Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Воображение – это психологический процесс создания нового в форме образа идеи или представления. Оно всегда направлено на практическую деятельность. Человек, начиная какое-то дело, прежде всего, представляет, что надо делать и как. Воображение бывает непроизвольным и произвольным. При непроизвольном воображении образы возникают вдруг (гипнотическое состояние, фантазии во сне), при произвольном они появляются в результате определенных знаний (мечтательность, грезы). Различают воспроизводящее воображение и творческое. Воспроизводящее воображение создает образ на основе словесного описания. Творческое воображение – тип воображения, который отвечает за создание новых мыслей, идей, сюжетов, предметов, которые будут иметь ценность. Творческое воображение – это основа профессий, связанных с искусством: писатели, художники, музыканты. Проблема развития творческого воображения является актуальной в современном мире. Перед современной школой стоит важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.
В соответствии с ФГОС успешность выпускника школы определяется компетентностью в использовании новых технологий, активной жизненной позицией, ориентированностью на рациональное использование времени и проектирование своего будущего. Такие установки присущи творческой личности, способной эффективно и нестандартно решать разнообразные задачи в процессе жизнедеятельности. В основе всего этого лежит умение нестереотипно мыслить, что напрямую связано с развитием у ребенка творческого воображения. Творческое воображение играет важную роль в развитии школьников, ведь с помощью воображения человек способен преобразовывать действительность, создавать естественно-общественные условия жизни, оживлять абстрактные образы, с помощью воображения углубляется и распространяется процесс познания. Некоторые специалисты отмечают, что воображение стимулирует деятельность человека, создавая образы мечты.
Если хочется, чтобы ребёнок вырос творческой личностью, большое внимание необходимо уделять развитию воображения. Большие возможности для этого имеет изобразительное искусство.
Степень изученности проблемы исследования. Вопросом развития творческого воображения занимались Я.Л. Коломенский, Л.С. Выготский, Л.С. Рубинштейн, Е.И. Игнатьев, Н.А. Шинкарева, А.А. Иванова, Л.С. Коршунова и другие. Н.А. Шинкарева, А.А. Иванова, творческое воображение необходимо развивать с самого раннего возраста создавая благоприятные условия в контексте разных видов деятельности и в первую очередь в тех, которые по сути своей основаны на этом психическом процессе, не могут без нее существовать.
На сегодняшний день в педагогической практике существует противоречие: между социальной потребностью в развитии творческого воображения у детей школьного возраста, как компонента творчески развитой личности и недостаточной разработанностью содержания изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей школьного возраста.
Цель исследования – создание проекта развития творческого воображения учащихся при обучении различным живописным техникам на уроках изобразительного искусства в 6 классе.
Объект исследования – процесс развития творческого воображения учащихся.
Предмет исследования – комплекс занятий по развитию творческого воображения у учащихся на уроках ИЗО.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Провести анализ современного состояния проблемы в теории и практике;
Разработать проект развития творческого воображения учащихся при обучении различным живописным техникам на уроках изобразительного искусства;
Определить этапы реализации проекта.
Практическая значимость – результаты работы могут быть использованы в практической деятельности педагогов по развитию у школьников творческого воображения.
Методы научного исследования:
изучение и анализ научно-методической, педагогической, психологической литературы;
беседа, наблюдение, изучение продуктов творчества детей.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Пояснительная записка
1.1. Теоретическое обоснование проблемы
Рассмотрим понятие «творческое воображение». Проблема воображения привлекала и привлекает внимание многих отечественных и зарубежных исследователей (Р. Арнхейм, Р. Ассаджоли, А. Бергсон, А.В.Брушлинский, Л.С. Выготский, Дж. Гилфорд, Я. Голосовкер, Р. Декарт, Г. Джонсон, А. Эйнштейн, Л.Б. Ермолаева-Томина, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Е. Игнатьев, А.Ю.Левицкий, А.Р.Лурия, В. Нойман, Б. Паскаль, А.В. Петровский, Т. Рибо, И. Розет, В. Роменец, С.Л. Рубинштейн, Б. Спиноза, З. Фрейд, Г.В. Фролова, К. Юнг, Б.П. Юсов и другие), которое рассматривается ими и как исходная творческая суть и как ведущая человеческая способность, и как важный фактор творческого развития личности.
Кроме того, некоторые из исследователей еще трактуют воображение и как способность сознания создавать образы, представления, идеи в процессе планирования, моделирования, ассоциирование, творчества и игры.
Определением содержания понятия «воображение» широкий круг ученых интересуется уже более две тысячи лет. Нередко относительно творческого воображения ими используется другое название данного понятия - «фантазия».
При этом, как правило, под воображением понимается умение на базе своих знаний и опыта создавать новые объекты, идеи, произведения, а под фантазией - умение, используя интеллектуальный и творческий потенциал, придумывать новые, но не всегда реальные, сказочные, невероятные идеи, объекты, ситуации.
Вместе с этим, на наш взгляд, стоит внимания тот факт, что слова «воображение» и «фантазия» в научно-понятийном аппарате использовались ранее и используются до сих пор как почти идентичные. Хотя в то же время в некоторых случаях, в соответствии с контекстами, в разных языках они в определенной степени несколько отличные по некоторым нюансам, например: а) «phantasia» (греч.) - воображение, творческое воображение, создание новых образов на основе бывших восприятий, продукт воображения, мечта, вымысел, что маловероятно; б) «воображение», «представление», «фантазия» (рус.) - воображение, представление, представление (процесс), фантазия; в) «fancy», «fantasy», «Imagination» (англ.) - воображение, фантазия, игра воображения, вымысел, притворство; г) «immaginazione», «fantasia», «fantasticheria» (итал.) - воображение, фантазия, выдумка, что делает видимым вымысел,; д) «wyobraznia», «fantazja» (польск.) - воображение, фантазия, то нереальное и непонятное.
Одними из древнейших исследовательских подходов к пониманию феномена «воображения» считаются взгляды Лукреция Кара, который трактовал его как результат случайного стечения каких-то образов и их составляющих во времени и пространстве. Но вместе с тем этот философ-материалист подчеркивал, что на самом деле воображение ничего принципиально нового не создает, а только сочетает необычным способом обычные представления. И потому, изучая особенности воображения, уже тогда, хотя и косвенно, он начал разрабатывать идеи анализа, синтеза и рекомбинации (перестановки).
Впоследствии некоторые из последователей таких рационалистически-илософских взглядов (Р. Декарт, Б. Паскаль, Б. Спиноза) называли воображение или фантазию источником ложных соображений, уверенно противопоставляя ее рациональному мышлению и настаивая на том, что между воображением и умом, безусловно, существует антагонизм, но благодаря рекомбинации становится возможным перенос акцентов с внешних стимулов на явления, которые возникают в психике человека.
Очень важным представляется то, что постепенно у большого количества различных концептуальных подходов к очерченного феномена сформировалось два основных направления, когда, с одной стороны, воображение понималось как исходная творческая сущность, а с другой - наблюдалось полное его возражение и отнесение к редукционным (упрощенным) процессам.
Среди примеров такого упрощенного восприятия творческого воображения целесообразно выделить выводы исследователя проблем художественной фантазии, психолога, физиолога и философа - В. Вунда, который в начале ХХ века, соглашаясь с тем, что фантазия может содержать в себе предсказания, гипотезы, изобретения, все же подчеркивал, что никакая фантазия не может осуществить нечто совершенно новое и качество производительности находится в способности повторять что-нибудь пережитое в другой последовательности. То есть, отрицая абсолютность фантазии, ученый подошел к трактовке понятия фантазии как к «качеству комбинированного пережитого» [5].
Однако такой подход продемонстрировал определенную недооценку производительных возможностей фантазии, которая на самом деле является, прежде всего, результатом творческого процесса. Зато несколько раньше В. Вунда, известный психолог-исследователь Т. Рибо, основательно изучая сущность воображения, в своей работе «Творческое воображение» утверждал именно творческую природу данного явления, призванную, прежде всего создавать новое, и отмечал способности творческого воображения представлять образы вероятного, будущего, желаемого, возможного - нередко даже в заостренных, гиперболизированных, идеалистических формах.
В частности, Т. Рибо предпочитал называть творческое воображение основной и специфической продуктивно-творческой силой искусства. Так, он в определенной степени абсолютизировал продуктивную функцию воображения, отмечая, что она развивает мышления и сочетает в творческом процессе объективные и субъективные начала в единый образ. Вместе с тем, известно, что Т. Рибо был сторонником идеи рекомбинации, согласно которой в процессе воображения осуществляется перенос акцента с внешних стимулов на явления, которые сосредоточены внутри человеческой психики [10, с. 42].
Для более полного понимания определенных проблем видится необходимым вспомнить, что одно из ведущих мест в изучении творческого воображения принадлежит представителю направления интуитивизма в философии - А. Бергсона, который в работе «Творческая эволюция» [4] уделил много внимания не только интуиции и интеллекту, но и творческой сущности фантазии, считая, что одной из основных потребностей человека является творчество, а потому фантазия вместе с творческим мышлением, интеллектом, творческими способностями и активностью может быть той универсальной, всеобъемлющей силой, которая в полной мере, наилучшим образом влиять на творческое развитие каждой личности.
Огромный вклад в теоретико-экспериментальных исследования по проблемам, связанным с творческим воображением, было сделано общественностью отечественных ученых, среди которых выдающееся место принадлежит настоящим классикам психологической наук - Л.С. Выготскому и С.Л. Рубинштейну.
Л.С. Выготский говорил: «творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение». Как отмечает А.В. Запорожец, одним из важнейших компонентов творчества, без которого немыслимо создание нового является воображение. А.В. Петровский считает, что «Творческое воображение, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности».
По убеждениям С.Л. Рубинштейна, специфическая роль творческого воображения заключается в том, что оно преображает образное, предметное содержание любой проблемы и тем самым способствует ее успешному решению. Поэтому, опираясь на научный потенциал С.Л. Рубинштейна, становится очевидным и полностью восприимчивым выражение А. Эйнштейна о том, что умение представлять является выше эрудиции, потому что именно благодаря воображению создается не только огромное количество художественных произведений, но и генерируется множество различных оригинальных идей и осуществляется немало научных открытий.
Можно сделать вывод, что творческое воображение представляет собой процесс создания совершенно нового, оригинального образа (произведения) не существующего до сих пор в действительности. Оно выражается в создании образов таких объектов, которых не было в нашем опыте.
Воображение, как один из важных познавательных процессов, формируется и развивается в процессе учебной деятельности под влиянием ее требований. На развитие воображения также влияют непосредственные впечатления. Представления школьников постепенно становятся более реалистичными, перестают быть фрагментарными и разорванными, объединяются в системы. Также получает дальнейшее развитие творческое воображение.
Таким образом, воображение школьников, с одной стороны, постепенно освобождается от влияний непосредственных впечатлений, с другой стороны, усиливается реализм их воображения, связанных с развитием способности контролировать и оценивать образы воображения с позиции логики, законов объективного мира.
Воображение тесно связано с развитием высших психических функций (памятью, мышлением, вниманием, восприятием), необходимыми для развития учебной деятельности. Поэтому развитие творческого воображения способствует лучшему усвоению знаний.
Творческое воображение выступает психологической основой любой творческой деятельности школьника. Их игровая деятельность, так же, как и учебная, осуществляется благодаря воображению. Чтобы фантазии и грезы не были пустыми, необходимо помочь ребенку правильно использовать свои возможности воображения, научить применять в учебной деятельности, способствовать развитию абстрактного мышления, внимания, речи, творческой деятельности.
У учащихся младшего подросткового возраста процесс развития творческого воображения определяется многими факторами. К этим факторам относится общий уровень интеллектуального развития, высокий уровень мышления познавательной активности, а также специфика предметной среды. Также не следует забывать, о том, что важную роль в этом процессе играет личность педагога, его творческий потенциал, а также уровень профессионализма.
Развитию творческих способностей младших школьников средствами изобразительного искусства содействуют различные формы внеклассной и внешкольной, в частности кружковой работы, это могут быть художественные кружки [7].
Анализ педагогического опыта обучения изобразительному искусству показал, что для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся необходимо предлагать следующие задания [8]:
классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;
устанавливать причинно-следственные связи;
видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
делать предположения прогнозного характера;
выделять противоположные признаки объекта;
выявлять и формировать противоречия;
разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;
представлять пространственные объекты.
Для развития творческих способностей школьников в структуру занятий как урочной, так и внеурочной деятельности необходимо включать художественно-дидактические игры и игровые упражнения. Задачи игровой деятельности, включаемой педагогом:
развитие воображения как основы творческой деятельности; развитие образной памяти, внимания, речи;
формирование в процессе игр нестандартного мышления; развитие координации и мелкой моторики рук;
развитие коммуникативных качеств детей.
Игры, развивающие интеллект, творческую активность и воображение:
Художественно-дидактические игры – игры с готовыми правилами, направленные на получение новых знаний о средствах художественной выразительности и способах применения их в произведениях изобразительного искусства. Форма игры: упражнение, лото, викторина.
Творческие игры — сюжетно-ролевые игры, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности, как перформансы и иные игры без четкого сценария, допускающие импровизацию.
Предметные игры – манипуляции с глиняными и деревянными игрушками, произведениями декоративного искусства. Дети познают форму, цвет и т. д.
Конструктивные игры – осваивание процесса проектирования. Как результат — развитие познавательной активности.
Игры-путешествия – «экспедиции» по книгам, репродукциям, различным документам. Форма – виртуальная, все действия определяются игровыми ролями: художник, мастер, продавец. Результат деятельности ученика – наброски, зарисовки, изготовление изделий народных промыслов.
Таким образом, урок изобразительного искусства имеет большой спектр возможностей для развития творческих способностей учащихся. Для того, чтобы ребенок научился создавать интересные, творческие работы, важно и задания предлагать творческие: выбор вариантов, анализ, подбор аналогий, моделирование, приемы фантазирования. Особое внимание необходимо педагогу уделить не только выбору методов и приемов, но, в первую очередь, создание условий для реализации именно учебной деятельности на уроке изобразительного искусства.
1.2. Описание проектируемого продукта
Проект дополнительной программы предназначен для учащихся 6-х классов
Актуальность программы в том, что она востребована родителями и детьми. Знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях, окажут им неоценимую поддержку в дальнейшем образовательном процессе. В школе, знания по истории искусства, по культуре нашей Родины помогут быстрее усваивать гуманитарные предметы. Умение общаться со взрослыми — педагогами и детьми — сверстниками, облегчат вхождение ребенка в новые коллективы, содействует его социализации.
Особенность программы в том, что на занятиях ребенок не просто знакомится с теми или иными видами искусств, но имеет возможность реализовать себя в подготовке и участии в праздниках, выставках. Сочетание различных видов деятельности, как интеллектуальной, так и эмоционально-коммуникативной, способствует гармоничному развитию творческих способностей ребенка. Каждое занятие построено на взаимодействии окружающего мира (природы, игры, сказки, стихотворения, музыки, песни) и темы творческой работы. Такой педагогический прием позволяет создавать положительный эмоциональный настрой. Дает возможность проявить ребенку свои мысли и чувства, особое отношение к происходящему. Пройдя путь эстетического восприятия формы, цвета, настроения в поэзии, музыке, произведениях художников, воспитанник сможет соединить это единой цепочкой и выразить в своем творчестве. Мир природы выступает как предмет пристального изучения, а также как средство эмоционального воздействия на творческую деятельность воспитанников. Постепенно осваивая виды деятельности (игровую, учебную, художественную, познавательную) ребенок острее проявляет наблюдательность.
Формируются сенсорные способности (глазомер, зрительная оценка пропорций, чувство цвета, ритма), необходимые для творческого, выразительного решения изобразительных задач.
Теоретический и практический материал программы дается по принципу опережающего развития. Это дает возможность ребенку быть успешным в школе, ярче проявлять свою индивидуальность и творческие способности.
Новизна программы в активном использовании электронных образовательных ресурсов как на регулярных занятиях, так и на студийных праздниках, воспитательных мероприятиях.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абульханова-Славская, К. А. Диалектика человеческой жизни [Текст] / К. А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 2011. - 224 с.
2. Адлер, Г. Лекции по аналитической психологии [Текст] / Пер с англ. - М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2010. – 130 с.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник [для факультетов психологии университетов] [Текст] / Г. М. Андреева. - М.: Издво МГУ, 2014. - 415 с.
4. Бергсон, А. Творческая эволюция [Текст] / Пер. с фр. В.А. Флеровой. - М.: КАНОН-пресс, Кучково поле, 2014.
5. Богоявленская, Д. Б. О предмете исследования творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская // Психол. журнал. 1995. т. 16. - № 5. - С. 49-58.
6. Введение в психологию [Текст] / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 230 с.
7. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников [Текст] / Под ред. проф. Г.П. Шевченко и проф. Б.П. Юсова. - Луганск, 2011. – 430 с.
8. Вундт, В. Фантазия как основа искусства [Текст] / В. Вундт. - СПб. - М., 2003. – 111 с.
9. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. психологический очерк [Текст] / Л. С. Выготский. - 3-е изд. - М.: Просвещение.2014. – 690 с.
10. Гердт, Н. Интеграция искусства [Текст] / Н. Гердт // Дошкольное воспитание. 2009. № 7 С.42-46
11. Гирнинов, Г. Наука и творчество [Текст] / Г. Гиринов. - М., 2009. – 217 с.
12. Грановская, Р. М. Крижанская, Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов [Текст] / Р. М. Грановская. – СПб, 2010. – 540 с.
13. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] / Г. Г. Григорьева. – М., 1999. – 344с.
14. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования [Текст] / В. В. Давыдов. - М.: Педагогика, 2014. - 240 с.
15. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения [Текст] / В. В. Давыдов. - М.: ИНТОР, 2013. - 544 с.
16. Джонсон Р. Сновидения и фантазии: анализ и использование [Текст] / Пер. с англ. - М.: REFL-book, - М.: Ваклер, 2015. 340 с.
17. Доронова, Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников [Текст] / Т. Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2006. – 186с.
18. Ермолаева-Томина, Л. Б. Психология художественного творчества [Текст] / Л. Б. Ермолаева-Томина: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект: Культура, 2015. 450 с.
19. Ильенков, Э. В. В воображении // Народное образование [Текст] / Э.В. Ильенков. - 2010. - №3. - С. 37-42.
20. Ильенков, Э. В. Философия и культура [Текст] / Э. В. Ильенков. - М.: Политиздат, 2010. - 464 с.
21. Казакова, Т. Г. Детское изобразительное творчество [Текст] / Т. Г. Казакова. – М., 2006. – 255с.
22. Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст] / Т. Г. Казакова: учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Гуманитар. ид. центр ВЛАДОС. 2006. — 255с.
23. Карпова, И. А. Интеграция видов детского художественного творчества через синтез искусств — новый путь художественного освоения действительности в дошкольном детстве [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 54-56.
24. Кириллова, Г. Д. Начальные формы творческого воображения у детей [Текст] / Г. Д. Кириллова // Дошкольное воспитание. 2006. 15 с.
25. Комарова, Т. С, Зацепина, М. Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада [Текст] / Т. С. Комарова. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2010. — 144с
26. Комарова, Т. С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? [Текст] / Т. С. Комарова // Дошкольное воспитание. 2005. №2. 14 с.
27. Комарова, Т. С. Изобразительное творчество в детском саду [Текст] / Т. С. Комарова. – М., 1984. – 218с.
28. Коменской, Я. А. Материнская школа. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 2 [Текст] / под ред. А.И. Пискунов. М., 2006. 49 с.
29. Короленко, Ц. П., Фролова, Г. В. Спасительная способность - вообразить / Психология художественного творчества: Хрестоматия [Текст] / Сост. К.В. Сельченок. - Минск.: Харвест, 2013. – 240 с.
30. Коршунова Л.С. Воображение и рациональность / Л.С. Коршунова, Б.И. Пружинин. - М.: Изд-во МГУ, 2011. - 182 с.
31. Котова, Т. Н. Творческие задания как средство развития креативного воображения школьников в учебном процессе. Новотроицк, 2007. 24 с.
32. Кудрявцев В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие (статья первая) // Психологический журнал [Текст] / В.Т. Кудрявцев. 2011. Т.22. №6. - С. 64-76.
33. Кудрявцев, В. Т. Преемственность ступеней развивающего образования: замысел В. В. Давыдова // Вопросы психологии [Текст] / В.Т. Кудрявцев. - 2009. - №5. - С. 59-68.
34. Кудрявцев, В. Т., Уразалиева, Г. К., Кириллов, И. Л. Личностный рост ребенка в дошкольном образовании [Текст] / В. Т. Кудрявцев, Г. К. Уразалиева, И. Л. Кириллов. – М., 2005. – 169с.
35. Куцакова, Л. В., Мерзлякова, С. И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого [Текст] / Л. В. Куцакова: В мире прекрасного: Программно-методическое пособие. – М., 2003. – 368с.
36. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. личность // Избранные психологические произведения: В 2-х томах [Текст] / А. Н. Леонтьев; [Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, А. А. Леонтьева, А. В. Петровского]. - М.: Педагогика, 2011. Т.2. С. 94-231.
37. Лернер, Н. Я. Проблемы обучения [Текст] / Н. Я. Лернер. М. : Знание, 2003 49 с.
38. Лыкова, И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей «Цветные ладошки» [Текст] / И. А. Лыкова. – М., 2007. – 242с.
39. Немов, Р. С. Психология [Текст] / Р. С. Немов: Учебник. В 3-х т. Кн. 1: Общие основы психологии. Воображение. М. : Владос, 2001. С. 260-271.
40. Никифорова, О. Н. Познавательные процессы и способности в обучении. Представление и воображение [Текст] / О. Н. Никифорова. М. : Наука, 2007. 100 с.
41. Николаенко, Н. Н. Психология творчества [Текст] / Н. Н. Николаенко. СПб.: Речь, 2007. 288 с.
42. Никольская, И. М., Грановская, Р. М. Психологическая защита у детей [Текст] / И. М. Никольская. СПб.: Речь, 2001. 517 с.
43. Психология. Словарь [Текст] / под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. - М.: Просвещение, 2017. - 536 с.
44. Роменец, В. А. Психология творчества [Текст] / В. А. Роменец: Учебное пособие. - М.: Просвещение, 2014. – 458 с.
45. Рубинштейн, С. А. Основы общей психологии [Текст] / С. А. Рубинштейн. СПб: Издательство «Питер», 2000. 712 с.
46. Рубинштейн, С. Л. Воображение и творчество [Текст] / С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. - Т. 1. - М.: Педагогика, 2014. – 150 с.
47. Рубинштейн, С. Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы философии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - 2012. - №4. - С. 89-95.
48. Савенкова, Л. Интеграция в художественной педагогике изо. [Текст] / Л. Савенкова // Искусство в школе. 2001. № 4 - С.4–7.