 327-343.
45) Эриксон Э. Детство и общество. – СПб.: Питер, 2013. – 261 с.
Источники, используемые для анализа самопрезентации старшеклассников в сети Интернет
46) Dream Forum. – Режим доступа: http://dreamforum.ru. – Дата обращения: 22.02.2019.
47) Fantasy Book. – Режим доступа: http://fantasy-bookfb.ru/. – Дата обращения: 14.02.2019.
48) Fantasy Forum. – Режим доступа: http://www.forum.gondor.ru. – Дата обращения: 18.02.2019.
49) Romantic Fantasy. – Режим доступа: http://romanticfantasy.ru. – Дата обращения: 20.02.2019.
50) Valar.ru. – Режим доступа: http://www.valar.ru/. – Дата обращения: 19.02.2019.