Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Таможенное законодательство – это одна из сфер, в рамках которого происходит постоянная трансформация. Данный процесс характерен не только для России, но и других стран, что объясняется необходимостью соответствия изменяющимся экономическим условиям на международной арене. Наиболее распространённым вариантом совершенствования нормативной базы является развитие уже существующей. Евразийская экономическая комиссия активно работает над изменениями в области таможенного законодательства ЕАЭС с учетом тенденций развития, имеющих место в правоохранительной сфере.
В современных условиях обеспечение более высокого уровня безопасности процессов и участников таможенной системы обусловлено нарастающим уровнем угроз терроризма и влияния преступных элементов на систему национальной безопасности России. В связи с этим представляется важным изучить потенциал совершенствования таможенного законодательства ЕАЭС именно в правоохранительной сфере.
Степень изученности данной темы обусловлена ее значимостью и интересом со стороны государственных деятелей, служащих и специалистов таможенной системы и правоохранительных органов, ученых. Однако, несмотря на большое количество работ по данной тематике существуют потребность в более глубоком изучении именно правоохранительных аспектов развития таможенного законодательства ЕАЭС.
Цель данной выпускной квалификационной работы заключается в анализе системы и тенденций развития таможенное законодательство ЕАЭС.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие исследовательские задачи:
- изучить предпосылки и историю формирования таможенного законодательства ЕАЭС,
- охарактеризовать современное состояние таможенного законодательства ЕАЭС,
- выявить основные аспекты таможенного законодательства ЕАЭС в правоохранительной сфере,
- определить проблемы развития таможенного законодательства ЕАЭС в правоохранительной сфере,
- обосновать необходимость расширения правового поля в правоохранительной сфере,
- сформулировать рекомендации по методологическому обеспечению таможенного законодательства ЕАЭС.
Предметом исследования является методология развития таможенного законодательства ЕАЭС в правоохранительной сфере.
Объект исследования – таможенное законодательство ЕАЭС.
Методы исследования:
- анализ нормативно-правовых источников,
- анализ научной литературы,
- исторический анализ,
- сравнительный анализ.
Структура работы обусловлена ее сложностью и представлена тремя главами и шестью параграфами, заключением и списком литературы.
1 Развитие таможенного законодательства ЕАЭС
1.1 Предпосылки и история формирования таможенного законодательства ЕАЭС
Формирование таможенного законодательства происходило достаточно стремительно ввиду сформированных условий и предпосылок, обозначивших потребность стран-участниц ЕАЭС в единой политике организации таможенной деятельности и деятельности по упорядочению и оптимизации международной торговли и обмена товарами и услугами.
Согласно методологии научного исследования, осуществляя анализ развития какой-либо деятельности или системы представляется важным обозначить условия и предпосылки, которые являются для нее платформой или стимулирующим аспектом, т.е. определить условия и предпосылки.
Условиями формирования таможенного законодательства являются объективные процессы, происходящие в мире или конкретном государстве, социально-экономической системе и определяющие возможность развития событий и процессов в определенном направлении, направленные на изменения таможенной системы государства.
Предпосылками развития являются внутригосударственные аспекты исторического развития таможенной системы, определяющие ее преобразование или изменение. Таким образом: условия – это объективные внешние факторы, а предпосылки – это субъективные и внутрисистемные факторы.
Развитие таможенного законодательства ЕАЭС, а также правоохранительной деятельности с начала 1990-х в данной сфере было обусловлено совокупностью различных условий и предпосылок, которые, в свою очередь можно систематизировать согласно схеме на рисунке 1.1.
Рис.1.1. Условия и предпосылки развития законодательства ЕАЭС в правоохранительной сфере
Источник: составлено автором
С начала 1990-х годов Российская Федерация стала активно интегрироваться в процессы международного взаимодействия с другими странами и развивать внешнеэкономическую деятельность.
Официальной датой начала создания таможенного законодательства ЕАЭС можно считать 1995 год, когда между Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Республикой Беларусь было заключено Соглашение о создании Союза. Целью данного Соглашения было налаживание экономического взаимодействия между сторонами, обеспечение свободного товарообмена и добросовестной конкуренции.
26 февраля 1999 года был подписан Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Участниками Договора стали Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, а с 2006 года — Узбекистан. До начала 2000-х годов в странах-участниках активно шел процесс налаживания сотрудничества в различных областях деятельности (в том числе социокультурной, научной).
В 2000 году было принято решение об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Участниками сообщества стали Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан.
В 2003 году было подписано Соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП). Началась работа по подготовке правовой базы ЕЭП, которая в дальнейшем стала основной для функционирования Союза. Наиболее важными событиями в процессе формирования Таможенного союза стали два неформальных саммита глав государств ЕврАзЭС.
16 августа 2006 года на очередном саммите главы государств ЕАЭС приняли решение о создании Таможенного союза. Согласно этому перед представительствами Казахстана, Беларусии и России была поставлена задача разработки договорно-правовой базы. В октябре 2007 года на следующем на саммите ЕАЭС был согласован и ратифицирован пакет документов, определившей развитие правовой базы Таможенного союза, в который в дальнейшем вошли:
- договор о создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза,
- договор о Комиссии таможенного союза,
- протоколы о внесении изменений в Договор об учреждении ЕАЭС,
- протокол о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним),
План действий по формированию таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.
Перечень данных документов ознаменовал начало создания таможенного законодательства ЕАЭС с включением в него российской нормативно-правовой базы.
Официально с 1 января 2010 года начал функционировать Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Объединившиеся государства стали применять во внешней торговле с третьими странами единый таможенный тариф и единые меры нетарифного регулирования, а также упорядочили тарифные льготы и преференции для товаров из третьих стран, начал действовать Таможенный кодекс Таможенного союза. Постепенно на внутренних границах стан-участниц Таможенного союза стали отменяться таможенное оформление и таможенный контроль, ликвидировались пункты принятия уведомлений.
В 2012 год вступили в силу международные договоры, формирующие правовую основу Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, создающие основу для свободного движения не только товаров, но и услуг, капитала и рабочей силы.
С подписанием Договора о Евразийском экономическом союзе 29 мая 2014 года страны-участницы Таможенного союза и Единого экономического пространства положили начало новому более тесному взаимодействию. 10 октября 2014 года к Договору о ЕАЭС присоединилась Республика Армения. 23 декабря 2014 года был подписан Договор о присоединении Кыргызской Республики к ЕАЭС.
В качестве предпосылок формирования таможенного законодательства ЕАЭС можно назвать евразийскую интеграцию в таможенной сфере между компаниями, которые участвуют в процессе торгового обмена в формате подрядчиков и организаторов вспомогательных бизнес-процессов. В данном аспекте таможенные услуги представляют собой часть околотаможенной сферы и услуги определенные таможенными транзакциями совершаются участниками внешнеэкономической деятельности в совместных проектах на условиях аутсорсинга .
Некоторые эксперты выделяют ряд специфических предпосылок формирования таможенного законодательства ЕАЭС:
- непрозрачность и сложность процессов администрирования со стороны органов государственного управления, высокая выраженность процессов бюрократизации,
- волюнтаристский характер процессов принятия решений и политический окрас,
- высокий уровень влияния коррупционных методов воздействия и нелегального лоббирования интересов отдельных группировок при формировании таможенного законодательства,
- многоуровневость и сложность российского законодательства, неоднозначность и многовариантность правоприменительной практики,
-
- реализация участниками таможенной системы части налоговых функций и ее принципов, определенных необходимостью взимания с участников внешнеторговых операций платежей в государственный бюджет .
Безусловно важной и объективной предпосылкой формирования и развития таможенного законодательства, особенно в правоохранительной сфере, является стремительный рост преступности. Это существенный негативный фактор, определяющий многие проблемы в экономики взаимодействующих стран и негативно отражающийся на иъ экономической и национальной безопасности, развитии социально-экономических систем государств.
В связи с этим перед участниками ЕАЭС стоит серьезная задача постоянного обмена опытом и новыми разработками в борьбе с преступностью с учетом возможностей Таможенного союза и укрепления взаимодействия на нее на международном уровне.
Особенно значимыми являются проблемы транснациональной организованной преступности, а также процессы увеличения угроз международного терроризма и экстремизма, которые обуславливают высокий уровень требований к качеству и эффективности работы првоохранительных органов. Решение этой задачи невозможно без результативного взаимодействия правоохранительных органов и органов таможенной системы.
Именно поэтому на международные организации , такие как Всемирная торговая организация, Совет государств Балтийского моря, Интерпол и Европол активно участвуют в разработке и стимулируют национальные таможенные органы к поиску и внедрению поиска новых эффективных методик правоохранительной деятельности, а также внедрения механизмов получения упреждающей, практически значимой для таможенных органов информации в отношении преступных замыслов криминальных структур, активно функционирующих в сфере внешнеэкономической деятельности. Данные обстоятельства послужили основанием для совершенствования таможенного законодательства ЕАЭС в правоохранительной сфере.
1.2 Современное состояние таможенного законодательства ЕАЭС
В связи с формированием нормативной правовой базы Евразийского экономического союза изменяется таможенное законодательство государств-участников. Прежде всего в дополнение к действующему национальному законодательству появились еще два уровня регулирования: международные соглашения государств–участников Таможенного союза и Решения Комиссии таможенного союза (в настоящее время – Евразийская экономическая комиссия). На данный момент таможенное законодательство ЕАЭС представляет собой четырехуровневую систему:
- Таможенный Кодекс Евразийского экономического союза;
- международные соглашения государств–участников ЕАЭС, регулирующие таможенные правоотношения;
- решения Евразийской экономической комиссии;
- национальное таможенное законодательство стран-участниц.
Переход на более высокий уровень интеграции потребовал серьезных изменений в нормативно-правовой базе Союза. Работа над созданием нового Таможенного кодекса велась несколько лет, процесс требовал многочисленных согласований поправок со сторон государств-членов Союза. 26 декабря 2016 года был принят Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который заменил Таможенный кодекс Таможенного союза, принятый в 2009 году. Новый ТК ЕАЭС вступил в силу 1 января 2018 года. Документ объединяет в себе множество международных договоров и соглашений Таможенного союза (например, Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза), которые утратят силу полностью или частично .
Таможенный кодекс ЕАЭС содержит ряд новых положений, касающихся не только структуры самого Кодекса (новый ТК ЕАЭС содержит 4 приложения, которых в ТК ТС не было), но и правил таможенного регулирования в Союзе. Так, в проекте ТК ЕАЭС обновлен понятийный аппарат, введен принцип «единого окна», заявлен приоритет электронного декларирования, внесены некоторые изменения в таможенные процедуры, реформирован институт уполномоченного экономического оператора и др.
Представляется целесообразным определить сложившуюся структуру взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности России (рис.1.2.):
Рис.1.2. Структура взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности в рамках ЕАЭС
Источник: составлено автором
Согласно рис.1.2 в структуре внешнеэкономической деятельности России можно выделить следующие группы участников:
- Федеральная таможенная служба, определяющая все ключевые аспекты взаимодействия участников,
- коммерческие организации, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность,
- государственные организации, участвующие в процессах внешнеэкономической деятельности,
- посредники и клиенты, осуществляющие внешнеторговую деятельность,
- правоохранительные органы осуществляющие пресечение таможенного законодательства ЕАЭС и России.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон № 195 – ФЗ от 30.12.1991: по состоянию на 20.10.2016. Режим доступа: СПС «Консультант плюс».
2. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (последняя редакция). «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107181/
3. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-Ф3 (ред. от 03.07.2016) «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изменениями на 3 июля 2016 г) // [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/901882225.
4. Федеральный Закон № 114 «О службе в таможенных органах Российской Федерации» Режим доступа: СПС «Консультант плюс».
5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» // Российская газета. N 105. 18.05.2016.
6. Александров А.И., Федоров А.В. Формирование российского уголовно-процессуального законодательства, регулирующего деятельность таможенных органов // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2015. N 3 (40). С. 254 - 258.
7. Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Системные исследования и общая теория систем. – В кн.: Системные исследования, Ежегодник, М.: - Наука, 1969. С. 7
8. Боброва В.В. Новый таможенный кодекс ЕАЭС как эффективный инструмент государственного регулирования внешней торговли// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2017. №1 (49). Режим доступа: https://eee-region.ru/article/4946/
9. В ЕЭК обсудили работы по устранению барьеров и ограничений между странами ЕАЭС [электронный ресурс] // Новости Армении сегодня. − Режим доступа: http://novostink.ru/eaeu/164789-v-eek-obsudili-raboty-po-ustraneniyu-barerov-i-ogranicheniy-mezhdu-stranami-eaes.html.
10. Всемирная таможенная организация - ВТамО, Совет по таможенному сотрудничеству - СТС. // Всероссийская академия внешней торговли. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.vavt.ru/wto/wto/CTCCCC
11. Волеводз А.Т. Учреждения и органы Европейского союза по судебному и полицейскому сотрудничеству: учебное пособие. М., 2010
12. Впервые под председательством России пройдет сессия Совета Всемирной таможенной организации. // Федеральная таможенная служба. Опубликовано 04.07.2017г. [Электронный ресурс]. - URL: http://customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=25456:2017-07-04-11-05-57&catid=40:2011-01-24-15-02-45
13. Гокинаева И.А. Основы таможенного дела. Часть 1. Таможенные процедуры. Учебное пособие. — СПб: Университет ИТМО, 2016. — 58 с.
14. Гревцова, Л.Г. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза: возможности и перспективы / Л.Г. Гревцова, А.В. Аносов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2015. − №5. – С. 198-203
15. Денисова А. Ю. Таможенные сборы в государствах — членах Таможенного союза ЕАЭС: сравнительно-правовой анализ / под ред. Т. Н. Трошкиной. — М.: Институт публично-правовых исследований, 2016.
16. Диагностика работы правоохранительных органов РФ и выполнения ими полицейской функции // Правоохранительная деятельность в России: структура, функционирование, пути реформирования. СПб., 2012. Ч. 1, гл. 1, 2, 3.
17. Европол: Основная информация // Сайт Европейской полицейской организации в сети Интернет. URL: https://www.europol. europa.eu/content/page/about-us (дата обращения: 13.01.2016).
18. ЕЭК: Кодекс ЕАЭС заставит переделывать таможенные технологии. – Режим доступа: http://eurasiancenter.ru/expert/20161004/1004402149.html. – Дата размещения статьи: 04.10.2016.
19. Канищев Д. Таможня на страже закона // ЭЖ-Юрист. 2013. N 3. С. 1, 7.
20. Козлов В.И. Реформа уголовного и уголовно-процессуального законодательства и ее влияние на деятельность правоохранительных подразделений таможенных органов // Вестник Российской таможенной академии. 2014. N 1. С. 38 - 45.
21. Курбанова Е.М. Некоторые современные проблемы, возникающие при обнаружении признаков таможенных преступлений // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2014. N 2. С. 65 - 69.
22. Лебедева О. А. Практика применения таможенных процедур в ЕАЭС // Молодой ученый. — 2018. — №20. — С. 236-237. — URL https://moluch.ru/archive/206/50535/ (дата обращения: 02.04.2019).
23. Лесков Ю.В. Проблемы и перспективы таможенного администрирования в условиях функционирования Евразийского Экономического Союза // Синергия наук. 2018. № 21. − С. 20-27.
24. Мовчан А. З. Об актуальных вопросах обеспечения законности в деятельности таможенных органов в условиях формирования новой системы правовых актов, регулирующих таможенные правоотношения // Молодой ученый. — 2017. — №40. — С. 38-40
25. Нагорная М.С., Якименко Е.С. Международно-правовой аспект таможенной деятельности России по пресечению контрабанды // Управление в современных системах. 2017. №5 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodno-pravovoy-aspekt-tamozhennoy-deyatelnosti-rossii-po-presecheniyu-kontrabandy (дата обращения: 02.04.2019)
26. Некрасов Е.Е., Киселев А.К. Полиция современной Европы: исторические аспекты и тренды эволюции: монография. Пятигорск, 2015.
27. О привлечении лиц к административной и уголовной ответственности за нарушение таможенного законодательства и совершение иных правонарушений и преступлений отнесенных к компетенции таможенных органов. [Электронный ресурс]. - URL: http://ctu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=14965:l-l-rr&catid=339:2017-05-04-12-02-32&Itemid=361
28. Показателем эффективности работы таможни должна стать оценка затрат бизнеса на ВЭД // Информационный портал по логистике, транспорту и таможне. − Режим доступа: http://www.logistic.ru/news/news.php?num=2015/12/01/75/31265822. − Дата размещения статьи: 01.12.2015
29. Правоохранительная и иная деятельность таможенных органов Российской Федерации URL: http://libraryno.ru/2-7-2-pravoohranitel-naya-i-inaya-deyatel-nost-tamozhennyh-organov-rossiyskoy-federacii-pravooxr/ (дата обращения: 14.02.2019).
30. Прокопович, Г.А. Новое таможенное законодательство и перспективы его изменения / Г.А. Прокопович // Аналитический Журнал «Отрасли права». − Режим доступа: http://отрасли-права.рф/article/18463. − Дата размещения статьи: 04.07.2016.
31. Сведения о таможенных процедурах ФТС России за 2015–2017 г.г.
32. Сивенкова А. И., Шуклина З. Н. Особенности таможенного оформления в условиях функционирования Евразийского Экономического Союза // Молодой ученый. — 2017. — №6. — С. 297-300. — URL https://moluch.ru/archive/140/39557/ (дата обращения: 13.03.2019).
33. Ситдиков А.Т. Административная ответственность в области таможенного дела: некоторые вопросы теории и практики. // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 2(2). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/2/18733 (дата обращения: 02.04.2019).
34. Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры. 2013 год: информационно-аналитическая записка / под общ. ред. ректора Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации О.С. Капинус. М., 2014, С.58
35. Результаты деятельности таможенных служб по регионам. // Всемирная Таможенная организация. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.wto.org/
36. Рекомендация совета о взаимном административном содействии (5 декабря 1953 г.). // Совет таможенного сотрудничества. [Электронный ресурс]. - URL: http://online.zakon.kz/m/Document/?doc_id=31209727
37. Семенистый А.В., Тулев В.О. Организация внутреннего и внешнего взаимодействия в территориальном органе МВД России на районном уровне при реализации полномочий полиции: методические рекомендации. М., 2014
38. Степанова И.Ю. К вопросу о подборе кадров для службы в органах внутренних дел Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-podbore-kadrov-dlya-sluzhby-v-organah-vnutrennih-del-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 29.12.2018).
39. Тагиров З.И. Координация и кооперация в правоохранительной деятельности: опыт Европейского союза для Россиии Евразийского экономического союза // Труды Академии управления МВД России. 2017. №1 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/koordinatsiya-i-kooperatsiya-v-pravoohranitelnoy-deyatelnosti-opyt-evropeyskogo-soyuza-dlya-rossiii-evraziyskogo-ekonomicheskogo (дата обращения: 04.04.2019)
40. Таможенное право. Семинар 3. URL: https://studfiles.net/preview/1713378/page:3/ (дата обращения: 15.03.2019).
41. Таможенная служба Российской Федерации в 2016 году справочные материалы к расширенному заседанию коллегии. - М., 2017 // Федеральная Таможенная служба. [Электронный ресурс]. - URL: http ://www.vavt.ru/wto/wto/CTCCCC
42. Тырлышкина Е.С. Взаимодействие таможенной службы и правоохранительных органов // Материалы Межрегиональной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей. Отв. ред. С.Г. Лешкова. 2018. С. 214
43. World Customs Organization. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.wcoomd.org/