Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе уровень социально-экономического развития нашей страны, безусловно, зависит как от внешних, так и от внутренних факторов экономического и политического характера. Внешними факторами выступают: снижение мировых цен на энергоносители, вызывающих изменение курса национальной валюты, воздействие санкций на Российскую Федерацию со стороны западных стран и другие. К числу внутренних факторов можно отнести медленные темпы реструктуризации экономики и переориентирование ее сырьевой области на различного рода промышленную диверсификацию. Это привело бы к более высоким темпам развития сфер промышленного производства, вызвавших обеспечение импортозамещения в короткие сроки.
Анализируя все эти осложнения в стране, Правительство РФ гарантировало ни при каком условии не снижать уровень жизни граждан, темпы внедрения Национальных проектов, которые обеспечивают социальную защиту населения, поддержание достойного уровня пенсионного обеспечения граждан РФ, в том числе государственных гражданских служащих и т.д.
Одну из важных ролей в достижении поставленных целей играет именно пенсионное обеспечение. Оно дает возможность стать, в условиях снижения реальных доходов населения, наравне с медицинским страхованием, приоритетным направлением социальной политики государства, которое позволяет обеспечить социальную защиту населения.
Одним из элементов социальных гарантий государственной и муниципальной службы являются различные социальные льготы по выслуге лет.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере назначения пенсии за выслугу лет.
Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие пенсию за выслугу лет.
Целью исследования является правовой анализ условий назначения и размера пенсии за выслугу лет.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
– раскрыть понятие выслуги лет и ее роли в социальном обеспечении;
– исследовать круг граждан, имеющих право на пенсию за выслугу лет;
– проанализировать условия назначения пенсии за выслугу лет;
– рассмотреть исчисление размеров пенсий за выслугу лет.
Методологическую основу работы составили общенаучные методы познания, такие как анализ, синтез, системный подход, логические приемы индукции и дедукции.
Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов, как: Т.В. Бураков, Е.А. Лачина Е.А., А.А. Лачин, О.Е. Савельева, А.В. Каляшин, М.Ю. Дитятковский и другие.
Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция Российской Федерации , Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» , другие нормативные правовые акты.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, разделенных на четыре параграфа, заключение и список использованной литературы.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕНСИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ
1.1 Понятие выслуги лет и ее роль в социальном обеспечении
Пенсионная система любого государства – не статичное явление, эта система постоянно находится в развитии, сталкиваясь с теми или иными рисками, характерными для конкретного общества на соответствующем этапе его развития, которые ей требуется преодолеть, чтобы обеспечить собственную эффективность, в первую очередь с точки зрения защиты пенсионных прав граждан и обеспечения финансовой устойчивости. Сейчас трудно себе уже представить, что фактически совсем недавно (по историческим меркам, конечно), каких-нибудь 100 лет тому назад, говорить о полноценных пенсионных системах, обеспечивающих широкий охват населения, не приходилось. Теперь же в развитых государствах, в том числе и в Российской Федерации, системы пенсионного обеспечения гарантируют защиту граждан при наступлении всех социально значимых обстоятельств или страховых случаев, к которым относятся достижение определенного возраста (старость в российской терминологии), инвалидность и потеря кормильца, и при этом имеют важнейшее значение для доходов граждан и развития экономики.
Пенсионные системы могут быть основаны на различных концепциях, иметь один или несколько уровней, предусматривать разные механизмы приобретения, сохранения и реализации гражданами пенсионных прав, могут состоять из обязательной и добровольной составляющих, предусматривать только распределительный компонент или сочетать его с компонентом накопительным (индивидуальной капитализации), базироваться на страховых платежах или государственном бюджете, иметь увязку с заработной платой, длительностью работы застрахованных лиц, суммой страховых взносов либо ориентироваться на прожиточный минимум, стремиться к полной компенсации утраченного заработка или предоставлять только минимальные гарантии для преодоления бедности.
До введения новых законов трудовая пенсия рассчитывалась и назначалась согласно Федеральному закону от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» . Исходя из этого документа данный вид пенсионного обеспечения можно определить, как ежемесячную денежную выплату, назначаемую застрахованным лицам, которые утратили трудоспособность в связи с инвалидностью, старостью, либо если они являлись иждивенцами таких лиц (кормильцев) и перестали получать средства к существованию в связи с их смертью.
Основным изменением, которое принесла реформа 2015 года, явилось упразднение трудовой пенсии как таковой: теперь вместо двух ее составляющих частей появилось две самостоятельных пенсии, исчисление и назначение которых регламентируются двумя разными законами – это страховая пенсия и накопительная. Соответственно, были приняты Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» .
Кроме того, новое законодательство изменило формулу, по которой рассчитывается страховая пенсия – теперь в ней присутствует индивидуальный пенсионный коэффициент (пенсионный балл или ИПК), а также его стоимость. Именно эти величины являются определяющими с 2015 года при исчислении страхового пенсионного обеспечения.
Итак, разделение трудовой пенсии на две самостоятельных выплаты подразумевало создание законодательной базы для каждого вида пенсий. Именно поэтому был принят закон «О страховых пенсиях».
Как известно, пенсионная система в Российской Федерации состоит из двух элементов: пенсионное обеспечение и обязательное пенсионное страхование. Далее будут рассмотрены особенности одного из них – это пенсионное обеспечение. Подходя к рассмотрению пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих следует отметить, что пенсионное обеспечение является гарантией государственной гражданской службы. Государственные гарантии являются неотъемлемой составляющей правового статуса государственного гражданского служащего.
Под гарантиями государственной гражданской службы понимаются установленные законом средства, способы и условия, с помощью которых обеспечиваются права и свободы государственных гражданских служащих в сфере государственно-служебных отношений .
Как одна из важнейших социальных гарантий государственной службы для государственного служащего пенсионное обеспечение является одним из видов материального обеспечения лиц при наступлении определенных жизненных условий, которые непосредственно связаны с прекращением трудовой деятельности
Поскольку Российская Федерация – это государство, имеющее федеративное государственное устройство, то финансирование для нужд пенсионного обеспечения федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации происходит из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации соответственно.
В связи с этим следует отметить, что для обеспечения единства пенсионного обеспечения в субъектах Российской Федерации оно должно базироваться на аналогичных принципах пенсионного обеспечения федеральных государственных гражданских служащих. В связи с этим следует отметить, что одним из главных отличий пенсионного обеспечения от обязательного пенсионного страхования заключается в различных источниках финансирования.
К видам пенсий по государственному пенсионному обеспечению, которые выплачиваются федеральным государственным гражданским служащим, относится пенсия за выслугу лет, которая представляет собой ежемесячную государственную пожизненную денежную выплату, выплачиваемую гражданам как компенсацию заработка (дохода), который был утрачен при прекращении службы при выслуге.
Исторически общая цель введения государственных пенсий заключалась в повышении преданности служащих государственной службе, а в дальнейшем – в возможности отправить их в отставку политически и социально приемлемым способом. В настоящее время государственные пенсионные схемы являются частью более широкой реформы государственной службы для обеспечения профессионализма и независимости сотрудников от влияния извне. Привлечение высококвалифицированных кадров на государственную службу остается важной задачей правительства.
Государственные пенсионные схемы были разработаны для повышения привлекательности работы на государственной службе и лояльности сотрудников, но щедрые пенсии в государственном секторе часто являются дорогостоящими для государственного бюджета, и поэтому правительству очень важно оценить, будет ли это экономически эффективным инструментом набора кадров по сравнению с альтернативными стратегиями .
Пенсионное обеспечение – один из наиболее динамично изменяющихся, обсуждаемых и критикуемых институтов в праве социального обеспечения. Стремясь достичь целей, обозначенных в Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ – гарантий социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения при обеспечении сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости, законодатель предпринимает разного рода меры, в том числе – вводит новый механизм расчета страховых пенсий, реформирует систему досрочного пенсионирования путем внедрения специальной оценки условий труда, ставит вопрос о повышении пенсионного возраста. Последнее на сегодняшний момент было реализовано в отношении государственных гражданских и муниципальных служащих.
Выслуга лет по своей правовой природе представляет собой стаж работы в определенных сферах деятельности, который дает право на получение соответствующего вида пенсии – пенсии за выслугу лет. Таким образом, пенсия за выслугу лет – это особый вид пенсионного обеспечения, условия и порядок получения которого регулируются специальным законодательством. Поэтому полагаем, что и сама выслуга является самостоятельным, особым видом стажа, который нельзя смешивать со специальным (профессиональным) страховым стажем или рассматривать в качестве подкатегории (подвида) специального (профессионального) стажа .
Как известно, специальный (профессиональный) страховой стаж – это стаж работы на определенных работах, который предоставляет право на досрочное получение страховой пенсии.
Таким образом, пенсионное обеспечение граждан, имеющих специальный стаж и обычный страховой (ранее – трудовой) стаж является одинаковым – страховая пенсия по старости. Различие между гражданами, имеющими только страховой стаж, и гражданами, имеющими специальный (профессиональный) страховой стаж, состоит лишь в возрасте выхода на пенсию. Данное утверждение соответствует положениям действующего законодательства, поскольку правовое регулирование института специального (профессионального) страхового стажа осуществляется прежде всего в рамках ФЗ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ст. 30 «Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии» и ряд других). Детализирует перечисленные положения целый ряд подзаконных правовых актов, регулирующих процедурные вопросы исчисления специального (профессионального) стажа на определенных работах и (или) должностях.
Нормативно-правовое регулирование пенсии за выслугу лет осуществляется Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении»). В данном случае законодатель разделяет специальный (профессиональный) страховой стаж и выслугу лет, относя их к разным видам пенсионного обеспечения: специальный (профессиональный) страховой стаж регулируется законодательством о страховых пенсиях, выслуга лет – законодательством о государственном пенсионном обеспечении.
Пенсия за выслугу лет, так же как и страховая пенсия гражданам, имеющим специальный (профессиональный) страховой стаж, назначается вне зависимости от достижения ими пенсионного возраста. Отличием являются категории получателей рассматриваемого вида пенсионного обеспечения.
В науке права социального обеспечения отношение к пенсиям за выслугу лет весьма неоднозначно. Противоположность суждений простирается от полного неприятия специального правового регулирования пенсионного обеспечения государственных служащих до конституционного обоснования правомерности его существования .
Соотносимые права на пенсию за выслугу лет муниципальных служащих и государственных гражданских служащих субъекта РФ проявляются не только в определении прав на пенсию, но и в сопоставимости максимальных размеров пенсий за выслугу лет муниципального служащего и государственного гражданского служащего субъекта РФ, замещающего аналогичную должность. Механизм расчета пенсии может отличаться в различных регионах.
Так, в Свердловской области размер пенсии за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости либо по инвалидности и
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
2. О прокуратуре Российской Федерации: федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 // Собрание законодательства РФ. – 20.11.1995. – № 47. – Ст. 4472.
3. О службе в таможенных органах Российской Федерации: федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 28.07.1997. – № 30. – Ст. 3586.
4. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 17.12.2001. – № 51. – Ст. 4831.
5. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 24.12.2001. – № 52 (1 ч.). – Ст. 4920.
6. О страховых пенсиях: Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 13.01.2014. – № 2 (часть II) (поправка).
7. О накопительной пенсии: федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 30.12.2013. – № 52 (часть I). – Ст. 6989.
8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан: Федеральный закон от 23.05.2016 № 143-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 30.05.2016. – № 22. – Ст. 3091.
9. О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. – 04.10.1993. – № 40. – Ст. 3753.
10. Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим подпункта «а» пункта 60 Порядка организации пенсионного обеспечения в органах федеральной службы безопасности, утв. Приказом ФСБ РФ от 01.05.2003 № 302: Решение Верховного Суда РФ от 01.09.2015 № АКПИ15-765 // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 7. Июль. 2016 (извлечение).
11. По делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Мещанского районного суда города Москвы: Постановление Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 № 6-П // Собрание законодательства Российской Федерации. 29.03.2004. № 13. Ст. 1251.
12. По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в связи с жалобой гражданина С.В. Иванова: Постановление Конституционного Суда РФ от 14.01.2016 № 1-П // Собрание законодательства РФ. 25.01.2016. № 4. Ст. 551.
13. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Березиной Натальи Анатольевны, Иванищевой Галины Алексеевны и других на нарушение их конституционных прав положениями статьи 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и статьи 6 Закона Оренбургской области «Об установлении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Оренбургской области»: Определение Конституционного Суда РФ от 19.07.2016 № 1589-О // СПС «КонсультантПлюс».
14. Определение Верховного Суда РФ от 23.03.2015 № 83-КГ14-14 // СПС «КонсультантПлюс».
15. Определение Ленинградского областного суда от 18.11.2015 № 33-5677/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
Литература
16. Агеева, Е.В. Пенсионное обеспечение государственных служащих: современные подходы к трансформации // Бизнес. Образование. Право. – 2018. – № 4 (45). – С. 88-93.
17. Афтахова, А.В. Выслуга лет: теоретические и практические аспекты // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. – 2017. – № 3. – С. 100-106.
18. Бойко, Е.Р. Проблемы реализации права на пенсионное обеспечение федеральными государственными гражданскими служащими, связанные с отказом в назначении пенсии за выслугу лет // Актуальные проблемы гражданского права и процесса: Материалы межвузовской научно-практической конференции. Тульский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России). – 2017. – С. 6-10.
19. Дитятковский, М.Ю. Право государственного гражданского служащего российской федерации на государственное пенсионное обеспечение: новеллы правового регулирования // Вестник Омского университета. Серия: Право. – 2016. – № 3 (48). – С. 61-68.
20. Иванова, С.В., Сергеева, О.А. Пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих // Современные социально-экономические процессы: проблемы, закономерности, перспективы сборник статей V Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 106-109.
21. Ильясов, М.М. Проблемы функционирования Пенсионного фонда России // Молодой ученый. – 2017. – №2. – С. 431-434.
22. Истомина, Е.А. Актуальные проблемы пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальных служащих // Муниципалитет: экономика и управление. – 2018. – № 3 (24). – С. 90-97.
23. Каляшин, А.В. К вопросу увеличения нижнего предела выслуги лет, дающего право на пенсию за выслугу лет // Административное право и процесс. – 2017. № 4. – С. 55-59.
24. Кирисов, Р.А. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению, виды пенсии, структура пенсии и ГПО // Крымский Академический вестник. – 2018. – № 6. – С. 69-72.
25. Кирисов, Р.А. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению, виды пенсии, структура пенсии и ГПО // Крымский Академический вестник. – 2018. – № 6. – С. 69-72.
26. Копылова, Ю.Г., Нехайчук, Д.В. Социальная защита муниципальных служащих: практический аспект // Эффективность бизнеса в условиях экономических глобальных трансформаций Сборник научных трудов по результатам IX Международной научно-практической конференции. Под редакцией В.В. Трофимовой. – 2018. – С. 9-15.
27. Лабазанов, О.А., Шахбанов, А.М. Пенсионное обеспечение населения в Российской Федерации в современный период // Студенческая наука: проблемы, тенденции и перспективы развития: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет». – 2018. – С. 22-25.
28. Лачина, Е.А., Лачин, А.А., Савельева, О.Е. Специфика реализации прав граждан на пенсию по выслуге лет // Правовая политика и правовая жизнь. – 2017. – № 1. – С. 69-73.
29. Мазина, Г.П. Современные проблемы пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. – 2017. – № 3-2. – С. 89-95.
30. Медведев, М.С. Пенсионное обеспечение, как одна из основных гарантий государственных гражданских служащих // NovaInfo.Ru. – 2017. Т. 1. – № 66. – С. 197-201.
31. Миронова, Т.К. Пенсии за выслугу лет и их социально-правовая оценка с позиций отраслевой науки и конституционного правосудия // Вопросы российского и международного права. – 2018. Т. 8. – № 8A. – С. 103-113.
32. Никифорова, Н.Н. Новеллы законодательства о пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих: критический анализ ряда положений // Социальное и пенсионное право. – 2018. – № 1. – С. 38-43.
33. Паксиваткина, В.А. Пенсионное обеспечение военнослужащих в Российской Федерации // Севастополь-Сталинград: одна война, одна история. Посвящается 75-летию Победы в Сталинградской битве Материалы II Всероссийской научно-практической конференции ученых, преподавателей, специалистов и практиков, аспирантов, магистрантов, студентов и школьников. – 2018. – С. 122-127.
34. Право социального обеспечения: учеб.-практ. пособие / авт.-сост.: Т.И. Волостнова; Средне-Волжский институт ВГУЮ РПА Минюста России. – Саранск: Издатель Афанасьев В.С., 2017. – 218 с.
35. Пресняков, М.В., Фильченко, А.Д. Актуальные проблемы пенсионного обеспечения государственных служащих // Приоритетные направления развития науки и образования: сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2 частях. – 2018. – С. 211-213.
36. Розуман, О.П. Проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих в Российской Федерации // Гарантии прав в Российской Федерации и международном праве: сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 193-196.
37. Савин, И.Г. Пенсия за выслугу лет. Особенности пенсионного обеспечения военнослужащих // Право в Вооруженных силах. – 2018. – № 11 (256). – С. 22-32.
38. Спицина, О.В., Марус, Д.С. Сущность и специфика пенсионного обеспечения военнослужащих в Российской Федерации // Центральный научный вестник. – 2018. Т. 3. – № 9 (50). – С. 126-127.
39. Степкин, С.П. Зачет иных периодов работы в стаж федеральной государственной гражданской службы // Государственная служба. – 2017. – Т. 19. – № 1 (105). – С. 70-73.
40. Сунгатуллина, Д.В. Пенсионная реформа в России: возможные социально-экономические последствия // Фундаментальные и прикладные разработки естественных и гуманитарных наук: современные концепции, последние тенденции развития: Материалы XV Всероссийской научно-практической конференции. В 4-х частях. – 2018. – С. 320-327.
41. Хамитов, А.Р. Проблемы пенсионного обеспечения государственных служащих ХIX века // Актуальные вопросы развития естественных и технических наук. Приоритетные направления научных исследований и разработок в сфере инноваций Материалы международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 57-61.
42. Чурикова, Н.Н. Характеристика видов пенсий в Российской Федерации // Материалы XX Отчетной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава: Материалы конференции / Под редакцией С.Л. Иголкина. – 2017. – С. 176-179.
43. Шахбанова, Ю.А. Виды пенсий для военнослужащих в Российской Федерации // Наука и образование сегодня. – 2018. – № 7 (30). – С. 61-66.
44. Шахбанова, Ю.А. Особенности назначения пенсии военнослужащим российской федерации // Аллея науки. – 2018. – Т. 5. – № 5 (21). – С. 216-223.
45. Шахбанова, Ю.А. Пенсионное обеспечение военнослужащих в Российской Федерации // Юридический факт. – 2018. – № 23. – С. 55-59.
Электронные и Интернет-ресурсы
46. Пенсионный фонд РФ [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.pfrf.ru/. – (Дата обращения – 26.02.2019).