Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного исследования заключается в необходимости проведения анализа процессов формирования, распределения и использования прибыли на современных предприятиях. Формирование прибыли позволяет выявить источники доходов компании, их удельный вес в структуре доходов. Распределение прибыли отражает основные направления использования прибыли для обеспечения нужд потребностей предприятия.
Прибыль предприятия как важнейшая экономическая категория является основным барометром деятельности любого предприятия, является выражением его экономической и финансовой эффективности, поскольку позволяет компании успешно действовать среди других компаний в современной рыночной экономике.
Прибыль как движущая сила и источник собственных денежных средств и капитала предприятия является главным ориентиром для руководителей компаний при принятии решений по поводу дальнейшего развития предприятия, определения его дивидендной и инвестиционной активности.
Формирование прибыли предприятия происходит при бухгалтерском учете общего финансового результата деятельности компании и отражается в отчете о финансовых результатах, одним из главных документов, отражающих финансовые показатели деятельности компании за год. Прибыль предприятия, таким образом, формируется исходя из сопоставления произведенных расходов и полученных за период доходов компании от текущей, финансовой и инвестиционной деятельности.
Также при формировании прибыли используются различные методы бухгалтерского учета, к основным из которых можно отнести горизонтальный и вертикальный анализ. Горизонтальный анализ отражает текущие показатели баланса в сравнении с их предыдущими значениями, таким образом можно получить динамику экономического развития предприятия. Вертикальный анализ в свою очередь выявляет структуру финансового результата компании и степени влияния отдельного его показателя на общий итог деятельности компании.
Таким образом, формирование и последующее использование прибыли компании направлено на обеспечение нормального функционирования предприятия и отражением его экономической рентабельности.
Механизмы распределения и использования прибыли предприятия отражают степень и направления покрытия основных потребностей компании. В этой связи важным вопросом для современных предприятий является составление и соотношение долей прибыли, которая направляется на разные нужды и обязанности предприятия: на уплату налогов, оплату труда сотрудников, поддержание производственных мощностей, развитие маркетинговой политики, составление инвестиционных планов и т.д.
Цель данного исследования состоит в комплексном анализе процессов формирования, распределения и использования прибыли на современных предприятиях и на примере компании ООО «МУСА МОТОРС».
В связи с этой целью ставится ряд задач:
определить экономическую сущность прибыли,
изучить порядок и основные источники формирования прибыли и издержек на предприятии,
исследовать механизмы распределения и использования прибыли,
проанализировать хозяйственную деятельность компании ООО «МУСА МОТОРС»,
произвести оценку формирования прибыли предприятием,
проанализировать направления распределения и использования прибыли ООО «МУСА МОТОРС»,
выявить возможные пути увеличения прибыли компании,
предложить рекомендации по оптимизации направлений использования прибыли и издержек ООО «МУСА МОТОРС».
Объект работы - прибыль предприятия.
Предмет исследования – анализ основ формирования и распределения прибыли и издержек в компании ООО «МУСА МОТОРС».
Теоретическая основа. Для раскрытия данной темы были использованы экономические труды ведущих ученых, современные исследования специалистов в области анализа прибыли предприятия (Дробозина Л.А., Белобтецкий И.А., Юров В.Ф.), финансовая отчетность компании, экономические и финансовые порталы.
Практическая значимость работы обусловлена разработкой мероприятий по оптимизации прибыли и издержек ООО «МУСА МОТОРС».
Структура работы включает в себя три основных части. В первой части исследуются теоретические аспекты формирования и использования прибыли предприятия. Вторая глава посвящена анализу хозяйственной деятельности ООО «МУСА МОТОРС», оценке формирования прибыли на предприятии и эффективности ее распределения и использования. В третьей части разрабатываются рекомендации по увеличению прибыли компании и основные механизмы оптимизации ее использования.
1.Теоретические и методические основы анализа прибыли современных предприятий
1.1.Понятие, экономическая сущность и роль прибыли организации
Современная экономическое функционирование любого государства направлено на применение всех инструментов рыночной экономики, к которым также относится прибыль предприятий. Постепенное улучшение инфраструктуры и создание вертикальных рыночных взаимоотношений требует больших знаний и умений манипулирования инновационными технологиями и способами учета, расчета, анализа и прогнозирования развития рыночных показателей. Бухгалтерский учет и экономический анализ имеет огромное значение для совершенствования текущей работы организации.
Прибыль предприятия – часть от общей выручки, которая остается после возмещения затрат на реализацию и производственные процессы.
Прибыль предприятия выступает абсолютным показателем и мерилом оценки эффективности бизнеса. В рыночных условиях главная цель предпринимательства — получение прибыли.
В экономической литературе выделяют несколько подходов к определению прибыли [8, c.41]:
академический подход рассматривает прибыль экономическую как разницу между экономически обоснованными доходами и расходами;
предпринимательский подход акцентирует внимание на прибыли предпринимательской как результате изменения чистых активов предприятия;
бухгалтерский подход представляет бухгалтерскую прибыль как разницу между доходами и расходами отчетного периода.
Последний показатель прибыли в российской практике учета и отчетности, представляет прибыль до налогообложения, которую также называют еще и балансовой прибылью. Поскольку признание в бухгалтерском учете доходов и расходов за период происходит согласно методу начисления, можно сказать, что прибыль — сформированный методом начисления финансовый результат деятельности предприятия, представляющий превышение доходов над расходами.
Комитет по международным стандартам (FASB) определяет полную прибыль как изменение собственного капитала (чистых активов) экономического субъекта за отчетный период [11, c.31]. При этом данное изменение является результатом хозяйственных процессов и операций, не связанных с личным капиталом собственников предприятия.
Прибыль представляет не только финансовый результат деятельности предприятия, но и его задолженность перед акционерами, которая частично погашается при выплате дивидендов, а непогашенная задолженность (именно ее и отражает балансовая прибыль) аккумулируется в течение всего периода деятельности предприятия, увеличивая (уменьшая — в случае убытков) собственный капитал.
В финансовом менеджменте отдельно анализируют показатели [5, c.73]:
прибыль операционная (EBIT);
прибыль до вычета налогов (EBT);
прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации (EBITDA).
Анализ показателя EBIT позволяет оценить эффективность текущей, то есть операционной деятельности предприятия; выявить его потенциальную способность создавать чистые доходы в процессе производственных операций и сделок.
Показатель прибыли до вычета налогов, формируемый в международной практике, сопоставим с показателем прибыли до налогообложения в российской системе учета и отчетности. Анализируя динамику изменения данного показателя и величину налога на прибыль можно выявить влияние налоговых параметров бизнеса на величину чистой прибыли предприятия.
Прибыль EBITDA широко используется при анализе и оценке величин рентабельности капитала и активов. Предпочтительность применения данного показателя прибыли обусловлена тем фактом, что амортизация, являясь в производственных, транспортных, строительных предприятиях существенным элементом расходов, в то же время выступает наряду с чистой прибылью одним из значимых собственных источников финансирования бизнеса.
Применяемые в данный момент российские формы отчетности, в частности бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, не предусматривают отдельного отражения амортизационных отчислений. Амортизация, выступая регулятивом к бухгалтерскому балансу, присутствуя одновременно и в доходах и в расходах предприятия, не учитывается при формировании показателя чистой прибыли. Соответственно, при значимости величины амортизации, показатели экономической и финансовой рентабельности могут значительно отличаться от одноименных значений, рассчитанных только на основе чистой прибыли.
Анализ представленных показателей прибыли проводится динамическим, горизонтальным, вертикальным и факторным методами. В процессе анализа рассчитываются показатели абсолютного изменения величин прибыли, изучаются темпы роста и темпы прироста показателей; анализируются факторы, повлиявшие на изменение значений отдельных видов прибыли.
Потребность детального анализа видов прибыли предопределяется тем обстоятельством, что необходимый уровень прибыльности бизнеса выступает базисом текущего и долгосрочного развития предприятия, источником возрастания его рыночной стоимости, как это показано на
Предприятия как отдельно взятые товаропроизводители в определенное время получает от процессов продвижения и реализации своих продуктов результаты, выражающиеся в денежной форме. Сумма получаемой выручки не является признаком фактического получения размера прибыли. Она является общим результатом от всех осуществленных хозяйственных операций с материальными ценностями, с выполнением работ и услуг, с предоставлением аренды и каналов коммуникации. В общем смысле, это способствует экономическому продвижению фирмы на рынке, где она действует.
Для определения финансовых результатов итогов деятельности компании сопоставляют размер выручки, аккумулированной от всех реализованных продаж и всех затрат на подготовку, производство, доведение до покупателей товара, его транспортировку, что входит в себестоимость валовой продукции.
Есть несколько предположительных предварительных расчетных вариантов прогнозирования получения прибылей [15, c.107-109]:
1. Возможно получение отрицательного итога расчетов.
Это происходит в случае завышенной себестоимости или она по каким-либо причинам стала меньше полученной выручки. В этом случае прогнозируемый расчетный отрицательный финансовый результат может только подтверждать отсутствие возможности получения прибылей. Требуется пересмотр политики формирования себестоимости или стратегии продвижения и активности реализационной политики компании, когда ей не уделяется должного внимания группы маркетинга. Следует уделить внимание вопросам логистики, обычно именно логистические недоработки приводят к убыточным результатам работы всего бизнеса в целом.
Такой путь ведения частично приемлем для дотационных предприятий, основной целью которых является не получение прибылей, а трудоустройство определенных льготных категорий граждан.
2. Если торговая выручка и результат от прочих операций равен заявленной и фактической себестоимости.
В таком случае, обычным явлением становится отсутствие фактора прироста доходности, то есть финансовые результаты приравниваются нулю. Такие недоработки и неправильно выбранная модель стратегии рыночного статуса фирмы приводят к тому, что предприятие работает на покрытие всех статей затратной части баланса, касающихся приобретения сырья, собственно процесса производства, после производственной подготовки, упаковки, транспортировки и дальнейшего продвижения своего продукта. В таком случае прибыльность не будет достигнута практически никогда. Обычно, это тактика самопоедания, когда субъект предпринимательства работает исключительно на перекрытие затрат, истощая тем самым внутренние резервы и не имея возможности привлекать новые ресурсы. Недостаточность финансовых, материальных, трудовых и технологических ресурсов приводит к достаточно быстрому банкротству, которое очень сложно подвергается санации.
Становясь на такой путь, компания уже в достаточно близко обозримом будущем видит инициацию процесса ликвидации. Практически такое ведение бизнеса также относится ближе к отрицательному финансовому результату.
3. Каждая реализационная операция или весь их объем приносит совокупную выручку, превышающую всю затратную часть.
Хорошо известен первый постулат предпринимательства, где говорится о том, что предприятие или бизнес создается исключительно для получения прибыли. Это говорит о том, что изначально руководителями была выбрана правильная стратегия на формирование себестоимости и включенных в нее накладных расходов. Помимо этого маркетинговая политика находится в постоянном движении по поиску наилучших каналов продвижения товара, продукции, работ или разнообразных услуг, а логистика органично дополняет все преимущества деятельности предприятия.
Весь комплекс работает слаженно, четко, а главное, что точно найден регион и сегмент рынка, где проявляется наибольший интерес к продукции предприятия. В таком случае эксперты говорят о высоких финансовых результатах, прибыльности бизнеса и высокой рентабельности производства. Такое предприятие имеет отличные перспективы и тенденцию роста, так как за счет прибыли привлекает финансовые, трудовые, материальные и технологические ресурсы для интенсификации своей деятельности.
Отечественная и мировая правоведческая практика подтверждает, что каждая предпринимательская инициатива преследует одну и ту же цель – получение прибыли. Независимо от размеров, масштаба, направленности и выбранного вида деятельности все движимы одной мечтой – решить достаточно сложную и одновременно простую задачу получения доходов. Тем не менее, большинство начинающих предпринимателей не различают черту между двумя основными категориями экономической деятельности – доходом и прибылью [14, c.157]. Планируя развитие бизнеса и начало работы, именуемое в законодательных актах предпринимательской хозяйственной деятельностью, следует уточнить соотношение категорий дохода и прибыль предприятия.
Доходы от ведения хозяйственной деятельности являются показателем роста уровня экономической выгоды. Этот процесс имеет вид поступления активов, уменьшения объема обязательств, что влечет рост собственного капитала компании.
Доходы формируются из следующих источников [17, c.147]:
а) поступления от операций по реализации продукта;
б) иные операционные поступления, аренда активов, курсовая разница;
в) финансовый доход, сформированный участием субъекта предпринимательской деятельности в капитале, его инвестиционной деятельностью, процентам, дивидендами;
г) получение доходов путем продажи активов.
Прибыль предприятия является основной частью финансовых накоплений, создающаяся предприятиями любой формы собственности. Ее можно назвать зеркалом успешности бизнеса.
Основной функцией этого учетного показателя является предоставление полной картины об эффективности данного производства, уровень и объем прибыли позволит на любом промежутке времени определить объемы и качественный состав продукции. Правильность формирования и уровни ее себестоимости, производительность и интенсивность труда персонала, его профессиональную подготовку, технологическую обеспеченность производства.
Другим немаловажным фактором показателя прибыльности эксперты считают стимулирование укрепления коммерческого интереса и активизации расчетов, поиск новых, современных путей интенсификации производства.
Таким образом, доход можно считать линейным показателем деятельности бизнеса, оценкой его общей выгодности. Прибыли являются оценочным перспективным показателем, имеющим не только экономический смысл, но и несущий определенную социальную и общественную нагрузку. Это стимул для улучшения условий производства приобретения новых технологий и прогрессивного оборудования, уменьшение использования ручного труда на тяжелых участках, обучение персонала и улучшение его социального пакета. То есть прибыль является мощным рычагом для создания цивилизованного бизнеса [20, c.135].
Максимизация функции прибыли и поддержание устойчивого роста – это важнейшее условие экономического процветания любого предприятия и национальной экономики в целом. Сегодня показатель прибыли – это носитель и отражение основных тенденций развития современного рынка. Она одновременно характеризует экономический эффект, выступает стимулом к последующему развитию, выполняет роль источника пополнения
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бланк И.А. Финансовый менеджмент. – Киев: Ника-Центр Эльга, 2016. – 656 с.
2. Васильева Л.С. Финансовый анализ. – М.: КноРус, 2015. – 804 с.
3. Вахрушина М.А. Анализ финансовой отчетности. – М.: Вузовский учебник, 2017. – 347 с.
4. Гаврилова А.Н. Финансы организации. – М.: Мнорус, 2014. – 608 с.
5. Гутова А.Б. Управление денежными потоками: теоретические аспекты// Финансовый менеджмент, №4, 2014. – с.50-87
6. Дробозина Л.А. Прибыль и рентабельность предприятия. Доступ через http://uchebnik-online.com/124/660.html
7. Ермасов С.В., Ермасова Н.Б. Финансовый менеджмент: учебное пособие. - М.: Юрайт, 2014. - 621 с.
8. Ефремова А.А. Себестоимость от управленческого учета затрат до бухгалтерского учета расходов. — М.: Вершина, 2016. — 204 с.
9. Забелина, О.В. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие / О.В. Забелина, Г.Л. Толкаченко. - М.: Экзамен, 2014. - 224 с.
10. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансовая статистика, 2017. – 359 с.
11. Колчина Н.В. Финансы организаций. – М.: Дашков и К, 2017. – 382 с.
12. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Л.И. Кравченко. – М.: Новое знание, 2016. – 247 с.
13. Крутик А.Б., Хайкин М.М. Основы финансовой деятельности предприятия - Спб: Бизнес-пресса, 2015. - 448 с.
14. Лапуста М.Г. Финансы предприятий. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 585 с.
15. Ларионова И.К. Стратегическое управление. – М.: Дашков и К, 2014. – 274 с.
16. М. А. Федотова. Количественные методы анализа зависимости финансовой устойчивости от стоимости компании// Эффективное антикризисное управление, №2, 2014. - Электронная версия http://www.info.e-c-m.ru/magazine/83/
17. Маннибаева К.А., Остапенко В.В. Обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами: факторы изменения // Финансовый менеджмент. - 2015. - N 4. С. 40-47.
18. Мескон М.Х. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2015. – 318 с.
19. Поддерьогин А.М. Финансы предприятия. Доступ через http://lybs.ru/index-11155.htm
20. Покропивный С.Ф. Экономика предприятия. Доступ через http://mmlib.net/knigi/ekonomika/kniga-27/
21. Полякова О.В. Сущность и методические основы разработки финансовой стратегии фирмы. Режим доступа через http://nsuem.ru/science/publications/science_notes/issue.php?ELEMENT_ID=3344
22. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е издание / Г.В. Савицкая. - Минск: ООО "Новое Знание", 2015. - 688 с.
23. Сергеев И.В. Экономика предприятий. Доступ через http://uchebnik.biz
24. Теннент Дж. Управление денежными потоками. – М.: Альпина Паблишинг, 2014. – 585 с.
25. Терехова В. А. Финансовый учет: Краткий курс. - СПб.: Питер, 2014. - 368 с.
26. Финансовая стратегия предприятия// Учебник для ВУЗов. Доступ через http://uchebnik.biz/book/837-finansy/45-112-finansovaya-strategiya-predpriyatiya.html
27. Черногорский С.А. Основы финансового анализа, М.: Герда, 2016. - 176 с.
28. Чечевицына Л.Н., Чуев И.Н.. Экономика фирмы: Учебное пособие для студентов вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 400 с.
29. Чуев И.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: Дашков и К, 2017. – 367 с.
30. Юркова, Т.И. Экономика предприятия/ Т.И. Юркова.- Режим доступа :// http:// www.aup.ru
31. Яркина, Т.В. Основы экономики предприятия/ Т.В. Яркина. - Режим доступа: http:// www.aup.ru
Электронные источники:
32. http://institutiones.com – экономический портал
33. http://fd.ru/ - журнал «Финансовый директор»
34. http://www.fin-izdat.ru – финансы и кредит
35. http://www.finman.ru – финансовый менеджмент
36. http://www.upruchet.ru – журнал «Управленческий учет»
37. finance-journal.ru – журнал «Финансовый вестник»
38. http://www.finansy.ru/m/ - экономика и финансы
39. http://www.minfin.ru/ru/ - Минфин России
40. http://www.finanz.ru/ - финансовые статьи
41. http://www.fingramota.org/ - финансовая грамотность
42. Внутренние документы компании ООО «МУСА МОТОРС»