Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, заключается в том, что в условиях глобализации современного общества роль информации становится одной из важнейших составляющих в принятии и осуществлении политических решений, как, например, в обеспечении безопасности целых регионов.
Научное осмысление приемов и методов практики взаимодействия СМИ и государственной власти позволяет широкой демократической общественности осуществлять контроль информационной деятельности современной индустрии новостей, основные средства производства которой все более сосредоточиваются в руках немногочисленных транснациональных монополистических групп.
Компетентный демократический контроль общественности за информационной деятельностью монополистических СМИ с той целью, чтобы они создавали недеформированную, правдивую, ясную, четкую и понятную для огромной разнородной массы реципиентов новостей информационную картину мира, является одним из принципиально важных средств решения обостряющегося противоречия между все более монополизирующимися и частнокапиталистическим производством массовой информации и ее общественным предназначением.
Рассматриваемая тема уже давно является объектом пристального внимания ученых политологов, социологов, психологов, историков и специалистов в области средств массовой информации, поэтому специфика исследования была во многом предопределена широким диапазоном научной литературы.
Турция – капиталистическая страна прозападной ориентации – является активным членом агрессивных блоков НАТО и СЕНТО, деятельность которых направлена против стран социалистического содружества. Она занимает важное стратегическое положение в районе Средиземноморья и Ближнего Востока. По ее территории и водам проходят многие международные пути – сухопутные, морские и воздушные, связывающие три материка Восточного полушария.
Именно поэтому выборы президента Турции являются важнейшим политическим процессом не только для самой страны, но и для всей мировой политики и экономики.
Цель исследования – проанализировать влияние СМИ на избирательный процесс в ходе президентских выборов в Турции 2014 года.
Объект исследования – президентские выборы в Турции 2014 года.
Предмет исследования – влияние СМИ на избирательный процесс в ходе президентских выборов в Турции 2014 года.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Рассмотреть сущность и содержание понятия «общественное мнение».
2. Охарактеризовать принципы формирования общественного мнения.
3. Определить СМИ как институт гражданского общества.
4. Выявить влияние СМИ на избирательный процесс.
5. Дать общую характеристику президентских выборов в Турции в 2014 году и их отражение в СМИ.
6. Провести анализ результатов социологического исследования общественного мнения граждан Турции относительно президентских выборов 2014 года.
Методы исследования: анализ научной литературы и материалов СМИ, описательный, сравнительный, историографический, хронологический, моделирование, классификация, синтез, опрос.
Теоретическая значимость исследования связана с тем, что в дипломной работе рассматривается ряд теоретических положений, связанных с рассмотрением СМИ как важнейшего политического института и инструмента для формирования общественного мнения. Полученные данные можно применить для проведения дальнейших исследований в этом направлении.
Практическая значимость исследования определяется тем, что в дипломной работе проведен анализ применения СМИ как инструмента агитации и формирования общественного мнения на примере избирательной кампании, которая была организована в ходе президентских выборов в Турции в 2014 году.
Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, а также приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
1.1. Сущность и содержание понятия «общественное мнение»
Общественное мнение принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются всестороннему анализу и строгому определению. Поэтому существует множество точек зрения на проблему его определения. Только в отечественной литературе можно встретить почти два десятка определений.
Общественное мнение зависит от того общества, в котором оно формируется и развивается, от принципов этого общества, от культурных ценностей и степени демократизации общественного строя .
Изучение общественного мнения – очень актуальная проблема так, как общественное мнение является своеобразным регулятором тех процессов, которые происходят в обществе. Изучение общественного мнения социологическими методами при объективном анализе позволяет уловить малейшие его оттенки, тенденции его изменения, уточнить количественное соотношение между различными его оценками, узнать реальную расстановку политических сил .
Анализ общественного мнения имеет не только большое практическое, но и теоретическое значение, способствует развитию наук об обществе.
В научной литературе выделяют три похожих термина: массовое сознание, общественное мнение и общественное сознание .
Массовое сознание – это комплекс взглядов, оценок и представлений, которые разделяют представители крупных социальных общностей. Массовое сознание динамично и неоднородно. Оно складывается из сознаний максимально непохожих друг на друга людей, которые собираются вместе во многом благодаря случайному стечению обстоятельств, а не устойчивой принадлежности к какой-то социальной общности.
Общественное сознание шире, чем массовое, и представляет собой не просто совокупность многих отдельных сознаний. Это сложная структура, построенная из разных уровней (теоретическое, идеологическое, обыденное) и форм (правовое, научное, религиозное) сознания .
Понятие общественного мнения разными исследователями истолковывается по-разному, остановимся на наиболее распространенном определении. Это состояние (другие источники говорят – форма) массового сознания, где явно или неявно проявляется отношение людских общностей к ситуациям и процессам, которые касаются их интересов.
Теоретическому осмыслению общественного мнения и его роли в государственной жизни уделено много места в знаменитом трактате «Государь» итальянского мыслителя и государственного деятеля Н. Макиавелли.
В XVII–XVIII веках словами «общественное мнение» обозначалось представление о политическом мнении публики и избирателей, проявляющееся вне парламента в противоположность их гласному обсуждению политических вопросов в парламенте .
Структура общественного мнения довольно проста :
1. Рациональная составляющая – знания о проблеме.
2. Эмоциональная – чувства и переживания, которые пробуждает проблема; вкусы, пристрастия, которые влияют на ее восприятие.
3. Волевая (или поведенческая) – действия для разрешения проблемы.
Исследования этого явления особенно актуальны именно в современную эпоху.
Это связано, прежде всего, с бурным развитием рыночной экономики, провозглашающей конкуренцию, а значит, борьбу за потребителей. А для успешной борьбы очень важны методы изучения спроса и создания эффективной рекламы.
Во-вторых, предпочтения общества играют большую роль и для политиков. В большинстве развитых стран сейчас выборная власть, а потому представителям разных партий, как и индивидуальным кандидатам, тоже важно знать, чего хочет избиратель .
Особую роль в современном мире играют СМИ и Интернет. Для них особенно ценно мнение читателей, зрителей, пользователей. Вкусы целевой аудитории – первое, что учитывают редакторы, когда формируется будущий выпуск передачи или номер журнала. Ситуацию можно рассматривать и с другой стороны. Не только газеты, радио и телевидение подстраиваются под вкусы своей аудитории.
Методология социологических исследований на эту тему включает известные и давно используемые во многих науках способы изучения: эксперимент, наблюдение, опрос, анализ документов. Также используются специальные социометрические методики .
Функции общественного мнения можно выделять на разных основаниях. Например, говорят о явных и скрытых функциях, функциях в зависимости от направленности и способа влияния на социальную систему. Интересна для рассмотрения самая распространенная и, пожалуй, самая простая для восприятия система функций, приписываемых общественному мнению.
Сущность регулятивной роли общественного мнения в том, что, благодаря ему вырабатываются правила поведения, и оно же помогает следить за их выполнением в отношениях разного масштаба. Будь то два отдельных человека, человек и группа, группа и общество .
Воспитательная функция проистекает из предыдущей. Все мы (кто-то больше, кто-то меньше) всегда сравниваем свои поступки с принятыми стандартами, воспитывая таким образом в себе чувство ответственности. В этом смысле зависимость от общественного мнения совсем не плоха, даже наоборот.
Важная, но не всегда работающая в действительности функция – консультативная. Сформировавшиеся в обществе суждения могут послужить консультацией, советом тому или иному социальному институту и помочь ему разрешить существующие проблемы.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Турции (на русском языке) от 1982 года (в действ. ред. от 2007 года) // Yes. Travel. – [Электронный ресурс] https://www.yestravel.ru/turkey/political_structure/ (Дата обращения: 27.01.2019)
2. Закон о президентских выборах в Турции от 19 января 2012 года // Зарубежье. Международный торгово-экономический журнал. – [Электронный ресурс] http://www.zarubejye.com/law/law.htm (Дата обращения: 26.01.2019)
3. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (в действ. ред. от 21 июля 2014 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (Дата обращения: 25.01.2019)
4. Федеральный закон Российской Федерации № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года (в действ. ред.) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37119/ (Дата обращения: 25.01.2019)
5. Закон Российской Федерации № 2124-I «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года (в действ. ред. от 18 апреля 2018 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ (Дата обращения: 25.01.2019)
6. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова» от 30 октября 2003 года (в действ. ред.) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44858/ (Дата обращения: 25.01.2019)
7. Аверьянова С.М. Освещение проблемы терроризма в современных СМИ // Вестник Красноярского государственного университета. Вып. 1. – Красноярск: Издательство Красноярского государственного университета, 2017. – С. 45–58
8. Александрова А.Ю., Проводина М.А. Средства массовой информации как социально-политический институт. – Екатеринбург: Альтер эго, 2016. – 343 с.
9. Архангельская А.С. Феномен антиполитика: реальное и вымышленное // Материалы научно-практической конференции «Политические проблемы современного общества: исторический опыт и перспективы». – Ростов: Ростовский государственный университет, 2017. – С. 32–37
10. Барабанова А.В. Принципы формирования и развития общественного мнения и политической идеологии населения в современном мире // Материалы научно-практической конференции «Социально-правовые проблемы современного общества». – Чита: Читинский государственный университет, 2018. – С. 39–48
11. Велижанина А.С., Петровская А.А., Гудыменко И.М. Формирование политического имиджа как одна из центральных задач СМИ // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы организации и проведения рекламных кампаний на российской политической арене». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2016. – С. 120–136
12. Выбор президента Турции 2014: Эрдоган под давлением // Живой журнал. – [Электронный ресурс] https://karber861.livejournal.com/79932.html (Дата обращения: 26.01.2019)
13. Гаспарян А.В., Прошкина И.И., Молодцов В.И. Применение различных видов воздействия на общественное мнение в российских и зарубежных СМИ // Сборник статей Кубанского федерального университета. Вып. 4. – Краснодар: Издательство Кубанского федерального университета, 2016. – С. 58–67
14. Дементьева Д.В., Гаврикова М.А. СМИ как политический инструмент: проблема типологии влияния СМИ на общественное мнение // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современных средств массовой коммуникации в России и за рубежом». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2017. – С. 88–94
15. Зеленская А.В. Пространство политических выборов: социологический аспект. – М.: АСТ, 2017. – 340 с.
16. Коноваленко С.М. Основные направления исследования массовых коммуникаций в современной России. – Архангельск: Свет, 2018. – 358 с.
17. Конституционное право Российской Федерации. В 2 т. Т. 1. / Под ред. И.А. Умновой. – М.: Юрайт, 2015. – 590 с.
18. Курникова Г.А., Щекотова А.В., Брандерберг И.М. Социальные аспекты формирования общественного мнения в современном российском государстве и обществе // Материалы научно-практической конференции «Организация социологических исследований по изучению общественного мнения на территории Российской Федерации: история и современность». – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2018. – С. 38–50
19. Лапухина И.И., Надеждина Г.А. Имидж политика и его составляющие: проблемы формирования политического имиджа в современном мире // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2015. – № 1. – С. 60–70
20. Лаевская И.Т., Сумарокова И.М., Черневская Д.А. Формы нормативно-правового регулирования массовых коммуникаций в Российской Федерации // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной журналистики». – Самара: Самарский государственный медицинский университет, 2016. – С. 105–121
21. Левченко И.П. Коммуникативные способы политической агитации // Материалы научно-практической конференции «Общество и слово». – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2018. – С. 50–54
22. Малышева П.А., Григорьева Н.А. Правовые конфликты в деятельности современных СМИ // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум». – СПб.: Российская академия правосудия, 2018. – С. 59–72
23. Мананников О.В. Пределы свободы печати: правовые аспекты // Журнал российского права. – 2010. – № 4. – С. 32–38
24. Москвина Ю.В., Малинина Н.С. Роль средств массовой информации в деятельности современных политических организаций: практический анализ // Материалы научно-практической конференции «Средства массовой информации и их роль в формировании общественного мнения на территории Российской Федерации». – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2018. – С. 98–109
25. Назарова Г.В., Чуркин И.М. Основные признаки эффективности государственного регулирования СМИ // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы изучения и анализа социальных и политических проблем в современной России». – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2016. – С. 77–90
26. Осетрова Е.В. Речевой компонент в формировании современного имиджа // Достижения науки и техники – развитию города Красноярска: тез. докладов научно-практической конференции. – Красноярск, 2018. — С. 20–30
27. Осипов А. Что омрачает победу Эрдогана и его партии на выборах // Ведомости. Общественно-политическая газета. – [Электронный ресурс] https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2018/06/25/773731-chto-omrachaet (Дата обращения: 26.01.2019)
28. Пилецкая С.В., Оноприенко А.В., Родионова Г.В. Принципы и проблемы государственного управления и правового регулирования в сфере журналистики в современном российском обществе // Материалы научно-практической конференции «Особенности формирования современных представлений о средствах массовой информации в современном российском обществе». – Саратов: Саратовский государственный медицинский университет, 2018. – С. 100–120
29. Полонский К.П. Политические образы российских политических лидеров // Материалы научно-практической конференции «Политика и будущее». – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2017. – С. 62–70
30. Пономаренко С.Т., Гаврикова А.А., Широкова Н.В. Общественное мнение как социально-культурное явление: обзор результатов теоретических и практических исследований // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы социологической науки в начале XXI века». – Армавир: Армавирский государственный университет, 2018. – С. 68–79
31. Попов К. «Бросок льва»: предвыборная кампания партии Эрдогана // Вестник Кавказа. Информационно-аналитическая газета. – [Электронный ресурс] http://vestikavkaza.ru/news/Brosok-lva-predvybornaya-kampaniya-partii-Erdogana.html (Дата обращения: 26.01.2019)
32. Потанина В.А. Роль позиционирования в современном политическом маркетинге. Политическая реклама и PR: сходства и различия. Возможности, угрозы и эффективность политического имиджа // Материалы научно-практической конференции «Политическая атрибутика современной России». – Чита: Байкальский государственный университет экономики и права, 2018. – С. 34–40
33. Президентские выборы в Турции 10 августа. Досье // ТАСС. Информационно-аналитический портал. – [Электронный ресурс] https://tass.ru/info/1368597 (Дата обращения: 27.01.2019)
34. Рейджип Тайип Эрдоган: из премьеров в президенты // ТАСС. Информационно-политический портал. – [Электронный ресурс] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1402980 (Дата обращения: 25.01.2019)
35. Решетников Л.С., Богданова А.С. Экспериментальное исследование влияния средств массовой информации на формирование общественного мнения и политической идеологии различного типа (на материале эксперимента в Российской Федерации) // Сборник статей Ижевского государственного университета. Вып. 2. Социология и право. – Ижевск: Издательство Ижевского государственного университета, 2017. – С. 64–72
36. Сувалов И.Р. Политическая реклама: история и современность. – М.: Форум, 2018. – 328 с.
37. Тихонова А.А., Передбогова И.М., Кравченко Е.К. Общественное мнение как социально-политическое явление: обзор научных исследований и методы экспериментального изучения // Вестник Пятигорского государственного университета. – 2017. – № 11. – С. 66–80
38. Федоренко А.А., Гуськова Н.Е., Авраменко Б.В. Функции средств массовой информации в современном обществе. Особенности влияния средств массовой информации на формирование общественного мнения // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития сферы массовых коммуникаций в России и за рубежом». – Севастополь: Севастопольский государственный университет, 2018. – С. 153–168
39. Челобанова С.М. Государственные функции СМИ. Аналитический обзор. – Р.-н.-Д.: Спектр, 2017. – 290 с.
40. Черкунова М.А., Соловейчик А.А., Пахмутова Р.А. Основные концепции применения методов формирования общественного мнения: область и цели применения // Вестник Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина. – 2018. – № 10. – С. 15–23
41. Чулочников Н.В. Иррациональное в политическом поведении россиян // Россия. Политические вызовы XXI века. – М., 2017. – С. 101–106
42. Шестопал Е.Б. Психология восприятия власти. 3-е изд. – М.: Приритет, 2018. – 354 с.
43. Шкваркова Е.Н. Слово политику: основы политического имиджа. – СПб.: Речь, 2015. – 248 с.
44. Эктумаев А.Б. Соотношение свободы слова и свободы информации // Вестник Пермского государственного университета юридической науки. Вып. 4. – Пермь: Издательство Пермского государственного университета юридической науки, 2011. – С. 100–110
45. Эрдоган: оппозицию надо проучить на выборах 2014 // Русская служба Би-би-си. – [Электронный ресурс] https://korrespondent.net/world/1568589-erdogan-oppoziciyu-nado-prouchit-na-vyborah-v-2014 (Дата обращения: 26.01.2019)
46. Яковенко С.М., Порошина Г.А., Смолина Е.К. Политическое значение деятельности современных СМИ: особенности применения инструментов массовой коммуникации в современном избирательном процессе // Сборник статей Балтийского федерального университета им. И. Канта. – Калининград: Издательство Балтийского федерального университета им. И. Канта, 2018. – С. 102–113
47. Яковлева А.С. Имидж как аспект позиционирования организации. – М.: Сфера, 2016. – 180 с.
48. Ященко С.С. Политическая журналистика: история и современность. – Тула: Звезда, 2016. – 226 с.
49. Cumhuriyet. Ежедневная политическая газета. Официальный сайт. – [Электронный ресурс] http://www.cumhuriyet.com.tr/ (Дата обращения: 25.01.2019)
50. Evrensel. Ежедневная политическая газета. Официальный сайт. – [Электронный ресурс] https://www.evrensel.net/index.php (Дата обращения: 25.01.2019)
51. Gözlem. Экономико-политическое обозрение. Официальный сайт. – [Электронный ресурс] https://www.gozlemgazetesi.com/Default.html (Дата обращения: 27.01.2019)