Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На протяжении многих столетий Китай и Россия являются культурными партнерами. Не смотря на большие различия в культурно-исторических корнях, традиций и миропонимания, между этими странами происходит постоянный обмен достижениями и интеграция ценностей.
Российско-китайские культурные отношения н современном этапе можно охарактеризовать как актуальное направление современной России и Китая. Именно культурные обменные процессы – позволяют странам обмениваться положительным опытом и помогать в совместном развитии и достижении единых целей.
В связи с этим представляется актуальным рассмотреть особенности развития китайской культуры в России.
Цель выпускной квалификационной работы – анализ развития китайской культуры в России.
Для достижения поставленной цели представляется важным решить следующие задачи:
- определить основные этапы появления китайской культуры,
- изучить формы развития китайской культуры в России,
- описать представленность культуры Китая в музеях России
- представить анализ развития организационных аспектов культурного сотрудничества,
- провести анализ формирования совместных культурных программ,
- обосновать необходимость создания Центров китайской культуры,
- определить направлений и инструменты популяризации основных элементов китайской культуры в России.
Предмет исследования – общественные отношения, определяющие развитие китайской культуры в России,
Объект исследования – российско-китайские культурные отношения.
Информационную базу исследования составляют отчеты центров развития культуры, научно-исследовательская литература, данные открытых источников.
Методы исследования:
- комплексный и системный подход,
- сравнительный анализ,
- исторический анализ,
- анализ и синтез.
Работа представлена тремя главами, семью параграфами, заключением и списком литературы.
1.История появления китайской культуры (XVIIIв.)
1.1. Основные этапы появления китайской культуры
Возникновение цивилизации древнего Китая приходится на вторую половину І тысячелетия до н. е. В те далекие времена Китай представлял собой древнее феодальное государство, которое именовалось Чжоу (по имени правящей династии). Затем государство Чжоу в результате смут распалось на несколько мелких царств и княжеств, которые непрерывно боролись друг с другом за власть, территории и влияние. Сами китайцы этот древний период своей истории называют Чжаньго – эпохой Борющихся царств. Постепенно выделилось семь основных царств, которые поглотили все остальные: Цинь, Чу, Вей, Чжао, Хань, Ци и Янь .
Несмотря на политическую раздробленность, китайская культура и цивилизация активно развивалась, появлялись новые города, расцветали ремесла и сельское хозяйство, а железо пришло на смену бронзе. Именно этот период можно смело назвать также золотым веком китайской философии, так как именно в то время жили знаменитые китайские мудрецы Лао-Цзы и Конфуций, на которых мы остановимся детальнее чуть позже, а также их многочисленные ученики и последователи (например, Чжуан-Цзы) которые также обогатили мировую сокровищницу мудрости своими мыслями и трудами .
Опять-таки, несмотря на то, что китайская цивилизация состояла в тот период из семи раздробленных царств, они имели общую сущность, один язык, одну традицию, историю, религию. И вскоре одному из сильнейших царств – Цинь под управлением сурового и воинственного императора Цинь Шихуанди удалось завоевать все остальные царства, вновь объединить древний Китай под знаменем единого государства.
Китайская культура необычайно богата и многогранна, она во многом обогатила общемировую культуру. И наибольший вклад здесь на наш взгляд это изобретение китайцами бумаги, которое в свою очередь активно повлияло на развитие письменности. В те времена, когда предки многих европейских народов еще жили в полуземлянках и о письменности даже помыслить не могли, китайцы уже создавали обширные библиотеки с трудами своих ученых мужей.
Технология письменности древнего Китая также прошла немалую эволюцию и появилась еще до изобретения бумаги, сначала китайцы писали на бамбуке, для этого стволы бамбука расщеплялись на тонкие дощечки и на них черной тушью наносились иероглифы сверху вниз. Потом их скрепляли кожаными ремешками по верхнему и нижнему краю, и получалась бамбуковое полотнище, которое можно было легко свернуть в рулон. Такой была древнекитайская книга. Появление же бумаги позволило значительно удешевить книжное производство, а сами книги сделать доступными для многих. Хотя, разумеется, обычные китайские крестьяне в те времена так и оставались неграмотными, зато для государственных чиновников и тем более аристократов грамотность, а также владение искусством письма, каллиграфией было обязательным требованием .
Деньги в древнем Китае, также как и в других цивилизациях, сперва были в виде металлических монет, правда, в разных царствах эти монеты могли иметь разную форму. Тем не менее, со временем именно китайцы первыми, правда, уже в более позднюю эпоху стали использовать бумажные деньги.
О высоком уровне развития ремесел в древнем Китае мы знаем из трудов китайских же писателей тех времен, так они рассказывают нам о древнекитайских ремесленниках самых разных специальностей: литейщиках, плотниках, мастерах ювелирного дела, оружейниках, ткачах, специалистах по керамике, строителях дамб и плотин. Причем каждая китайская область славилась своими искусными мастерами .
Активно в древнем Китае развивалось кораблестроение, о чем свидетельствует хорошо сохранившаяся модель 16 весельной лодки, джонки, которую обнаружили археологи.
Религия древнего Китая, в особенности буддизм, во многом повлияла и на его искусство, так как многие произведения искусства, фрески, скульптуры были созданы именно буддийскими монахами. Но помимо этого в Китае сформировался особый и своеобразный стиль живописи, в котором большое внимание уделяется пейзажам, описанию красоты природы.
Многие старинные китайские постройки, созданные талантливыми архитекторами прошлого, и по сей день вызывают наше восхищение. Особенно поражают воображение роскошные дворцы китайских императоров, которые, прежде всего, должны были акцентировать внимание на высоком положении императора. В их стилистике в обязательном порядке присутствует величие и пышность .
Дворцы китайских императоров состояли из двух секций: парадной или официальной, и повседневной или жилой, где проходила частная жизнь императора и его семьи
Буддийская архитектура в Китае представлена многочисленными прекрасными пагодами и храмами, построенными с китайской пышностью и величием.
Изначально культурные контакты Китая и России происходили в период совместного освоения Сибири и Дальнего востока (именно в этот период встал вопрос о русско-китайской границе) и был заключен Нерчинский договор (1689г.), который устанавливал границу и регламентировал торговые отношения. Одновременно с торговлей начался культурный обмен.
Итак, дружеский культурный обмен между Китаем и Россией имеет продолжительную историю: наиболее глубоко переплетены музыкальные традиции.
В Китае хорошо известны многие русские произведения — от балета «Лебединое озеро» и песни «Вот мчится тройка почтовая» до легендарной «Катюши» и «Подмосковных вечеров». При этом наблюдается и традиция смешения китайской и русской культур — как в классической, так и в традиционной вокальной или популярной музыке.
В Китае была выпущена песня в русском стиле — «На берегу Байкала», написанная Ли Цзянем. Эта композиция включена в альбом Ли Цзяня «Всё ещё», написанный после того, как певец посетил берег озера Байкал в Иркутске. Во время этого визита российский посол, сопровождавший певца, предложил ему вдохновиться красотой природы Байкала и записать песни в русском стиле. Ли Цзянь решил записать несколько мелодий прямо на берегу озера.
Композиция «На берегу Байкала» очень мелодична, а сочетание русских мотивов с национальными музыкальными инструментами придает ей дополнительную яркость и очарование. При прослушивании вы словно ощущаете себя частью прекрасного пейзажа у озера, сердце полностью погружается в эту очищающую душу красоту. Ли Цзянь очень тонко передает исторические и современные эстетические мотивы, описывая меланхоличный пейзаж — промерзлая земля, возвышающийся березовый лес. Несмотря на ритмичность композиции, в ней чувствуется легкая печаль .
Сам Ли Цзянь рассказывает: «Эта песня была написана под вдохновением от красоты природы озера Байкал. Пейзажи побережья Байкала в Иркутске очень похожи на Харбин, где я жил, когда был ребенком, и где я нашел свой источник вдохновения». В 2012 году Ли Цзянь был приглашен посольством России в Китае в качестве «посла российского туризма» вместе с актером Лу И .
Ли Цзянь не первый, кто использовал русские мотивы для создания музыкальных произведений. Стоит заметить, что музыкальный симбиоз между Россией и Китаем выходит далеко за рамки только лишь создания музыки: нередко на российские музыкальные мероприятия привлекаются китайские профессиональные музыканты.
Чэнь Си — скрипач мирового класса в Китае и единственный китайский скрипач, которому позволено использовать скрипку Страдивари «Руби». Авторитетный музыкальный журнал The Strad назвал его блестящим исполнителем и сильной личностью.
В 2002 году, когда Чэнь Си исполнилось 17 лет, он выиграл серебряную медаль на 12-м Международном музыкальном конкурсе имени Чайковского (золотая медаль не была присуждена) и стал самым молодым победителем в истории мероприятия.
Международный музыкальный конкурс имени Чайковского был основан в Москве в 1958 году и проводится каждые четыре года. Конкурс фокусируется на произведениях Чайковского, к участию допускаются молодые музыканты в возрасте от 18 до 32 лет. Этот конкурс считается одним из крупнейших и наиболее авторитетных музыкальных событий, а также известен как один из трех основных международных конкурсов музыкальных исполнителей в мире наравне с Международным конкурсом пианистов имени Фредерика Шопена и Конкурсом имени королевы Елизаветы.
Выиграв премию Чайковского, Чэнь Си вдохновил молодых музыкантов в Китае своим примером: теперь и студенты крупных музыкальных школ страны стремятся выиграть этот конкурс.
Российские музыкальные конкурсы для большинства китайских музыкантов — большая мечта, ведь русская классика вечна, эти произведения высоко ценятся в музыкальной индустрии.
Влияние российской культуры и стиля жизни на север Китая сложно переоценить: этот процесс способствует созданию уникальных произведений в русско-китайском стиле, и это вдохновляет .
В течение XX века интерес к восточной культуре на Западе всё возрастал. Особенно он стал велик после сексуальной революции 70-х. Это событие подтолкнуло многих европейцев и американцев к тому, чтобы подружить секс и духовность через посредничество индийских и китайских учений. В ответ на спрос всегда появляется предложение. И на Западе вскоре стали известны имена ОШО, Мантека Чиа и многих других, неожиданно “всплыла” индийская и тибетская тантра. Так как основная аудитория этих учений жила в Европе и Америке, восточным учителям, которые также переехали жить на Запад, приходилось (хотели они этого или нет) интегрировать индийскую, китайскую и западную философию и мышление, которые до того момента сильно отличались друг от друга .
Примером успешной синергии можно считать Даосскую Йогу. Ведь до Мантека Чиа никто и не подозревал, что китайский Даосизм, цигун, сексуальные практики, индийская Йога, “Западные” педагогические техники и мышление могут быть соединены в одном учении. Инновационный подход Мантека создал новое, ни на что не похожее культурное течение на Западе. Ведь 90% студентов и преподавателей Даосской йоги – не китайцы. С началом перестройки Даосская йога пришла и в Россию.
Сегодня можно встретить множество русских учителей Даосских практик, никак не связанных с китайским даосизмом. Своим изобретением Мантек Чиа в своё время сильно удивил китайцев. Ведь сегодня в Китае есть несколько действующих течений даосизма, у них есть свои монастыри и большинство даосов Китая придерживаются аскезы (то есть они дали обет безбрачия) и специально не занимаются цигун, а ведь 2 основных блока в учении “Даосской йоги” – это цигун и сексуальные практики…
Так, например, благодаря усилиям китаиста Маслова появился “русский Синъицюань”. Но в ушу, конечно, не так много было изменено. Значительно более интересен феномен чайной культуры, или лучше будет сказать российской китайской чайной культуры. Благодаря усилиям Бронислава Виногродского, Михаила Баева и их единомышленников, сегодня в Москве и России китайская чайная церемония значительно более популярна, чем в Китае и где бы-то ни было. Да и китайской эту церемонию назвать сложно. Дело в том, что то действо, которое продают в наших чайных, является во многом изобретением Бронислава и его единомышленников .
В Китае чайная церемония очень редкая штука. Большинство китайцев пьёт чай из пластиковых колбочек и пивных бокалов. В редких ресторанах вы найдёте услугу чайной церемонии и она будет стоить очень дорого (минимум 200 долларов), значительно уступая нашей московской церемонии по эффектности и красоте. Интересно, что американский фен шуй и цигун, по отношению к их китайским оригиналам, сильно упростились и приобрели черты поп-искусства, а вот китайское чаепитие, придя в Россию, наоборот усложнилось, утончилось, обрело невероятный блеск и неповторимое очарование и действительно превратилось в церемонию, благодаря нашим русским мастерам.
Одним из направлений развития межкультурного взаимодействия Китая и России является распространение китайских шахмат. Китайским шахматам (сянци) более 3000 лет. В 2006 г. они были включены в список первой группы нематериального культурного наследия государственного значения Китая. Эта интеллектуальная игра, которую китайцы считают культурным наследием, переживает не лучшие времена как в Китае, так и за рубежом. К сянци уделяется сегодня недостаточное внимание, в результате уровень профессионального мастерства в этом виде игры невысок. За рубежом основная сложность в распространении сянци. Как вывести китайские шахматы на новый уровень развития, этот вопрос волнует не только специалистов и почитателей.
Масштабная массовая база
Сянци входят в число шести международных интеллектуальных игр, наряду с обычными шахматами, бриджем, китайскими и международными шашками и мацзяном. Эта игра является одним из 78 спортивных видов, официально утвержденных в Китае, и одним из официальных видов Всемирных интеллектуальных игр.
В Китае достаточно большое количество любителей сянци и вэйци. По сообщению генерального секретаря Китайской ассоциации сянци, гроссмейстера Го Липин, сянци остаются одними из самых популярных видов массового спорта. В сянци могут играть и дети, и взрослые от 3 до 93 лет. По статистике, в настоящее время ежедневно около пяти миллионов человек играют в сянци через интернет-платформы. «Не могу точно сказать о масштабном охвате настоящих, высокого уровня игроках в сянци, но, количество любителей сянци около 50–80 млн чел.» .
В дополнение к онлайн-участию в игре сянци Китайская ассоциация сянци организовала множество конкурсов среди любителей и студентов. Го Липин считает, что такие конкурсы предоставили любителям состязательную платформу, дали им реальное ощущение участия в игре. «Один пожилой человек признался мне, что он всю жизнь играл в сянци, но только сейчас получил возможности участвовать в состязаниях государственного уровня» .
«Болезненный» период профессионализации
Несмотря на существование внушительной массовой базы, нельзя не признать тот факт, что обретение мастерства и распространение этой игры среди молодежи — это сегодня процессы проблемные. По популярности китайские шахматы существенно уступают игре вэйци, бриджу и международным шашкам.
«Профессионализация и маркетизация сянци переживают сегодня “болезненный период” трансформации», – говорит Го Липин. – Раньше проведение конкурсов сянци финансировало государство, а сейчас в основном они происходят за счет общей поддержки правительства, предприятий и общества». В таких условиях для профессионализации и маркетизации сянци требуется время. Кроме того, в настоящее время в объединенных состязаниях 1-й категории по китайским шахматам сянци принимают участие не более 150 профессиональных игроков. В Китае нет национальной сборной по сянци, в результате каждый раз приходится формировать группы игроков для подготовки к состязаниям.
Китайская ассоциация сянци, конечно же, принимает меры для решения этого вопроса. Чтобы организовать высокоуровневые
состязания 1-й категории и проводить масштабные конкурсы, призовой выигрыш на которых достигает миллиона юаней, нужно каждый раз привлекать максимальное количество любителей сянци.
Кроме повышения уровня профессионализма, другой движущей силой развития китайских шахмат должны стать китайская молодежь и юношество. В отличие от других игр, процент популярности сянци в Китае достаточно высокий. Большинство молодых умеют в нее играть, так как научились этому еще в детстве, в семье или в школе от одноклассников. Как сказала Го Липин, «Сянци – в сердцевине многих китайцев».
Но как традиционной игре сянци грозит сегодня потеря массовой базы. Поэтому нам необходимо заранее предпринять соответствующие меры, обучать молодежь игре в сянци, закладывать основу для повышения профессионального уровня и мастерства игроков. В настоящее время в Китае насчитывается 103 спецшколы, где преподают сянци, и количество таких учебных заведений ежегодно растет. Что касается конкурсов, то число молодых участников также ежегодно увеличивается.
«Распространение игры сянци в школах поможет развитию мышления и приучит соблюдать правила», – сказала Го Липин .
Сегодня – это не только интеллектуальная игра, это традиционная китайская культура с большой историей. Следует распространять ее в мире, чтобы как можно больше людей через эту игру знакомились с традиционной китайской культурой», – сказал первый заместитель председателя Азиатского общества сянци, директор Китайской академии шахмат Чжу Гопин.
Для распространения сянци есть один сдерживающий фактор – это китайские иероглифы. Ведь в китайских шахматах значение фигур обозначено иероглифами. Поэтому сегодня в сянци играют в Китае, а также на Филиппинах и во Вьетнаме, где исторически сильно влияние китайской культуры. Участие в состязаниях сянци принимают также этнические китайцы из Австралии.