Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ ИЗВЛЕКАТЬ НУЖНУЮ ИНФОРМАЦИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 6
1.1 Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников 6
1.2 Информационные средства обучения в учебном процессе начальной школы 15
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЯ ИЗВЛЕКАТЬ НУЖНУЮ ИНФОРМАЦИЮ О ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 23
2.1. Изучение исходного уровня сформированности умений младших школьников извлекать информацию 23
2.2. Организация работы по формированию умений извлекать нужную информацию 28
2.3. Результаты исследования 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 60
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим качеством личности в современном динамично меняю-щемся обществе является способность работать с информацией и самосто-ятельно добывать знания. В федеральных государственных стандартах второго поколения обращается внимание на то, что выпускник начальной школы должен уметь осуществлять поиск информации, систематизировать, сопоставлять и преобразовывать ее. В настоящее время, в соответствии с требованиями ФГОС, одним из планируемых образовательных результа-тов, является формирование универсальных учебных действий, в состав которых входит блок познавательных учебных действий.
Именно в сфере формирования познавательных УУД выпускники овладеют всеми типами учебных действий. Важная особенность заключа-ется в том что, при жизни человек должен уметь ставить себе цель, плани-ровать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации, включая спо-собность принимать и сохранять цель, задачу, контролировать и оцени-вать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполне-ние.
Разработкой понятия и классификаций учебных умений и навыков, близких по смыслу к современному понятию «универсальных учебных действий» занимались многие педагоги и ученые (Ю.К. Бабанский, В.Ф Паламарчук, С.Г Воровщиков, Д.В. Татьянченко И.Э. Унт, А.В. Усова А.А. Бобров и др.).
Младший школьный возраст является базовым периодом формиро-вания отношения обучающихся к дальнейшей школьной деятельности, становлению ребенка как личности, его отношения к окружающим и к са-мому себе. В этом возрасте происходит формирование понятия о том, что хорошо и что плохо, о нормах поведениях в обществе. Став первокласс-ником, ребенок становится частью социума в большей мере, чем он был ранее. Ему предстоят новые знакомства и новые социальные роли, знаком-ство с новой информацией.
Теперь, когда ребенок стоит на пороге нового этапа, когда в школе ему будут предъявляться определенные новые требования, ему важно прочувствовать на себе смену социальных ролей и стать более самостоя-тельным. Одним из базовых предметов, с которыми знакомится младший школьник на данном этапе жизни, является «Окружающий мир».
Школьный предмет «Окружающий мир» направлен на освоение до-ступных детям способов изучения природы и общества (наблюдение, за-пись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.) и постепенное са-мостоятельное использование их при оперировании с изучаемым объек-том. Как показывает школьная практика, учителями начальных классов недостаточно уделяется внимания целенаправленному формированию умений поиска и работы с информацией. Помочь в этом могут современ-ные педагогические технологии, прежде всего, мельтимедиатехнологии.
Учитывая актуальность, была определена тема исследования: «Мультимедийные технологии как средство формирования умения извле-кать нужную информацию о природе у младших школьников».
Объект исследования: процесс формирования у младших школьни-ков умения осуществлять поиск необходимой информации.
Предмет исследования: мультимедийные технологии как средство формирования умения извлекать нужную информацию о природе у млад-ших школьников.
Цель исследования: изучить возможности мультимедийных техноло-гий как средство формирование умения извлекать нужную информацию о природе у младших школьников.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
Изучить вопросы формирования познавательных уни-версальных учебных действий у младших школьников;
Рассмотреть возможности мультимедийных технологий как средства обучения младших школьников;
Провести опытно-поисковую работу, направленную на определение условий, способствующих формированию умения младших школьников работать с информацией на уроках «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: мы полагаем, что процесс формирования у младших школьников умения осуществлять поиск необходимой информа-ции по окружающему миру будет проходить более успешно, если:
учитывать дидактические требования организации рабо-ты с научно-познавательным текстом;
на каждом уроке по предмету «Окружающий мир» ис-пользовать разнообразные приемы формирования уме-ния осуществлять поиск необходимой информации.
Методы исследования: теоретические (сравнение, анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, обоб-щение), эмпирические (наблюдение, анкетирование).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, библиографического списка.
Практическая значимость данной работы проявляется в возможности применения материалов исследования в практике работы педагогов начальных классов при формировании у младших школьников умения ра-ботать с информацией.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ ИЗВЛЕКАТЬ НУЖНУЮ ИНФОРМАЦИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНО-ЛОГИЙ
1.1 Формирование познавательных универсальных учебных дей-ствий у младших школьников
Проблема развития познавательных универсальных учебных дей-ствий актуализировалась в связи с введением Федерального государствен-ного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (далее – ФГОС ООО, или Стандарт второго поколения) [41]. В Поясни-тельной записке к документу отмечается, что новый Стандарт является ча-стью ФГОС общего образования, разработанного в соответствии с Зако-ном «Об образовании».
Его методологической основой является системно-деятельностный подход, который нацеливает «на итоговые результаты образования как си-стемообразующий компонент конструкции стандартов» и направлен на формирование ключевых компетенций и ориентирует образовательный процесс на развитие у обучающихся, на основе сформированных универ-сальных учебных действий (далее – УУД), метапредметных компетенций.
В новом федеральном Стандарте УУД сгруппированы в четыре ос-новных блока: личностные; регулятивные; познавательные; коммуника-тивные. Данный документ устанавливает требования к личностным, мета-предметным и предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Понятие «познавательные универсальные учебные действия» входит в состав метапредметных результатов, наравне с регулятивными и коммуникативными [41].
А.Г. Асмоловым выделяются четыре основных вида УУД: личност-ные, регулятивные, познавательные и коммуникативные [1].
Получается, что реально существуют различия в классификации УУД, в понимании и непосредственной трактовке термина «познаватель-ные УУД», что не только вводит теоретически спорные моменты, но и вы-зывает проблемы у практиков, ориентированных на оперирование четки-ми понятиями.
В блоке универсальных действий познавательной направленности разработчики «Фундаментального ядра образования» считают целесооб-разным различать общеучебные, включая знаково-символические; логиче-ские, действия постановки и решения проблем, тогда как в ФГОС ООО знаково-символические действия выделены в отдельный вид УУД. В клас-сификации А.Г. Асмолова «познавательные включают общеучебные, логи-ческие и знаково-символические».
Казалось бы, не столь принципиально, что знаково-символические действия структурированы по-разному. Однако на какой документ ориен-тироваться образовательным учреждениям, если, согласно глоссарию, «знаково-символические действия обеспечивают конкретные способы пре-образования учебного материала», а согласно базовому документу – зна-ково-символические УУД включаются в состав общеучебных действий.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008
2. Ахметжанова, Г.В. Методологические основы развития педаго-гического образования в новых социокультурных условиях / Г.В. Ахмет-жанова // Наука – производству. - Научно-техническое предприятие «Ви-ражЦентр», Москва, 2005. - №5. – с. 32-33.
3. Ахметжанова, Г.В. Современные проблемы теории и практики начального образования: монография / Под общей редакцией Г.В. Ахмет-жановой. - Тольятти, 2013. – 179 с.
4. Балашова, А.И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А.И. Балашова, Н.А. Ермолова, А.Ф. Потылицына // Муници-пальное образование: инновации и эксперимент. – 2009. № 5. С. 23-30.
5. Бирюкова, Ю.О. Система работы учителя по формированию личностных универсальных учебных действий у младших школьников / Ю.О. Бирюкова // Грани познания. 2013. № 2. С. 35–40.
6. Бондарева, И.И. Формирование универсальных учебных дей-ствий у младших школьников / И.И. Бондарева // Нижегородское образо-вание. 2010. № 1. С. 114–118.
7. Водянский А. Стандарты общего образования: стратегия и так-тика нововведений // Народное образование. - 2009. - № 7. - С. 30 - 33.
8. Возрастные возможности усвоения знаний: младшие классы школы [Текст] / ред. В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1966. – 444 с.
9. Ворновская, Н. И. Формирование познавательных интересов младших школьников (на материале краеведения) [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. И. Ворновская; Калинингр. гос. ун-т. – Калининград, 2013. – 28 с.
10. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика – пресс, 1999
11. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л., Стародубова Г.А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и об-разовательных учреждениях: Учебно-метод. пособие. — 2-е изд., перераб. М.: Школьная б-ка, 2003. — 296 с.
12. Давыдов, В.В. Способы повышения мотивации у младших школьников / В.В. Давыдов. – М.: Просвещение, 2011.- 95 с.
13. Егорова Ю.Н. Мультимедиа как средство повышения эффек-тивности обучения в общеобразовательной школе//Автореф. дисс. канд. пед. наук – Чебоксары, 2000.
14. Жукова, З.П. Совместная деятельность классного руководителя и семьи / З.П. Жукова// Начальная школа. – 2012. -№8, - С. 21-22.
15. Загвоздкин В. О стандартах второго поколения // Народное образование. - 2009. - № 7. - С. 9 - 20.
16. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс // Начальная школа. - 2008. - №1. – С. 21-25.
17. Как проектировать универсальные учебные действия в началь-ной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2011. – 152 с.
18. Клемешова Н.В. Мультимедиа как дидактическое средство высшей школы // Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Калининград, 1999.
19. Крупская, Н.К. Задачи школы 1 ступени / Н.К. Крупская. - М: Просвещение, 2012. – 245 c.
20. Ксензова, Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспи-тания школьников / Г.Ю. Ксензова. - Педагогическое общество России, 2008. - Москва. – 128 с.
21. Пакулина, С. А. Психолого-педагогические особенности обуче-ния формам самостоятельной работы младших школьников / С. А. Паку-лин // Журн. Начальная школа. – 2009. – №3. – С. 13-19.
22. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Код-жаспиров. – М.: Академия, 2000
23. Первова, Г.М. Чтение как универсальная деятельность младше-го школьника/ Г.М. Первова // Начальная школа. - 2013. - № 1, - С. 11–17.
24. Перминова Л.М. Формирование общих учебных умений и навыков у учащихся как условие повышения качества общего образова-ния. - СПб. АППО, 2006. - 64 с.
25. Петрова, И.В. Средства и методы формирования универсаль-ных учебных действий младшего школьника / И.В. Петрова // Молодой учёный. 2011. № 52. – С. 151–155.
26. Петухова Т.П., Ващук И.Н. Формирование информационной грамотности младшего школьника в учебной деятельности: Монография. - Нижний Новгород: ВГИПУ, 2007. - 192с.
27. Планируемые результаты начального общего образования / Сост. Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В., Биболетова М.З. и др. – М.: Про-свещение, 2010. – 357 с.
28. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» [Текст] : пособие для учителей / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2014. – 223 с.
29. Поглазова, О. Т. Окружающий мир. Программа. 1-4 классы [Текст] / О. Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013. – 304 с.
30. Пономарёва, Е.А. Универсальные учебные действия или умение учиться / Е.А. Пономарёва // Муниципальное образование: Инновации и эксперимент. – 2010. - № 2. – С. 39–42.
31. Потапов, И. В. Программа курса «Окружающий мир» [Текст] / И. В. Потапов, Г. Г. Ивченкова, Е. В. Саплина, А. И. Саплин // Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. Учебно-методический комплект «Планета знаний». – М.: Издательство «Астрель», 2013. ‒ С. 164-196.
32. Рожков, М.И., Байбородова, Л.В. Организация воспитательно-го процесса в школе [Текст] / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС. 2010. 134 с.
33. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить младше-го школьника приобретать знания.- Ярославль: Академия развития. Ака-демия Холдинг, 2002. – 134 с.
34. Семенова, Т.С. Распределение внимания учителя между уча-щимися на уроке / Т.С. Семенова // Начальная школа. – 2013. - №8, – С. 10-14.
35. Сидоренко, Е.В. Формирование универсальных учебных дей-ствий младших школьников на уроках литературного чтения / А.В. Сидо-ренко, И.И. Николаева // Альманах современной науки и образования. – 2013. – № 7. – С. 130–132.
36. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие. - М.: Издат. центр «Академия», 1999. – 170 с.
37. Сорокун П.А. Основы психологии. – Псков.: ПГПУ, 2005
38. Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Общеучебные умения: очарование очевидного. – Челябинск: ЦНТИ, 1996. – 86 с.
39. Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Организационно-методические условия развития общеучебных умений школьников // Школьные технологии. – 2002. – № 5. – С. 42-55.
40. Татьянченко Д.В., С.Г. Воровщиков Развитие общеучебных умений школьников // Народное образование. – 2003. – № 8. – С. 115-126.
41. ФГОС основного общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010. № 1897) [Электронный ресурс] // www.edu.ru. – 2014. – Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/m1897.html