Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Здоровый ребенок проявляет выраженную физическую активность с первых дней жизни.
Движение дает ребенку возможность познавать мир, развивать психику, интеллект, регулировать
процессы обмена. Каждое движение ребенка имеет неразрывную связь с актом дыхания, а
хорошее дыхание благоприятно воздействует на кровообращение.
Одной из важнейших биологических особенностей растущего организма является несравненно
большая, в сопоставлении с взрослым, потребность ребенка в движении, это обязательное
условие его нормального формирования и развития, причем как физического, так и
интеллектуального: эти два аспекта не просто взаимосвязаны, а у грудных детей составляют
единое целое.
2
Доказано, что оптимальная двигательная активность ребенка обеспечивает:
• увеличение притока крови к мышцам, а значит и усиление совершенствование процессов
транспортировки питательных веществ и кислорода к тканям;
• повышение обмена веществ;
• усиление функции коры надпочечников;
• формирование более прочного соединения мышц с костями, так как постоянные
сокращения мышечных сухожилий стимулируют рост надкостницы (т.е. движение можно считать
биологическим стимулятором роста).
Физическое воспитание детей грудного возраста представляет собой важную и ответственную
задачу. Ведь именно в этом возрасте происходит формирование здоровья, общей выносливости,
работоспособности и активной жизнедеятельности.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Особенности развития ребенка первого года жизни
Первый год жизни представляет время наиболее быстрого физического, эмоционального и
психомоторного развития ребенка. Анатомо-физиологическими особенностями и
адаптационными возможностями в этом возрасте определяются развитие детского организма, его
ежемесячную изменчивость.
Установление особенностей развития ребенка после рождения проводят с учетом нескольких
возрастных периодов. Наиболее целесообразными можно считать такую классификацию развития
ребенка на периоды, при которой учитывается совокупность его анатомо-физиологических
особенностей и условий жизни, а также воспитания и обучения.
Выделяют следующие возрастные периоды: новорождённости (первые 2-3 недели жизни);
грудной период (до года); ясельный (1 - 3 года); дошкольный (от 3 до 7 лет); школьный, который
включает младший (от 7 до 10 лет), средний (от 11 до 14 лет) и старший - подростковый (от 14 до
18 лет).
В первый год жизни ведущую роль в развитии детского организма играет центральная нервная
система. С одной стороны, она воедино связывает все внутренние органы и осуществляет
регуляцию протекающих в них процессов, с другой, она является посредником между организмом
в целом и внешней средой.
В течение первого года ребёнок прибавляет в росте в среднем 25 см, так что к году его рост в
среднем составляет 75-76 см. Правильное развитие ребёнка сопровождается колебанием
месячной прибавки роста в пределах ± 1см, однако эти колебания роста к 6 месяцам и к году не
должны превышать 1 см.
Самым развитым к моменту рождения у ребенка оказывается спинной мозг, в пользу чего
свидетельствуют простейшие рефлекторные движения.
Что касается головного мозга, то в первый год жизни внутри каждого слоя коры обоих полушарий
происходит формирование нервных клеток.
В основу поведения каждого человека положены условные и безусловные (врожденные)
рефлексы. У новорожденного имеются только безусловные рефлексы (сосательный, защитный и
др.), а формирование условных у него начинается по мере развития подкорковых отделов мозга с
3
конца первого месяца жизни. Но, тем не менее, безусловные двигательные рефлексы, которые
можно использовать в гимнастике, оказывают стимулирующее влияние на развитие как
двигательных навыков, так и условных рефлексов.
У маленьких детей в выработке положительных условных рефлексов важное место занимают и
органы чувств: зрения, обоняния, слуха, осязания и вкуса. Уже у новорожденного имеется чувство
осязания, наиболее ярко оно проявляется при прикосновении к его ладоням, подошвам стоп и
лицу. Важно понимать, что рост и развитие мозга новорожденного возможно только благодаря
использованию его возможностей. И чем чаще будут задействованы его двигательные и
тактильные функции, тем больший объем он занимает в процессе роста.
Работа желез внутренней секреции имеет тесную связь с функцией центральной нервной
системы. Нормальный рост и развитие организма ребенка возможно только при правильном
развитии и функционировании желез внутренней секреции.
1.2. Исторические аспекты применения массажа и гимнастики у новорожденных и грудных детей
Физическое воспитание новорожденных и грудных детей имеет свою историю. Так, физическое
развитие детей в первобытном обществе диктовалось самими условиями жизни, которые
определяли необходимость быстрого освоения ребенком необходимых движений. Как правило,
матери постоянно носили детей с собой, используя специальные приспособления. Это оказывало
стимулирующее воздействие на психофизиологическое и физическое развитие новорожденного и
грудного ребенка. Появление оседлого образа жизни и земледельческого труда потребовало
возможности ограничить постоянное пребывания ребенка с матерью. В этот период появилось
тугое пеленание, ограничивающее движения ребенка и тем самым облегчающее уход за ним. [6].
Физическое развитие и физическое воспитание новорожденных и грудных детей получило
значительно большее внимание по мере развития общества. Появились первые разработки
упражнений для новорожденных и грудных детей. Однако их рекомендовали применять, только
начиная с третьего месяца жизни, эти упражнения имели весьма «символический» характер.
Такая традиционная гимнастика для детей первого года жизни определяется как статическая или
пассивная – ребенка просто укладывали на стол, а взрослый производил с его руками и ногами
определенные манипуляции, причем выполнял их с крайней осторожностью. [4, 5]
Пропагандой физических упражнений и массажа для детей активно занимались русские врачи
XVIII века С.Г. Забелин и Н.М. Амбодик. В последующем, выдающимися российскими педиатрами,
специалистами по лечебной физкультуре и массажу, к которым принадлежали Г.Н. Сперанский,
А.Ф. Тур, М.С. Маслов, Ю.Ф. Домбровская, А.В. Чоговадзе, С.В. Хрущев, Е.И. Янкелевич, В.Л.
Страковская, И.Ф. Назарова, Б.А. Паляев, С.Д. Поляков и др., было подтверждено и дано научное
обоснование целесообразности и необходимости использования массажа и гимнастики для детей
всех возрастов, начиная с младенческого. Они рассматривали массаж и гимнастику как средства
укрепления здоровья, эффективные методы лечения и реабилитации при различных детских
заболеваниях [7].
1.3. Анатомо-физиологические основы применения массажа и гимнастики у детей грудного
возраста
Первый год жизни характеризуется наиболее быстрым эмоциональным, физического и
психомоторным развитием ребенка. В этом возрасте развитие ребенка определяется анатомо-
4
физиологическими особенностями и адаптационными возможностями детского организма, его
ежемесячными изменениями.
На первом году жизни ребенка ведущую роль в развитии детского организма отводят
центральной нервной системе. С одной стороны, она осуществляет связь воедино всех внутренних
органов и регуляции протекающих в них процессов, с другой, она выполняет функции посредника
между внешней средой и организмом в целом.
На момент рождения у ребенка отмечается наибольшее развитие спинного мозга, о чем
свидетельствует наличие простейших рефлекторных движений. В развитии и формировании
головного мозга на первом году жизни осуществляется формирование внутри каждого слоя коры
обоих полушарий нервных клеток [6,12].
В мозг от нервных окончаний кожи под влиянием массажа поступают в большом количестве
импульсы, оказывающие тонизирующее воздействие на центральную нервную систему. Это
приводит к улучшению ее основных функций, в том числе контроля над работой различных
органов и систем. У ребенка к моменту рождения уже созревают проводящие пути кожных
анализаторов, в то время как как еще не сформированы окончательно слуховые и зрительные. В
связи с этим, ребенок в большей степени доступен воздействиям через кожу в первые месяцы
жизни: прикосновения вызывают у ребенка не только проявления эмоций, но и двигательные
реакции.
1.4. Правила выполнения гимнастики и массажа детям грудного возраста
Массаж оказывает разностороннее и положительное воздействие на организм маленького
ребенка. При проведении массажа детям до 12 месяцев массажист может использовать
практически все имеющиеся приемы классического «взрослого» массажа – разминание,
поглаживание, растирание, потряхивание, ударные приемы и элементы акупунктуры. Различные
массажные приемы оказывают на организм грудного ребенка разное влияние. Мягко
проводимые приемы растирания, разминания или поглаживания оказывает стимулирующее
воздействие на процессы торможения, то есть оказывает успокаивающее действие на нервную
систему. И напротив, пощипывание или поколачивание создает стимулирующий эффект.
Во время сеанса тело ребенка должно занимать строго горизонтальное положение, а при массаже
ног или рук нужно удерживать конечности полусогнутыми. Кроме того, при массаже нижних
конечностей необходимо избегать резких воздействий на коленные суставы: коленную чашечку
«обходят» снаружи и не производят никаких воздействий на передней поверхности голени. При
массаже области живота следует точно так же «обходить» область половых органов и правого
подреберья (печени), а при выполнении похлопываний в области спины – поясницу (область
почек).
Гимнастика является одной из самых выраженных проявлений активности ребенка. Целью
применения гимнастики в этом возрасте является развитие различных статических и
динамических функций организма, выработка пластичных и ритмичных движений, а также
обучение организма малыша экономии энергии, что обусловливает меньшую утомляемость
ребенка. Кроме того, нужно постоянно помнить об эмоциональной стороне этого вопроса:
движение для ребенка до года является основным источником радости, а хорошее настроение
становится залогом крепкого физического и психического здоровья [2, 3].
Для формирования правильных движений ребенка необходимо регулярно заниматься
гимнастикой, которая создает рациональное формирование двигательных стереотипов,
проходящих целый ряд последовательных стадий: от скованного и неловкого движения до
5
движения точного, выполняемого без особого напряжения и затрат энергии, а впоследствии и до
автоматического выполнения движений. В таком качестве они составляют основу любого
двигательного акта.
1.5. Приемы и техника проведения массажа детям
Массаж для детей до года входит в число регулярных занятий и имеет довольно важное значение.
С помощью правильно выполненного массажа, малыш будет опережать своих сверстников в
развитии, а также иметь крепкое здоровье. Случались и такие случаи, в которых дети с довольно
серьезными заболеваниями чудесным образом выздоравливали.
Массаж для детей до 1 года следует разделить на три группы:
• профилактический;
• коррекционный;
• лечебный;
Посредством профилактического массажа можно полностью настроить детский организм на
правильное развитие организма. Профилактические процедуры можно выполнять
самостоятельно, либо обратившись за помощью к специалисту. Рекомендуется начинать
выполнять процедуры в возрасте 1,5 – 2 месяца. В любом случае, перед выполнением
необходима консультация с педиатром. [10,14]
Что касается лечебного и коррекционного массажа, назначает его только врач. В зависимости от
того, какие отклонения были выявлены у ребенка, назначаются соответствующие приемы.
У ребенка на первом году жизни могут образоваться следующие проблемы: заболевания опорнодвигательного аппарата, различные терапевтические заболевания, заболевания центральной
нервной системы, а также проблемы с желудочно-кишечным трактом.
Массаж ребенка первого года жизни включает основные приемы:
поглаживание;
растирание;
разминание;
вибрацию.
Так как кожа грудного ребенка очень нежная и тонкая, массаж следует начинать с поглаживания,
а затем постепенно можно использовать и остальные приемы.
Приемы поглаживания выполняются в начале любого сеанса массажа, они проводятся с целью
подготовить массируемую область к воздействию других элементов и приемов массажа.
1.6. Современные виды гимнастики для детей грудного возраста
Современный вид гимнастики – это динамическая гимнастика. Исходя из слова «динамическая»
несложно понять, что имеется в виду гимнастика с использованием более сложных и энергичных
упражнений. Это всевозможные кувырки, переворачивания и подбрасывания ребенка, которые
вначале следует делать под руководством инструктора. На самом деле в динамической
6
гимнастике для грудничков нет ничего сложного, и родители могут освоить упражнения с первого
раза. Главное, не бояться, чтобы не сделать неловких движений и не навредить малышу.
Есть несколько видов динамических занятий – упражнения в воздухе, гимнастика на фитболе для
грудничков и другие. Энергичные занятия с малышом нисколько не уступают в эффективности
массажу для новорожденных или плаванию. Давно замечено, что динамическая гимнастика дает
быстрый толчок в развитии малыша как в физическом, так и в умственном плане. Начинать
упражнения можно малышам с месячного возраста, хотя некоторые специалисты считают, что
лучше начать заниматься динамической гимнастикой с грудничком с 3 месяцев, кода у ребенка
окрепнут суставы. В любом случае многое зависит от состояния здоровья ребенка, то есть от его
«готовности» приступить к таким непростым процедурам. [7,13]
Динамическая гимнастика для малышей способствует тому, что все его органы получают
достаточное количество кислорода, а значит, они хорошо развиваются и в умственном плане.
Кроме того, гимнастика снимает психоэмоциональное напряжение малыша, он хорошо засыпает
и спокойно просыпается. Дети, занимающиеся динамической гимнастикой, имеют хороший
аппетит.
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Организация исследования
Практическая часть дипломной работы выполнялась на базе детской поликлиники № . В
исследовании приняли участие родители 20 детей в возрасте до 1 года.
2.2. Методики исследования
В массажном кабинете поликлиники, оборудованном в соответствии со стандартами, проводился
масса и гимнастика здоровым детям в возрасте до 1 года по следующим методикам:
Комплекс упражнений для ребенка 1,5 - 3 мес.
1. Поглаживание рук. (4-6 раз)
Исходное положение: на спине ногами к массажисту. Большой палец правой руки вкладывают в
правую руку ребенка. Левой осторожно поглаживают руку ребенка от кисти к плечу, обходя
локтевой сустав.
2. Поглаживание ног. (4-6 раз)
Исходное положение: на спине ногами к массажисту. Левую стопу ребенка берем в свою левую
руку. Ладонью другой руки производится поглаживание по наружной и задней сторонам голени и
бедра. Затем выполняем массаж правой ноги. Ногу ребенка держим правой рукой, а массируем
левой.
3. Выкладывание ребенка на живот.
Исходное положение: ребенок лежит на животе, руки его должны находиться под грудью, лицо
повернуто в сторону. При поглаживании спины ребенок рефлекторно поднимает голову.
Упражнение направлено на укрепление мышц спины.
4. Массаж спины. (4-6 раз)
Исходное положение: лежа на животе ногами к переднему краю стола. Массажист выполняет
поглаживание от ягодиц к голове тыльной стороной кисти, а от головы к ягодицам – ладонной
7
поверхностью. Затем выполняется растирание и разминание кончиками пальцев в виде
спиралевидных, полукружных движений с умеренным нажимом. В ответ ребенок приподнимает
плечевой пояс, голову, смотрит вперед, выпрямляет руки. Далее выполняетсяслабое
щипцеобразное разминание, разминание подушечками пальцев и растирание.
5. Массаж живота. (6-8 раз)
Исходное положение: на спине ногами к массажисту. Ладонью одной руки или ладонями обеих
рук производятся поглаживания прямых мышц живота вверх и вниз. Растирание косых и
поперечных мышц живота проводится ладонями обеих рук, которые перемещаются, начиная с
боков до соединения ладоней под пупком малыша. Затем выполняют круговые поглаживания и
растирания живота ладонью правой руки по часовой стрелке. Заканчивают массаж прерывистым
растиранием мышц пупочного кольца.
6. Массаж и рефлекторные упражнения для стоп. (3-4 раза)
Исходное положение: лежа на спине ногами к массажисту. Левой рукой нужно взять левую ногу
малыша, так чтобы голень легла между большим и указательным пальцами. Круговыми
движениями большого пальца правой руки энергично растирают стопу. Указательный и средний
пальцы при этом находятся на наружной поверхности стопы. Можно выполнить похлопывание
тыльной стороны стопы и ее растирание.
Штриховое раздражение первым пальцем наружного края стопы ребенка от пятого пальца к пятке
вызывает отведение его стопы кнаружи и веерообразное разведение пальцев. Вторым и третьим
пальцами массажист захватывает стопу ребенка в области голеностопного сустава, а первым
пальцем нажимает на ступню у основания пальцев, что вызывает сгибание пальцев стопы
ребенка. Затем штриховым движением первый палец массажиста продвигается по внутреннему
краю стопы к пятому пальцу ребенка, что вызывает сгибание стопы.
7. Упражнение, стимулирующее шаговый рефлекс.
Исходное положение: ребенка ставят на ножки. Массажист поддерживает ребенка за подмышки
и ставит его на стол до соприкосновения с поверхностью. Ребенка слегка наклоняют вперед, и он
делает несколько шажков. Таким образом стимулируют шаговый рефлекс.
8. Рефлекторное разгибание спины в положении на боку. (1-2 раза в обе стороны)
Исходное положение: на боку, ногами к краю стола. Ребенок лежит на правом боку. Левой рукой
массажист поддерживает таз ребенка, а большим и указательным пальцами правой руки
осторожно ведет по обеим сторонам позвоночника по направлению от ягодиц к голове. Ребенок
при этой манипуляции прогибает позвоночник вперед. То же самое выполняют в положении
ребенка на левом боку.
10. Рефлекторное ползание. К 3 месяцам исчезает.
Исходное положение: на животе ногами к массажисту, бедра притянуты к животу, голени к
бедрам. Осторожно двумя ладонями массажист прикасается к обеим стопам малыша.
Рефлекторно ребенок активно отталкивается, разгибает ноги в тазобедренных и коленных
суставах, продвигается вперед. Рефлекторное ползание способствует укреплению мышц нижних
конечностей.
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
8
В анкетировании приняли участие 20 родителей детей до 1 года (5 мужчин,15 женщин) в возрасте
19-42 лет. Распределение респондентов по возрасту и полу представлено на рисунках 1 и 3.
Рис. 1. Распределение респондентов по возрасту.
Из рисунка 1 видно, что большинство родителей детей до 1 года – в возрасте 21-30 лет (65,0%).
Результаты распределения коэффициентов рождаемости по возрасту женщин (по данным
Росссийского статистического ежегодника) представлены на рисунке 2.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Здоровый ребенок характеризуется высокой физической активностью с первых дней жизни.
Движение для ребенка является средством познания мира, развития психических функций,
интеллекта, регуляции процессов метаболизма. Каждое движение ребенка имеет неразрывную
связь с актом дыхания, а развитие дыхательной системы оказывает благоприятное воздействие на
систему кровообращения.
Физическое воспитание детей грудного возраста является важной и ответственной задачей. Ведь
именно в этом возрасте формируется здоровье, общая выносливость, работоспособность и
активная жизнедеятельность. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма,
овладения жизненно необходимыми двигательными умениями и навыками. Правильная
организация физического воспитания создает условия для формирования правильного
телосложения, профилактики различных заболеваний, улучшения деятельности внутренних
органов и систем организма ребенка.
Проведение массажа у детей раннего возраста выполняется с целью профилактики, гигиены, а
также при наличии у ребенка каких-либо нарушений физического развития или состояния
здоровья, а также при изменениях нормальной функции позвоночника, наличия резко
выраженной мышечной слабости, дефектов связочного аппарата, нарушенной деятельности
желудочно-кишечного тракта и после перенесенных различных заболеваний.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большая книга массажа и гимнастики для детей от рождения до трех лет / В.В. Васичкин,
И.И. Тихомирова: «Питер», 2011. – 92-115.;
2. Бурмистрова, Е. В. Детская возрастная психология // Вестник практической психологии
образования. – 2014. - №4. – С. 41 – 44
3. Веракса H. E., Веракса А. Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника. – М.:
Мозаика-Синтез, 2006.
4. Веракса H. E., Веракса А. Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. – М.: МозаикаСинтез, 2006.
5. Волков, Б. С. Закономерности психического развития детей в вопросах и ответах. – М.:
Творческий Центр, 2003
6. Герасимова, А. С., Кузнецова В.Г. Школа раннего развития. От рождения до трех лет / А. С.
Герасимова. – СПб.: Нева, 2004. - 376 с.
7. Голубева Л.T. Гимнастика и массаж для самых маленьких. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
9
8. Дерюгина, А. В. Ребенок. Воспитание и уход за ним / А. В. Дерюгина. — Мн.: «Хелтон»,
2000 г. — 352 с.
9. Детский массаж. / Сост. И. Ю. Аникина. — М., «Вече», 2000.
10. Дубровский В. И. Основы сегментарно-рефлекторного массажа. М., Физкультура и спорт,
1982.
11. Дубровский В. И. Точечный массаж. М., Знание, 1988.
12. Дубровский В. И. Энциклопедия массажа. — М., «Молодая гвардия», 1998.
13. Дубровский В. И., Дубровская Н. М. Практическое пособие по массажу. М., Издательство
«Шаг», 1993.
14. Исаева Е.Л. Детский массаж: поэтапное руководство – М.: Рипол Классик, 2009
15. Кантан, В.В. Раннее физическое развитие ребенка / В. В. Кантан. – СПб, 2001. – 145 с.
16. Козина Ж. Л., Ермаков С. С., Прусик К. Динамическая гимнастика для новорожденных и
грудных детей как фактор активизации физического и психофизиологического развития //
ППМБПФВС. 2011. №2
17. Красикова И.С. Детский массаж и гимнастика: медицинская литература - М.: Корона-Принт,
2009. - 306 с.;
18. Красикова И.С. Детский массаж. Массаж и гимнастика для детей от рождения до трех лет /
Красикова И.С. – СПб.: КОРОНА принт, 2000. – 320с.
19. Красикова И.С. Массаж и гимнастика для детей - М.: Корона-Принт, 2002. - 246 с.;
20. Кривушина, С. В. Ребенок до 3-х лет и уход за ним / С. В. Кривушина. – М.:Ринол Классик,
2003
21. Лямина Г. М. Развитие речи детей раннего возраста. – М.: Айрис-Дидактика, 2005.
22. Максименко, Т. А., Вакуленко, Л. С. Лечебная физкультура для детей первого года жизни
/ Т. А. Максименко. – М., 2011
23. Михайлов В. Основы воспитания здорового ребенка // Книга молодой семьи: Сборник. -
Л., 1990. - С.104 - 131.
24. Ребенок первого года жизни / С.М. Зайцев: - «Феникс», 2014. – 313 с.;
25. Страковская В.Л. Лечебная физкультура в реабилитации больных детей группы риска
первого года жизни – Л: Медицина, 1991- 160с.
26. Физкультура для малышей / С.Я. Лайзане: - «Просвящение», 1978. – 150 с.;
27. Фрулева Ю.П. Влияние экспрессивной динамической гимнастики на психофизическое
развитие детей первого года жизни / Ю.П. Фрулева //Педагогико-психологические и медикобиолические проблемы физической культуры и спорта. - 2(2008). - №7. - С.
28. Чарковский И.Б. Водные предки человека / И.Б. Чарковский. -Москва: Медицина, 1997. -
253 с.
29. http://beautyfamily.ru/children-care/692-massazh-i-gimnastika-detej-protivopokazaniya-kmassazhu-i-gimnastike-massazh-ruchek-i-nozhek-grudi-i.html
10
30. http://www.7gy.ru/rebenok/massazh-gimnastika/494-massazh-i-gimnastika-dlja-rebenka-dogoda.html
31. http://www.gks.ru\doc