Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка занимает важное место. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств . Потребность в движениях, двигательная активность, проявляемая ребенком, физиологически обусловлена, вызывает положительные изменения в его физическом и психологическом развитии, совершенствовании всех функциональных систем организма. Психофизические качества имеют большое значение для укрепления здоровья, физического совершенствования детей, овладения широким кругом движений.
Исследованием особенностей развития психофизических качеств у дошкольников занимались педагоги Е.Н. Вавилова, В.А. Муравьев, Н.Н. Назарова, М.Ю. Кистяковская и другие. Как указывают специалисты в области физического воспитания детей дошкольного возраста, гармонично развитые психофизические качества играют решающую роль в играх и разнообразной деятельности детей при меняющихся условиях среды, способствуют появлению активности, самостоятельности, уверенности, самообладания.
Ловкость, по определению Л.П. Матвеева, - способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро перестраивать деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.
Наиболее полное и глубокое изучение проблемы ловкости принадлежит выдающемуся физиологу Н.А. Бернштейну. Он дает глубокий анализ ловкости и называет ее не психофизическим качеством, а способностью, отмечая особое место ловкости среди других качеств индивида. Н.А. Бернштейн дает следующее определение ловкости: ловкость есть способность двигателъно выйти из любого положения, то есть, способность справиться с любой возникшей двигательной задачей: правильно, быстро, рационально, находчиво.
Упражнения с мячом являются эффективным средством развития ловкости, в том числе, ручной ловкости детей старшего дошкольного возраста. Упражнения с мячами развивают не только крупные, но и мелкие мышцы и связки обеих рук, совершенствуя мелкую моторику, укрепляя суставы пальцев и кистей, что особенно важно для детей 6-7 лет, готовящихся к обучению в школе
Цель исследования – изучить и проанализировать подвижные игры как средство развития ловкости младших школьников.
Задачи исследования:
1) совершить анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития физического качества ловкость;
2) проанализировать подвижные игры, их использование для развития координационных способностей детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры;
3) выполнить опытно-экспериментальное исследование по развитию ловкости у старших дошкольников средствами подвижных игр.
Объект исследования – подвижные игры.
Предмет исследования – средство развития ловкости младших школьников.
Работа по структуре состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
1 АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОГО КАЧЕСТВА ЛОВКОСТЬ
1.1 Координационные способности, компоненты координационных способностей
В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость — способностью человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях. Ловкость — сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами. Наибольшее значение имеют высокоразвитое мышечное чувство и так называемая пластичность корковых нервных процессов. От степени проявления последних зависит срочность образования координационных связей и быстроты перехода от одних установок и реакций к другим. Основу ловкости составляют координационные способности.
Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).
Совершение координационных способностей направляется на подготовку человека к усложняющемуся условию современного производства, а также высокому темпу жизни.
Уровень координационной способности определяют определенными способами индивида:
- уметь быстро реагировать на разнообразные сигналы, например, на движущийся объект;
- быстро и точно уметь выполнять различные двигательные действия за небольшой промежуток времени;
- дифференцировать пространственные временные и силовые параметры движения;
- уметь приспосабливаться к различным изменяющимся ситуациям, а также к необычной и несвойственной постановке задачи;
- уметь прогнозировать или предугадывать положение различного движущегося предмета в определенный нужный момент времени;
- уметь ориентироваться во определенном времени двигательной задачи координационных способностей.
1.2 Задачи, средства, методы и возрастные особенности развития ловкости (координационных способностей)
Ловкость – это физическое качество, которое характеризуется высокой скоростью и хорошей координацией движений .
Для того, чтобы осуществлялось развитие ловкости у спортсменов, им необходимо быстро и с большой точностью уметь перестраивать сложные двигательные движения в зависимости от заданной обстановки.
Основные критерии ловкости:
- Точность, с которой выполняется задание;
- Сложность координационных движений;
- Отрезок время от изменений обстановки до начала выполнения движения.
- Ловкость имеет тесную связь со всеми физическими качествами человека. Поэтому, для развития ловкости, необходимо дополнить свои тренировки работой над этими качествами.
Существующие виды ловкости:
- общая;
- специальная.
Общая ловкость характеризируется качественным и быстрым выполнением любых двигательных задач в различных обстановках. Специальная ловкость – это умение хорошо координировать технику своих движений в соответствии с разными видами спорта.
Специальная ловкость бывает двух видов: акробатическая и прыжковая. Первая наблюдается в бросках, в защитных умениях и в играх. Прыжковая ловкость используется в ситуациях, где отсутствует какая-нибудь опора .
Ловкость определяет успешность освоения новых поз и движений, а также эффективность их перестройки или рационализации в соответствии с конкретными условиями двигательной деятельности. Она не имеет единых показателей для оценки (в каждом случае выбирают иной показатель: например, для оценки точности отмеривания могут быть использованы показатели сохранения заданной длины шага в беге или прыжках в длину, для определения меткости — точность попадания в корзину, для измерения эффективности воспроизведения количество попыток, необходимых для освоения нового упражнения). Проявления ловкости специфичны: можно отличаться хорошей ловкостью в борьбе и совершенно недостаточной в плавании или гимнастике.
Для развития ловкости физкультурниками используется широкий круг упражнений с постоянным включением элементов новизны. После автоматизации движений значение каждого упражнения по развитию ловкости снижается.
Среди упражнений развития ловкости выделяют упражнения на точность отмеривания, дифференцирования, согласованности, соразмерности положений, движений тела, частей тела, предметов; точность попадания (в неподвижную цель, движущуюся цель); на расслабление мышц; на равновесие (динамическое, статическое); на целесообразность решения какой- либо двигательной задачи (выбор рационального двигательного ответа на неожиданное изменение обстановки); упражнения вариативного характера. в которых пространственные отношения с внешней средой постоянно меняются (например, выполнение упражнений из разных исходных положений, спортивные игры, единоборства). Для развития ловкости у детей полезно использовать спортивные комплексы для улицы. При этом ребенок не только развивает свои физические кондиции, но и дышит свежим воздухом, оздоравливается.
Основные средства воспитания данных качеств:
- упражнения повышенной координационной сложности;
- упражнения, которые содержат элементы новизны и возможность многообразить двигательные решения.
Чаще всего используют группу упражнений – общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера. К там относятся упражнения без предметов и с предметами – мячами, скакалками, гимнастическими палками, а также упражнения в равновесии.
Огромный вклад в развитие координационных способностей у спортсменов оказывает методы освоения естественных движений (бега, различных прыжков, метаний, лазанья и др.) .
Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой служат подвижные игры, единоборства, кроссовый бег и бег на лыжах по пересечённой местности, горнолыжный спорт.
Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически, так как любое двигательное действие, освоенное до навыка, не стимулирует дальнейшее развитие координационных способностей.
Выполнение упражнений, направленных на развитие координационных способностей следует планировать на первую половину основной части занятия.
Однако, анализ литературы, позволяет нам говорить о кс как о сложном двигательном качестве, требующем более тщательного выбора средств и методов из всей имеющейся совокупности современных двигательных систем.
Практика средствами воспитания координационных способностей определяется основными средствами:
1) физические упражнения повышенной координационной сложностями с элементами новизны ;
2) средства воспитания координационных способностей – общие подготовительные гимнастические управления, которые носят динамический характер. Также одновременно охватывают основные группы машц.
В младшем школьном возрасте необходимо развивать у детей все физические качества в плане общей физической подготовки (ОФП). Активная мышечная деятельность стимулирует вегетативные функции, влияющие на обмен веществ, рост и развитие всех систем и органов. Этот возраст можно считать лучшим, т.к. все показатели физических способностей обнаруживают высокие нормы прироста.
Развитие ловкости должно преимущественно идти за счет выполнения новых разнообразных движений. Овладение новыми навыками способствует образованию новых координационных связей. В 3-4 классах и в последующих ловкость как способность быстро выполнить двигательную задачу в меняющейся обстановке развивают регулярно, обновляя и варьируя упражнениями в новых и более сложных условиях. Упражнение приносит эффект пока оно не стало заученным.
Большое влияние на развитие координационных способностей оказывает освоение правильной техники естественных движений: бега, различных прыжков (в длину, высоту и глубину, опорных прыжков), метаний, лазанья.
Специальные упражнения в старшем школьном возрасте для совершенствования координационных движений разрабатываются с учетом специфики избранного вида спорта, профессии. Это координационно-сходные упражнения с технико-тактическими действиями в данном виде спорта или трудовыми действиями.
Для спортивной тренировки применяются две группы данных средств:
1. Подводящие, способствующие освоению новых форм движений того или иного вида спорта;
2. Развивающие, направленные непосредственно на воспитание координационных способностей, которые проявляются в определенных видах разнообразного спорта. Примером может быть следующее:
- в баскетболе определенные упражнения с затрудненными условиями, т.е. ловля и передача мяча партнерам во время прыжка через гимнастическую скамейку;
- либо после выполнения нескольких кувырков на гимнастических матах, ловля мяча от своего партнера и далее бросок в корзину и т.п.