Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Система российского образования находится на новом этапе своего развития. Это вызвано
происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые в свою
очередь, определяют основные направления государственной образовательной политики. Эту
мысль подтверждает один из разделов Концепции долгосрочного социально-экономического
развития России до 2020 года, посвященный образованию, где подчеркнута необходимость
обновления системы образования как важнейшего из условий формирования инновационной
экономики России.
С целью обновления системы образования и создания условий для развития и формирования
успешных школьников, были разработаны федеральные государственные образовательные
стандарты второго поколения (ФГОС). Особое внимание в стандартах уделяется внеурочной
деятельности. Под «внеурочной деятельностью» в рамках реализации ФГОС следует понимать
образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и
3
направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы.
Глава 1. Теоретические аспекты внеурочной деятельности в условиях ФГОС
1.1.Понятие и сущность внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность обучающихся объединяет все виды деятельности школьников (за
исключением учебной деятельности), с помощью которых можно решить задачи их воспитания и
социализации
Внеурочная деятельность нужна для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном
досуге, их времяпровождения в самоуправлении и общественно-полезном труде. Правильно
организованная система внеурочной деятельности поможет максимально развить или
сформировать познавательные потребности и способности каждого ребенка, которая поможет
воспитанию свободной личности человека. Воспитание ребенка происходит всегда, в любой
момент его деятельности. Но более продуктивно это будет происходить в личное время
обучающегося [39, с.15].
Наиболее полно раскрывает понятие «внеурочной деятельности» Е.Н. Барышников: «внеурочная
деятельность – это особый вид деятельности, осуществляемый в рамках образовательного
процесса по пяти направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовнонравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное на основе определенной
программы; направленный на решение конкретных образовательных задач, в соответствии с
требованиями ФГОС; способствующий проявлению активности обучающихся; реализуемый
различными категориями педагогических работников в различных формах работы вне урока» [14,
с.68].
В.О. Кутьев в своей работе «Внеурочная деятельность школьников» отмечает, что «…внеурочная
деятельность это такая организация труда, познания и общения, в процессе которой учащиеся
овладевают социальным опытом, преобразуют окружающую их среду, приобретают
необходимые практические умения и навыки…» [50, с.68].
В психолого-педагогическом словаре под редакцией А.В.Петровского, под внеурочной
деятельностью понимаются организованные и целенаправленные занятия с учащимися,
проводимые школой во внеучебное время для расширения и углубления знаний, умений и
навыков, развития самостоятельности, индивидуальных способностей учащихся, а также
удовлетворения их интересов и обеспечения активного и разумного досуга [62, с.73].
По мнению Е.Н. Степанова внеурочная деятельность - это проявляемая вне уроков активность
детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и
преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации
важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива [74, с.36].
1.2.Характеристика форм внеурочной деятельности в условиях ФГОС
4
Современное образование ориентируется на личность и ее развитие, в соответствии с
требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных
приказами Министерства образования и науки Российской Федерации. Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования включает в себя
требования «к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования» [1], обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных,
психологических и физиологических особенностей обучающихся [19, с.43].
Анализ педагогической литературы [14], показывает, что для реализации качественного
образования в высшей мере нужны разнообразные виды и формы обучения, которые могут быть
осуществлены через внеклассную, внешкольную и внеурочную деятельность.
При этом в образовательных стандартах закреплена важная роль внеурочной деятельности, а
именно «основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением
через урочную и внеурочную деятельность» [2].
В соответствии с Письмом от 14 декабря 2015 года Министерства образования и науки Российской
Федерации 6 департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи
внеурочная работа стала обязательной деятельностью и является продолжением
образовательного процесса [7].
В свою очередь, «образовательная деятельность – деятельность по реализации образовательных
программ» – на основе пункта 13 Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, должна происходить и в работе на уроке, и в процессе
внеурочной деятельности.
Глава 2. Методические рекомендации использования внеурочной деятельности в условиях ФГОС
2.1. Современные формы организации внеурочной деятельности
Следует отметить главное преимущество внеурочной работы – это закрепление и более глубокое
рассмотрение отдельных моментов содержания программ учебных предметов. Условия, в
которых реализуется содержание внеурочной деятельности – формы.
Анализ литературы [26, с.5] позволяет сформулировать вывод о том, что существует большое
разнообразие форм внеурочной деятельности, которые распределяются по представленным
видам и обновляются через определенные временные промежутки в соответствии с
современными требованиями общества. Формы внеурочной работы:
1. Кружки, спортивные секции, интеллектуальные клубы.
2. Походы, экскурсии.
3. Соревнования, игры, викторины, конкурсы, квесты.
5
4. Проекты.
5. Конференции, тренинги, акции.
6. Этические беседы, лекции, дебаты, тематические дискуссии.
7. Олимпиады.
8. Библиотечные вечера.
9. Флешмобы.
Многообразие видов и форм внеурочной деятельности позволяет их разнообразно сочетать.
Грамотное комбинирование разных видов и форм внеурочной работы позволяет активизировать
познавательный интерес к ней у большинства обучающихсяи благодаря этому популяризировать
школьный предмет. Одной из компонент, в организации внеурочной деятельности обучающихся,
являются методы обучения.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования
рекомендуется применять «такие формы как художественные, культурологические,
филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции,
конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования,
поисковые и научные исследования, общественно полезные практики» [1].
То есть предлагается использовать известные формы обучения и дополнительного образования. И
как отмечает Е.Н. Степанов, «чтобы данный выбор оказался обоснованным и способствовал
построению эффективной системы внеурочной деятельности, надо опираться на научнометодические разработки» [74, с.37].
Для создания системы внеурочной деятельности обучающихся можно использовать
разработанные методистами классификации форм работы:
по количеству участников (массовые, групповые, индивидуальные);
по видам деятельности (формы познавательной, трудовой, художественно-эстетической,
игровой, спортивно-оздоровительной, ценностно-ориентационной, коммуникативной
деятельности);
по затратам времени для подготовки (экспромтные и требующие предварительной
подготовки);
по способам передвижения участников (статичные, статично- динамичные, динамичностатичные);
по характеру включения учащихся в деятельность (формы, предусматривающие
обязательное участие, и формы, предполагающие добровольное участие);
по способу организации (организуемые одним человеком, или группой участников, или
всеми членами коллектива);
по взаимодействию с другими коллективами и людьми («открытые», проводимые
совместно с другими, и «закрытые», проводимые внутри своего коллектива только его членами);
6
2.2. Методические рекомендации по проведению внеурочных мероприятий
Компоненты методической системы тесно связаны между собой и направлены на личностные,
предметные и метапредметные результаты обучения, в том числе на универсальные учебные
действия. В рамках нормативных документов, которые регламентируют современную внеурочную
деятельность, можно сделать вывод о том, что желание изменения результатов обучения влечет
за собой обогащение компонент методической системы.
Содержание всех компонент, составляющих непрерывный образовательный процесс, проведение
внеурочной работы и приемы, используемые в этой работе, должны удовлетворять ряду
требований. Для этого выделим задачи внеурочной деятельности обучающихся с точки зрения
организации данной работы.
Основные задачи организации внеурочной деятельности для учителей:
выявление интересов, способностей и возможностей обучающихся в разных видах и
формах деятельности;
создание условий для индивидуального развития обучающихся в рамках современной
внеурочной деятельности;
создание возможностей проявления творческих способностей обучающихся;
создание условий для реализации обучающимися приобретенных универсальных учебных
действий, как результатов обучения;
развитие опыта неформального общения и нерегламентированного сотрудничества
обучающихся;
увеличение возможностей взаимодействия обучающихся с социумом.
Для решения поставленных задач рассмотрим этапы организации внеурочной деятельности, в
рамках которых обучающимися будут достигаться современные результаты обучения.
Этапы организации внеурочной деятельности
I этап – проектный (включает в себя диагностику интересов и потребностей обучающихся, а также
учет запросов их родителей; происходит проектирование внеурочного мероприятия в
образовательной организации).
II этап – организационно-деятельностный (происходит создание и реализация разработанного
внеурочного мероприятия).
III этап – аналитический (направлен на осуществление анализа функционирования проведенного
внеурочного мероприятия) [56].
Данный перечень этапов, выделенных Е.Н. Степановым, можно адаптировать на любую
предметную область. Далее поясним каждый из трех этапов более подробно.
7
Заключение
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования (ФГОС ООО) основная образовательная программа основного общего образования
реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную
программу, так как использование внеурочной деятельности необходимо для закрепления и
практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из
форм организации свободного времени обучающихся.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая
во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге, их
участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с
переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной
деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ //
Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 2012 г.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
от 17.12.2010. №1897 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.
3. СанПин 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010. № 189 // Российская
газета.
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» // Российская газета от 25 ноября 2013 г. № 265.
5. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О государственной
программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
6. Министерство образования и науки Российской Федерации. Департамент общего
образования. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального
государственного образовательного стандарта общего образования» от 12.05 2011 № 03-296 //
Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.
7. Министерство образования и науки Российской Федерации. Департамент государственной
политики в сфере воспитания детей и молодежи. «Письмо о внеурочной деятельности и
реализации дополнительных общеобразовательных программ» от 14.12.2015 № 09- 3564 532.
8. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование - 2005 - №4 -С.23
8
9. Алиева С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей
младшего школьного возраста / С.А.Алиева // Начальная школа. - 2007. - № 9. - С. 17-20
10. Антонов Ю.Е. и др. Как научить детей любить Родину: методические рекомендации / Ю.Е.
Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. - М.: АРКТИ, 2013. - 166с.
11. Багузина Е.И. Веб-квест технология как дидактическое средство формирования
иноязычной коммуникативной компетентности: дис. канд. пед. наук : 13.00.01 : общая педагогика,
история педагогики и образования. – М., 2012. – 238с.
12. Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах. - М.:
Просвещение, 2013. - 177 с.
13. Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. Развитие и
воспитание / О. Н. Баранникова. - М.: Аркти, 2015. - 212 с.
14. Барышников Е.Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия
осуществления // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего
образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции.Челябинск:
ЧИППКРО, 2014. 415 с.
15. Безрукова В.С. Педагогика: учеб. для индустр.-пед. техникумов и учеб. пособ. для инж.-
пед. специальностей. – Екатеринбург, 1993. – 296с.
16. Беляков Е.М., Воскресенская Н.М., Иоффе А.Н. Проектная деятельность в образовании //
Проблемы современного образования. - 2011. - №3. - С. 62-67.
17. Беспалько В. П. Слагаемые педагогических технологий. – М., 1989. – 192с
18. Бим-Бад Б.М. Психология и педагогика: Просто о сложном: Популярные очерки и этюды. –
М., 2010. – 208с
19. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. -М.: Энциклопедия, 2003. –
324с.
20. Бордовская Н. В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего
поколения. СПб., 2013. – 432с.
21. Брудный А.А. Игра // Историческая психология и социология истории. - 2011. - №1. - С. 210-
219.
22. Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования. - СПб
КАРО, 2004. -224с.
23. Быков А.А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе
// Воспитание школьников. 2006. - №5.С.4-7.
24. Внеурочная деятельность по математике в условиях ФГОС //
videouroki.net URL: https://videouroki.net/razrabotki/doklad-vneurochnayadeyatelnost-pomatematike-v-usloviyakh-fgos.html
9
25. Вороненко И. Патриотическое воспитание в процессе составления родословной каждой
семьи / И. Вороненко // Воспитание школьников. – 2014. – №1. – С. 32-35.
26. Воронов В.В. Технология воспитания: Пособие для преподавателей вузов, студентов и
учителей. - М.: Школьная пресса, 2000. - 96 с.
27. Вырщиков А.М, Кусмарцев М.Б. Патриотизм на службе России// Воспитание школьников. -
2006. -№3. -С.3-17.
28. Вырщиков А.М, Кусмарцев М.Б. Цели и задача патриотического воспитания //
Методическое пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей,
педагогов дополнительного образования// 51 авт.-сост. А.М. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А.П.
Пашкович. - М.: Глобус, 2007.- 330с.
29. Вырщиков А.М, Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание школьников средствами
учебного процесса// Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников.
Методическое пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей,
педагогов дополнительного образования/ авт.-сост. А.М. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А.П.
Пашкович. - М.: Глобус, 2007.-330с.
30. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. - СПб: Речь, 2005. - 316 с.
31. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010. – 127 с.
32. Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе - М.: Центр
«Педагогический поиск», 2003. - 160 с
33. Данилова М.Р. Роль школьных кружков в развитии детей младшего школьного возраста. -
Новосибирск: СибАК, 2012. - С. 242-246.
34. Даровских И.С. Внеурочная деятельность по истории: цели, организация, направления
работы в современных условиях // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4.
35. Долгая Т.И. Мультимедийные технологии в коллективной форме работы учащихся при
обучении физике: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2010. 304 с.
36. Долженко Г. П. Экскурсионное дело. - М.: ИКЦ «МарТ», 2005. - 272 с.
37. «Духовное наследие» работает на будущее // Правда России. - 1995. - 8 июня С.1-2.
38. Дюжакова М. В. Современные реформы высшего педагогического образования США //
Известия ВГПУ. – 2008. – 171с
39. Евладова Е. Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС // Журнал
«Воспитание школьников». - 2012. - №3. - C. 15-26
40. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников – 2005. –
№8 - С. 17.
41. Земцова О.Ю. Опыт реализации историко-культурного стандарта через внеурочную
деятельность обучающихся [Электронный ресурс]. –
10
http://happyschool14.ucoz.ru/load/novosti_metodicheskoj_raboty/novosti_metodicheskoj_raboty/opy
t_realizacii_istoriko_kulturnogo_standarta_cherez_vneurochnuju_dejatelnost_obuchajushhikhsja/15-1-
0-239
42. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов, изд. второе, доп., испр. и
перераб. / И.А. Зимняя. - М.: Лотос, 2000. - 384 с.
43. Ивашкина, Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе // Начальная школа. - 2007.
- № 7. - С.29-33
44. Ильин И.А. Путь духовного обновления. – М.: Русская книга. – Собр. соч. – Т. 1. – 1993. – 169
с.
45. Каменский А.Б. Подданство, лояльность, патриотизм в Имперском дискурсе России XVIII в.:
исследовательские проблемы: Препринт WP6/2007/04. – М.: ГУ ВШЭ, 2007. – С. 11-48
46. Капустин Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы - М.: Издательский центр
«Академия», 1999. - 215 с.
47. Карамзин Н.М. О любви к отечеству и народной гордости. / Избранные сочинения в двух
томах. – М; Л, 1964. – С. 261-280
48. Кудрявцева Т.А. Патриотическое воспитание: теория и современная образовательная
практика в сфере дополнительного образования на примере собственной педагогической
практики. В кн.: Единство образовательного пространства как междисциплинарная проблема:
Сборник научных трудов / Т.А. Кудрявцева. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена;
АСТЕРИОН, 2015. - С. 321–326.
49. Кузьминых, Я.С. О пользе туристско–краеведческой работы / Я.С. Кузьминых // Красное
Знамя. – 2016. – № 92. – С. 53-55.
50. Кутьев В.О. Внеурочная деятельность школьников. М.: Просвещение, 1983. 234с.
51. Лихачёв Д.С. Памятники русской литературы Х-ХУП вв. Сборник статей. Ред. Д.С. Лихачев и
М.А. Салмина. – М.-Л.: «Наука», Ленингр. отд-ие, 1970. – С. 156-177
52. Макаренко А.С. Коммунистическая этика и воспитание. Избр. произвед. В 3 т. Т.3. Общие
проблемы педагогики. К.: Рад. школа. – 1984. – 353 с
53. Максакова В. И. Организация воспитания младших школьников: 11особие для учителя. -
М.: Просвещение, 2005. 254 с.
54. Маслова Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников // Начальная школа. -
2007. -№4. -С. 11-12
55. Матрос Д.Ш. Информатизация процесса обучения: как определить ее результативность //
Управление школой. 2006. №09 (417)
56. Методические советы по организации внеурочной
деятельности учащихся начальных классов // Открытый класс URL:
11
http://www.openclass.ru/node/221595
57. Напалков С.В. Тематические образовательные веб-квесты как средство развития
познавательной самостоятельности учащихся при обучении алгебре в основной школе: автореф.
дис. на соискание уч. степени канд. пед. 52 наук: 13.00.02: теория и методика обучения и
воспитания Саранск, 2013. – 166с.
58. Никонова, Л.Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / Л.Е.
Никонова. – М.: Гардарик, 2013. – 218с.
59. Новицкая, М.Ю. Патриотическое воспитание в детском саду / М.Ю. Новицкая. – М.:
ВЛАДОС, 2013. – 214с
60. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 4- е изд., доп. - М.:
Азбуковник, 1999. -944 с.
61. Организация внеурочной деятельности на этапе основного общего образования с
привлечением «Совета учащихся» // Образовательный портал. Экстернат.РФ. [Электронный
ресурс] URL: http://www.yultya.ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/134-out-of-school/10568
62. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: словарь. М.: Политиздат, 1990. 494с.
63. Попова А.И. Воспитание патриота России // Начальная школа. - 2007. - №2.-С. 19-23
64. Путин В.В. Выступление на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай».
19 сентября 2013 года, Новгородская область [Электронный ресурс]
http://kremlin.ru/transcripts/19243/work
65. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл. ред. В.В. Давыдов, -М.: Бол. Рос.
Энц., 1998-672., т.2. С. 109-110.
66. Русинова Л. П. Педагогический словарь по темам: учеб. пособие. – Сарапул, 2010. – 143с.
67. Рыков С. Государственная и общественная символика и воспитание школьников //
Воспитание школьников. - 2007. -№ 1. -С.8-14.
68. Селевко Г.К. Классификация образовательных технологий. – М.: Просвещение, 2005. – 371с
69. Семенова И.Н. Избранные вопросы методики обучения и воспитания в математическом
образовании школьников. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический
университет, 2014. 241 с.
70. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.
Сластенина. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 368 с
71. Складчикова Г. В. Педагогические условия совершенствования организации системы
внеурочной учебной деятельности учащихся в открытом образовательном пространстве: дис.
канд. пед. наук. Воронеж, 2004. - 253 с.
72. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.:
Академия, 2002. - 576 с.
12
73. Слепухин А.В. Возможности информационно-коммуникационных технологий в реализации
индивидуальных образовательных маршрутов студентов педагогического вуза // Педагогическое
образование в России. – 2011. – №2. [Электронный ресурс] URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-vrealizatsii-individualnyh-obrazovatelnyh-marshrutov-studentov (дата обращения: 03.12.2018).
74. Степанов Е.Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся
начальных классов // Завуч начальной школы. 2011. № 6. С. 36-48.
75. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Избр. произв. в 5-и т. Т.3. – Киев: Рад. школа,
1980. – 301 с.
76. Титов В.А. Педагогика начальной школы. Конспект лекций. - М.: Приор, 2005. - 224 с.
77. Требования к организации внеурочной деятельности // Первая
ступень [Электронный ресурс]. URL: http://plotnikova.ucoz.ru/load/
vneurochnaja_dejatelnost/trebovanija_k_organizacii_vneurochnoj_dejatelnosti/10-1-0-183