Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Каждый классный руководитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Без выявления причин этих трудностей, носящих в значительном числе случаев психологический характер, невозможна эффективная работа по их преодолению и, в конечном итоге, повышение школьной успеваемости.
Поступление и обучение ребенка в школу является для него совершенно новым видом деятельности и потому неизбежно вызывает стресс и может крайне негативно отразиться на его эмоциональном состоянии.
За последнее время возросло количество нарушений общественных норм. На сегодняшний день внимание психологов, социологов, медиков, работников правоохранительных органов и педагогических работников в большей степени сконцентрировалось на проблеме отклоняющегося поведения, понимаемое как нарушение социальных норм, особенно в несовершеннолетнем возрасте.
Кроме того, всю большую актуальность в XXI в. приобретает проблема девиантного поведения несовершеннолетних. Широкое распространение приобретает суицидальное поведение, алкоголизация, наркомания в среде молодежи. Как никогда наша страна заинтересована в профилактике девиантного поведения детей во благо не только общества, но и самого молодого человека. К сожалению, без посторонней помощи со стороны взрослых ребенок сам не может в полной мере осознать насколько разрушительными могут быть последствия девиантного поведения. Дети склонные к девиантному поведению не способны адекватно контролировать свое поведение.
Изменения, которые происходили в нашей стране, также изменили человеческие представления о поведенческой норме. Отклоняющееся поведение большого количества несовершеннолетних, на сегодняшний день, воплощает самые опасные разрушительные тенденции для нашего общества. К сожалению, имеющаяся на сегодня практика профилактики не в состоянии решить в полной мере всех задач по предупреждению отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
Одной из причин отклоняющегося поведения несовершеннолетних связано с переходом младших школьников в подростковый возраст. В данном возрасте дети оказываются как бы заложниками двух кризисов.
Первый кризис связан с возрастными особенностями детей. Второй кризис связан со сложностями организации обучения. В первом случае противоречия данного периода провоцируются изнутри, а во втором – поведение в связи, с чем у них наблюдается рассеянность, неадекватные реакции на замечания, вызывающее поведение, раздражительность, капризность и частая смена настроения. В том случае, если детям не будет оказана адекватная психологическая и педагогическая помощь, то эти изменения могут крайне отрицательно повлиять на их личностное развитие.
Объект - девиантное поведение младших школьников.
Предмет – работа классного руководителя с детьми с отклоняющимися формами поведения.
Цель: проанализировать работу классного руководителя с детьми с отклоняющимися формами поведения.
Гипотеза исследования: арт-терапия является эффективным средством работы классного руководителя с детьми с отклоняющимися формами поведения.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические представления зарубежных и отечественных ученых о девиантном поведении.
2. Изучить формы и причины девиантного поведения у младших школьников.
4. Провести эмпирическое исследование девиантного поведения у младших школьников.
Методологическая основа: Среди отечественных исследователей наибольшее внимание проблеме девиантного поведения уделяли такие ученые как Г.О. Галич, Е.А. Карпушкина, Л.Н. Корчагина, З.К. Давлетбаева, Н.В. Дмитриева, Ц.П. Короленко, Л.В. Левина, Е.В. Змановская¸ Ю.А. Клейберг, О.Ю. Краев, О.А. Манохина, В.Д. Менделевич, Д.Ф. Петрусевич, Н.А. Польская, Е.Б. Усова и др.
Методы исследования: теоретический анализ и синтез, сравнение, обобщение, методы эмпирического исследования.
Практическая значимость: состоит в том, что материалы данного исследования можно использовать в лекциях и семинарах по психологии, а также для составления развивающих программ, направленных на коррекцию девиантного поведения младших школьников.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы работы классного руководителя с детьми с отклоняющимися формами поведения
1.1.Отклоняющееся и девиантное поведение в исследованиях зарубежных и отечественных ученых
Девиантное, отклоняющееся от социальных норм, поведение приобрело массовый характер и быстро привлекло внимание различных специалистов, в том числе и социологов. Сегодня, учитывая актуальность проблемы аномального поведения, специалистами самых разных стран ведутся исследования относительно этого вопроса. Традиционно основоположником большинства концепций, которые связанны с аномалиями в поведении, называют итальянского врача-психиатра Ч. Ломброзо, родоначальника антропологического направления в криминологии и уголовном праве. Главной мыслью ученого стала идея о прирождённом преступнике, согласно которой конкретное число людей рождается со склонностью к совершению преступлений.
Одним из первых исследователей в данной области был французский социолог Э. Дюркгейм, создатель «Теории аномии (безнормности)». Вслед за ним подобные теории выдвигали и американские исследователи С. Шоу и Д. Маккей. Идеи И. Коэна и Р. Мертона способствовали формированию этой отрасли как самостоятельного научного направления.
В широком смысле под девиантным поведением понимаются поступки, действия человека, не соответствующие официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и ожиданиям, а также социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным, цивилизованным или же фактически (исторически) сложившимся в обществе нормам и ожиданиям. В узком смысле – это отклоняющееся (от правовых, нравственных норм) поведение [2].
Б.Г. Мещеряков [34], и В.П. Зинченко [15] определяют девиантное поведение, как действия, не соответствующие нравственным или правовым нормам, которые официально установлены или фактически сложившиеся в данном обществе (социальной группе) и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию.
Е.В. Змановская [14] рассматривает девиантное поведение как дезадаптацию, что является противоположным адаптации. С его точки зрения, дезадаптация это процесс - снижения адаптационных возможностей человека в условиях организации жизнедеятельности или в определенных условиях. Дезадаптация может проявляться в течение какого-то времени и привести к определенным последствиям; она может быть незаметной или ярко-выраженной:
проявления - характеристика любого неблагополучного человека. Эта характеристика находит отражение в его нетипичном поведении;
результат - свидетельство о сравнительной оценке качественно нового состояния и проявления, которые не соответствуют условиям ячейки, не типичным для данного человека, исходя из его предыдущего поведения и отношения к сверстникам обучения и деятельности [14].
В общем, можно сказать, что на сегодняшний день среди ученых (отечественных и зарубежных) нет единства относительно определения понятия девиантного поведения (поведения, отклоняющегося дезадаптированного поведения). Выделяются три основные группы взглядов на определение девиантного поведения:
все отклонения от принятых в обществе норм;
нарушение правовых норм;
только виды социальных патологий - алкоголизм, наркотизм и тому подобное.
Заключение
Проблема девиантного поведения школьников младшего возраста является актуальной и в наши дни, несмотря на всё обилие разнообразных педагогических и психологических методик и приемов, широко применяемых в рамках процесса перехода из дошкольного в младший школьный возраст, и сопутствующей ему адаптации детей к школьной жизни.
На сегодняшний день психологические особенности девиантного поведения младших школьников изучены в недостаточной мере.
Можно предположить, что основными причинами девиантного поведения младших школьников являются: а) стресс, связанный с изменениями в жизни детей, возникшими при поступлении в школу и начале периода адаптации; б) недостаточность знаний об управлении данным видом стресса. Вследствие этого, девиантное поведение можно считать своеобразным копинговым механизмом, который, даже будучи неконструктивным (например, выражаемым в форме агрессии), помогает детям справляться со стрессовой ситуацией.
Проблема процесса адаптации и сопутствующая ей проблема девиантного поведения, будут успешно решены в том случае, если на ранних стадиях периода адаптации к школе, научить детей основным навыкам управления стрессом и ознакомить их с практическими упражнениями по его преодолению, а также повысить осведомленность в данном вопросе родителей и самих педагогов
Анализируя результаты исследования можно отметить, что по тесту Вагнера в группе детей с девиантным поведением на констатирующем этапе исследования наивысшим является значение по шкале «описание» (14,85), что свидетельствует о достаточно низком уровне общей активности испытуемых.
Достаточно высокий показатель «активная безличность», говорит о некой эмоциональной отстраненности испытуемых. Несмотря на сохранность активности, дети, скорее всего, недостаточно вовлечены в процесс исследования. Возможно, они были не полностью искренними, или же ситуация не вызвала у них каких-либо переживаний.
Значительно меньше показатели по шкале «активная безличность», однако выше всех остальных являются значения по шкалам «агрессия» и «коммуникация» (3,75 и 4,6 соответственно). Это говорит о достаточно высокой степени агрессивности у детей, а также потребности в общении, коммуникабельности.
Также можно отметить, что уровень агрессивности в группе детей с девиантным поведением на контрольном этапе исследования ниже. Высокие показатели по шкале «эмоциональность», «коммуникация», говорят о том, что дети стали более общительны, коммуникабельны. Они более адаптивны, не испытывают страх.
По данной методике достоверное различие выявлено по шкале «указание» данного теста (значение t-критерия составило 2,812, уровень достоверности Р=0,01). У детей с девиантным поведением на первом этапе исследования агрессия была более выражена.
По шкале «активная безличность» значение критерия составило 2,62 (уровень достоверности Р=0,01). Для детей с девиантным поведением на первом этапе исследования было характерно то, что они не умели расслабляться, отдыхать, все время были напряжены. После проведенных занятий дети стали более спокойны, они обладают навыками коммуникации, стараются больше общаться друг с другом.
По шкале «описание» значение критерия составило 3,5 (уровень достоверности Р=0,001). Можно отметить, что дети стали более активны, деятельны, спокойны. Они менее агрессивными, более коммуникабельны. Для детей этой группы характерна более активная позиция, они могут и умеют налаживать отношения со сверстниками, способны к коммуникациям.
По результатам опросника К. Бьерквиста «Шкала прямой и косвенной агрессии» можно отметить, что для детей с девиантным поведением на первом этапе исследования характерен высокий уровень физической и вербальной агрессии. Для детей после поведенных занятий не характерна агрессия, конфликты они стараются разрешать мирным путем. В целом, наиболее выражена для них косвенная агрессия. По опроснику К. Бьерквиста «Шкала прямой и косвенной агрессии» выявлено 3 достоверных различий в группе детей.
По результатам опросника для педагога А.А. Романова «Ребенок глазами взрослого» можно отметить, что для детей с девиантным поведением на первом этапе исследования характерен второй уровень агрессивности, когда есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических, в этом случае стоит отметить, что детям необходима помощь в овладении соб¬ственным поведением.
Для детей с девиантным поведением после проведенных занятий стал характерен первый уровень агрессивности, у детей этой группы нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических, дети самостоятельно овладевают собственной агрессивностью.
По опроснику для педагога А.А. Романова «Ребенок глазами взрослого» также выявлено достоверное различие в группе детей.
Таким образом, можно сказать, что цели и задачи работы достигнуты, гипотеза подтверждена.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Акимова М.К. Психологическая диагностика: учеб. пос. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 297 с.
2. Баскаков А.Я., Туленков Н.В. Методология научного исследования: уч. пос. 2 изд., испр. К.: МАУП, 2014. 216 с.
3. Бахтин Ю.К., Плахов Н.Н. Актуальные вопросы формирования культуры здоровья у участников образовательной среды Педагогика высшей школы, 2015. № 5. С. 22
4. Безпалько А.В. Социальная педагогика в схемах и таблицах: учеб. пос. К.: Центр учебной литературы, 2013. 134 с.
5. Белоусова И.С., Овсянникова В.В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков: уч. пос. Запорожье, 2014. 95 с.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды 3 изд. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК» 2001. 352 с.
7. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика СПб.: Питер, 2006. 300 с.
8. Буйнов Л.Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема [Текст] Л.П. Макарова, М.В. Пазыркина Современные проблемы науки и образования, 2012. №4. С.242.
9. Бурмистрова Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде). Методические рекомендации для специалистов системы образования. М.: МГППУ, 2006. 96 с.
10. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведенный. 5 изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2016. 440 с.
11. Вовденко О.В. Психологические нарушения социализации подростков и их классификация. Межвузовский сборник научных и научно-методических трудов. 2010. №15 С. 48
12. Волкова М.В. (науч. ред.). Личность как субъект инноваций. Сборник научных трудов. Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2010. 200 с.
13. Выготский Л.С. Педология подростка. М., 1994.
14. Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. пособие для ВУЗов. М.: Владос, 1999. 430 с.
15. Галагузова М.А., СорвачеваГ.В., ШтиноваГ.Н. Социальная педагогика: практика глазами преподавателей и студентов. М.: Владос, 2013. 224 с.
16. Зарубежный опыт первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних: учеб.-метод, пособие под ред. Л. Шипициной. - М .: Моск. гор. фонд поддержкишкольного книгоиздание, 2014. 101 с.
17. Змановская Е.В. Девиантология. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 288 с.
18. Зыков О.В. (ред.) Психологическое тестирование. Диагностика и прогнозирование отклоняющегося поведения подростков в образовательной среде. Учебно-методическое пособие. Институт наркологического здоровья нации. Москва. 2012. 143 с.
19. Каменская В.Г., Котова С.А. Аксиологическая парадигма здоровья в российском образовании Вестник Герценовского университета, 2007. №6. С. 43-47.
20. Каменская Е.Н. Социальная психология: конспект лекций: уч. пос. изд. 4-е. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 186 с.
21. Капская А.И. Социальная работа: технологический аспект: учеб. пос. К.: Центр учебной литературы, 2014. 352 с.
22. Ковальчук М.А., Тарханова И.Ю. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация. Издательство: Владос-Пресс. 2010 г. 230 с.
23. Кондаков И.М. Психологический словарь. М.: Столичный Гуманитарный институт, 2010. 280 с.
24. Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде: Утверждена заместителем Министра образования и науки Российской Федерации 05.09.2011.
25. Корнев М.Н., Коваленко А.Б. Социальная психология: учебник. К.: АО «Киевская книжная фабрика», 2015. 304 с.
26. Корниенко И.А. Методологические основы профилактики алкоголизма в общеобразовательной школе. Научно-методические: основы деятельности психологической школы: учеб. пособие: В 2т., под общ. ред. В. Панка, И.И. Цушко. М.: Ника-центр, 2015. Т.2. С. 5-19.
27. Кухтин А.А. Формирование ценностных ориентаций у подростков с неадекватным поведением. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Рязань, 2014. 174 с.
28. Леонова Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Учебно-методическое пособие. Новосибирск, 2012. 94 с.
29. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М.: Академический Проект, 2010. 212 с.
30. Лобанова А.В. Подготовка специалистов по профилактике аддиктивного поведения в условиях инновационного обучения в вузе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., 2010. 20 с.
31. Ложкин А.Н. Психология поведения девиантной личности: учеб. метод. пособие Урал. Гос. Пед. Ун-т. Екатеринбург, 2013. 114 с.
32. Макарова Л. П., Веселов Д. В., Петраченкова А. С. Задачи превентологии в профилактике алкоголизации и наркотизации детей и подростков. 2017.
33. Макарова Л.П., Соловьев А.В., Сыромятникова Л.И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников. Молодой ученый, 2013 №12 (59). С. 496.
34. Мак-Вильямс Нэнси Психоаналитическая диагностика: понимание структуры личности в клиническом процессе. М.: «Класс», 2016. 480 с.
35. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник. М.: Гардарики, 2015. 269 с.
36. Моложавенко А. В. Коммуникативная подготовка классного руководителя к работе по профилактике аддиктивного поведения подростка: последипломный период непрерывного педагогического образования: Волгоград, 2012. 20 с.
37. Мудрик А.В. Социальная педагогика: уч. пособ. для студентов вузов Под ред. В.А. Сластенина. 3 изд., испр., и доп. М.: издательский центр «Академия», 2010. 200 с.
38. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: учебник для вузов. М.: Академический проект, 2013. 528 с.
39. Нагорная А.М. Профилактика наркомании среди подростков: учебное пособие Нагорная А.М., Беспалько В.В. Издание второе, дополненное - Каменец-Подольский: Азбука-Нова, 2013. 184 с.
40. Новикова С.С., Соловьев А.В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: уч. пос. для высшей школы. М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2015. 496 с.
41. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. - СПб.: Питер, 2014. 268 с.
42. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: учебник. М.: Российское педагогическое агентство, 2014. 374 с.
43. Панок В.Г. Организация антинаркотической профилактической работы в учебных заведениях. Научно-методические основы деятельности психологической школы: учеб. пособие: В 2 т. / Под общ. ред. В. Панка М. : Ника- центр, 2015. Т.2. С. 19-33.
44. Плахов Н.Н. Биологические предпосылки формирования зависимостей. В книге: Профилактика социальных отклонений: учебно-методическоепособие под ред. В.П. Соломина. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена. 2011.С. 20.
45. Плахов Н.Н. Борьба с алкоголизмом и табакокурением – проблема педагогики. Профилактическая и клиническая медицина, 2011. №3 (40). С. 477.
46. Погожева О.В. Психотипологическая изменчивость личности подростков с девиантным поведением в континууме их жизнедеятельности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. Москва. 2011. 65 с.
47. Подмазин С.И. Как помочь подростку с трудным характером. К.: НПЦ Перспектива, 2016. 160 с.
48. Попова Т.А. Системная профилактика девиантного поведения иупотребления психоактивных веществ. Министерство образования и науки Нижегородской области. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2014. С. 86
49. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: ВЛАДОС, 2010. 225 с.
50. Психологическая диагностика под ред. К.М. Гуревича. М.: ЭКСМО- ПРЕСС, 2010. 311 с.
51. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Ремшмидт Х. М.: Мир, 2013. 389 с.
52. Российская педагогическая энциклопедия под ред. В.В. Давыдова. М.: Изд. «Большая Российская энциклопедия», 2014. 175 с.
53. Свириденко С. Учим быть здоровыми: Внеклассная работа: 9 кл. Свириденко С. М.: шк. Мир, 2007. 128 с.
54. Сетко Н.П., Володина Е.А. Выявление адаптационного статуса детей при диагностике донозологических состояний. Гигиена и санитария, 2008. 1. С. 60.
55. Словно Г.С. Психология: уч. для студ. высш. мед. учеб. заведенный. – 4 изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. 640 с.
56. Слюсарева Е.С., Евмененко Е.В. Антропологические основы организации и содержания специальной психологической помощи детям и подросткам. Учебно-методическое пособие. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2010. 100 с.
57. Сорокина Л.А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «Естествознание» 5 ласс. История и педагогика естествознания, 2013. № 1. С. 30.
58. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике М.: Педагогика, 1990. 304 с.
59. Сыромятникова Л.И. Особенности гендерных условий профилактики наркомании старшеклассников 2013. №11. С. 660-662.
60. Терниченко А.С. Первичная профилактика наркомании среди подростков. Научно-методические основы деятельности психологической школы: учеб. пособие: В 2 т. под об. ред. В. Панка М .: Ника-центр, 2015. Т.2. С. 33-62.
61. Усенков Е.В. Деструктивные изменения личности в генезисе аддиктивного поведения подростков. Усенкова Екатерина Владимировна апробаций: научно-практический журнал. - Махачкала, 2013. №6 (9). С. 83.
62. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 11 классы. М.: ВАКО, 2016. 256 с.
63. Форман Н, Вильсон П. Использование виртуальной реальности в психологических исследованиях. Психологический журнал, 2014, том 17, №2, с. 64-79.
64. Формирование навыков здорового образа жизни у детей и подростков: По проекту «Диалог»: учеб. пособие А.В. Винда, А.П. Коструб, И.Г.
65. Сомова, Н.А. Березина, М.М. Галябарник, С.В. Кириленко. 3 изд., перераб. и доп. М., 2014. 284 с.
66. Фрейд, З. Психология Я и защитные механизмы [Текст] З. Фрейд; пер. с англ. М. Р. Гинзбурга. М.: Педагогика-Пресс, 1993. 144 с.
67. Шнейдер Л.Б. Семья. Оглядываясь вперед СПб.: Питер, 2013. 539 с.