Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Климат коллектива чаще всего оказывается под угрозой по причине конфликтов. Однако ведь конфликты – естественное явление, которого невозможно избежать и не нужно пытаться полностью исключить из трудовой практики.
Морально-психологический климат в коллективе зависит от характера коммуникаций и личностных качеств каждого сотрудника. Да, такие показатели, как влажность в помещении, температурный режим и освещенность, то есть санитарно-гигиенические условия, очень важны для нормальной работы коллектива. Но характер взаимоотношений между сотрудниками также влияет на психоклимат в коллективе (может, даже и в большей степени). Если работники хорошо коммутируют друг с другом, то это помогает людям раскрывать свой творческий потенциал, проявлять инициативу и быстро справляться с поставленными целями.
Психологический климат в коллективе - это комплексная характеристика межличностных отношений, степени удовлетворенности работников условиями труда и количественной оценкой (то есть, зарплатой) их деятельности в группе, а также условий, способствующих (а может быть, и препятствующих) продуктивной совместной работе и всестороннему развитию личности в данной конкретной общности людей. Благоприятный психологический настрой способствует трудовой мотивации и повышает уровень социального оптимизма всех и каждого.
Социально-психологический климат в коллективе – показатель уровня развития коллектива. Потому важно регулярно проводить диагностику и отслеживать динамику, выявлять свойства, скрепляющие коллектив или разрушающие его.
Актуальность темы заключается в том, что социально-психологический климат в коллективе (СПКК), поддерживающийся на нормальном уровне, позволяет каждому участнику трудового процесса ощущать себя частицей огромной группы лиц, вносящей определенный вклад в общее дело. Тем самым у человека поддерживается интерес к тому, чем он занимается, что является побудительным фактором к справедливой оценке успехов (а порой, и неудач) не только своих собственных, но и коллег по службе и всего предприятия в целом.
От того, какой существует психологический климат в коллективе, во многом зависит эффективность деятельности любой организации. Причем положительный результат каждого члена команды определяет успешность всего предприятия. Только находясь в здоровой обстановке, можно генерировать интересные идеи, раскрывать свой потенциал, а также грамотно и быстро претворять в жизнь сложные проекты.
Объект – психологический климат.
Предмет – управление психологическим климатом.
Цель работы заключается в том, чтобы проанализировать сущность психологического климата и управления им на примере компании «Мегафон-Ритейл».
В связи с этой целью ставится ряд задач:
- раскрыть понятие и сущность психологического климата в организации
- выделить основные задачи управления психологическим климатом в коллективе компаний
- выявить методы формирования положительного психологического климата персонала
- дать общую характеристику деятельности организации
- провести анализ системы управления персоналом компании
- произвести анализ состояния психологического климата в коллективе «Мегафон-Ритейл»
- определить основные проблемы управления персоналом в компании
- разработать мероприятия по улучшению психологического климата в «Мегафон-Ритейл»
- дать оценку предложенных мероприятий.
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты психологического климата.
Во второй главе производится анализ управления психологическим климатом в «Мегафон-Ритейл».
В третьей главе разрабатываются меры по его улучшению.
Для раскрытия темы были использованы учебные пособия по управлению персоналом, материалы «Мегафон-Ритейл», ресурсы Интернет.
1.Теоретические основы управления психологическим климатом в коллективе организации
1.1.Понятие и структура психологического климата в коллективе организации
Психологический климат – это важная компонента эффективного функционирования коллектива, поскольку он воздействует на личную производительность сотрудников, и на слаженность, синергичность команды. Исторически, несмотря на интерес к коллективному воспитанию в отечественной, тогда советской психологии, проблему психологической групповой атмосферы, совместимости, коллективной сплоченности в науке впервые подняли на Западе. Состоялось это благодаря наличию социального заказа к разработке темы. У бизнеса к психологам возник вопрос – как, кроме материального стимулирования, можно добиться увеличения производительности в группах. Психотехники того времени выяснили, что производительность труда находится в связи с совместимостью личностей сотрудников в группе.
От того, какой существует психологический климат в коллективе, во многом зависит эффективность деятельности любой организации. Причем положительный результат каждого члена команды определяет успешность всего предприятия. Только находясь в здоровой обстановке, можно генерировать интересные идеи, раскрывать свой потенциал, а также грамотно и быстро претворять в жизнь сложные проекты.
Психологический климат бывает благоприятный либо неблагоприятный. При невозможности находиться в группе мотивация к работе, даже при сильном изначальном интересе, будет неуклонно снижаться.
Впервые термин «психологический климат» был произнесен Н. С. Мансуровым в контексте изучения производственного коллектива . Чуть позже психологи стали выделять социально-психологический и морально-психологический климат. Психологический климат – широкое понятие, остальные входят в его состав.
Психологический климат в коллективе - это комплексная характеристика межличностных отношений, степени удовлетворенности работников условиями труда и количественной оценкой (то есть, зарплатой) их деятельности в группе, а также условий, способствующих (а может быть, и препятствующих) продуктивной совместной работе и всестороннему развитию личности в данной конкретной общности людей. Благоприятный психологический настрой способствует трудовой мотивации и повышает уровень социального оптимизма всех и каждого.
Социально-психологический климат в коллективе (СПКК), поддерживающийся на нормальном уровне, позволяет каждому участнику трудового процесса ощущать себя частицей огромной группы лиц, вносящей определенный вклад в общее дело . Тем самым у человека поддерживается интерес к тому, чем он занимается, что является побудительным фактором к справедливой оценке успехов (а порой, и неудач) не только своих собственных, но и коллег по службе и всего предприятия в целом.
Психологический климат - это вполне определенная система обычаев и норм, принятых в этой конкретной группе людей. Каждый участник трудового процесса зависит друг от друга (то есть работают так называемые социальные связи), в то же время они зависят от совместно выполняемых функций (то есть функционируют связи задач).
СПКК влияет на производительность труда, на отношение работников как к организации вообще, так и к конкретному руководителю в частности, а также к своим непосредственным обязанностям.
Психологический климат – характер эмоций, возникающих во взаимоотношениях людей, основанных на их симпатиях, совпадении интересов, характеров и склонностей. Психологический климат включает 3 сферы :
• Социальный климат – осознание целей и задач всеми участниками, соблюдение прав и обязанностей.
• Моральный климат – ценности, принятые в группе. Их единство, принятие, согласованность.
• Собственно психологический климат – неофициальные отношения в коллективе.
Существует 4 подхода к изучению психологического климата в коллективе:
1. Климат – это коллективное сознание. Осознание каждым членом общества взаимоотношений в коллективе, условий труда, методов его стимулирования.
2. Климат – настроение коллектива. То есть ведущая роль отводится не сознанию, а эмоциям.
3. Климат – стиль взаимодействия людей, влияющий на их состояние.
4. Климат – показатель совместимости группы, морального и психологического единства ее участников. Наличие общих мнений, традиций и обычаев.
Особенность психологического климата как феномена – его создает сам человек, он способен влиять на климат, улучшать и изменять.
Основные факторы, определяющие социально-психологический климат в коллективе : Удовлетворенность, а значит, и привлекательность того, чем приходится заниматься в данной конкретной организации. Условия труда. Режим. Количественное выражение оценки труда (то есть размер заработной платы). Общий стиль руководства. Возможность роста по карьерной лестнице. Взаимопонимание и желание прийти на выручку в случае необходимости, то есть умение «подставить плечо». Наличие только одно лидера, а именно руководителя (которого, кстати, должны признавать абсолютно все сотрудники). В противном случае в коллективе будут присутствовать «разброд и шатания», которые ни к чему хорошему не приведут. Сработанность всех участников трудового процесса (то есть четкое разграничение выполняемых функций). Совместимость на уровне небольшой группы или всего офиса в целом. В коллективе должна присутствовать атмосфера сотрудничества, а не подавления друг друга. Сплоченность. На создание психологического климата в коллективе влияет организационная культура в целом. Признание каждым работником профессиональных качеств и заслуг других участников трудового процесса. Характер взаимоотношений между коллегами. В коллективе может нарастать напряженность из-за того, что одни люди отличаются коммуникативностью и открытостью, а другие - довольно скрытны и необщительны. Личные качества каждого работника, а также его образованность и уровень культуры.
Рисунок 1 - Структура социально-психологического климата
Психологический климат бывает благоприятным и неблагоприятным. Для первого характерно:
• доброжелательное отношение участников друг к другу;
• дух товарищества;
• адекватная взаимная требовательность, обуславливающая творческую эффективную деятельность;
• взаимопомощь;
• радость от общения и открытость коммуникаций;
• безопасность и комфорт;
• оптимизм;
• уверенность в себе и коллективе;
• возможность свободно и творчески мыслить, раскрывать и реализовывать собственный потенциал.
Но стоит отметить, что сочетание взаимной требовательности и взаимопомощи обязательно. Одна лишь взаимопомощь превратится во вседозволенность, «братское» отношение, что со временем создаст неблагоприятный климат.
Неблагоприятный, или нездоровый климат включает в себя противоположные характеристики :
• пессимизм;
• недоверие и неуважение;
• холодность и скрытность в отношениях;
• сдерживание личностного потенциала;
• раздражительность;
• напряженность и конфликтность;
• неуверенность;
• непонимание;
• страх ошибки, наказания и непринятия;
• подозрительность.
Отмечено, что здоровый климат повышает производительность и эффективность труда. Неблагоприятный климат вызывает частые случаи нарушения безопасности и на 20 % снижает производительность.
Здоровый климат удовлетворяет потребности его участников и не противоречит общественным нормам и ценностям. Например, в криминальном коллективе может быть единство мнений, взглядов и убеждений, но для общества деятельность его участников вредна, собственно, как в итоге и для самих участников (просто они этого не знают).
Психологический климат в коллективе имеет определенную структуру:
1. Отношения по «горизонтали». Подразумевается сплоченность коллектива, характер межличностных отношений, способы решения конфликтов.
2. Отношения по «вертикали» (с начальником и администрацией).
3. Отношение к труду. Удовлетворенность работой и намерение оставаться в этих условиях.
Климат имеет два уровня: статический и динамический.
Рисунок 2 - Виды психологического климата
Статический
Это устойчивое отношение работников к труду, постоянные межличностные отношения. Климат устойчив и хорошо выносит внешние влияния. Сформировать климат на этом уровне непросто, но потом его легко поддерживать. Участники коллектива чувствуют эту стабильность, от чего больше уверены в собственном положении. Коррекция климата практически не требуется, контроль – эпизодический. Этот уровень еще называют социально-психологическим климатом.
Динамический
Это изменчивый характер коллектива. Климат меняется ежедневно из-за смены настроений его участников. Этот уровень еще называют психологической атмосферой. Она быстрее меняется и меньше ощущается участниками. По мере накопленных изменений может создать нездоровый климат в коллективе.
Психологический климат иногда отождествляют с социально-психологическим или морально-психологическим, что дополнительно подчеркивает его основу. Основа благоприятного климата – единство и сходство ценностей участников коллектива.
Характер климата влияет на личность: стимулирует или нет к труду, совместной деятельности, поднимает или опускает настроение, вселяет веру или неуверенность в собственные силы, бодрость или уныние, стимулирует или подавляет активность.
Предположить характер климата очень просто. Достаточно его участникам лишь ответить на вопросы «нравится – не нравится», «устраивает – не устраивает», «хочется – не хочется быть в коллективе».
В каждой группе присутствует соревновательная атмосфера, что прослеживается даже в мире животных и детских коллективах, где сами субъекты не отдают еще себе в том отчета, однако всегда из них некоторые выделяются более инициативными, коммуникабельными, умелыми. Образовывается некая иерархия лидерства и подчинения, и здесь должны включаться культурные механизмы взаимодействия.
Каким образом люди могут ориентироваться в своих взаимоотношениях в коллективах? Возникает потребность отбора людей в группы по принципу психологической совместимости, что делается на Западе уже более 100 лет. На сегодня однако у нас большинство коллективов формируются стихийно, без соблюдения какого-либо принципа. Изредка задачей сформировать согласованный эффективный коллектив задается частный крупный бизнес или специализированные госструктуры. В остальных случаях благоприятная психологическая атмосфера является большой редкостью, зачастую даже случайностью.
Рядом с официальной структурой управления отношениями, если она присутствует в группе, существует неофициальная структура лидерства. Важно, соответствует ли официальная структура неофициальной. Хорошо для коллектива, если руководителем назначается лидер и в психологическом смысле. В ином случае, когда руководство назначает человека от себя, а внутри коллектива притом существует другой неформальный лидер, неизбежны противостояния.
Коллектив может существовать номинально, участники могут очень поверхностно общаться или даже не взаимодействовать вовсе, как бывает, например, с группами студентов заочной формы обучения или коллективом управляющих находящимися в разных городах филиалами. Дабы в коллективе сформировался благоприятный психологический климат – нужно действительное нахождение участников в нем, принадлежность их коллективу, их взаимодействие.
Для создания положительного климата прибегают к специальным занятиям, тренингам на этапах повышения квалификации, корпоративным сплочающим играм. Люди внутри системы реанимировать сами себя и отношения не в состоянии. В играх же на взаимодействие, когда сотрудники в разном возрасте и статусе должны вступать даже в физический контакт, держать, поднимать друг друга, смотреть, общаться, они снимают свои маски, отходят от заданных ролей и начинают проявлять себя в живом общении. Совместные действия и прозрачность, когда видно человека в деятельности, способствуют росту доверия, морально-психологический климат в коллективе улучшается .
Однако попытки сплотить коллектив через корпоративные ценности и совместное времяпровождение не всегда удачны. Часто они проводятся лишь номинально по задаче правления, на местах даже без участия профессионалов и поверхностны по характеру. Так случается, когда звучат красивые лозунги, какие не находят в живых людях отклика, не привязаны к их внутриличностной и межличностной психологической реальности. Важны здесь и психологические качества самого человека. Высокомерность, подозрительность, агрессивность, бахвальство, даже обычная замкнутость
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Законодательные источники:
1. Трудовой Кодекс Российской Федерации
2. Монографии:
2. Архипова Н.И. Теория и практика работы с кадрами. – СПб.: ГУиГерцена, 2014. – 255 с.
3. Бакирова Г.Х. Психология эффективного стратегического управления персоналом [Электронный ресурс]: монография/Бакирова Г.Х.— Электрон. текстовые данные.— М.: Юнити-Дана, 2015. – 597 с. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/25451.— ЭБС «IPRbooks».
4. Баскина Т. Техника успешного рекрутинга [Электронный ресурс]: монография/Баскина Т.— Электрон. текстовые данные.— М.:Альпина Паблишер, 2014. – 288 с. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/25451.— ЭБС «IPRbooks».
5. Бойко Э.В. 1С Зарплата и управление персоналом [Электронный ресурс]: монография/Бойко Э.В. - Электрон. текстовые данные.— М.:Ай Пи Эр Медиа, 2009. – 221 с. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/25451.— ЭБС «IPRbooks».
6. Гаврилова С.В. Организация труда персонала [Электронный ресурс]: монография/Гаврилова С.В. - Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2015. – 224 с. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/25451.— ЭБС «IPRbooks».
7. Гапонова О.С. Подбор персонала в организации: методологический подход. Доступ через http://www.hse.ru/data/2012/05/12/1253411212/pdf
8. Данилина Е.И. Инновационный менеджмент в управлении персоналом [Электронный ресурс]: монография/Динилина Е.И. - Электрон. текстовые данные.— М.:Дашков и К, 2017. – 208 с. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/25451.— ЭБС «IPRbooks».
9. Дзанагова Т.Я. Организация труда персонала [Электронный ресурс]: монография/Дзанагова Т.Я. - Электрон. текстовые данные.— Ставрополь.: Северо-Кавказский федеральный университет, 2015. – 146 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/25451.— ЭБС «IPRbooks».
10. Делопроизводство в кадровой службе// под.ред. Янкович Ш.А. - [Электронный ресурс]: монография/Янкович Ш.А. - Электрон. текстовые данные.—М.: Юнити-Дана, 2012. – 160 с. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/25451.— ЭБС «IPRbooks».
11. Десслер Гари. Управление персоналом [Электронный ресурс]: монография/Десслер Г. - Электрон. текстовые данные.—М.:БИНОМ, 2012. – 800 с. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/25451.— ЭБС «IPRbooks».
12. Егорова Е.А. Экономика и социология труда [Электронный ресурс]: монография/Егорова Е.А. - Электрон. текстовые данные.—М.: Евразийский открытый институт, 2016. – 313 с. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/25451.— ЭБС «IPRbooks».
13. Жув Д. Подбор персонала. – СПб.: Нева, 2014. – 96 с.
14. Иванова С. 50 советов по рекрутингу [Электронный ресурс]: монография/Иванова С. - Электрон. текстовые данные.—М.:Альпина Паблишер, 2017. – 256 с. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/25451.— ЭБС «IPRbooks».
15. Иванова С. Искусство подбора персонала [Электронный ресурс]: монография/Иванова С. - Электрон. текстовые данные.—М.:Альпина Паблишер, 2016. – 269 с. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/25451.— ЭБС «IPRbooks».
16. Иванова-Швец Л.Н. Управление персоналом [Электронный ресурс]: монография/Иванова-Швец Л.Н. - Электрон. текстовые данные.—М.: Евразийский открытый институт, 2015. – 312 с. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/25451.— ЭБС «IPRbooks».
17. Карсетская Е.В. Прием на работу и увольнение. – М.: Дело, 2014. – 382 с.
18. Карташов С.А. Рекрутинг. Найм персонала. – М.: Экзамен, 2013. – 320 с.
19. Карякин А.М. Управление персоналом. – М.: Флинта, 2014. – 438 с.
20. Кибанов А.Я. Социология труда. – М.: ИНФРА, 2014. – 584 с.
21. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. – М.: ИНФА-М, 2017. – 200 с.
22. Кибанов, А. Я. Основы управления персоналом: Учебник / А. Я. Кибанов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 447 с.
23. Кинан К. Подбор персонала. – М.: Эксмо, 2013. – 231 с.
24. Конталев В.А. Управление персоналом. Основы теории организационной культуры [Электронный ресурс]: монография/Конталев В.А. - Электрон. текстовые данные.—М.:МГАВТ, 2018. – 254 с. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/25451.— ЭБС «IPRbooks».
25. Корнийчук Г.А. Прием и увольнение работников. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2015. – 160 с.
26. Кузнецова В.Б. Экономика управления персоналом и социология труда [Электронный ресурс]: монография/Кузнецова В.Б. - Электрон. текстовые данные.—Оренбург: ОГУ, 2015 . – 226 с. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/25451.— ЭБС «IPRbooks».
27. Кузнецова И.В. Документационное обеспечение управление персоналом [Электронный ресурс]: монография/Кузнецова В.Б. - Электрон. текстовые данные.—М.: Дашков и К, 2014. – 220 с. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/25451.— ЭБС «IPRbooks».
28. Лапин А.Н. Стратегическое управление современной организацией. – М.: Инфра-М, 2015. – 337 с.
29. Малколм М. Практика работы с персоналом. – М.: Тришна Джексон, 2015. – 312 с.
30. Маслова В.М. Управление персоналом [Электронный ресурс]: монография/Маслова В.М. - Электрон. текстовые данные.—М.: Дашков и К, 2014. – 118 с. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/25451.— ЭБС «IPRbooks».
31. Мелихов Ю.Е. Управление персоналом. Портфель надежных технологий [Электронный ресурс]: монография/Мелихова Ю.Е. - Электрон. текстовые данные.—М.: Дашков и К, 2014. – 193 с. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/25451.— ЭБС «IPRbooks».
32. Миколайчик З. Решение проблем в управлении. – М.: Дашков и К, 2013. – 319 с.
33. Михайлина Г.И. Управление персоналом [Электронный ресурс]: монография/Михайлина Г.И. - Электрон. текстовые данные.—М.: Дашков и К, 2014. – 280 с. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/25451.— ЭБС «IPRbooks».
34. Николаев Н.С. Системы качества управления персоналом [Электронный ресурс]: монография/Николаев Н.С. - Электрон. текстовые данные.—М.:Русайнс, 2016. – 260 с. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/25451.— ЭБС «IPRbooks».
35. Папкова Л.Л. Подбор персонала. Практика эффективного рекрутмента. – М.: Папкова Л.Л., 2013. – 200 с.
36. Пашуто В.П. Организация и нормирование труда на предприятии. – М.: Спектр, - 2013. – 312 с.
37. Плеханов А.Г. Управление персоналом [Электронный ресурс]: монография/Плеханов А.Г. - Электрон. текстовые данные.—Самара: СГАСУ, 2014. – 184 с. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/25451.— ЭБС «IPRbooks».
38. Райли Майкл. Управление персоналом в гостеприимстве [Электронный ресурс]: монография/Райли М. - Электрон. текстовые данные.—М.: Юнити-Дана, 2012. – 191 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/25451.— ЭБС «IPRbooks».
39. Рофе И.А. Экономика труда. – М.: Кнорус, 2013. – 224 с.
40. Таран О. Алгоритм успешного общения при подборе персонала [Электронный ресурс]: монография/Таран О. - Электрон. текстовые данные.—М.: Альпина Паблишер, 2016. – 192 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/25451.— ЭБС «IPRbooks».
41. Тараненко О.Н. Основы управления персоналом [Электронный ресурс]: монография/Тараненко О.Н.. - Электрон. текстовые данные.—Ставрополь: СКФУ, 2015. – 129 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/25451.— ЭБС «IPRbooks».
42. Фищенко К. С. Оценка эффективности работы персонала// Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). Т. II. — М.: РИОР, 2011. — 70 с.
43. Шлендер П.Э. Управление персоналом [Электронный ресурс]: монография/Шлендер П.Э. - Электрон. текстовые данные.—М.: Юнити-Дана, 2012. – 319 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/25451.— ЭБС «IPRbooks».
44. Экономика и социология труда: учебник / под общей редакцией д. э. н., проф. Р.Г. Мумладзе [Электронный ресурс]: монография/Мумладзе Р.Г. - Электрон. текстовые данные.—М.: Русайнс, 2015. – 151 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/25451.— ЭБС «IPRbooks».
3. Интернет-ресурсы:
45. http://investobserver.info –институт управления бизнесом
46. http://consulting.1c.ru – управление предприятием
47. http://eactt.ru/ - аналитический центр по труду
48. http://laboureconomics.ru/ - экономика труда
49. http://www.jobgrade.ru/ - все об организации труда в компании
50. http://www.inventech.ru – библиотека по менеджменту