Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы проблемы структурирования языковых высказываний на уровне предложения и текста у дошкольников с ОНР
1.1 Современные лингвистические и психолингвистические подходы к изучению текстовых структур и синтаксической системы языка
На этапе становления современного социокультурного пространства образование рассматривается как важнейший инструмент формирования качественного уровня жизни. На сегодняшний день устная речь является самым распространенным средством общения между людьми и отражает не только интеллектуальные, но и личностные характеристики индивида. В связи с этим изучение текстовых структур и синтаксической системы языка в настоящее время приобретают всю большую актуальность.
Интерес к проблеме структурирования языковых высказываний в настоящее время возрастает и остается в центре внимания многих психологов, лингвистов и психолингвистов, так как изучение текстовых структур, лингвистики текста позволяют выявить проблемы условий человеческой коммуникации.
Согласно современным исследованиям текст выступает коммуникационным средством, на уровне которого реализуется замысел высказывания, взаимодействует язык и мышление. Рассмотрим некоторые определения текста данные учеными.
Н.Д. Зарубина определяет текст как законченное и правильно оформленное письменное по форме речевое произведение, которое принадлежит одному участнику коммуникации [7, с. 59].
В свою очередь, Никитина Е.И. рассматривает текст как сочетание предложений связанных между собой по смыслу, а также связанных между собой грамматически [1, с. 84].
Д.Н. Ушаков подчеркивает, что текстом является запечатленная в памяти или письменности речь, написанные или сказанные кем-либо слова, которые потом можно повторить.
М.Г. Ярошевский, определяет текст как написанное высказывание, которое выходит за рамки фразы и представляет собой нечто законченное, единое и целое, обладающее внутренней структурой и организацией [2, с. 28]
Л.А. Карпенко акцентирует внимание на целостности произведения и определяет текст как произведение, обладающее целостностью и законченностью в содержательном структурном отношении, продукт производства речи.
Таким образом, под текстом понимается оконченная структурировано представленная деятельность, в которой присутствует субъект, объект, а также сам процесс, цель, средства и результат.
И.Р. Гальперин подчеркивал, что текст имеет внешнюю и внутреннюю структуру. К внешней структуре относятся предложения, абзацы, разделы и т.д. Элементы внутренней структуры включают высказывание, фразу, межфразовое единство и т.д. Также ученый отмечал, что стилевые и стилистические характеристики текста имеют непосредственную взаимосвязь с его семантической, грамматической и композиционной структурой [8, с.95].
Исследования структуры текста волновали многих отечественных ученых – лингвистов и рассматривались в трудах Б.Ф. Егорова, А.И. Чернова, Б.А. Успенского, В.Н. Топорова, В.В. Иванова, Ю.К. Лекомцева и др. В основу изучения текстовых структур была положена методология о единстве структур всех языков, которые существуют, таким образом, сам текст выступает в качестве последовательности знаков, которая может подвергаться анализу с точки зрения семиотики, а не семантики. Из всех составляющих семиотики, ученые выделяли синтаксис как соотношение знаков внутри языковой системы, их строение и функциональное взаимодействие. Особый акцент делается на предложении, как особой единице синтаксиса, и существующей связи между его компонентами [4, с. 40].
Так, Н. Хомский в своих исследованиях утверждает, что посредством усвоения правил и схем, процесс овладения синтаксической стороной речи возможен человеком практически с первых лет жизни. Однако данное утверждение является не верным, согласно трудам А.А. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Л.С. Выготского было доказано, что синтаксические структуры языка носят постепенный характер и формируются в процессе активной деятельности человека, которая отражает реальность отношений объективного мира, а также те отношения, в которые вступает человек, отражая данный мир [8, с. 91].
Овладение синтаксической структурой языка является важным аспектом в совершенствовании связной морфологической речи. Связная речь подразумевает не только активное использование различных языковых средств, но и использование интонации, логического ударения. Работа над предложением является основным звеном развития связной морфологической речи.
В контексте формирования синтаксического строя речи, учеными (В.А. Артемов, Н.И. Жинкин, С.Л. Рубенштейн) были выделены следующие особо значимые положения:
1. В развитии речи важную роль играет предложение, которое представляет собой высказывание, сообщение, обладающее смысловой и интонационной законченностью, выступает основной единицей речи, орудием мышления и общения.
2. На процесс разговорного стиля речи особое влияние оказывает возможность владения сложными синтаксическими конструкциями.
3. Формирование грамматического слова начинается с предложения, которое строится поэтапно: формируется словосочетание, члены предложения и части речи.
Таким образом, синтаксис выступает в качестве высшего уровня языковой системы и занимает центральное место в грамматической системе языка. Данный факт обусловлен тем, что в синтаксической системе существуют единицы языка, основная функция которых заключается в соотнесении сообщаемого с реальной действительностью, включая не только внешнюю, но и внутреннюю, интеллектуальную и эмоциональную сферу жизни, таким образом, выступая в качестве средства общения между людьми.
По мнению А.Р. Лурия, обучение синтаксису необходимо в первую очередь для того, чтобы ребенок умел правильно формировать свои мысли, ученый также подчеркивал, что основой синтаксиса выступает морфология (раздел науки о языке, изучающий слово, как часть речи), без морфологии невозможно выстроить синтаксис словосочетаний и синтаксис предложений. Формирование синтаксиса имеет тесную взаимосвязь с процессом мышления и коммуникации. Все языковые формы, а также единицы языка принимают участие в формирования мысли и ее коммуникативном выражении посредством синтаксиса [5, с. 31].
Залевская А.А. подчеркивает, что для полноценного развития и совершенствования речи необходимо полное овладение синтаксической системой родного языка. Опираясь на факт формирования синтаксических структур в процессе активной деятельности человека, ученая отмечала взаимосвязь типовых игровых действий и функциональных типов детских высказываний. Предложение рассматривается в качестве наименьшей единицы общения, и характеризуется разнообразным строением и значением [6, с. 94].
По количеству основ выделяют простые и сложные предложения. Простыми предложениями являются единицы языка, которые представляют собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающие интонацией и смысловой законченностью. Простые предложения делятся на:
1. Двусоставные
Предложения, в которых имеется два главных члена.
2. Односоставные
Предложения с одним главным членом.
Данные предложения, в зависимости от наличия второстепенных членов, могут быть распространенными и нераспространенными.
В свою очередь сложное предложение представляет собой целостную синтаксическую единицу, грамматически и интонационно оформленное сочетание предикативных частей (слова, обозначающие статическое состояние, выступающие в функции сказуемого), сообщающее о двух или нескольких ситуациях и действиях между ними. Структура сложного предложения состоит из системы компонентов, ведущее место среди которых принадлежит типу и средству связи предикативных частей, особенностям их строения возможности расположения [4, с. 45].
Важным средством связи в сложном предложении являются союзы, которые соединяют предикативные части и показывают тип связи, согласно этому, предложения бывают:
1 Сложносочиненными
Предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны между собой при помощи сочинительных союзов («и», «да», «а», «но», «да», «зато», «однако», «же» «или», «либо», «то-то», «то ли – то ли»).
Согласно современной классификации, сложносочиненные предложения имеют отличия в структуре: могут иметь как открытую, так и