Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Любая творческая деятельность требует от ребенка максимальной концентрации внимания и сосредоточения усилий. Творческие способности и мышление у ребенка будут развиваться лучшим образом, если будут созданы условия для достижения «потолка» своих возможностей в силу своих способностей и физической силы. В дошкольном возрасте любознательность ребенка достигает пика, однако опытом взрослых в познании мира ребенок еще не может. Именно с этого периода необходимо максимально интенсивно заниматься творчеством.
Важно создавать оптимальные условия для творческой деятельности в момент раннего физического формирования. Для дошкольников используются методики, направленные на обучение плаванию, хождению и гимнастике. После усвоения этих навыков необходимо перейти к раннему чтению книг, ведению счета и раннему знакомству с техникой и окружающими материалами. Чтобы развить творческие способности у дошкольника, необходимо создать такую обстановку, которая будет опережать формирование детей. Поэтому для малышей должны быть созданы такие условия, где поощрялась бы и активно развивалась совместная творческая деятельность.
К примеру, перед тем как приступить к урокам раннего чтения, для ребенка можно приобрести кубики с буквами. А перед обучением счету необходимо приобрести счетные палочки или кубики с изображением цифр. Таким образом, создаются ранние предпосылки для перехода на следующий шаг обучения творческой работе. Для ребенка должна быть предоставлена большая свобода в выборе творческих занятий. Ребенок может сам чередовать виды творческой деятельности. К тому же при интересе ребенка он может самостоятельно проходить новые творческие уроки. Предоставление такой свободы вовсе не исключает участия в творческом процессе взрослых.
Поэтому педагог и другие взрослые должны быть нацелены на решение нескольких задач. Во–первых, это определение и применение различных дидактических и психолого–педагогических условий для занятий творчеством. Во–вторых, это готовность взрослых отказаться от прошлого опыта, который привел к неуспехам в обучении творчеству и развитии творческого мышления.
Каждая вещь для ребенка и для взрослого должна рассматриваться с позиции многофункциональности. Это означает, что одна и та же вещь в творческом процессе может восприниматься и использоваться по–разному. Чтобы достичь прогресса в развитии творческих способностей, необходимо учитывать возраст ребенка и индивидуальные особенности творческого развития личности. Чтобы обучение творческой работе и мышлению происходило качественно, необходимо делать акцент на свободу выбора для творческих занятий. Если занятия в дошкольной группе проходят по программе, то в домашних условиях творческая деятельность ребенка должна продолжаться только с большим выбором возможностей для организации творческого процесса. Творческие занятия должны быть нацелены не только на обучение, но и на формирование жажды к знаниям. К примеру, с ребенком проводятся занятия по счету. Для ребенка должна быть создана такая обстановка, в которой бы он стремился понимать, почему предметов становится больше при сложении, как предметы убывают. С первых лет жизни педагогами дошкольного образования должна вестись работа по раскрытию творческих способностей и предпосылок к ним у детей. По мере осуществления творческой деятельности для детей должно предоставляться все больше свободы для организации самостоятельной познавательной деятельности.
Целью выпускной квалификационной работы является рассмотрение развития творческих способностей у дошкольников 4–5 лет посредством техники скрапбукинг. Для достижения поставленной цели были выработаны следующие задачи:
рассмотреть понятие «творческие способности»;
проанализировать мотивацию ребенка к развитию творческих способностей;
выявить особенности развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста;
рассмотреть особенности работы в технике скрапбукинг с детьми среднего дошкольного возраста;
проанализировать развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами обучения декоративно–прикладному творчеству в технике скрапбукинг;
осуществить проведение экспериментального исследования и анализ его результатов;
разработать методику проектного исследования по развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами обучения декоративно–прикладному творчеству в технике скрапбукинг;
провести анализ эффективности экспериментальной работы по развитию творческой активности детей среднего дошкольного возраста средствами обучения декоративно–прикладному творчеству в технике скрапбукинг;
сформулировать выводы и психолого–педагогические рекомендации.
Новизна. Степень новизны состоит в том, чтобы детям предоставить возможность «пробы сил» в различных видах художественной деятельности. Это будет содействовать воспитанию оригинального творческого мышления, развитию уверенности в себе, формированию самооценки.
Педагогическая целесообразность проекта заключается в том, чтобы разбудить в каждом ребенке стремление к художественному самовыражению и творчеству, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения. Возраст детей, участвующих в реализации, 4–5 лет, количество детей – 10. Непременным условие при организации занятий является учет возрастных особенностей.
Предполагаемый результат:
1. овладение детьми нетрадиционной техникой создания конструктивно–художественных работ;
2. умение творчески преобразовывать, трансформировать и видоизменять предметы;
3. умение работать с разными материалами.
Противоречие исследования: с одной стороны, необходимость развития творческих способностей дошкольников в настоящее время не вызывает сомнений, с другой стороны, дошкольные учреждения используют стандартные и однотипные подходы к развитию разных по эмоционально–психологическим и физическим характеристикам детей.
Проблема исследования: результативность развития творческих способностей и активности дошкольников посредством технологии скрапбукинг.
Гипотеза исследования: развитию творческой активности и способностей дошкольников будет способствовать разработка и реализация комплекса занятий, с использованием различных форм работы в технике скрапбукинг.
Источниковая база: в рамках исследования использовалась специальная литература по рассматриваемой теме, в том числе, работы: В.Н. Дружинина, Г.М. Коджаспировой, Р.С. Немова, Л.Ю. Субботиной, А.С. Тормановой.
Методы исследования: теоретические: анализ, обобщение, сравнение систематизация; эмпирические: анкетирование, обработка результатов, анализ документов, тестирование.
Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения.
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ
1.1. Понятие «творческие способности»
Творчество – это деятельность человека, в процессе которой создается некоторый продукт, обладающий новизной и общественной значимостью, охватывающая изменение действительности и самореализации личности в процессе создания материальных и духовных ценностей.
Остановимся подробнее на детском творчестве, которое очень часто называют «натуральным», что в большей степени связано с предложенной Л.С. Выготским классификацией психических функций, согласно которой различают натуральные (данные от рождения) или природные и высшие психические функции. [11, с. 33] То есть тем самым указывается на то, что детское творчество заложено самой природой каждому человеку.
Детское творчество отличается открытостью мира, который ребенком воспринимается с оптимизмом. В качестве характерной особенности детского творчества выступает его всеобщий характер. Особенностью девства является то, что в этом возрастном периоде творят все, причем творчество не сводится к таким когнитивным предпосылкам, как мышление, интеллект, память и воображение.
Это объясняется тем, что процессы, носящие познавательный характер, несмотря на неравномерность, развиваются на протяжении многих лет. Если говорить о взаимосвязи знаний и творчества с познавательным интересом дошкольников, то стоит остановиться на исследованиях С.Л. Рубинштейна, в которых говорится, что знания являются основой познавательного интереса человека, без которых он не может возникнуть, но соответственно и удовлетворение интереса также неизбежно ведет к обогащению знаний. [6, с. 124]По мнению отечественного психолога В. А. Крутецкого, «способности – это индивидуально–психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся субъективными условиями успешного ее выполнения». В. А. Крутецкий выделяет три важнейшие стороны этого определения. [21, с. 6]
1. Способности – это индивидуальные особенности, то есть то, что отличает одного человека от другого.
2. Это именно психологические особенности.
3. Способности – это не всякие индивидуально–психологические особенности, а лишь те, которые соответствуют требованиям определенной деятельности. [23, с. 154]
Способности – это прижизненное, а не врожденное образование. Связь способностей со знаниями. умениями, навыками такова: с одной стороны, способности зависят от знаний, умений и навыков; с другой стороны, знания, умения, навыки зависят от способностей человека.
Обучение и воспитание, условия жизни и деятельности человека активно формируют его способности.
Существуют и природные предпосылки развития способностей – задатки. Задатки – это некоторые врожденные анатомо–физиологические особенности мозга, нервной системы, анализаторов, которые обусловливают природные индивидуальные различия между людьми. Задатки влияют на процесс формирования и развитие способностей.
К задаткам относятся: врожденные особенности зрительного и слухового анализаторов; типологические свойства нервной системы, от которых зависит быстрота образования временных нервных связей; сила сосредоточенного внимания, выносливость нервной системы, умственная работоспособность. В качестве задатков следует рассматривать также уровень развития и соотношение 1–й и 2–й сигнальных систем.
И. П. Павлов различал три специально человеческих типа высшей нервной деятельности: художественный тип с относительным преобладанием 1–й сигнальной системы, мыслительный тип с относительным преобладанием 2–й сигнальной системы; средний тип с относительной уравновешенностью сигнальных систем. Задатки являются одним из условий формирования способностей. Обратимся к понятию «творчество», «творческий».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273–ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // «Российская газета», № 303, 31.12.2012.
2. Приказ Минобрнауки России от 08.04.2014 № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.05.2014 № 32220) // «Российская газета», № 109, 16.05.2014.
3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // «Российская газета», № 265, 25.11.2013.
4. Аникина, А. П. Условия развития детского творчества в контексте ФГОС дошкольного образования/ А.П. Аникина, Т.С. Комарова // Инновационные технологии в науке и образовании. – 2016.- № 1–1.- С. 105–108.
5. Бабаева, Т.И. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – СПб.: Питер, 2004. – 124 с.
6. Баттерворт Дж. Принципы психологии развития [Текст] / Дж. Баттерворт, М. Харрис. -М.: Когито–Центр, 2000.- 350 с.
7. Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. – Р н/Д.: Феникс, 2013. – С. 230.
8. Бабаева, Т.И. Детство. Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / Т.М. Бабунова. – М.: Просвещение, 2007. – 260 с.
9. Бондаренко, А. К. Игры и развлечение. Коммуникации. [Электронный ресурс]/ А.К. Бондаренко – М.: Линка–Пресс, 2012. – 208 с.
10. Бутенко, Н.В. Концептуальная модель художественно–эстетического развития детей дошкольного возраста/ Н.В. Бутенко // Сиб. пед. журн.– № 1. – 2015. – С. 36–41.
11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- СПб: Союз, 2015.- 98 с.
12. Воронов, В.В. Педагогика школы: новый стандарт / В.В. Воронов. – М.: ПО России, 2012. –129с.
13. Галянт, И. Организация художественно–творческой деятельности детей дошкольного возраста/ И. Галянт// Дошкольное воспитание. –2013. – № 1. – С.64 – 67.
14. Гербова, В.В. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду»/ Под ред. Гербовой В.В., Комаровой Т.С. 2 изд., испр., доп. – М.: Мозаика–Синтез, 2005 – 344 с.
15. Громкова, М.Т. Педагогика высшей школы: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / М.Т. Громкова. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2012. –147с..
16. Гальперин П.Я. Краткие замечания о произвольной и непроизвольной памяти. – Харьков: ХГУ, 2013. – 118 с.
17. Дурова, В. Г. Содержание учебного плана в соответствии с ФГОС / В.Г. Дурова// Наука и образование: Новое время. – № 1. – 2015. – С. 593–598.
18. Евсеева М. А. Развитие творческих способностей дошкольников / М. А. Евсеева // Научно–методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 126–128.
19. Зимина, С. С. Психолого–педагогическое сопровождение детей в ДОУ: проблемы и перспективы / С.С. Зимина // Психолого–педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии: науч. тр. участников IV Междунар. науч.–практ. конф. 2015. – С. 43–51.
20. Карачарова, И.А. Социально личностное развитие детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности/ И.А. Карачарова// Дошкольная педагогика. – 2013. – № 8. – С.26-?.
21. Келина И.В., Николаева Л.В. Исследование особенностей развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3–С.6-?.
22. Комарова Т.К. Психология внимания: учеб.–метод. пособие. – Гродно: ГрГУ, 2015. – 124 с.
23. Короткова H.A. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: Линка–Пресс, 2012. – 208 с.
24. Комарова, Т. С. Значение изобразительной деятельности детей для их всестороннего развития/ Т.С. Комарова // Педагогическое образование и наука. – 2014. – № 3. – С. 6–14.
25. Киреева, Э.А. Психология и педагогика (для бакалавров) / Э.А. Киреева. – М.: КноРус, 2012. –142с.
26. Казакова, Т.Г. Развитие у дошкольников творчества / Т.Г. Казакова. – М, 1985. – 256 с.
27. Калачева, Т.Г. Творческий проект «Природный материал – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» [Электронный ресурс] / Т.Г. Калачева. – 2013. – 344 с.
28. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет «Цветные ладошки».–М.: ИД «Цветной мир», 2011.–144с.
29. Маркова, Т.А. Нравственное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.И. Жуковская и др.– М.: Просвещение, 2014. – 256с.
30. Магомедова Л.И. Актуальные проблемы системы дополнительного образования детей // Интернет–журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 2. С. 232 - 234.
31. Мокеева Т., Кузьменко И.В. Формирование творческих способностей дошкольников // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 179–180.
32. Мойстус И.А. Развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности / И.А. Мойстус // В сборнике: XIX Всероссийская студенческая научно–практическая конференция Нижневартовского государственного университета. – 2017. – С. 257–261.
33. Мигунова, Е.В.Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.–метод. пособие; Ярослава Мудрого/ Е.В. Мигунова. – Великий Новгород, 2012. – 126 с.
34. Павленко, Н.Н. Психология и педагогика: Учебное пособие / Н.Н. Павленко, С.О. Павлов. – М.: КноРус, 2012. –396с.
35. Погодина, С. Интеграция в развитии детского художественного творчества. По материалам программы «Шаг в искусство»/ С. Погодина// Дошкольное воспитание. –2013. – № 7. – С. 48 – 51.
36. Поддьяков, А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт/ А.Н. Поддъякова. – М.: Просвещение, 2012. – 266 с.
37. Работнов, Л.Д. Школьная театральная педагогика: Учебное пособие / Л.Д. Работнов. – СПб.: Планета Музыки, 2015. –56с..
38. Самойлов, В.Д. Педагогика и психология высшей школы. Андрогогическая парадигма: Учебник. / В.Д. Самойлов. – М.: ЮНИТИ, 2015. –57с.
39. Смирнова, А.Е. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам / А.Е. Смирнова // Дошкольное воспитание. –2003. – № 8. – С. 73–77.
40. Ткач, Л. Уроки народной красоты. Технология освоения художественного текста в поликультурном педагогическом образовании/ Л. Ткач // Дошкольное воспитание. – 2012.– №. 12. – С. 83-85
41. Ткач, Л. Интеграции смысловых аспектов сказки в содержании художественно – творческой деятельности/ Л. Ткач // Дошкольное воспитание. –2014. – №. 3. – С. 101 – 104.