Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диплома. Актуальность настоящей работы обуславливается темой исследования, в рамках которой был проведен анализ истории развития российского законодательства о пенсионном обеспечении, выделены перспективы его развития на современном этапе.
На сегодняшний день лица пожилого возраста (т.е. возраста старше трудоспособного) - это самая многочисленная категория получателей различных видов социального обеспечения, на которую приходится большая часть расходов государства в социальной сфере.
В России на 2018 г. при общей численности населения в 146 804 400 человек лица пенсионного возраста составляют 36 685 100 человек, т.е. 25% от всего населения страны . В Европе 20% жителей - это лица старше 60 лет. По всем прогнозам, эти показатели будут только увеличиваться.
Подавляющее большинство международных актов в сфере социального обеспечения указывает на необходимость материального обеспечения в связи с достижением пенсионного возраста.
Конституция Российской Федерации определяет нашу страну как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Кроме того, ст. 39 Конституции Российской Федерации предусматривает для граждан гарантии социального обеспечения по возрасту, а также закрепляет законодательное установление государственных пенсий.
На что же могут претендовать российские граждане пенсионного возраста? Одной из значительных финансовых гарантий социальной защиты лиц пожилого возраста является обязательное пенсионное обеспечение, которое и будет рассмотрено в настоящей работе.
Цель и задачи диплома. Основной целью настоящей работы является анализ истории развития российского законодательства о пенсионном обеспечении, выделены. перспективы его развития на современном этапе.
Достижением поставленной цели обуславливается постановка и разрешение следующих задач:
- характеристика истории становления и развития пенсионного законодательства в России,
- изучение понятия пенсии и её истории,
- рассмотрение развития пенсионного обеспечения в советский период,
- анализ проблем развития законодательства РФ о пенсионном обеспечение на современном этапе,
- рассмотрение проблемы реализации стратегии долгосрочно развития пенсионной системы РФ,
- рассмотрение проблемы формирования и поддержания единого правового режима пенсионного обеспечения физических лиц,
- проведение сравнительного анализа зарубежных стран и РФ по пенсионному обеспечению.
Методологическая основа диплома.
При написании настоящей работы использовались: диалектический способ научного познания, методы: логического анализа и синтеза, системный метод, нормативно-логический анализ, метод сравнительного правоведения, правового моделирования и прогнозирования.
Теоретическая база диплома включает в себя труды отечественных и зарубежных ученых, посвященных теоретическим и практическим проблемам развития пенсионного законодательства.
Нормативной основой диплома являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" , кодифицированные акты России федеральные законы, подзаконные нормативно-правовые акты.
Объектом диплома выступает комплекс правоотношений, складывающихся в области правового регулирования пенсионного обеспечения.
Предмет диплома составляет история развития российского законодательства о пенсионном обеспечении, а также перспективы его развития на современном этапе.
Структура диплома. Работа представлена введением, тремя главами, которые включают в себя шесть параграфов, заключением, списком нормативных актов и специальной юридической литературы.
1 История становления и развития пенсионного законодательства в России
1.1 Понятие пенсии и её история
. При этом существуют значительные противоречия в части предоставления такого рода денежного обеспечения в форме пенсии, а не пособия. Устоявшиеся в науке права социального обеспечения подходы правоведов к пониманию категории "пенсия" основываются на таких признаках, как алиментарность, регулярность, денежное выражение и финансирование за счет централизованных финансовых источников, основным признаком пенсии является прошлая трудовая и/или иная общественно полезная деятельность .
В.Ш. Шайхатдиновым предлагается следующая формулировка определения пенсии: "Пенсия - ежемесячная выплата, производимая государством из Пенсионного фонда при наступлении у гражданина пенсионного возраста, инвалидности, в случае потери кормильца, выслуги лет и при наличии других условий, установленных законодательством. Пенсия назначается с учетом трудового вклада гражданина и социального фактора, выплачивается вместо оплаты по труду, взамен ее или в дополнение к ней, исчисляется из заработка и является источником средств существования пенсионера" .
Принципиальным отличием той выплаты, которую современный законодатель называет "социальная пенсия", от классического понятия "пенсия" является формирование социальной пенсии без учета трудовой деятельности (стажа и величины заработка), выплата которой осуществляется исключительно из средств федерального бюджета.
В связи с этим я разделяю мнение М.Л. Захарова, Э.Г. Тучковой, В.Б. Савостьяновой в части необходимости замены понятия "социальная пенсия" на термин "государственное пенсионное пособие", который в большей степени отвечает его социально-правовой природе. По их мнению "все пенсии - результат трудовой деятельности - работы, службы. Сущность пособия - иная, иной и его размер. Подобную выплату надо называть не пенсией, а пособием. Так принято во многих странах, учитывая, что подобная выплата - это благотворительность государства (общества)" .
История введения и законодательного оформления данной выплаты также является доводом в поддержку этой идеи, ведь, например, перемещение норм о ежемесячных государственных пособиях детям-инвалидам (даже с изменением их названия) в пенсионное законодательство само по себе не означает изменения правовой природы выплаты. Кроме того, ребенок не имеет возможности трудиться и основным источником средств к его существованию выступают доходы родителей, которые в силу ч. 1 ст. 81 Семейного кодекса Российской Федерации обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.
2. Конвенция N 156 Международной организации труда "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями" (принята в г. Женеве 23.06.1981 на 67-й сессии Генеральной конференции МОТ) // СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3284.
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. N 12. 1994.
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 1. Ст. 16.
5. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2001. N 51. Ст. 4831.
6. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 06.03.2019) "О страховых пенсиях" // Собрание законодательства РФ. 2013. N 52 (часть I). Ст. 6965.
7. Федеральный закон от 28.12.2013 N 422-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" // Собрание законодательства РФ. 2013. N 52 (часть I). Ст. 6987.
8. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2001. N 51. Ст. 4831.
9. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 19.11.2015) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2001. N 52 (1 ч.). Ст. 4920.
10. Федеральный закон от 03.06.2006 N 77-ФЗ "О внесении изменений в статью 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2006. N 23. Ст. 2384.
11. Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 20.12.2017, с изм. от 11.12.2018) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 9. Ст. 328.
12. Постановление Правительства РФ от 28.01.2013 N 54 (ред. от 26.12.2018) "Об утверждении методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2013. N 5. Ст. 395.
13. Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 N 2524-р (ред. от 24.10.2018) «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. N 53 (ч. 2). Ст. 8029.
14. Закон Республики Узбекистан от 03.09.1993 N 938-XII "О государственном пенсионном обеспечении граждан" (в ред. от 25.04.2016) // Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан. 1993. N 9. Ст. 338.
15. Закон Республики Беларусь от 17.04.1992 N 1596-XII "О пенсионном обеспечении" (в ред. от 04.06.2015) // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1992. N 17. Ст. 275.
16. Указ Президиума ВС СССР от 02.09.1981 N 5572-X "О повышении минимальных размеров пенсий и других мерах по улучшению пенсионного обеспечения" // Документ утратил силу.
17. Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации"// Документ утратил силу.
Судебная практика
18. Определение Конституционного Суда РФ от 27.06.2005 N 231-О "По жалобе гражданина Галеева Конспая Амамбаевича на нарушение его конституционных прав положением подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2005. N 29. Ст. 3097.
Литература
19. Жаворонков Р.Н. Правовое регулирование труда и социального обеспечения инвалидов в Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.05 / Р.Н. Жаворонков. М., 2014. 238 с.
20. Захаров М.Л. Международные стандарты и российская пенсионная система // Журнал российского права. 2012. N 10. С. 15.
21. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. 2-е изд., испр. и перераб. М.: БЕК, 2002. 560 с.
22. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г., Савостьянова В.Б. Пенсионный кодекс Российской Федерации. Проект. М.: Р. Валент, 2008. 176 с.
23. Зязин В.Н. Социально-экономическая политика обеспечения занятости инвалидов: Дис. ... канд. экон. наук. М., 2011.
24. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. О Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы России // Трудовое право в России и за рубежом. 2012. N 4. С. 26 – 32.
25. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: Юристъ, 2002. С. 72 (комментарий к статье 7 - автор Н.В. Путило).
26. Миронова Т.К. Право социального обеспечения. М., 2015. 312 с.
27. Соловьев В.Н. Гражданско-правовое регулирование отношений собственности в социальной сфере: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011. 47 с.
28. Сапожникова Н.И. Правовое регулирование досрочного пенсионного обеспечения: Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005. С. 120.
29. Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации. Вып. 2. 1999. С. 71.
30. По данным Росстата. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/generation/# (Дата обращения: 13.03.2019 г.).