Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования определяется ФГОС ДО, в котором выделены целевые ориентиры дошкольного образования. В частности, одной из возрастных характеристик возможных достижений в раннем возрасте является то, что ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами; использует специфические, культурно фиксированные предметные действия. Ранний возраст является активным периодом освоения начальных форм мышления, способов действий и манипуляций с предметами. Непосредственно в освоении предметной деятельности ребенком, происходит развитие психических процессов и личности ребенка в целом. Поэтому предметная деятельность является основной формой развития ребенка в раннем возрасте.
Когда ребенок самостоятельно передвигается и играет, перед ним встают первые практические задачи, которые он решает с помощью преобразования ситуации и действий с предметами, получая при этом тот или иной практический результат.
Первые мыслительные операции возникают у ребенка в результате практического познания свойств и отношений окружающих его предметов в процессе их восприятия и действия с ними. В предметной деятельности при переходе от ручных операций в процессе освоения общественных способов употребления вещей происходит зарождение интеллектуальной деятельности – наглядно-действенного мышления. Первоначальная стадия развития мышления – его наглядно-действенная форма. Мышление, как процесс возникает на основе практической деятельности. С. Л. Рубинштейн о развитии мышления писал: «Первичный вид мышления - это мышление в действии и действием, мышление, которое совершается в действии и в действии выявляется.
Мышление зародилось в трудовой деятельности как практическая операция, как момент или компонент практической деятельности и лишь затем выделилось в относительно самостоятельную теоретическую деятельность». Мы полагаем, что в предметной деятельности ребенка возникают особые формы практических действий, приводящих к активному экспериментированию с предметами. Исходя из выше сказанного, мы считаем, у ребенка необходимо развивать наглядное, практическое мышление уже в раннем возрасте, ведь оно непосредственно связано с действием, предметной и практической деятельностью. В связи с этим, исследования особенностей наглядно-практического мышления детей раннего возраста в настоящее время являются актуальными, так как значение наглядно-практического мышления для общего умственного развития ребенка определяется тем, что он выступает как исходный пункт формирования других более сложных форм мышления, что определяет наш интерес к данной теме.
Цель исследования: теоретически и практически изучить влияние игрушки на развитие мышления детей раннего возраста.
Объект исследования –дети….
Предмет исследования - мышление.
Гипотеза – развитие мышление детей раннего возраста становится более продуктивным при применении игрушки, в упражнениях и играх.
В связи с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:
1. провести теоретический анализ проблемы исследования;
2. выявить уровень развития мышления у детей раннего возраста посредством игрушки;
3. разработать программу развития мышления у детей раннего дошкольного возраста
Теоретическая значимость: изучены и обобщены особенности развития мышления, уточнено понятие элементарного практического мышления в раннем возрасте, выделены психолого-педагогические условия развития мышления в раннем возрасте.
Практическая значимость: представленная программа для развития мышления у детей раннего дошкольного возраста может использоваться педагогами ДОО.
Глава 1. Психологические особенности детей раннего возраста
1.1 Характеристика раннего возраста
Ранний возраст – это период от года до трех лет, который отличается активным исследованием ребенком окружающего мира. Именно в эти пару лет происходит очень много качественных изменений как в физическом, так и в психическом развитии малыша, поэтому родителям важно обратить внимание на ключевые моменты и создать необходимые условия для эффективного освоения новых навыков во всех сферах деятельности детей раннего возраста.
Так как большинство детей в год могут ходить (а некоторые освоили этот навык гораздо раньше), перед ними открывается масса возможностей для исследования окружающего мира. Все, с чем взаимодействует малыш в этот период, является средством его развития.
Этот возраст, также называемый ранним детством, – время, когда и физическое и психическое развитие связаны очень тесно. Центральным видом деятельности детей раннего возраста является предметная деятельность, из которой постепенно к трем годам развивается игра. Однако важную роль играет и взаимодействие ребенка со своими родителями, так как именно взрослый выступает образцом для подражания во всем – и в речи, и в выполнении функциональных действий с разными объектами, и в социальном взаимодействии с другими.
Психическое развитие ребенка раннего дошкольного возраста отличается высоким темпом и скачкообразностью.
Следующие три фактора оказывают наиболее значимое влияние на формирование психических особенностей раннего возраста: Умение ходить. Самостоятельное перемещение не только делает доступным для ребенка более широкий круг предметов, но и дает ему возможность научиться ориентироваться в пространстве, понять, как определить расстояние до того или иного предмета.
Решение различных практических задач является хорошей тренировкой для психики ребенка и его эмоционально-волевой сферы. Умение говорить. В раннем детстве ребенок активно осваивает речь, и именно этот период считается наиболее благоприятным для ее развития.
Предметная деятельность. Малыш оперирует не только игрушками, но и любыми предметами, которые попадаются ему под руку, постепенно осваивая их предназначение и обучаясь переносить функции одних предметов на другие, как бы замещая недостающие для игры вещи.
Особое значение для психического развития ребенка имеет эмоциональное состояние. Если ребенок ощущает себя в безопасности и комфорте, он более открыт к получению новых знаний об окружающем, а также способен лучше формировать социальные связи и необходимые для общения со взрослыми и другими детьми привычки.
Физическое развитие. В раннем детстве вес детей составляет примерно пятую часть веса взрослого человека, однако многое зависит от генетической предрасположенности и активности ребенка. Активность малышей существенно возрастает год от года. Ведь уже в год ребенок осваивает умение ходить, что открывает для него новые возможности изучения окружающих предметов, но для родителей является сигналом о переходе к периоду повышенной травмоопасности.
Поэтому, как только малыш пошел, рекомендуется убрать из радиуса его доступа все тяжелые, опасные предметы, средства бытовой химии, а на острые углы мебели установить заглушки. Фигуры детей раннего дошкольного возраста довольно специфичны: их спинка прогнута, а живот несколько выпячен вперед из-за внутренних органов, которые тоже продолжают расти. У малышей уже исчезают складки на руках и ногах, общий объем жировой ткани становится меньше, уступая место мышцам.
Скелет ребенка еще не до конца прошел процесс окостенения, так что у него больше хрящевой ткани, однако кости черепа и позвоночник уже укрепились в достаточно хорошей степени.
Период от года до трех лет считается сензитивным, то есть наиболее предрасполагающим к развитию речи. Когда ребенок только вступает в самый ранний возраст, у него в арсенале только несколько лепетных слов вроде «мама», «папа», «баба» и т.д., однако понимает он существенно больше и способен соотнести конкретное слово с предметом, который данным словом обозначается. Чтобы речевое развитие детей раннего возраста шло хорошо, родителям нужно постоянно общаться с ними: комментировать свои действия, показывать предметы, называя их, обращаться к самому малышу с элементарными просьбами.
К 2 годам в словаре ребенка должно быть уже порядка полусотни слов. В действительности разные специалисты называют разные цифры и не стоит привязываться к конкретному числу слов. Бывают случаи, когда речь ребенка развивается несколько позднее, а до двух лет ребенок накапливает пассивный запас. Однако, если к двум годам ребенок совсем не говорит, и родители замечают какие-либо иные неврологические проблемы, стоит проконсультироваться со специалистом. В возрасте двух лет малыш далеко не все звуки произносит правильно. Чаще всего проблема состоит в свистящих, шипящих и сонорных звуках.
Дети раннего дошкольного возраста либо пропускают их в речи, либо заменяют. Развивается не только активный, но и пассивный словарный запас, а также улучшается понимание словесных инструкций: если в год это были простые одноэтапные инструкции вроде «дай мне кружку», то в два года ребенок способен понять и выполнить двухэтапную инструкцию «пойди на кухню и принеси кружку».
К концу раннего возраста, то есть в три года, словарный запас ребенка включает порядка пятисот-тысячи слов. Большинство детей уже хорошо говорят предложениями, используя падежные формы, времена, числа. Так как речь в раннем возрасте является хорошим средством познания мира, родителям нужно быть готовым к многочисленным «почему» обо всем, что окружает малыша. Если же словарный запас ребенка слишком мал, он не может строить не только полноценные предложения, но и простые фразы, родителям рекомендуется обратиться к логопеду и неврологу, а также самим стимулировать речевое развитие детей раннего возраста.
Предметная деятельность в раннем возрасте является ведущей. Она оказывает влияние на общий темп развития ребенка и первоначально носит манипулятивный характер, впоследствии развиваясь и совершенствуясь. Действия с любым предметом проходят три стадии формирования:
Манипулятивные действия. Если ребенок самого раннего возраста берет в руки ложку, он пока что не знает, для чего она нужна, поэтому может пытаться постучать ей по другим предметам, попробовать на вкус или выполнить другие действия. Использование предмета по назначению, но без сформированности способа его применения. Возьмем в пример ту же ложку: малыш уже знает, что она используется для еды, но пока что не может держать ее правильно. Использование предмета специфическим способом. Ребенок уже умеет брать ложку правильно и есть с ее помощью.
После того, как эти стадии освоены, ребенку становится доступен перенос действий из конкретной ситуации в другие похожие. В дальнейшем хорошо знакомый предмет может быть задействован в игровом процессе. Для любого ребенка в этот период действиями, оказывающими значимое влияние на психику, являются соотносящие и орудийные действия. Соотносящие подразумевают приведение нескольких предметов в определенное взаимодействие: всевозможные пирамидки, кубики и аналогичные игрушки – яркий пример.
Орудийные действия могут быть выполнены на основании того, насколько хорошо ребенок усвоил свойства предметов под руководством взрослого и подразумевают использование предмета по его назначению: из кружки пьют, молотком забивают гвозди. Кризисы раннего детского возраста на протяжении раннего детского возраста многие родители сталкиваются с проявлениями двух возрастных кризисов, связанных с переходом ребенка к качественно новому этапу – кризис одного года и кризис трех лет. Каждый из этих кризисов имеет определенные особенности. Кризис 1 года В зависимости от темпа развития раннего возраста, кризис одного года может проявиться с 9 месяцев до полутора лет.
В это время малыш уже умеет ходить, а значит чувствует себя более независимым от родителей. К признакам кризиса 1 года относятся следующие проявления:
Упрямство, повышенное требование внимания к себе
Стремление к самостоятельности
Слишком сильная реакция на замечания родителей
Противоречивость поведения, капризы
Ребенок стал более самостоятельным, однако все еще очень нуждается в получении похвалы значимого взрослого человека.
К тому же, большинство действий все еще не до конца сформированы, и беспомощность в некоторых ситуациях (например, он хочет сам достать игрушку, но она лежит слишком высоко для его роста) вполне может быть причиной негативных проявлений.
Кризис 3 лет – это второй возрастной кризис, с которым сталкиваются родители детей. Примерно в три года у малыша формируется осознание себя как отдельной от родителей личности, и это качественно новое изменение психики находит свое проявление в специфическом поведении.
Другим ярким проявлением психологи называют упрямство, которое следует отличать от настойчивости. Если ребенок добивается чего-то желаемого, это настойчивость, но, если малыш хочет чего-то просто из принципа, хотя на деле это что-то ему не очень нужно, – это уже упрямство. Дети раннего дошкольного возраста также стремятся к самостоятельности, выполнению любых действий без помощи родителей, даже если не получается. Так как в процессе кризиса трех лет происходит формирование ребенка как отдельной личности, родители могут заметить его стремление переоценивать свои достижения, слишком часто хвалиться и обижаться, если малыш не получает нужной реакции от взрослого.
К трем годам большинство детей отправляется в детский сад, и это может стать настоящим испытанием для родителей. Хотя ребенок уже проявляет определенную самостоятельность, он все еще очень привязан к родителям, и смена привычной домашней обстановки на группу детского сада, где нет мамы, может оказаться для него стрессом. Поэтому адаптация детей раннего возраста к детскому саду – обязательный процесс. Чтобы ребенок легче адаптировался к новым условиям, его стоит готовить к этому заранее – не ограничивать его среду только лишь домом и одной и той же детской площадкой, а ходить в гости, выбираться на дачу или на природу. Также важен возраст ребенка: психологами подмечено, что с года до двух адаптационный процесс проходит гораздо сложнее, а вот после двух лет у ребенка уже хорошо сформирована предметная деятельность в раннем возрасте, и его легче заинтересовать новой игрушкой или занятием.
Есть некоторые допустимые отклонения от норм развития, так как все дети раннего возраста разные. Однако есть признаки, на которые рекомендуется обратить особое внимание. К симптомам отставания развития ребенка 3 лет относится следующее: существенное недоразвитие речевых функций, которое проявляется в крайне маленьком словарном запасе или его полном отсутствии, несформированности речевого подражания, нарушенном произношении.
Фразовая речь раннего возраста также может отсутствовать. проблемы с бытовыми навыками: ребенок не умеет самостоятельно одеваться, с трудом пользуется ложкой, не умеет обслуживать себя, как в норме это доступно трехлетним детям. незрелость моторных функций, что часто проявляется в форме нарушения целенаправленных действий. неразвитая игровая деятельность: игра ребенка раннего дошкольного возраста отличается однообразием, развивается гораздо медленнее, чем это предписывают нормы развития. Наличие у ребенка трех лет одного или нескольких таких признаков – это повод обратиться к специалисту для конкретной диагностики и получения рекомендаций по коррекции нарушения.
Причины отставания в развитии, задержка развития не является самостоятельным заболеванием. Это лишь следствие различных причин, которые могут быть как врожденными, так и повлиять на ребенка уже в ходе его первых лет жизни. Задержка развития может быть спровоцирована: различные болезни матери при беременности, в том числе инфекции, травмы или отравления. гипоксия плода проблемы, возникающие в ходе родового процесса инфекции или травмы, которые повлияли на головной мозг генетические проблемы, приводящие к нарушению нормального развития мозга.
1.2 Развитие мышления детей раннего возраста детского сада № 58.
На втором году жизни у ребенка появляется очень много важных задач. В процессе игр он постоянно узнает что-то новое о предметах и различных природных явлениях. Его начинает интересовать буквально каждая мелочь. Кнопки, обрывки бумаги, рычажки. А о бытовой технике и говорить не приходится. Поэтому нужно уделить особое внимание развитию мышления у ребенка раннего возраста. Малыш не просто тыкает по кнопкам, а сознательно нажимает на них и ждет какого-либо результата. То есть он начинает проводить собственные исследования, которые помогут ему понять, как работает та или иная кнопка.
Повторив несколько раз свое исследование, кроха сможет установить причинно-следственную связь между нажатием и происходящим действием. Когда разберется в этом, интерес к кнопкам пропадет, и малыш найдет новый объект для исследования. В возрасте полутора лет ребенок поймет, что предметы можно различать по каким-то характеристикам. Например, по форме или размеру. Для развития мышления у ребенка раннего возраста на этом этапе, его нужно учить искать сходство и отличия между предметами. Обратите внимание, с каким интересом ребенок рассматривает письменные принадлежности, содержимое ящиков…
Особенно его интересует как вы расставляете их по порядку, перекладываете с места на место. Малыш не просто смотрит, он начинает понимать, зачем вы это делаете. И спустя какое-то время он также поступит со своими игрушками. Сортируя кубики, машинки, мягкие игрушки кроха ищет схожесть или отличие, изучает форму, размеры, начинает воспринимать цвета. Второе полугодие проходит еще интереснее. Развитие мышления у ребенка переходит на новый уровень. Он начинает использовать речь не только с целью общения, но и для решения логических задач. Хотя ей еще долго до интеллектуальной, но тем не менее это серьезное достижение. Показатели
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айменова Ж.А., Абитиярова А.А., Бекжанова Л.Б., Жунисбекова Ж.А., Койшибаева Н.И. Психологические условия развития детей раннего возраста // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 7-1. – С. 86-90;
2. Алиева Т. В. Развитие одаренности и формирование языковой и лингвистической компетентности обучаемых посредством современных инновационных технологий и вовлечения в мероприятия, проводимые в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети». // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 3. С.31-41.
3. Вельская Е. В. Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся через систему дополнительного образования. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 1.С. 63-66.
4. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребѐнка. – М., 1989.
5. Воронина Л. В., Утюмова Е. А. Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности дошкольников посредством формирования алгоритмических умений // Инновационные проекты и программы в образовании 2013. № 5.С.40-45.
6. Выготский Л. С. Психология развития человека.-М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005.- 1136 с.
7. Гапонюк П. Н. Развитие современного образования как модели опережающего типа. // Инновационные проекты и программы в образовании 2012. № 4.С.3-8.
8. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Дэниел Гоулман; пер. с англ. А. П. Исаевой. М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. 478 с.
9. Давыдова Н. Н. Развитие процессов самоорганизации ОУ в условиях научно-образовательной сети. // Инновационные проекты и программы в образовании 2013. № 4.С.45-47.
10. Долинский В. С. Выявление, поддержка и развитие одаренной молодежи в области радиоэлектроники: от концепции к практике работы. // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 3.С.54-60.
11. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – Часть 2. – М., 1988.
12. Евстифеева О. В. Способы применения теории множественности интеллекта в школе: организация работы в учебных центрах // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 4. С.2-10.
13. Евстифеева О. В. Способы применения теории множественности интеллекта в школе. // Эксперимент и инновации в школе 2012. № 5. С.35-41.
14. Завельский Ю. В., Шаронова Н. В., Гомулина Н. Н. Развитие креативной сферы одарённости на основе формирования у учащихся исследовательских компетенций. // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 3.С.28-31.
15. Кочурова О. И., Синюк О. А. Развитие одаренных детей в условиях общеобразовательной школы. // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 3.С.19-25.
16. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. – М., 1973.
17. Крупская Н.К. Об игрушках для дошколят. – Пед. соч., т. 6.
18. Малышева В. И. Развитие самостоятельности логических высказываний в процессе освоения знаний младшими школьниками на уроках русского языка и математики. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2012. № 1.С. 66-70.
19. Маслевская Р. П., Клепиков В. Н. Развитие ценностносмысловой сферы учащихся в современной школе. // Эксперимент и инновации в школе 2011. № 2. С. 36-43.
20. Массанова А. А. Развитие физических качеств ребёнка-дошкольника. // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 1. С. 64-68.
21. Менджерицкая Д.В. «Воспитателю о детской игре» /Под ред. Т.А. Марковой Москва «Просвещение» 1982.
22. Менджерицкая Д.В. Флёрина об игре и игрушке // Дошкольное воспитание, 1969, №3. – 15–24.
23. Меньшенина Ж. М. Развитие творческой одаренности через научно-исследовательскую деятельность в процессе преподавания русского языка и литературы. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2012. № 4.С. 63-65.
24. Миняева Е. В. Использование новейших разработок на занятиях по обучению грамоте в детском саду. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 6.С.30-32.
25. Мухина В. С. Таинство детства.: в 2-х т. Т. 2 / В. С. Мухина.- 3-е изд.- Екатеринбург: У- Фактория, 2005.- 448 с.
26. Мухина, В.С. Возрастная психология: феномены развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Детство-Пресс, 2008. – 364с.
27. Никифорова Ф. В. Развитие и формирование мотивации учения. // Эксперимент и инновации в школе 2011. № 3. С. 53-56.
28. Новоселова, С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте [Текст] / С.Л. Новоселова. - М.: Детство-Пресс, 2008. – 185 с.
29. Обухова, Л.Ф. Детская возрастная психология [Текст]: Учебник / Л.Ф. Обухова. – М.: Владос, 2009. – 374 с.
30. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 2151 г. Москва «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» [Электронный ресурс] // Российская газета. Федеральный выпуск 5637 от 21 ноября 2011 г. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/11/21/programma-doshk-dok.html
31. Ткалич. С.К. Курс лекций и практикум по предмету «Основы исследовательской деятельности» Осенний семинар 2014. Кафедра дизайна. МГГУ имени М. А. Шолохова.
32. Уайт Б. Первые три года жизни. Москва.: Педагогика, 1982 г. 174 с.
33. Урунтаева Г.А. Роль игрушки в психическом развитии ребенка. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд. М.: Академия, 1997. – 81–85 с.
34. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст]: учеб. пособие для учащихся средних пед. учебных заведений / Г.А. Урунтаева. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 339 с.
35. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. – 3-е издание. – М., 1972.
36. Фазылзянова Г.И. Условия ориентации студентов на духовно- нравственные ценности средствами народного искусства // Оценка качества образования в вузе культуры и искусства: методические проблемы, опыт, перспективы: Сборник научных трудов Всероссийской научно - методической конференции. – Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2005.
37. Эльконин, Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве Д.Б. Эльконин // Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1999. – С. 265-278.