Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Происходящие в современном обществе социально-экономические преобразования требуют от молодого поколения проявления инициативности, энергичности, творческого отношения к окружающей действительности. Эти качества формируются прежде всего в условиях культурно-образовательного пространства, для которого ценностным ориентиром является культурное и художественное развитие обучающихся, творческая самореализация личности. Большие возможности в приобщении к творчеству предоставляют учреждения дополнительного художественного образования.
Деятельность учреждений дополнительного музыкального образования обеспечивает приобщение подрастающего поколения к музыкально-исполнительскому искусству, которое является одним из важнейших факторов творческого развития личности. Это осуществляется путем формирования исполнительской культуры учащихся в процессе обучения, что, в свою очередь, предполагает музыкальное воспитание и развитие личности, музыкально-образовательную деятельность, передачу специальных знаний, умений и навыков. Все вышеизложенное актуально и для формирования исполнительской культуры учащихся-гитаристов, принимая во внимание особую востребованность обучения на данном инструменте в системе дополнительного музыкального образования.
Музыкальную культуру, как часть художественной культуры, следует рассматривать как самостоятельный, своеобразный раздел общей материальной и духовной культуры (Б.В. Асафьев, К.Д. Ушинский, М.С. Каган, Д.Б. Кабалевский и др.). Ценностями и особенностями музыкальной культуры являются произведения музыкального искусства, которые уникальны по своей сути.
Деятельность людей в области музыкальной культуры – это не только создание художественных ценностей, их изучение и распространение, но и музыкальное образование и воспитание.
У истоков формирования музыкальной культуры ребенка, безусловно, находится семья, т. к. в каждой семье есть свои традиции, свое отношение к музыкальному искусству. Известны многие семьи, в которых дети пошли по стопам своих родителей и также стали музыкантами: Иоганн Себастьян Бах и его сыновья, Ойстрах Давид и Игорь, Фраучи Александр и Камил, Иванов-Крамской Александр и Наталья и др.
На протяжении многих веков музыкальное образование являлось важным фактором в формировании личности подрастающего поколения. В нашей стране в основу содержания дополнительного музыкального образования положены исторически сложившиеся педагогические принципы и традиции использования классической, народной и современной музыки.
Учащийся-гитарист, обучаясь игре на инструменте, становится частью музыкальной культуры как непосредственный участник музыкальной деятельности (игра на инструменте сольно, в ансамбле, в оркестре). Уровень формирования и развития исполнительской культуры учащихся-гитаристов непосредственно зависит от работы педагога, организующего музыкальную деятельность, направленную на развитие восприятия, воображения, мышления исполнителя. Важными составляющими музыкальной деятельности являются: заинтересованность, интерес к исполнению на инструменте, доступность, понимание и степень усвоения учебного материала.
В настоящее время возникают противоречия между требованиями музыкального образования и современной организацией художественно-педагогического процесса по классу гитары, а также между образовательными программами и качеством подготовки учащихся-гитаристов.
Следует подчеркнуть, что проблема формирования исполнительской культуры учащихся-музыкантов (в том числе гитаристов) в системе дополнительного музыкального образования до настоящего времени не стала предметом специального научного осмысления в теории и практике музыкального исполнительства. Это требует обращения к тем теоретическим и методическим подходам, которые существуют в педагогике общего музыкального образования.
Таким образом становится актуальным поиск принципов и средств, позволяющих эффективно организовать процесс формирования исполнительской культуры гитаристов.
Степень разработанности проблемы исследования. Исполнительская культура непосредственно связана с исполнительской деятельностью. Эта деятельность является предметом исследования как в психологии, музыкознании, так и педагогике музыкального образования. В частности, хорошо известны исследования в области психологии музыкально-исполнительской деятельности Л.Л. Бочкарева, А.Л. Готсдинера, Г.М. Цыпина, В. А. Петрушина, работы по теории исполнительства А.Д. Алексеева, Л. А. Баренбойма, В.Л. Живова, Г.М. Когана, А.Г. Каузовой, А.В. Малинковской, С.И. Савшинского и др.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что формирование исполнительской культуры обучающихся гитаристов в учреждении дополнительного образования будет эффективной, если:
1) будут учтены психолого-педагогические условия формирования исполнительской культуры обучающихся гитаристов;
2) будет уделено внимание развитию интересного репертуара для юных гитаристов;
3) будет уделено внимание воспитанию художественного мышления учащихся.
Объект исследования: обучение по классу гитары в системе дополнительного образования.
Предмет исследования: процесс развития исполнительской культуры учащихся-гитаристов в системе дополнительного образования.
Цель исследования: научно обосновать содержание и методы развития исполнительской культуры учащихся-гитаристов в системе дополнительного образования.
Задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
Раскрыть сущность исполнительской культуры учащихся-гитаристов, выявить ее специфику в системе дополнительного образования.
Разработать методы развития исполнительской культуры учащихся-гитаристов в процессе обучения.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Формирование исполнительской культуры обучающихся гитаристов в учреждении дополнительного образования детей
1.1 Развитие перцептивных способностей обучающихся гитаристов, как фактор их музыкально-творческой подготовки
В современных условиях социально-экономического развития в обществе возрастает потребность в воспитании высокообразованных граждан, креативно мыслящих, стремящихся к активной реализации своих идей и творческих возможностей. В раскрытии, развитии и реализации творческого потенциала молодежи большую роль играет включение молодежи в творческую деятельность в различных ее формах и видах, начиная с раннего детства.
Широкие возможности в приобщении к художественному творчеству, реализации потребности в свободном общении в процессе творческого взаимодействия предоставляют учреждения дополнительного образования. Доброжелательная атмосфера, в основе которой лежит принцип добровольного вхождения в культурно-образовательную среду, помогает настроиться на позитивное общение и сотворчество, способствует расширению художественного (в том числе музыкального) кругозора, воспитанию эстетического вкуса, проявлению и развитию художественно-творческих интересов и способностей [5, с. 16].
Особо значимое место в этой складывающейся и развивающейся воспитывающей культурно-образовательной среде занимает музыкальное образование. Музыка, музыкальное исполнительство во всех его формах, видах и жанрах, благодаря способности вызывать глубокие эмоциональные переживания и тесной связи с другими видами искусства (литературой, живописью, театром, кино, танцем и др.), могут не только вызвать у детей интерес к музыкальному искусству и исполнительству, но и способствовать художественно-творческой самореализации. Включение в музыкальное исполнительство, в том числе в форме коллективного и сольного музицирования, содействует правильно ориентированной гармоничной организации досуговой деятельности, формированию направленности художественно-творческих интересов, ориентации на духовно-нравственные ценности и культурные традиции своего края, региона, страны, имеющиеся семейные традиции в формировании домашней культурно развивающей среды.
Популярным среди детей и молодежи музыкальным инструментом на протяжении многих лет является гитара. Школьников привлекают ее камерное звучание, кажущаяся простота в освоении азов исполнительства, возможность подбора музыкального сопровождения к полюбившимся песням, позиционирование себя в качестве всегда популярного, незаменимого в молодежной компании ее участника. Желание научиться играть на гитаре приводит к попыткам самостоятельного освоения инструмента («по самоучителям», копированию «с рук товарищей»). Наиболее пытливые приходят в детские школы искусств, музыкальные школы, кружки любителей гитарного искусства при домах детского творчества, студиях при школах и по месту жительства [29].
Нередко представления школьников о быстром и успешном освоении основ игры на гитаре не совпадают с приходящим в процессе обучения пониманием необходимости кропотливой систематической работы по освоению «азов» искусства игры на гитаре, требующей серьезных усилий и времени, «пошагового погружения» в мир высокохудожественного музыкального репертуара. Это приводит к постепенному угасанию первоначального интереса к овладению исполнительскими умениями и навыками.
Возникает определенное противоречие между первоначальной потребностью в творческой самореализации, желанием, интересом к обучению игре на гитаре и постепенным его снижением связи с осознанием необходимости тщательной отработки, казалось, простых формируемых исполнительских умений, требующих больших временных затрат и эмоционально-волевых усилий.
Перед педагогом, работающим с обучающимися гитарному исполнительству, встает проблема поиска путей не только «удержания», но и развития интереса к освоению музыкального инструмента. Все это свидетельствует об актуальности проблемы развития интереса учащихся к занятиям музыкальным исполнительством в различных его видах и формах.
Исполнительская культура учащихся-гитаристов, как понятие, не имеет в настоящее время однозначного определения, поэтому выявление сущностных характеристик исполнительской культуры учащихся-гитаристов невозможно без обращения к таким категориям как культура, музыкальная культура, исполнительская культура [11, с. 4].
Рассмотрение данных категорий дает возможность определить сущностные характеристики исполнительской культуры учащихся-гитаристов.
Для их определения нами был проведен теоретический анализ ряда фундаментальных научных работ: в области философии (К. Гельвеций, Б. Франклин, И. Гердер, И. Кант и др.), педагогики (Я.А. Коменский, А.С. Готсдинер, В.А. Сухомлинский), психологии (З. Фрейд, Л.С. Выготский, Е.В. Назайкинский, Б.М. Теплов, Д.К. Кирнарская и др.), музыкознания (Б.Ф. Асафьев, Л.А. Баренбойм, Г.М. Коган), культурологии (М.С. Каган), методики преподавания игры на гитаре (Э. Пухоль, Ф. Сор, П. Агафошин, А. Иванов-Крамской и др.) и других инструментах (А. Алексеев, Н. Любомудрова, Л.С. Ауэр и др.).
Для юного музыканта несомненно важными являются:
Сенсомоторные способности – двигательные. От них зависит вся работа исполнительского аппарата музыканта.
Мнемические – способности памяти.
Перцептивные – способности восприятия.
Аттенционные – способности удерживания внимания во время музыкальной деятельности.
Имажитивные – способности воображения.
Мыслительные способности – музыкальное мышление, как исполнительское, так и теоретическое.
Коммуникативные – способности общения: сценическое общение с публикой, общение внутри исполнительского коллектива, общение учителя и ученика.
К числу основных непосредственно музыкальных способностей можно отнести музыкально-слуховые представления или «внутренний слух», ладовое чувство и музыкально-ритмическое чувство.
Исполнительская деятельность требует от музыканта множества различных способностей, и они могут всячески комбинироваться у разных людей. С возрастом, в зависимости от накопления музыкального опыта и, конечно, от качества музыкального обучения человека структура музыкальных способностей варьируется: в разных возрастных группах мы всегда обнаружим разные пропорции опорных, ведущих и "фоновых" элементов структуры музыкальных способностей.
Психологическая структура музыкальных способностей у исполнителей также соотносится с конкретной музыкальной специальностью, стоит только сравнить инструменталистов и певцов, с выбором музыкального инструмента и конкретного рода деятельности, в частности сольный ли это исполнитель или оркестровый. Для примера, способность различать тонкие градации высоты звука в структуре музыкальных способностей у скрипачей, дирижеров или флейтистов является основополагающей в сравнении, допустим, с пианистами, у которых более отшлифован гармонический и фактурный слух.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдуллин Э.Б. Основы исследовательской деятельности педагога-музыканта: учебное пособие. – СПб.: Лань; Планета музыки, 2014.
2. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. М.: Академия, 2004
3. Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре / Под ред. Е.Ларичева. - М.: Музыка, 1990. - 207с.
4. Ануфриева, Э. Б. Развитие творческой активности студентов-бакалавров на занятиях по хоровому дирижированию // Проблемы современного музыкального образования: бакалавриат, общее и дополнительное образование детей и юношества : всероссийский (с междунар. участием) сб. науч. трудов / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2017. С. 9-17
5. Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология (физиология развития ребёнка) : Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведении. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 416 с.
6. Белкин А. С. Возрастная педагогика (интегративный теоретико-практический курс): Книга для учителей, родителей и студентов высших и средних образовательных учреждений. - Екатеринбург, 2008. - 173 с.
7. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Академия, 2000. - 192 с.
8. Белов И. С. О посадке и постановке рук начинающего гитариста // Музыка и изобразительное искусство: методика преподавания, менеджмент: материалы научно-практической конференции. - Екатеринбург, 2017 - с. 6-9
9. Борисевич В.Г. Принципы и методы развития исполнительской культуры учащихся в классе гитары // Искусство в школе. 2008. № 2. C. 78–80
10. Видаль Р.Ж. Заметки о гитаре [Текст] / Р.Ж. Видаль, пер. с фр. Л. Берекашвили. – М.: Музыка, 1990. – 32 с.
11. Гильманов Р. Х. Технические навыки и требования к учащимся ДМШ в процессе обучения игре на шестиструнной гитаре. - Ревда, 2011. - 9 с.
12. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М.: Музыка, 1989. - 152с.
13. Калинин В. П. Юный гитарист. - М. : Музыка, 2008. - 123 с.
14. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре / Пер. Н. Рождественской; под ред. А. Иванова-Крамского - М. : Сов. композитор, 1990. - 152 с.
15. Маккиннон Л. Игра наизусть [Текст] / Л. Маккиннон. – М.: Классика-XXI, 2004. – 152 с.
16. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки. – М. : Композитор, 1993.
17. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития; учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 608 с.
18. Немов Р. С. Психология. Книга 2. Психология образования: учебник для сдуд. высш. пед. учеб. заведений - М.: Просвещение; ВЛАДОС, 2001. – 496 с.
19. Николаев Л.В. Статьи и воспоминания современников. Письма. / сост. Л. Боренбойм и Н. Фишман. Л.: Совет. композитор, 1979.
20. Носырева Т.Д. Психологическая подготовка музыканта / Т.Д. Носырева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.b17.ru/blog/29427/
21. Образовательная (рабочая) программа по предмету «Гитарный ансамбль» / сост. : Ионкин А. В. и Ионкина О. В. - Нижневартовск, 2010. - 11 с.
22. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: Учебник. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 442 с.
23. Осипова Л. В. Роль эскизного изучения произведений в развитии творческих качеств // Музыкальное и художественное образование в социокультурном развитий личности: материалы всероссийской конференции, посвящённой 50-летнему юбилею факультета музыкального и художественного образования УрГПУ. Екатеринбург, 2010 - с. 70-73
24. Пилипенко И. Взаимосвязь психических состояний и игровых движений исполнителя на этапах подготовки и осуществления концертного выступления [текст] / И. Пилипенко // Крюкова, В.В. Музыкальная педагогика. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – С. 189–194.
25. Пичугина, Л. Н., Белов, И. С. Начальный этап обучения игре на гитаре: структурированная модель обучения // Проблемы современного музыкального образования: бакалавриат, общее и дополнительное образование детей и юношества : всерос. (с междунар. участием) сб. науч. трудов / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2017. С. 75-83
26. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре/ Пер. и ред. И.Поликарпова. - М.: Сов.композитор, 1981. – 189 с.
27. Рабочая программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (гитара)» для учащихся 1-4 классов детской музыкальной школы / сост. М. Ю. Лаврентьева, И. В. Стародубцева, А. К. Курбатова. - Екатеринбург, 2013. - - 23 с.
28. Сагрерас Х. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М.: изд-во «Торопов», 1996. - 197 с.
29. Самохина М.А. Формирование исполнительских умений и навыков учащихся детской музыкальной школы в классе гитары: дис. … канд. пед. наук. – М., 2005
30. Смирнова И. Л. Повторение музыкальных произведений как методическая проблема // Актуальные проблемы музыкального и художественного образования: материалы третьей междунар. Интернет- конференции. Екатеринбург, 2010. – с. 174-179
31. Федорович Е. Н., Тихонова Е. В. Основы музыкальной психологии : учеб. пособие / Урал. гос. консерватория им. М. П. Мусоргского. – Екатеринбург, 2010
32. Юрлова И. Г. Рабочая программа «Студия «Классическая гитара». - Екатеринбург, 2016. - 15 с.