Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что непосредственно поддержка семьи и детей, всемирная охрана их интересов считается важнейшим принципом, как в отечественном, так и в международном праве. Для реализации данных принципов необходимо наличие в правовой системе страны собственного механизма его реализации, закрепленного в нормах права. Особую актуальность в связи с этим приобретают нормы права, гарантирующие защиту семьи государством.
В ст. 7 Конституции РФ перечень гарантий социальной защиты начинается с тех, которые имеют направленность на сохранение здоровья и семьи как фактора, определяющего способность к самостоятельному жизнеобеспечению. Иные гарантии обладают социально-обеспечительной природой, исходят от государства и охватывают государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий и пособий. Такой подход к распределению социальных рисков обусловливает формирование многоуровневой системы защиты от них, включающей ее обязательные и факультативные формы. Это согласуется с ч. 3 ст. 39 Конституции РФ.
Так же, актуальность исследования обусловлена тем, что в современной социально-демографической ситуации в России институты семьи, материнства и детства приобретают повышенную публичную значимость. При этом организация системы социальной защиты семьи, материнства и детства в нашей стране оставляет желать лучшего. Одним из слабых звеньев в данной сфере представляется недостаточно проработанная нормативно-правовая база социального обеспечения семей с детьми. Этим обусловлена необходимость создания прежде всего федеральным законодателем адекватной системы социальной защиты.
В настоящее время наше общество находится на стадии структурных преобразований и изменений общесистемного характера. Именно сейчас, проводя реформы во всех сферах общественной жизни, закладывается фундамент, основы будущего экономического, политического, социального устройства. Объективно создается реальная система гарантий законности в государстве.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с назначением и получением пособия гражданам, имеющим детей.
Предметом исследования являются нормы действующего законодательства, регламентирующие назначение и получение пособий гражданам, имеющих детей, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме исследования
Целью работы является комплексное изучение пособия гражданам, имеющим детей, ежемесячное пособие на ребёнка и другие виды пособий семьям, имеющим детей, предусмотренные законодательством.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым решение следующих задач исследования:
• исследовать социальную политику государства РФ о социальной защите семьи;
• рассмотреть государственную заботу о детях;
• изучить нормативно-правовые документы, регламентирующие социальную защиту;
• проанализировать ежемесячные выплаты гражданам имеющих детей;
• рассмотреть материнский капитал, как меру государственной поддержки семей с детьми;
• выявить проблемные аспекты пособий гражданам, имеющих детей;
• определить направления развития правового регулирования пособия гражданам, имеющим детей.
Методологическую основу данного исследования составляют общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция, а также специальные методы: сравнительно-правовой, формально-юридический, историко-правовой, которые позволили всецело исследовать данную тематику.
Нормативно-правовой основой данной работы составили международные и внутригосударственные нормативные правовые акты, официальные документы, статистические данные, обзоры юридической практики, справочная литература.
Эмпирическую основу исследования составили материалы судебной практики, содержащие сведения о предоставлении пособий в Российской Федерации.
В работе применяются общие и частные методы исследования, в том числе описательный, историко-юридический, системно-правовой, формально-юридический, метод сравнительного анализа.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
1. Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства в рф
1.1. Социальная политика государства РФ о социальной защите семьи
В России конституционная норма о защите семьи появилась далеко не сразу. Так, в Конституции СССР 1936 г. и в Конституции РСФСР 1937 г. было продекларировано только то, что женщине предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни.
Конституционно – правовые нормы, посвященные защите института семьи появились сравнительно недавно. При этом в Конституциях СССР 1936 г. и РСФСР 1937 г. была зафиксирована норма, предоставляющая женщине равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни.
В Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства и детства (ч. 2 ст. 7; ч. 1 ст. 38).
Характеризуя конституционный статус и законодательное оформление семьи в Российской Федерации, Ю.А. Дмитриев указывает на то, что в статье 38 (ч. 1) установлено конституционное право человека на создание семьи, но при этом в ограниченном варианте, так как речь идет только о защите; Семейный кодекс РФ закрепляет право ребенка жить и воспитываться в семье (ст. 54).
Исходя из того что семья - это объект, а не субъект правового регулирования, то тогда лица, как входящие в состав семьи, так и желающие это сделать, обладают самостоятельными правами и обязанностями по поводу данного объекта во взаимоотношениях с государством. Вместе с тем Конституцией РФ вовсе не установлено право на семью: ни на ее создание, ни на право ребенка жить и воспитываться в семье. То есть рамки предполагаемой защиты субъективны и полностью зависят от усмотрения законодателя.
Предложение о необходимости законодательного определения понятия «семья», которое имело бы общеотраслевое значение, прозвучало в отечественной юридической литературе более 15 лет назад. Новые аргументы в пользу такого решения предлагаются современными авторами и по настоящее время. Так, по мнению Т.В. Шершень, «законодательное закрепление определения понятия семьи необходимо, оно обусловлено как практической, так и теоретической целесообразностью, созданием эффективного механизма правовой охраны семьи, обеспечивающего стабильность и устойчивость семьи в российском обществе и государстве».
Тем не менее до настоящего времени в российском законодательстве отсутствует четкое и однозначное понимание не только понятия «семья», но и производного от него понятия «член семьи».
Семейное законодательство о лицах, признаваемых членами семьи. В соответствии со ст. 2 Семейного кодекса РФ семейное законодательство регулирует «личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами». Таким образом, несмотря на отсутствие в тексте СК РФ обособленной дефиниции понятия «член семьи», на основании ст. 2 этого Кодекса можно установить, что к числу таковых относятся:
• супруги;
• родители и их дети (в том числе усыновленные).
В тексте статьи законодатель признает членов семьи субъектами семейного права (лиц, чьи личные неимущественные и имущественные отношения регулирует семейное законодательство). При этом перечень субъектов семейного права этой категорией лиц не исчерпывается. Как прямо указано в статье, в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, могут регулироваться и личные неимущественные и имущественные отношения между другими родственниками и иными лицами.
При наличии соответствующего указания в тексте семейного законодательства родственники и иные лица также обретают статус субъектов семейного права, но это не означает автоматического признания их членами семьи.
В наименовании гл. 15 Семейного кодекса РФ используется формулировка «Алиментные обязательства других членов семьи». Нормы этой главы устанавливают основания возникновения таких обязательств для лиц, прямо не поименованных в ст. 2 СК РФ в качестве членов семьи.
Подобная правовая модель может быть объяснена следующим образом. Помимо отнесения определенных категорий лиц к числу субъектов семейного права нормы ст. 2 СК РФ не исключают возможность и для признания некоторых из них, при наличии особых обстоятельств, членами одной семьи.
Таким образом, основанием для признания лиц членами одной семьи может являться, к примеру, наличие у них алиментных обязательств.
Как отмечает О.В. Капитова, «в алиментных обязательствах участвуют прямо определенные законом физические лица, находящиеся в особом правовом статусе, - это супруги, дети, родители, иные члены семьи». Автор также указывает, что для возникновения алиментного правоотношения необходимо наличие семейных отношений между участниками обязательства.
Для признания конкретных лиц членами одной семьи не имеет значения факт их совместного проживания или ведения общего хозяйства. Не имеют значения и возраст, а также степень дееспособности членов семьи (в том числе факты достижения совершеннолетия, ограничения или полной утраты дееспособности одним или несколькими членами семьи).
Следуя подобному толкованию ст. 2 СК РФ, представители Минфина России в письме от 15 сентября 2004 г. N 03-05-01-04/12, к примеру, признавали членами семьи работника: родителей работника (как пенсионеров, так и работающих), а также детей работника независимо от возраста (как неработающих учащихся, так и работающих). При этом в данном контексте факт совместного (раздельного) проживания значения не имел.
Исходя из современной формулировки ст. 2 СК РФ достижение ребенком совершеннолетия не является достаточным основанием для исключения его из состава членов семьи.
Вместе с тем, несмотря на вполне однозначную позицию законодателя в данном вопросе, некоторые авторы приводят в своих публикациях доводы о необходимости более гибкого подхода на уровне правоприменения.
Так, по мнению В.Ю. Плетнева и Д.А. Шубина, «в отношениях между родителями и их совершеннолетними детьми наличие семейных отношений должно определяться лишь подтверждением этого обстоятельства. В том случае, если одна из сторон отрицает или не подтверждает наличие таких отношений, семейных отношений нет, их следует считать прекратившимися. Само по себе родство не определяет наличие семейных отношений между родителем и его совершеннолетним ребенком. Это должно являться лишь предпосылкой для их возникновения. Родители и дети всегда находятся в отношениях родства, но не всегда в семейных отношениях. Семейные отношения имеют место там, где, помимо родства, присутствуют личные отношения, основанные на их признании сторонами, что, собственно, и создает эти отношения».
Структурными элементами конституционно-правового статуса несовершеннолетнего, по нашему мнению, будут выступать:
1) гражданство несовершеннолетнего - то есть устойчивая правовая связь лица, не достигшего 18-летнего возраста, с Российской Федерацией, выражающаяся в наличии взаимных прав и обязанностей;
2) правоспособность несовершеннолетнего - то есть способность лица, не достигшего возраста 18 лет, иметь с рождения права и обязанности, предусмотренные Основным Законом государства;
3) конституционные принципы - это основополагающие начала, руководящие идеи, провозглашаемые и охраняемые государством, положенные в основу осуществления прав, свобод и обязанностей несовершеннолетних;
4) конституционные права и свободы - закрепленные в Конституции и гарантированные государством возможности, позволяющие несовершеннолетним свободно и самостоятельно избирать вид и меру своего поведения, пользоваться социальными благами как в личных, так и в общественных интересах;
5) конституционные обязанности - мера должного поведения несовершеннолетнего, установленная правом и обеспеченная возможностью применения принуждения со стороны государства;
6) юридическая ответственность - это применение мер государственного принуждения к несовершеннолетнему в случае нарушения им норм права.
Следует отметить, что трудно найти в тексте Конституции РФ правовые нормы, непосредственно относящиеся к правовому статусу несовершеннолетнего, не привели к абсолютному успеху. С целью определения правового положения несовершеннолетнего классифицируют конституционно-правовые нормы на следующие группы:
1) конституционно-правовые нормы, раскрывающие механизм реализации социальной политики в интересах детей. Стратегия государства в данном направлении лежит через обеспечение поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ);
2) конституционно-правовые нормы, непосредственно затрагивающие особый субъект правоотношений - детей. Однако следует заметить, что дети не обозначены в качестве самостоятельного субъекта правоотношений, а рассматриваются совместно с родителями, семьей, материнством;
3) конституционно-правовые нормы, регламентирующие права, свободы, законные интересы и обязанности личности. Термин «каждый», употребляемый в гл. 2 Конституции РФ, равным образом затрагивает правовой статус и взрослых, и детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что Конституция Российской Федерации не решает в полном объеме тех задач, которые стоят перед ней в части обеспечения правового статуса несовершеннолетнего.
Представляется, что признание несовершеннолетнего личностью, обладающей самостоятельным правовым статусом, возможно лишь формально, и, к сожалению, данный факт не решает проблемы охраны и защиты его прав, свобод и законных интересов.
Конституционно-правовой механизм охраны и защиты несовершеннолетних представляет собой взаимосвязанную иерархичную структуру, определяющую систему органов, средства, формы и методы обеспечения прав несовершеннолетних, закрепленные в Конституции РФ и федеральном законодательстве, обеспечивающие наиболее полную и эффективную охрану и защиту детства.
Семейный кодекс РФ не признает супругами, а, следовательно, и членами одной семьи мужчину и женщину, хотя и проживающих совместно и ведущих общее хозяйство, но не состоящих в признаваемых на территории России официально зарегистрированных брачных отношениях.
Текстуальные особенности изложения нормативной формулировки ст. 2 СК РФ оставляют без должного разъяснения, к примеру, ответ на вопрос: признаются ли членами одной семьи вместе с супругами и их родители?
В отношении каждого из супругов его родители, исходя из ст. 2 СК РФ, должны признаваться членами его семьи, так как они являются по отношению друг к другу родителем и ребенком. Но будет ли это правило распространяться и по отношению к другому супругу? Или со вступлением в брачные отношения каждый из супругов должен рассматриваться с юридической точки зрения членом не одной, а нескольких семей? Он является как членом семьи, образованной в связи со своим вступлением в брак, так и членом семьи своих родителей.
В настоящий момент указанный вопрос остается дискуссионным.
Так, в письме Минфина РФ от 15 сентября 2004 г. N 03-05-01-04/12 представители данного ведомства пришли к однозначному выводу, что к членам семьи работника родители супруга работника не относятся.
Из ст. 2 Семейного кодекса РФ также возможен вывод, что дети, находящиеся под опекой (попечительством), и их опекун или попечитель не рассматриваются в качестве членов одной семьи.
Это предположение подтверждается и в ч. 3 ст. 96 СК РФ, не допускающей возможность возложения алиментных обязательств на лиц, находившихся под опекой (попечительством), или на лиц, находившихся на воспитании в приемных семьях.
Таким образом, сложившаяся в Российской Федерации к настоящему времени система правового регулирования обусловливает необходимость достаточно сложного алгоритма правоприменения при разрешении споров, связанных с необходимостью применения дефиниций понятий «семья» или «член семьи».
При этом вполне очевидно, что путь дополнения текста отраслевого законодательства собственных дефиниций понятия «член семьи» не является эффективным способом решения существующей проблемы.
В научной литературе не выработано однозначного понятия «семья», однако позиции авторов близки. Под семьей понимается:
1) группа живущих вместе родственников (муж и жена, родители с детьми); единство, объединение людей, сплоченных общими интересами;
2) круг лиц, которые связаны личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака; малая социальная группа, объединяющаяся на основе родства, которая функционирует в рамках социально-биологических, хозяйственно-экономических, юридических, нравственных, психических и культурных отношений и связей;
3) группа лиц, существующая на основе брака, родства, принятия детей на воспитание и характеризующаяся общностью жизни, интересов, взаимной заботы;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.
2. Конвенция N 183 Международной организации труда «О пересмотре Конвенции (пересмотренной) 1952 года об охране материнства». Заключена в г. Женеве 15.06.2000 // СПС «КонсультантПлюс».
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 12, 1994.
4. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, N 1, Ст. 16.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, Ст. 3301.
7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), Ст. 3.
8. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 7007.
9. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Собрание законодательства РФ, 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 18.
10. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства РФ, 22.05.1995, N 21, ст. 1929.
11. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.
12. Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4563 // Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, N 48, ст. 4563.
13. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» // Собрание законодательства РФ, 07.05.2012, N 19, ст. 2336.
14. Указ Президента РФ от 14.05.1996 N 712 «Об Основных направлениях государственной семейной политики» // Собрание законодательства РФ, 20.05.1996, N 21, ст. 2460.
15. Постановление Правительства РФ от 16.04.2008 N 275 «О порядке предоставления информации, необходимой для назначения и выплаты единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, гражданам, имеющим право на получение этих пособий, а также органам, осуществляющим назначение и выплату указанных пособий» // Собрание законодательства РФ», 21.04.2008, N 16, ст. 1700.
16. Приказ Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» // Российская газета, N 15, 27.01.2010.
17. Закон города Москвы от 23 ноября 2005 г. N 60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» // Вестник мэра и правительства Москвы. 2005. 14 дек. N 70.
18. Закон Нижегородской области от 24 ноября 2004 г. N 130-З «О мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей» // Нижегородские новости. 2004. 1 дек. N 222 (3154) // Правовая среда. 2004. N 65 (561).
19. Закон Воронежской области от 14 ноября 2008 г. N 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» // Молодой коммунар. 2008. 18 нояб. N 126.
20. Закон Брянской области от 20 февраля 2008 г. N 12-З «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Брянской области» // Официальная Брянщина. 2008. 21 февр. N 3.
21. Закон Рязанской области от 2 февраля 2005 г. N 12-ОЗ «О ежемесячных пособиях гражданам, имеющим детей» // Рязанские ведомости. 2005. 5 февр. N 24 - 25.
22. Закон Рязанской области от 15 ноября 2011 г. N 105-ОЗ «О материнском (семейном) капитале в Рязанской области // Рязанские ведомости. 2011. 16 нояб. N 215.
23. Постановление Правительства Рязанской области от 25 февраля 2005 г. N 35 «Об утверждении порядка назначения и выплаты ежемесячных пособий гражданам, имеющим детей» // Рязанские ведомости. 2005. 1 марта. N 43.
24. Постановление Европейского суда по правам человека от 7 октября 2010 г. Дело «Константин Маркин против России» (Konstantin Markin v. Russia) (жалоба N 30078/06) (I Секция) (извлечение). URL: http://www.consultant.ru.
25. Постановление Конституционного Суда РФ от 31.01.2014 N 1-П // Собрание законодательства РФ, 17.02.2014, N 7, ст. 735.
26. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 января 2014 г. N 1-П // Российская газета. N 6310(38) 2014.
27. Постановление Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2011 г. N 28-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2012. N 1.
28. Определение Конституционного Суда РФ от 5 июля 2001 г. N 135-О // СПС «КонсультантПлюс».
29. Алборов С.В. Врачебная тайна в правоотношениях суррогатного материнства // Медицинское право. 2017. N 2. С. 42.
30. Асланов Х.Г. Обеспечение интересов отца в родительских правоотношениях по семейному законодательству Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 19.
31. Беспалов Ю.Ф. Теоретические и практические проблемы реализации семейных прав ребенка в Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2002. С. 24.
32. Бутаев М.В. Проблема отцовства в социальной философии: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Саратов, 2013. С. 15.
33. Горячева С.А. Конституционно-правовая защита прав несовершеннолетних в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. М., 2012. С. 7.
34. Дегтярева Л.Н. Конституционно-правовые нормы как способ фиксации правового статуса несовершеннолетнего // Конституции Российской Федерации 20 лет: проблемы реализации и перспективы развития: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Воронеж, 2013. С. 22.
35. Дегтярева Л.Н. Несовершеннолетние как особый субъект охраны и защиты конституционных прав и законных интересов // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. N 7. С. 35.
36. Дмитриев Ю.А. Конституционный статус и законодательное оформление семьи в Российской Федерации // Закон. 2010. N 1. С. 27.
37. Дубровская И.А. Права ребенка. М.: ГроссМедиа; РОСБУХ, 2008. С. 9.
38. Захаров М.Л. Законодательство о страховых пособиях: современное состояние и тенденции дальнейшего развития // Журнал российского права. 2016. N 3. С. 64.
39. Зрелов А.П. Современные проблемы межотраслевого применения понятия «член семьи» // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. N 6. С. 74.
40. Исаева Е.А. Тенденции развития законодательства о родительских отпусках в странах Европы // Вестник ЯрГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2011. N 4 (18).
41. Каймакова Е.В. Защита семейных прав: Дис. ... канд. юрид. наук. Курск, 2011. С. 49.
42. Капитова О.В. Правовая природа механизма алиментирования в семейном праве Российской Федерации: Монография. М.: Юриспруденция, 2010. С. 78.
43. Ковалева Ю.В. Права и отношения, регулируемые семейным законодательством: вопросы теории и практики // Семейное и жилищное право. 2010 N 4; СПС «КонсультантПлюс».
44. Комментарий к Семейному кодексу РФ / Под общ. ред. П.В. Крашенинникова и П.И. Седугина. М., 1997. С. 2.
45. Косатенкова Е.И. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком: актуальные проблемы и пути их решения // Юрист. 2017. N 11. С. 43.
46. Краснова Т.В. Перспективы развития института защиты родительских прав // Семейное и жилищное право. 2016. N 5. С. 19.
47. Марина Ланцбург: «Мы идем в сторону свободы. Свободы выбора» // Аргументы и факты. Здоровье. 2014. 22 мая. N 21.
48. Мильков А.В. Правовое регулирование защиты гражданских прав и правовых интересов: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2015. С. 14.
49. Новикова Е. Беременность и роды: споры с работодателем // Трудовое право. 2017. N 11. С. 65.
50. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 57 000 слов / Под ред. д-ра филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. 13-е изд., испр. М., 1981. С. 618.
51. Палькина Т.Н. Личные неимущественные права и нематериальные блага в гражданском и семейном праве Российской Федерации: проблемы теории и практики: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 28.
52. Смирнов А.П. Соотношение понятий «охрана прав» и «защита прав» // Вестник Томского университета. 2010. N 331. С. 123 - 126.
53. Социальное обеспечение в СССР: Сб. / Сост. М.Л. Захаров, В.М. Писков. М., 1986. Разд. 3.
54. Скурко Е.В., Магомедова Е.А., Никитина Н.К. Правовые проблемы гендерного равенства в России: философия, социология, юридическая техника // Государство и право. 2007. N 9. С. 115.
55. Стюфеева И.В. Детские пособия для трудоустроенных матерей // СПС «КонсультантПлюс».
56. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. / Пер. и доп. О.Н. Трубачева. М., 2004. Т. 4. С. 508.
57. Шахова Е.С. К вопросу о родительских правоотношениях в теории права // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2015. N 2(15). С. 14 - 19.
58. Шахова Е.С. Участники родительских правоотношений: позиция Конституционного Суда РФ по вопросам толкования норм семейного права // Семейное и жилищное право. 2016. N 1. С. 24 - 27.
59. Шершень Т.В. О праве на семью и проблеме определения понятия семьи в современном российском праве // Семейное и жилищное право. 2010. N 6. С. 14 - 17.
60. Шубин Д.А., Плетнев В.Ю. Есть ли у родителей обязанность содержать своих совершеннолетних трудоспособных детей? // Жилищное право. 2012. N 10. С. 21 - 30.