Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Одна из главных задач на всех этапах развития общества является решение проблем сохранения и укрепления здоровья человека, начиная с младенчества и до преклонных лет.
Как показывает практика, изменения в обществе касаются и отношения подрастающего поколения к тренировкам физической культурой. Что выражается в снижении мотивационно-ценностных установок на ведение здорового образа жизни и, как следствие, происходит ухудшение общего здоровья школьников.
Учащиеся старших классов недооценивают значимость предмета физическая культура, а также уже в меньшей степени уделяют внимание самостоятельным занятиям физическим упражнениям. Сегодня в механизме образования в следствие с принятием ФГОС деятельность педагога направлена на воспитание у учащихся универсальных учебных действий.
Реализация ФГОС в социокультурной среде общеобразовательного учреждения по дисциплине «Физическая культура» отражает тенденции сегодняшнего дня: государство заинтересовано в здоровом резерве страны, когда здоровье и благополучие является залогом здоровья и успешности всей нации. В связи с изложенным является актуальным совершенствование старых и поиск новых инновационных технологий, средств и методов на уроках физической культуры для повышения интереса у подростков.
Гипотеза: предполагается, что использование инновационных технологий (музыкального сопровождения, квест-технологий, сюжетных игр, дидактических игр, круговой тренировки) будет способствовать повышению интереса подростков к уроку физической культуры.
Цель исследования: Способствовать повышению интереса подростков к уроку физической культуры за счёт внедрения разработанной методики обучения с использованием инновационных технологий (музыкального сопровождения, квест-технологий, сюжетных игр, дидактических игр).
Объект исследования: процесс урока физической культуры с использованием инновационных технологий.
Предмет исследования: влияние внедрения инновационных технологий в урок физической культурой на повышение интереса подростков к занятиям.
Задачи:
1. Проанализировать состояние вопроса интереса и мотивации современных школьников к занятиям на уроке физической культуры
2. Изучить инновационные технологии в современной педагогике физической культуры и определить наиболее эффективные и доступные средства повышения интереса к уроку физической культуры.
3. Разработать и экспериментально обосновать эффективность влияния методики обучения предмету «Физическая культура» с использованием инновационных технологий на повышение мотивации подростков к уроку физической культуры.
Практическая значимость. Результаты исследования представляют интерес для практической работы учителей и методистов по физической культуре, а также может быть использована на курсах повышения квалификации специалистов физической культуры.
ГЛАВА 1. ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА К УРОКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ КАК СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Причины снижения интереса к уроку физической культуры современных школьников
Низкая мотивация старшеклассников к регулярным занятиям физической культурой на сегодняшний день является достаточно острой проблемой. Учащиеся старших классов недооценивают значимость предмета физическая культура, а также уже в меньшей степени уделяют внимание самостоятельным занятиям физическим упражнениям. Такое поведение старшеклассников зависит от ряда причин. В первую очередь от «стереотипного» мнения о предмете физическая культура в обществе и как следствие соответствующего отношения к предмету в семье. А также в виду повышенной учебной нагрузки и усиленной подготовки к сдаче экзаменов [6, c. 79].Бородин Ю.А. Проблемы формирования физической культурой и спортом у девушек старших классов // Теория и практика физической культуры. 2012 № 7 С. 79
Результаты научных исследований и анализ педагогической практики свидетельствуют о тревожной тенденции снижения с возрастом интереса учащихся к урокам физической культуры и занятиям другими видами физкультурно-спортивной деятельности.
Одной из причин такого положения дел исследователи называют отсутствие в образовательных учреждениях систематической и комплексной работы по формированию положительного эмоционально-ценностного отношения к физической культуре. Улучшение материальной базы для занятий физической культурой и спортом, увеличение количества занятий по физической культуре, повышение уровня требований к выполнению учебных нормативов представляют собой варианты, основанные на экстенсивном подходе, и поэтому, оставаясь значимыми факторами, не пригодны для разрешения данной проблемы на социально приемлемом уровне, поскольку, изменяя внешние условия физкультурно-спортивной деятельности, оставляют вне поля зрения индивидуальное своеобразие образовательных возможностей и потребностей личности [4]. Вавилов, Ю. Н. Концептуальные предпосылки перестройки школьной системы физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 1990. -№ 10. - С. 2-9.
Основными недостатками традиционной системы физического воспитания, влияющими на негативное отношение старшеклассников к занятиям, по мнению Л. И. Лубышевой (2006), является консервативность и авторитарность уроков физической культуры, их низкая моторная плотность, однородность используемых физических упражнений, отсутствие необходимого тренировочного эффекта, невозможность классификации занимающихся по типологическим группам.
Однако, помимо указанных причин, связанных, прежде всего с методическими недостатками, есть и причины социального порядка, связанные с невысоким авторитетом уроков физической культуры – как учеников, так и их родителей, и даже учителей по другим предметам. Можно констатировать, что до сих пор ситуация в школе не меняется: отношение к уроку физической культуры остаётся отрицательным и, судя по тем тенденциям, которые происходят в социокультурной ситуации в России, она сможет измениться в лучшую сторону, если будет создана чёткая система мотивации к занятиям физической культурой (Сайкина Е. Г. Стратегическая роль фитнеса в модернизации физкультурного образования школьников: Монография.- Санкт – Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012.-297 с.).
Достоверным является, и то, что именно в подростковом возрасте, заметно снижается посещаемость уроков по физической культуре. Одна из причин связана с применяемой системой оценивания. Оценивание является одной из главных составляющих каждого урока, оказывая большое влияние на обучающих: на их эмоциональное состояние, самооценку, мотивацию, активность, повышение тревожности и другие характеристики. Гальперин П.Я. [11, c. 352] отмечает, что система оценивания несовершенна, в связи с этим оценка зачастую не отображает реальных достижений ученика. Когда речь идёт о подростках, урок физической культуры имеет особенно важное значение. В подростковом возрасте дети всё воспринимают наиболее остро, в том числе и свой физический облик, который претерпевает сильные изменения. «На уроке физической культуры, как ни на одном другом, именно физический облик может стать предметом сторонней оценки окружающих».(стр 158)
Не редко подростки трактуют полученную оценку как отметку своего физического состояния. Эта особенность подросткового восприятия оказывает негативное влияние на психологическое состояние обучающего, на его самооценку. Школьная технология 2015 №2 стр 157-158 Е. А. Селищева, М. А. Ступницкая).
Однако, как показывают результаты экспериментальных исследований, проведенных специалистами Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, чтобы не посещать уроки физической культуры подростки находят разнообразие причин разного характера, лишь бы не посещать урок физическая культура. Чайцев В.Г., Пронина Ч.В. [ 38, c. 23] говорят, что причин множество: перегруженность спортивного зала, отсутствие тренажёров, недостаточная материально-техническая база учебного заведения, чрезмерное наполняемость раздевалок, нет возможности принять душ. Ещё одна из причин, это предлагаемые преподавателем упражнения не интересны обучающим. Исследования сообщают, что мальчиков-подростков привлекают занятия футболом, легкой атлетикой, баскетболом, плаванием и прыжками в воду, единоборствами. Девочек-подростков занимает легкая атлетика, спортивные танцы и аэробика, плавание, теннис, единоборства [1].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акулов А.М. Спортивные интересы подростков и возможность их реализации в условиях городского муниципалитета // Физическая культура: научно-методический журнал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2005N2/p9-11.htm. – Дата обращения: 26.12.2016.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Ленинград: Наука, 1968.
3. Андропова М.В. Психологические термины. М.: Издательство,2004. – 483 с.
4. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. Учебник для ИФК. – М: Просвещение, 1990 – 316 с.
5. Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. – К.: Здоров'я, 1987. – 288 с.
6. Баранов В.М. Физические упражнения в режиме труда. – К.: Здоров'я, 1978. – 183 с.
7. Бекетов В.А. Организация подготовки юных спортсменов. – Симферополь, 2002.-76 с.
8. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. - М.:ФиС, 1985, с. 161-169.
9. Бомпа Т.О. Подготовка юных чемпионов. – М.: АСТ∙Астрель, 2003. – 260 с.
10. Вязовкина Л. Критерии самообразовательных достижений школьника// Директор школы, 2006, №10. – с. 67 – 74
11. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Переизд., Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 678 с.
12. Горская Г.Б., Барабанов А.Г.Спортивная теория. СПб.: Фокс, 2006.- 568 с.
13. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб, Фокс,2003.- 484 с.
14. Графов А.М., Антипова А.В. Детский возраст. М.: ФиC, 2007.- 468 с.
15. Дворкин Л.С., Новаковский С.В., Степанов С.В. Возрастные особенности развития силовых возможностей школьников 7 – 17 лет //Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка, 2003. – N 3. – с. 29.
16. Железняк Ю.Д. Петров П.К. Основы научно - методической деятельности в физической культуре и спорте. М.: ФиC, 2003.- 425 с.
17. Задворнов К.Ю. Возрастная психология: Уч. пособие. М.: «УРАО», 2002.- 360 с.
18. И. В. Присяжнюк Научно-методический журнал Физическая культура в школе 2017 №5
19. Канарская О. В. Инновационное обучение: методика, технология, школьная практика: кн. Для учителя / О. В. Канарская.- СПб., 1997. – С. 480.
20. Кондратьева С. В. Учитель – ученик. М.: Издательство, 2006. – 368 с.
21. Королёва М. Б. Интегрированный подход в музыкальном воспитании старших дошкольников как средство гармоничного развития. Царскосельские чтения 2017 стр. 38-42
22. Круцевич Т.Ю. Моделирование гармоничности физического развития подростков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2002. - № 4 – с. 9 – 13 .
23. Кузьмина Н.В Методы исследования педагогической деятельности. М.: ФиC, 2005.
24. Лубышева Л. И. Спортивная культура в школе / — М.: НИЦ Теория и практика физической культуры и спорта, 2006.—174 с.
25. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М.: ФиC, 2008.- 480 с.
26. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. – К.: Олимпийская литература, 1999. – 320 с.
27. Назаренко Л.Д. Стимулируемое развитие двигательных и координационных качеств // Теория и практика физической культуры, 2001, № 6. – с. 53 – 56.
28. П.З. Ливанова Научно-методический журнал Физическая культура в школе 2011 №7
29. Петров В.К. Гармония силы. – М.: Советский спорт, 1989 – 46 с.
30. Петрова В. И. Игровая деятельность в работе педагога по физической культуре: моногр. /В. И. Петрова. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2007 – 84 с.
31. Платонов В.Н., Сахновский К.П. Подготовка юного спортсмена. – К.: Радянська школа, 1988. - 288 с.
32. Платонов К.К. Основы психологической диагностики. М.: ФиC, 2007.- 146 с.
33. Радионов А.В. Психология развития. СПб.: СПбГУ, 2003.- 346 с.
34. Смирнова Ю. В., Сайкина Е. Г., Кадыров Р. М. Музыкальное сопровождение на уроке физической культуры в школе: Учебно – методическое пособие. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. 91 с.
35. Статистика. Курс лекций. Под редакцией В.Г. Ионина. М.: ФиC, 2006. 212 с.
36. Тер-Ованесян А.А. Педагогические основы физического воспитания. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 206 с.
37. Физическая культура в образовательном процессе. Межвузовский сборник научных трудов. Екатеринбург, 2003.- 432 с.
38. Фомин Ю.А. Современные социальные тенденции и спорт / В сб.: Молодежь и общество на рубеже веков. Междунар. конф. Секция «Физическая культура, спорт, здоровье». М., 2006.- 322 с.
39. Чайцев В.Г., Пронина Ч.В. “Новые технологии ФВ школьников” Практическое пособие. М., 2007 г. .- 435 с.
40. Червякова, Е.Э. Теория измерений и статистический анализ результатов контроля в физической культуре и спорте: учебное пособие / Е. Э. Червякова, В. В. Прохоренко; Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина. - Санкт-Петербург: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2006. - 84 с.
41. Чичикин В.Т., Игнатьев П.В., Конюхов Е.Е. “Регуляция физкультурно-оздоровительной деятельности в образовательном учреждении”. Н.Новгород. 2007 г.
42. Шамонин А.В., Суворова Е.А., Прохорова О.В., Мельникова А. В., Корелина А. В., Адейеми Д. П., Alma mater 2016 №1 стр114-115
i. Азаров Ю. П. Радость учить и учится / Ю. П. Азаров. – М.: Полит. Литература, 1989. – 333 с.]
b. Ашмарин Б. А. и др. Педагогика физической культуры: учеб. Пособие / Б. А. Ашмарин, Л. К. Завьялов, Ю. Ф, Курамшин. – СПб., 1999. – 354 с.
c. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения / Ю. К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1982 – 192 с.
43. Беженцева Л. М. Влияние занятий оздоровительной физической культурой на коррекцию нарушений в состоянии здоровья девочек-сирот 10-11 лет с задержкой психического развития: дис. …канд. пед. наук. Томск, 2006. 236 с.
44. Бородин Ю.А. Проблемы формирования физической культурой и спортом у девушек старших классов // Теория и практика физической культуры. 2012 № 7 С. 79
45. Вавилов, Ю. Н. Концептуальные предпосылки перестройки школьной системы физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 1990. -№ 10. - С. 2-9.
46. Воскресенская Л. П. Исследование роли чувства ритма в повышении технического мастерства спортсменов: автореф. дис. … канд. пед. наук / Л. П. Воскресенская.- М., 1969. – 14с.
47. Выготский Л.C. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. Теории учения. Хрестоматия. Ч. 1. Отечественные теории учения / Под ред. Н.Ф. Талызиной, И.А. Володарской. М., 2002.
48. Дуркин П. К., М. П. Лебедева. Научно-методический журнал Физическая культура в школе стр 42-44 2016 №4
49. Дуркин П. К., М. П. Лебедева. Научно-методический журнал Физическая культура в школе 2016 №3 стр36-38.
50. Дуркин П. К., М. П. Лебедева. Научно-методический журнал Физическая культура в школе 2015 №8 стр. 2-5
51. Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций / Т. А. Ильина. – М.: Просвещение, 1984.- 495 с.
52. Коджаспиров Ю.Г. Планирование уроков с музыкальной стимуляцией./ Коджаспиров Ю.Г. - М: Физическая кульутра в школе, 2005.- №1,2, 3
53. Оконь В. Введение в общую дидактику / В. Оконь. – М.:Высш. шк., 1990. – 208 с.
54. Портных Ю.И., Фетисова С.Л. Дидактика игр в школе: Учебно-методическое пособие. 2-е изд., испр. И доп. – СПБ.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. -317 с.
55. Пидкасистый П. И. и др. Технология игры в обучении и развитии: учебн. пособие. / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. – М.: МПУ, 1996.-269 с.
56. Румба О. Г. О «техническом» и «художественном» назначениях музыкального сопровождения в технико- эстетических видах спорта / О. Г. Румба // Культура физическая и здоровье. – 2007.- Вып.4(14). – С.57-59.
57. Сайкина Е. Г. Стратегическая роль фитнеса в модернизации физкультурного образования школьников: Монография.- Санкт – Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012.-297 с.).
58. Сайкина Е. Г. «Фитнес – технологии в школе» - учебно – методическое пособие по разработке программ для дополнительного третьего урока по физической культуре 1-11 классов.-Санкт – Петербург: Изд – во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013.-с.
59. Селищева Е. А., М. А. Ступницкая. Школьная технология 2015 №2 стр. 157-158
60. Светов М. Энергетика музыки. Могущество и волшебство звука [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bestworld. getbb.ru/viewtopic.php?f=2l&t=57. (дата обращения 30.09.2009).
61. ЧибисоваТ. В. Построение занятий с применением различных видов оздоровительной аэробики с девушками 15-17 лет: Дис. …канд. пед. наук. М., 2003. 174с. Чуб А. А. Формирование ценностного отношения школьников средних классов к физической культуре и спорту в процессе подготовки и участия в спортивно–массовых мероприятиях: Дис…канд. пед. наук. Краснодар, 2006. 182с.
62. Цзен Н. В. И др. Психотренинг: игры и упражнения / Н. В. Цзен, Ю. В. Пахомов. – ФиС, 1988. – 272 с.
63. Щуркова Н. Н. Классное руководство: игровые методики / Н. Н. Щуркова. – М.: Пед. об. России, 2001. – 224 с.