Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВАНИЯ АВТОГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 8
1.1 Роль, виды и формы страхования в экономике 8
1.2 Законодательство РФ о страховой деятельности и об ОСАГО 13
1.3 ОСАГО: объекты, виды, лимит ответственности, срок действия 16
1.4 Анализ страхового рынка и рынка ОСАГО в РФ и Санкт–Петербурге 19
1.5. Проблемы и перспективы развития ОСАГО в РФ 24
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АО «ЛИБЕРТИ СТРАХОВАНИЕ» 29
2.1. Характеристика АО «Либерти страхование» 29
2.2. Анализ финансово–экономических показателей АО «Либерти страхование» 34
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОДАЖ ПОЛИСОВ ОСАГО В АО «ЛИБЕРТИ СТРАХОВАНИЕ» 51
3.1. Анализ продаж страховых продуктов АО «Либерти страхование» 51
3.3. Меры по повышению эффективности продаж полисов ОСАГО в АО «Либерти страхование» 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 90
Лицензии АО «Либерти страхование» 91
Финансовая отчетность АО «Либерти страхование» 93
Фрагмент для ознакомления
2
РЕФЕРАТ
Выпускная квалификационная работа содержит 97 страниц, 24 таблицы, 7 рисунков, 2 приложения. Список использованных источников насчитывает 65 наименований.
СТРАХОВАНИЕ, ДОГОВОР СТРАХОВАНИЯ, СТРАХОВОЙ ПОЛИС, ОСАГО – ОБЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ АВТОГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, СТРАХОВОЙ РЫНОК.
Целью выпускной квалификационной работы является изучить особенности функционирования системы обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Объектом исследования является рынок ОСАГО.
Предметом исследования выступают проблемы и перспективы продаж полисов обязательного страхования автогражданской ответственности.
Выявление проблем страхования помогает оценивать существующий российский рынок страхования; ответить на важный вопрос, почему развитие российского страхования отстает от ведущих развитых стран, выявить основные тенденции развития страхового рынка России в будущем и определить перспективы его дальнейшего развития.
В первой главе изучены теоретические аспекты организации страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Во второй главе проведен анализ продаж полисов ОСАГО в АО «либерти страхование».
В третьей главе предложены рекомендации по повышению эффективности продаж полисов ОСАГО в АО «либерти страхование».
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. С 4 сентября 2018 года изменилась процедура заключения электронного договора ОСАГО. Уточнено, что страхователь может использовать номер телефона и (или) адрес электронной почты для создания только одного личного кабинета на сайте одного страховщика. Ключ простой электронной подписи, который страховая компания направляет страхователю через СМС, электронную почту, должен состоять из латинских букв и арабских цифр. Общее количество символов не более десяти. Страховая компания на своем сайте должна обеспечить страхователю возможность указать в электронном заявлении о заключении договора дату начала его действия. Для этого ввели правило: дата наступает не раньше, чем через три дня после даты направления заявления страховщику. Еще одна поправка касается случаев, когда: страховщик получил от АИС ОСАГО отказ в подтверждении сведений из заявления о заключении договора; страхователь не направил в электронном виде документы.
В этих ситуациях для страхователя установили срок, в течение которого нужно направить необходимые документы, три часа после того, как страховщик сообщил о том, что их нужно предоставить. Если в это время не уложиться, процедура заключения договора приостанавливается.
По итогам реформ сферы страхования ответственности водителей автотранспортные средств, будут отменены устаревшие или несправедливые коэффициенты. Вместо этого страховые компании смогут вводить собственные коэффициенты для оценки водителей. Например, учитывать семейное положение или использование телематических устройств, которые отслеживают частоту езды и стиль вождения.
Чтобы повысить ответственность страховщиков за продажу полисов ОСАГО, ЦБ РФ планирует вести государственный реестр надёжных страховых агентов. На сайте Центробанка водители смогут увидеть, каким агентам можно доверять. Узнать стоимость полиса у разных страховщиков можно будет через индивидуальные калькуляторы на сайтах компаний.
Каждому водителю будет предложена собственная базовая ставка. Страховые компании смогут учитывать реальную ситуацию в городе и особенности вождения каждого человека. При этом, если водитель будет не согласен с оценкой одной компании, он сможет обратиться в другую – такая конкуренция заставит страховых агентов предоставлять справедливые и выгодные условия. По новой тарификации страховые компаниям смогут понизить цену полиса для опытных и аккуратных водителей и поднять для аварийных.
Объектом исследования является рынок ОСАГО.
Предметом исследования выступают проблемы и перспективы продаж полисов обязательного страхования автогражданской ответственности.
Выявление проблем страхования помогает оценивать существующий российский рынок страхования; ответить на важный вопрос, почему развитие российского страхования отстает от ведущих развитых стран, выявить основные тенденции развития страхового рынка России в будущем и определить перспективы его дальнейшего развития.
Целью выпускной квалификационной работы является выявление особенностей функционирования системы обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
рассмотреть роль, виды и формы страхования в экономике;
проанализировать законодательство РФ о страховой деятельности и об ОСАГО;
рассмотреть объекты, виды, лимит ответственности, срок действия по договору ОСАГО;
провести анализ рынка ОСАГО в РФ и Санкт–Петербурге;
выявить проблемы и перспективы развития ОСАГО в РФ;
привести характеристику АО «Либерти страхование»;
провести анализ финансово–экономических показателей АО «Либерти страхование»;
провести анализ эффективности страховых операций АО «Либерти страхование»;
предложить меры по повышению эффективности продаж полисов ОСАГО в АО «Либерти страхование».
Методологической основой работы является метод научного познания. В исследования также методы: логический, историко–правовой, сравнительно–правовой, теоретико–прогностический, статистический, и др.
Информационной базой для данной работы выступили труды ведущих отечественных ученых сферы страхования, статьи и финансовые отчеты компаний, данные официальной статистики, аналитические обзоры независимых финансовых агентств, интернет–ресурсы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВАНИЯ АВТОГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
1.1 Роль, виды и формы страхования в экономике
Страхование в рыночной экономике России выделено как отдельная структура. На сегодняшний день страховая сфера становится более востребованной и становится значительным сегментов рыночных отношений в отличие от старта образования данного института страховой сферы [12, c. 87].
Страхование – это отношения по защите интересов юридических и физических лиц Российской Федерации, субъектов Российской Федерации при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, которые образовывают страховщики из оплаченных страховых премий.
Страхование как экономическая категория представляет собой систему экономических отношений по поводу образования централизованных и децентрализованных денежных и материальных фондов, необходимых для покрытия непредвиденных нужд общества и его членов.
Страховщик создает удобные условия для страхователя и предлагает ему разработанный план, и при согласии, они заключают договор, где при наступлении страхового случая, страхователь обязан выполнить условия, которые были разработаны в плане. При совершении сделки формируется документ, называемый страховым полисом. Полис будет служить документом, где оговариваются объект страхования, страховой случай, при котором будут производиться выплаты, а также сроки страхования [15, c. 50].
Характерными чертами страхования являются:
1) целевое назначение аккумулируемых средств (они расходуются только на покрытие убытков в предварительно согласованных случаях);
2) вероятностный характер отношений (заранее неизвестно, когда наступит событие, наступит ли оно вообще, каков будет размер причиненного ущерба);
3) возвратность средств (денежные фонды предназначены для покрытия ущерба всем страхователям).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно–правовые источники
1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51–ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // http://www.consultant.ru
2. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323–ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // http://www.consultant.ru
3. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300–1 (ред. от 29.07.2018) «О защите прав потребителей» // http://www.consultant.ru
4. Закон РФ от 27.11.1992 № 4015–1 (ред. от 23.04.2018) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // http://www.consultant.ru
5. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63–ФЗ (ред. от 23.06.2016) «Об электронной подписи» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.12.2017) // http://www.consultant.ru
6. Федеральный закон от 23.07.2013 № 234–ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // http://www.consultant.ru
7. Распоряжение Правительства РФ от 22.07.2013 № 1293–р «Об утверждении Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года». // http://www.consultant.ru
8. «Положение о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (утв. Банком России 19.09.2014 N 431–П) (ред. от 16.04.2018) (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2014 N 34204) // http://www.consultant.ru
9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // http://www.consultant.ru
10. Указание Банка России от 15.02.2018 N 4723–У «О внесении изменений в Указание Банка России от 14 ноября 2016 года N 4190–У «О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2018 N 51949). // http://www.consultant.ru
Учебники, монографии, брошюры
11. Страхование / Годин А.М., Фрумина С.В., 3–е изд. М.: Дашков и К, 2018. 256 с.
12. Бабурина, Н. А. Страхование. Страховой рынок России: учебное пособие для вузов / Н. А. Бабурина, М. В. Мазаева. М.: Издательство Юрайт, 2018. 127 с.
13. Страхование в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. В. Дик [и др.] ; под ред. Е. В. Дик., И. П. Хоминич. 2–е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018. 311 с.
Периодические издания
14. Аброськин Д.А., Орешко И.И., Волостных Е.В. Онлайн продажи продуктов страхования жизни. Какие перспективы? // В сборнике: Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. Сборник материалов ХVII Международной научно–практической конференции. Под общей редакцией С.С. Чернова. 2017. С. 145–155.
15. Арзамасцева В.А., Углицких О.Н. Основные тенденции интернет–страхования // Экономика и социум. 2016. № 3 (22). С. 49–52.
16. Барсукова О.В. Тенденции развития рынка директ–страхования в РФ // В сборнике: Страхование в системе финансовых услуг в России: место, проблемы, трансформация. Сборник трудов XVIII Международной научно–практической конференции: в 2 томах. 2017. С. 113–116.
17. Бартенева Я.В., Кононцова А.А., Обухова А.С. Применение электронных технологий в страховании // В сборнике: Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика. Сборник научных статей 7–й Международной научно–практической конференции. В 3–х томах. Ответственный редактор А.А. Горохов. 2017. С. 103–106.
18. Батюк Н.С. Особенности сайтов онлайн–страхования // В сборнике: European Scientific Conference сборник статей победителей IV Международной научно–практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 50–53.
19. Батюк Н.С. Особенности сайтов онлайн–страхования // В сборнике: European Scientific Conference. Сборник статей победителей IV Международной научно–практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 50–53.
20. Беззубова Д.С., Погорелая О.В. Состояние и перспективы интернет–страхования в России // В сборнике: Молодежная наука в XXI веке: традиции, инновации, векторы развития. Материалы Международной научно–исследовательской конференции молодых ученых, аспирантов, студентов и старшеклассников: в 3 частях. 2017. С. 13–15.
21. Боровикова А.Г., Савенко О.Л. Возможности и перспективы развития онлайн страхования в России // II Всероссийская научно–практическая конференция молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов: материалы ( Севастополь, 25–28 апреля 2016): тез. докл. Севастополь, 2016. С. 177–179.
22. Брызгалов Д.В. Страхование через интернет: собственные и партнерские продажи, показатели, перспективы развития // Корпоративная экономика. 2016. № 2 (6). С. 39–46.
23. Бурлакова Ю.В., Анисенко А.В. Online страхование // В сборнике: European Scientific Conference сборник статей Международной научно–практической конференции. Под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. 2017. С. 131–133.
24. Буслова Е.В., Дьячкова В.И. Проблемы онлайн–страхования в России // В книге: Конкурентоспособность территорий. Материалы XIX Всероссийского экономического форума молодых ученых и студентов: в 8 частях. 2016. С. 13–17.
25. Грибкова Ю.В. Новые ИТ–решения для удобства и увеличения продаж страховых продуктов // Достижения науки и образования. 2016. № 3 (4). С. 23–25.
26. Дедиков С. Электронное страхование: правовые аспекты // Хозяйство и право. 2017. № 11 (490). С. 75–82.
27. Деменев Д.А., Семенова Е.Д. Интернет–страхование: зарубежный опыт и российская практика // Молодежный научно–технический вестник. 2017. № 7. С. 77–85.
28. Козлова О.Н., Котова О.Н., Павловская Е.В. Использование новых каналов сбыта для повышения эффективности работы страховых компаний // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2017. Т. 19. № 2. С. 108–116.
29. Козлова О.Н., Котова О.Н., Павловская Е.В. Использование новых каналов сбыта для повышения эффективности работы страховых компаний // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2017. Т. 19. № 2. С. 108–116.
30. Козулина Т.И., Резник И.А. Страхование через интернет как способ продвижения страховых продуктов // В сборнике: Актуальные вопросы права, экономики и управления. Сборник статей V международной научно–практической конференции. 2016. С. 201–204.
31. Кокшеева Э.Р., Байрамкулова З.А. Перспективные направления в развитии страховых технологий // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. 2017. № 4. С. 34–37.
32. Костин М.Д., Можанова И.И., Удалов А.А. Электронные технологии в страховании и перспективы их развития // NovaInfo.Ru. 2017. Т. 2. № 63. С. 139–142.
33. Кузьмина Л.Е., Власова Л.А. Использование интернет технологий в страховом бизнесе // В сборнике: Современные тенденции и проекты развития информационных систем и технологий. Материалы Всероссийской научно–исследовательской конференции студентов и школьников. Хабаровский государственный университет экономики и права. 2016. С. 280–284.
34. Милинчук Е.С. Рынок онлайн страхования в России: тенденции развития // В сборнике: Современные вопросы финансовых и страховых отношений в мировом сообществе. Сборник статей по материалам III Международной научно–практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов. Мининский университет. 2017. С. 38–43.
35. Папонова А.И., Милованов Е.А. Онлайн–покупка страхового полиса: реальное преимущество или возникающие проблемы // В сборнике: Современные вопросы финансовых и страховых отношений в мировом сообществе сборник статей по материалам IV Международной научно–практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов. 2018. С. 50–54.
36. Пасько Е.А. Способы сохранения рентабельности страховых компаний // Вестник Северо–Кавказского федерального университета. 2018. № 1 (64). С. 117–123.
37. Пензева В.С., Землячева О.А. Директ–страхование в Российской Федерации // В сборнике: Финансы и страхование. Сборник статей научно–практического семинара. 2017. С. 176–179.
38. Петров С.В., Пантелеева А.П. Каналы продаж страховых продуктов, как связующее звено страхования и других экономических наук // В сборнике: Институциональные и финансовые механизмы развития различных экономических систем. Сборник статей по итогам Международной научно–практической конференции. 2018. С. 180–183.
39. Сайбель Н.Ю., Красюк Е.В. Интернет–страхование в России: современное состояние и перспективы // Молодой ученый. 2016. № 10 (114). С. 855–857.
40. Саюн М.С. Анализ российского рынка автоматизированных информационных систем в области страховой деятельности // Крымский Академический вестник. 2017. № 1. С. 137–140.
41. Смирнова Е.А., Киреенкова А.И. Оценка современного состояния интернет–страхования в Российской Федерации // В сборнике: Perspective directions of scientific researches. Collection of scientific articles. Science editor: Drobyazko S.I. 2016. С. 212–217.
42. Смоляницкий К.С., Асташкин С.С. Перспективы развития электронного страхования в РФ на 2017–2018 года // В сборнике: Международный молодежный симпозиум по управлению, экономике и финансам. Сборник научных статей. 2017. С. 146–149.
43. Сотникова О.Н. Онлайн–продажи продуктов страхования. Какие перспективы? // В сборнике: Банковский маркетинг: особенности конкуренции и продвижения банковских продуктов на рынке финансовых услуг. Материалы студенческого научно–практического круглого стола. 2016. С. 147–158.
44. Терехин Р.А. О проблематике правового регулирования сферы оказания услуг по автострахованию в сети «интернет» // В сборнике: Современные научные исследования: теория и практика. Материалы Международной (заочной) научно–практической конференции. под общей редакцией А.И. Вострецова. 2018. С. 287–291.
45. Тумасян А.К. Современные каналы продаж страховых услуг // В сборнике: Научные исследования: ключевые проблемы III тысячелетия. Сб. ст. по мат. XX Международной научно–практической конференции. 2017. С. 30–33.
46. Феоктистов А.В., Тюкаев Т.П. Понятие и сущность страхования в России // В сборнике: Собственность, государство, суд: вопросы истории, теории и практики. Сборник статей Международной научно–практической конференции. Под редакцией Б.Н. Алейникова. 2017. С. 128–134.
47. Харченко Ю.В. Интернет–страхование в России // В сборнике: Финансы хозяйствующих субъектов: современные проблемы и пути их решения. Сборник трудов преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов по материалам Межкафедрального научно–практического семинара. 2017. С. 260–262.
48. Чурикова Н.В. Развитие интернет страхования // В сборнике: Современные технологии в мировом научном пространстве. Сборник статей Международной научно–практической конференции: в 6 частях. 2017. С. 255–256.
49. Шкварский Е.В. Интернет–страхование // В сборнике: XIX Всероссийская студенческая научно–практическая конференция Нижневартовского государственного университета. Сборник статей. 2017. С. 696–698.
50. Шкуропатов Д.М., Гаврилов В.Н. Электронное автострахование. Страховщики и страхователи: кто кого? // Вопросы науки и образования. 2017. № 6 (7). С. 117–118.
51. Якушин А.Б. Развитие дистанционных каналов продаж страховых продуктов // Страховое дело. 2016. № 7 (280). С. 24–29.
52. Янюк Е.Н. Современное состояние рынка интернет–страхования в России // В сборнике: Научные достижения и открытия современной молодёжи: актуальные вопросы и инновации. Сборник статей победителей международной научно–практической конференции. 2017. С. 136–138.
53. Ярмамедова Д.Б. Юридико–технические механизмы интернет страхования // Студенческий. 2017. № 7–3 (7). С. 92–94.
Электронные ресурсы
54. Сайт ЦБ РФ. Нормативные акты и документы, регулирующие деятельность в сфере страхования: http://www.cbr.ru/finmarket/common_inf/legals_insurance/.
55. Директ–страхование: https://raexpert.ru/researches/insurance/ets_1h2017/part2.
56. Официальный сайт страхового агентства «ГЕЛАКСИ страхование»: www.galaxyinsurance.ru.
57. Официальный сайт Российского союза автостраховщиков https://www.autoins.ru/
58. Электронные технологии в страховании: https://raexpert.ru/researches/insurance/ets_1h2017/part1.
59. Информационный портал: https://raexpert.ru/releases/2018/Oct03
60. Юргенс B. Страховой рынок вырастет в 2017г на 15% // Агентство Страховых Новостей: http://www.asn–news.ru/press_release/25444.
61. Официальный сайт АО «Либерти страхование» https://www.liberty24.ru
62. Информационный портал: https://www.rgs.ru/
63. Информационный портал: https://www.vedomosti.ru/
64. Информационный портал: https://assets.kpmg.com/
65. Информационный портал: https://ivbg.ru/7935170–ekspert–lenoblast–silno–otstaet–ot–peterburge–na–rynke–straxovaniya.html