Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. «Каждый человек должен уметь плавать. И чем раньше он
научится, тем лучше» (Т.И. Осокина). Именно с таких слов начинается
авторитетная книга «Обучение плаванию в детском саду» Т. И. Осокиной. И
с этим утверждением трудно спорить. Достаточно вспомнить то, что
поверхность нашей планеты на 2/3 занимает вода и, как известно, все мы
вышли из нее же. Поэтому вполне целесообразно уметь покорять эту стихию,
как ни высокопарно это прозвучит. Кроме того, занятия плаванием приносят
несомненную пользу здоровью человека. Стоит упомянуть о «гимнастике для
сосудов», осуществляющуюся в процессе терморегуляции. «От всех
3
известных человечеству физических упражнений плавание отличается двумя
присущими только ему особенностями: тело человека при плавании
находится в особой среде – воде, а движения пловца выполняются в
горизонтальном положении. И то, и другое, да еще в сочетании с
плавательными движениями, оказывает на организм человека прекрасное
оздоровительное действие.» (Фирсов З. П.) Регулярные занятия также
способствуют воспитанию личной и общественной гигиены. Но отдельно
стоит поговорить о влиянии занятий плаванием на организм детей
дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте работоспособность мышц относительно мала,
статические нагрузки вызывают быстрое утомление. Детям необходимо
движение. Занятия плаванием для воспитанников детских садов уникальны
тем, что включают в себя упражнения, нагрузка в которых во время
правильного выполнения задания представляет собой чередование
напряжения и расслабления определенных групп мышц.
Глава 1. Обзор литературных источников
1.1. Особенности психологического и физического развития детей 4-7 лет
Началом дошкольного периода считается тот момент, когда малышу
исполняется 2 или 3 года. Это время, когда маленький человек начинает
понимать, что он является частью социума. Продолжается дошкольный
возраст до тех пор, пока малышу не исполнится 6-7 лет, то есть до того
периода, когда ребенок способен начать обучение в образовательном
учреждении. Дети до 5 лет считаются младшими дошкольниками, позже, в 5-
7 лет, – старшими [5, c. 139].
Как видно, четких возрастных границ этот период не имеет, поскольку
значение имеет не календарная дата. Основную роль играют социальные
факторы, а также индивидуальные особенности ребенка. Максимальная
продолжительность дошкольного возраста составляет от 2 до 7 лет. В это
время у ребенка начинают закладываться:
– основы его индивидуально-психологических особенностей;
– фундамент социально-нравственного становления его личности.
Дошкольный возраст характеризуется следующими особенностями:
– большое значение и роль семьи, от которой зависит материальное
благополучие малыша, а также его познавательные интересы и духовность;
4
– главенствующая роль взрослых при удовлетворении основных жизненных
нужд и потребностей детей;
– неспособность малыша самостоятельно защититься от неблагоприятного
воздействия внешних факторов.
Все особенности дошкольного возраста в психологическом и
физиологическом плане должны быть учтены родителями и педагогами при
работе с малышами. Это позволит сделать процесс воспитания и обучения
максимально эффективным. Задача взрослого человека состоит в том, чтобы
помочь ребенку без особого труда включиться в социальный процесс,
сформировав при этом самые хорошие общечеловеческие качества, с
которыми он бы стал достойным гражданином.
Дошкольный возраст можно считать тем периодом в жизни ребенка, когда он
практически ежедневно открывает для себя все новые горизонты и
возможности. В это время малыш особенно активно познает окружающий
мир с его многообразием человеческих отношений, явлений и деятельности
взрослых. В этот период перед ним открывают новые горизонты. Он
перестает рассматривать мир в рамках только своей семьи и постепенно
вливается в общество.
Конечно, в деятельности детей дошкольного возраста еще весьма мало
элементов, которые позволили бы им принимать активное участие во
взрослой жизни. Однако малышам этого уже очень хочется. Этим и
объясняется их стремление к самостоятельности, которое сопровождается
пресловутой фразой «Я сам!», а также то неуемное любопытство, которое
знакомо каждому родителю по вопросам «Почему?». Стремление детей к
самостоятельности выражается и в активных попытках проявить инициативу.
Примером тому может служить подражание взрослым в виде желания
натереть морковку, помыть посуду и т.д. [3, c. 166].
В период с 2 до 7 лет у детей наиболее активно происходит
совершенствование основ самосознания. Малыши начинают оценивать себя с
самых различных точек зрения. Им необходимо осознавать, насколько они
добрые и внимательные друзья, способные и старательные люди, послушные
дочки и сыновья и т.д. Вся информация перестает восприниматься детьми
только эмоционально, происходит более осознанное восприятие. Дети
дошкольного возраста начинают целенаправленно искать те или иные
сведения, которые в дальнейшем подвергают анализу.
На протяжении всего периода подготовки к школе у малышей происходит
становление наглядно-действенного мышления [15, c. 85]. При этом
происходит зарождение основ логического и наглядно-образного
5
направления. Наряду с этим у них зарождается воображение, первые
проявления которого можно наблюдать у детей младшего дошкольного
возраста. К 3 годам у ребенка уже накоплен определенный жизненный опыт,
благодаря которому малыш получает необходимый материал для своих
фантазий.
Развитие мышления и воображения оказывают непосредственное влияние на
формирование речи. И если к 3 годам малыш иногда только начинает
говорить, то к семилетнему возрасту он делает это уже достаточно хорошо.
Развитие речи непосредственно влияет на формирование произвольного
внимания. Дети младшего дошкольного возраста, с которыми проводятся
занятия по осознанному запоминанию слов, действий или предметов в форме
поручений, игры или заданий по выполнению посильного домашнего труда,
очень быстро обучаются этому [4, c. 51].
На становление психических качеств дошкольников оказывает влияние,
прежде всего, наследственность, а также те близкие люди, которые
составляют ближайшее окружение ребенка. В связи с этим в процессе
подобного развития детей дошкольного возраста для родителей является
весьма важным научиться умению понимать и принимать своего ребенка,
при этом максимально эффективно взаимодействуя с ним. Помочь в этом
вопросе могут специальные тренинги, организующиеся на базе различных
развивающих центров.
1.2 Этапы и двигательные навыки в обучении детей плаванию
Обучение плаванию детей дошкольного возраста является специфической
частью физического воспитания в учреждениях дошкольного образования,
имеющих плавательные бассейны.
Комплексное оздоровительное воздействие занятий в бассейне на организм
ослабленных детей подтверждается многочисленными научными
исследованиями и проявляется в следующих аспектах:
– закаливание организма. Пребывание в водной среде тренирует
терморегуляторные механизмы, благодаря которым сосудистая система
ребёнка приобретает свойство быстро приспосабливаться к температуре воды
(28-33°С) и к длительному нахождению в прохладных водных условиях (в
сравнении с температурой тела 36,6°С);
– совершенствование функциональных возможностей сердечно-сосудистой
системы. Прохладная вода усиливает кровообращение, а её давление и
сопротивление оказывают благотворное воздействие на работу сердца;
6
– активизация деятельности органов дыхания. Правильная техника дыхания
обеспечивает необходимое ритмичное поступление кислорода, в результате
чего укрепляются все мышцы органов дыхания, увеличивается жизненный
объём лёгких;
– профилактика и исправление нарушений опорно-двигательного аппарата.
Благодаря «полувесомому» нахождению в воде физические нагрузки на
кости, суставы, связки являются щадящими, что создаёт условия для
профилактики нарушений осанки и сутулости, а также способствует
выраженному тренирующему эффекту занятий в бассейне [6, c. 62].
Детский организм способен переносить довольно высокие физические
нагрузки, связанные с плаванием. В свою очередь, длительные физические
нагрузки на опорно-двигательный аппарат на суше ведут к перенапряжению
недостаточно окрепших костей, суставов и связок. Именно поэтому плавание
рекомендуется, как восстанавливающая терапия для ослабленных детей.
Вместе с тем, плавание полезно не только для оздоровления и гармоничного
физического развития детей дошкольного возраста.
Умение плавать является жизненно необходимым навыком, позволяющим
ребёнку применить его, в том числе и в экстремальных жизненных
ситуациях. Нельзя недооценивать и роль положительных эмоций в процессе
занятий плаванием, что очень важно для сохранения и укрепления здоровья
ослабленных, часто и длительно болеющих воспитанников.
Условия организации занятий в бассейне должны соответствовать
положениям Санитарных норм и правил.
Бассейны оборудуются приборами для контроля и поддержки санитарногигиенического состояния: термометры для измерения температуры воздуха
и воды, психрометр для определения влажности воздуха. Также в бассейне
необходимо иметь специальный инвентарь, игрушки для обучения плаванию
по количеству детей, одновременно занимающихся в бассейне, оборудование
для обеспечения безопасности и страховки детей в процессе занятий. Яркие,
красочные игрушки доставляют радость воспитанникам, привлекают их к
занятиям и играм в воде [13, c. 27].
К числу внешних факторов, оказывающих существенное влияние на
результативность образовательного процесса в целом и на
продолжительность занятий в бассейне в частности, относится температура
воды. В начале учебного года температура воды в бассейне может достигать
32-33°С, в течение учебного года, по мере совершенствования аппарата
терморегуляции воспитанников, температура понижается до 28-30°С.
7
Комфортная температура воздуха колеблется в пределах 29-33°С, т.е. на
один-два градуса выше температуры воды.
1.3 Методические приемы обучения плаванию
Одной из важнейших задач дошкольного образования, в соответствии с
ФГОС ДО, является создание максимально благоприятных условий для
охраны и укрепления здоровья и гармоничного физического развития
ребенка. Эти задачи успешно решаются на занятиях по плаванию в бассейне
детского сада. Цель занятий по плаванию – создание необходимых условий
для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей
посредством формирования и развития двигательных умений и навыков в
воде.
В нашем дошкольном учреждении дети начинают посещать бассейн с 3 лет,
ведь важно как можно раньше начинать процесс обучения плаванию.
Понимание этого есть как у специалистов, так и у родителей. С первого дня
посещения детского сада родителей интересует вопрос: когда же их малыш
будет плавать в бассейне. По их мнению, все дети очень любят воду, с
удовольствием плещутся в ванной. Подчас родители не понимают, для чего
нужно сначала на суше освоить дыхательную и двигательную технику, и
только с середины учебного года занятия проходить в воде. Поэтому для
родителей важна информация инструктора по плаванию, какие задачи
решаются на первом году обучения плаванию, какие методы и приёмы важно
использовать при этом, какие особенности маленьких детей нужно учитывать
[19, c. 85].
Первый год обучения плаванию, помимо общеукрепляющих и
оздоровительных целей, посвящен решению ряда конкретных задач, таких
как привыкание к воде, освоение воды, обучению дыхательным и
элементарным плавательным движениям.
На первом этапе дети осваивают дыхательные упражнения, которые
проходят «на суше». Дети учатся делать вдох через рот, а выдох через нос и
рот по счету: «Раз!» – вдох, «Два, три!» – выдох. Для этого можно
использовать различные игровые упражнения – например, сдувание
бумажных снежинок, пушинок с ладони. При каждом последующем
повторении упражнения на занятиях происходит усложнение задачи: сдуть
детям предлагаются большие предметы, которые необходимо с помощью
дыхания сдвинуть с места, например, воздушные шарики, теннисные шары и
другие.
8
Выбор конкретной методики и программы обучения индивидуален и зависит
от следующих факторов: условия, окружающие учащихся; цель получения
этого навыка (ознакомить ученика с процессом плавания, просто научить
плавать или профессионально заняться обучению плаванию для выступления
на различных соревнованиях и турнирах); индивидуальные особенности
каждого конкретного ребенка; возраст обучающихся.
Это не полный список моментов, которые должны учитываться при выборе
подхода и организационных моментов.
Начинать обучение можно практически в любом возрасте – как в самом
раннем, так и в зрелом. Однако необходимо учитывать, что возраст до 5 лет
является наиболее сложным для образовательно процесса, поскольку многие
из детей еще не готовы осознанно выполнять все задания тренера [9, c. 117].
Оптимальным периодом для процесса обучения плаванию принято считать
период с 6 до 10 лет, так как ребенок в данном возрасте максимально быстро
способен приобретать новые качества и умения. Кроме того, у детей еще не
успела сформироваться неправильная двигательная память, их нужно учить,
а не переучивать.
Глава 2. Организация и методы исследования
2.1 Методы исследования
В процессе работы использовались такие методы исследования, как: анализ
научной и научно-методической литературы по специальности, проведение
педагогического наблюдения, педагогического тестирования,
психологического тестирования (анкетирования), использовался
педагогический эксперимент, результаты обрабатывались с помощью
методов математической статистики.
Педагогическое наблюдение было проведено с детьми старшего
дошкольного возраста (5 – 7 лет) в период выполнения эксперимента, цель
педагогического наблюдения – выявление эффективности исследуемой
методики. В процессе педагогического тестирования отмечались сроки
освоения детьми упражнений, направленных на формирование умений:
‒ погружения лица и головы в воду;
‒ лежания на груди в воде;
‒ лежания на спине в воде;
‒ скольжения на груди;
‒ скольжения на спине;
9
‒ сделать выдох, опуская лицо в воду.
Совместно с этим фиксировалось эмоциональное состояние детей на каждом
занятии. Информация отмечалась в специально заведенной на каждого
дошкольника карточке. При подведении итогов исследования были получена
информация о действенности применения игр и игровых ситуаций на этапе
освоения с водой детей 5-7 лет.
Педагогическое тестирование проводили следующим образом. На первом
этапе определяли первоначальный плавательный уровень по специально
разработанной программе на первом занятии, на основании этого детей
делили на контрольную и экспериментальную группы.
На втором этапе процесс освоения с водой в контрольной группе
осуществлялся по общепринятым методикам обучения плаванию
дошкольников, в экспериментальной группе этот процесс осуществлялся с
применением игр и игровых ситуаций. На 12, 24 и 36 занятии в обеих
группах отмечался процент детей дошкольного возраста, освоивших
программу каждого периода.
2.2 Организация исследования
Исследование проходило в ГБДОУ №37 Пушкинского района г. СанктПетербурга (глубокая вода) и в ГБДОУ № 36 Московского района г. СанктПетербурга (мелкая вода). Всего в процессе исследования принимали
участие 44 ребенка в возрасте 5 – 7 лет. Группы формировались в
соответствии с общепринятым правилами, для удобства детей объединяли в
подгруппы. Занятия проводили два раза в неделю, продолжительность
одного занятия составляла 20-30 минут.
Каждое занятие с детьми экспериментальной группы начиналось с разминки,
которая включала в себя общеразвивающие, особенные и имитационные
упражнения, упражнения на дыхание и координацию.
Основную часть занятий проводили по определенной программе,
включающей в себя три периода.
В первом периоде (первые 12 занятий) детей обучали самостоятельному
передвижению по дну, погружению в воду, задерживанию дыхания в воде,
лежанию на воде на спине и на груди.
На 12 занятии оценивали степень освоенности данных упражнений. По
результатам тестов определяли готовность ребёнка к обучению плаванию
(передвижения по дну, погружение лица в воду, всплывание, лежание,
скольжение, дыхание). На первоначальном уровне подготовленность к
10
обучению плаванию определяли по следующим показателям: передвижение в
воде, опускание лица в воду, всплывание (поплавок), скольжение.
На базе данных показателей сформировали две группы:
‒ подготовленные к обучению плаванию – могли передвигаться в воде,
опускали лицо в воду, исполняли погружение и всплывание, скольжение на
груди;
‒ неподготовленные к обучению плаванию – с боязнью опускали лицо в
воду, передвигаться сами в воде, не могли либо выполняли малое время упор,
поплавок и скольжение на груди.
В группе подготовленных к плаванию обучение осуществлялось в
соответствии с общепринятой программой обучения детей плаванию.
Определяли уровень освоения учебного материалом в двух группах,
рассматривали динамику показателей данных двух групп: экспериментальная
(группа не подготовленных к обучению плаванию, в которой занятия
проводятся в игровой форме); контрольная группа (подготовленные к
обучению плаванию, занятия проводятся в соответствии с общепринятой
методикой обучения).
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
На этапе освоения с водой детей дошкольного возраста был осуществлен
педагогический эксперимент, на основании которого была выделены две
группы детей: контрольная (подготовленные дети, занятия с которыми
осуществлялись по общепринятой методике) и экспериментальная
(неподготовленные к обучению плаванию, занятия проводились по игровой
методике). В процессе освоения учебного материала осуществлялось
тестирование на четырнадцатом, двадцать четвёртом и тридцать шестом
занятиях.
На первоначальном этапе для знакомства с детьми и их родителями нами
была разработана специальная анкета (Приложение).
Заключение
Дошкольный возраст является периодом в жизни, когда ребенок открывает
для себя все новые горизонты и возможности практически ежедневно. Это
время характеризуется особенно активным познанием окружающего мира,
знакомством с многообразием отношений между людьми, особенностей
деятельности взрослых. Дошкольники перестают видеть и ощущать мир
11
только в рамках своей семьи, они постепенно включаются в общественные
отношения.
Дошкольный период характеризуется интенсивными процессами
формирования важнейших систем организма, окостенением скелета,
развитием систем кровообращения, дыхания, пищеварения и т.д.
В дошкольном периоде физическое развитие ребенка становится не менее
важным, чем развитие психоэмоциональное. Достаточная двигательная
активность дошкольников в сочетании с умеренными адекватными
спортивными нагрузками обладает эффективным стимулирующим
воздействием на эмоциональное и умственное развитие ребенка.
Одна из важнейших задач дошкольного образования соответственно ФГОС
дошкольного образования – это обеспечение максимально благоприятных
условий для гармоничного физического и умственного развития ребенка,
охраны и укрепления его здоровья. Успешно решать эти задачи позволяют
занятия плаванием в бассейне детского сада. Целью таких занятий является
обеспечение необходимых условий, позволяющих сохранять и укреплять
физическое и психическое здоровье детей за счет формирования и развития
двигательных умений и навыков в воде.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1. Абольянина, С.Г. Дифференцированная технология физического
воспитания детей с различным уровнем физической подготовленности
Текст.: автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.04: /Абольянина С. Г. Хабаровск,
2014.- 24с.
2. Актуальные проблемы развития ребенка в дошкольном и
дополнительном образовании : сб. материалов / ред. Л. И. Шварко. – СПб. :
Детство-Пресс, 2015. – 190 с.
3. Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. - Рн/Д:
Феникс, 2014. - 381 c.
4. Бим-Бад, Б.М. Психология и педагогика: Учебное пособие / Б.М. БимБад. - М.: Флинта, 2014. - 158 c.
5. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов.
Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская.- СПб.: Питер, 2016.- 400 c.
6. Булгакова, Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов / Н.Ж. Булгакова. -
М.: Физкультура и Спорт, 2012. - 191 с.
12
7. Булгакова, Н. Ж. Обучение плаванию в школе / Н.Ж. Булгакова.- М.:
«Просвещение»,2010.- 190 с.
8. Булгакова, Н.Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание:
учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н.Ж. Булгакова. М.:
Академия, 2017. – 432 с.
9. Вайцеховский, С. М. Физическая подготовка пловца / С. М.
Вайцеховский. - М.: « Физкультура и спорт», 2013.- 270 с.
10. Вайцеховский, СМ. Возраст и физическое развитие молодых пловцов /
С. М. Вайцеховский // Спорт за рубежом. -2014. - № 2. - С. 6-15.
11. Васильев, В. С. Обучение детей плаванию / В. С. Васильев. - М.:
Физкультура и спорт, 2012.- 200 с.
12. Викулов, А.Д. Плавание : учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений / А.Д. Викулов.- М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2014. -367 с.
13. Воронцов, А.Р. Методика многолетней подготовки юных пловцов /А.Р.
Воронцов. - М.: Изд-во Госкомспорта СССР, 2016. - 54 с.
14. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Краткий курс лекций / М.Е.
Вайндорф-Сысоева. - М.: Юрайт, 2017. - 197 c.
15. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по
подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: Учебное
пособие / Н.А. Виноградова. - М.: Форум, 2015. - 256 c.
16. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров /
Н.А. Виноградова. - М.: Юрайт, 2016. - 510 c.
17. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для
академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова. - Люберцы: Юрайт, 2016. -
284 c.
18. Герасимова, Ю.С. Построение занятий по обучению плаванию детей
дошкольного возраста на основе сказочных сюжетов / Ю.С. Герасимова //
Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции "Плавание.
Исследования, тренировка, гидрореабилитация". – СПб.: Плавин, 2013. – С.
193 – 196.
19. Голубева, Г.Н. Формирование активного двигательного режима
ребёнка до 6 лет Текст. / Г.Н. Голубева // Теория и практика физической
культуГры. 2015. – № 2. – С. 83-86.
20. Дукальский, В.В. Игры на воде при обучении детей плаванию: учебное
пособие / В.В. Дукальский. – Краснодар, 2014. – 112 с.
13
21. Жемчужников, А.А. Водный спорт: Плавание и гребля /
А.А.Жемчужников. - М.: Новая Москва, 2010. - 69 с.
22. Жуков, Р.С. Построение технической подготовки пловцов с учетом
возрастных особенностей формирования техники плавания/ Р. С. Жуков
//Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Плавание.
Исследования, тренировка, гидрореабилитация". – С-Пб.: издательство ООИ
"Плавин", 2016. – № 6.– С. 105-108.
23. Карпенко, E.H. Плавание: игровой метод обучения / E.H. Карпенко. М.:
Олимпия Пресс; Донецк: Пространство. 2016.-48 с.
24. Котляров, А.Д. Применение активно-пассивных и рефлекторных
упражнений на занятиях по плаванию с детьми первого года жизни /А.Д.
Котляров // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 8. – С. 49 –
50.
25. Котляров, А.Д. Формирование двигательных представлений у детей 5-7
лет на начальном этапе обучения плаванию / А.Д. Котляров // Материалы II
Всероссийской научно-практической конференции "Плавание. Исследования,
тренировка, гидрореабилитация". – СПб.: Плавин, 2013. – № 12– С. 268 – 271.
26. Кореневская, А.А. Физическое воспитание детей 5-7 лет с учетом
соматических особенностей организма / А.А. Кореневская. Чита: Заб ГТПУ,
2017. – 249 с.
27. Курысь, В. Н. Содержание и соотношение понятий «физическая
культура личности» и «телесно-двигательная культура» / В.Н. Курысь//
Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. –2013.– № 1 (95). –С. 84-
89.
28. Курысь, В. Н Образование детей дошкольного возраста в области
физической культуры — теорет. аспект / В. Н. Курысь – Стравополь; М-во
образования Ставропол. Края, 2016. – 200 с.
29. Набатникова, М.Я. Плавание: Учебник для тренеров /М.Я.Набатникова.
- М.: Физкультура и Спорт, 2010. - 193 с.
30. Новикова, Г.П. Проблемы модернизации и перспективы развития
дошкольного образования / Г.П. Новикова // Педагогическое образование и
наука. 2015. – № 1. – С. 8-10.
31. Мещерякова, Е. А. Проблемы физического воспитания дошкольников в
условиях современного дошкольного образования/ Е.А. Мещерякова //
Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 60-62.
14
32. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Учебник для академического
бакалавриата / Н.В. Микляева. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 411 c.
33. Назаренко, Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений /
Л.Д. Назаренко, изд-во «Владос-пресс», 2015. - 240 с.
34. Носов, И.А. Физкультурные занятия с детьми в детском саду и семье:
Учебно-методическое пособие / И.А. Носов. - Новосибирск: НГПУ, 2014. -
141 с.
35. Осокина, Т.И. Обучение плаванию в детском саду. – Москва,
Просвещение, 2013 – 158 с.
36. Осьмина, Е.В. Психологические критерии проявления дошкольником
субъектности на начальных этапах обучения плаванию / Е. В. Осьмина //
Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2015. – № 2. –
С. 12 – 16.
37. Плавание / под ред. Г.П. Алешина. - М.: ВФП, 2011.- 64 с.
38. Плавание / под ред. Л.П. Макаренко. - М.: «Физкультура и Спорт»,
2014. - 127 с.
39. Плавание. Учебник / под ред. В.Н. Платонова. – Киев: Олимпийская
литература, 2016.- 360 с.
40. Плавание: Учебник для вузов / Под ред. Н.Ж. Булгаковой. – М.:
Физкультура и спорт, 2015. – 400 с.
41. Протченко, Т.А. Обучение плаванию дошкольников и младших
школьников: практическое пособие/ Т. А. Протченко. – М.: Айрис-пресс,
2013. – 80 с.
42. Сиротюк, А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии / А. Л.
Сиротюк. - М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128 с.
43. Специальная физическая подготовка пловца на суше и в воде / под ред.
Зенов Б.В.- М.: «Физкультура и спорт» 1986.- 80 с.
44. Столяров, А.Е. Характеристика педагогической направленности игр и
развлечений в воде на этапе начальной подготовки в плавании / А. Е.
Столяров // Материалы XI Международного научного конгресса
"Современный олимпийский спорт и спорт для всех". – Минск, 2017. – С. 143
– 146.
45. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия,
упражнения, спортивно-досуговые мероприятия Текст. / авт. Сост. О.Ф.
Горбатенко, Т.А. Кардаильская– Волгоград: Учитель, 2017. – 159 с.
15
46. Фирсов, З.П. Плавание для всех /З.П.Фирсов.- М: Физкультура и спорт
2001.- 320 с.
47. Хухлаева, Г. В. Занятия по физической культуре с детьми 2 - 4 лет в
малокомплектном детском саду: Кн. для воспитателя дет. Сада / Г.В.
Хухлаева. - М.: Просвещение, 2012. - 192 с.
48. Шаповалова, В. Плавание: учебник для пед.фак. ин-тов физ.культ./ под
ред. Н.Ж.Булгаковой.-М.: Физкультура и спорт, 1984.-288с.
49. Шебеко, В.Н. Методика физического воспитания в дошкольных
учреждениях/ В.Н. Шебеко. – Минск; Амалфея, 2016.– 390 с.
50. Щербаков, Б.В. Особенности формирования плавательных навыков у
дошкольников 4-7 лет / Б.В. Щербаков // Физическая культура: воспитание,
образование, тренировка. – 2017. – № 3. – С. 32, 49 – 50.