Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В начале 1990-х гг. в России появилось новое увлечение, быстро получившее распространение среди молодежи. Называлось оно «ролевые игры».
По определению социолога Е.А. Медведева, ролевые игры - это вид интеллектуального развлечения для группы лиц, состоящий в воспроизводстве гипотетических жизненных ситуаций, представленных в форме конкретных сюжетов, при посредстве формальных моделей и с участием ведущего («мастера»), исполняющего функции сценариста и арбитра.
Проникнутые духом творчества и ухода от повседневности, ролевые игры привлекали к себе молодежь, страдающую от образовавшегося после развала СССР идеологического вакуума, склонную к духовному поиску и рефлексии.
В.Л. Малыгин и В.В. Щербачев описывают «ролевиков» как творческих, эмоционально сензитивных личностей. Однако, по их мнению, «ролевики» очень зависят от окружающего мира: у них высока потребность во внимании, артистизм и другие проявления демонстративности. Также, согласно их точке зрения, им свойственен психологический инфантилизм. Как считают эти авторы, у «ролевиков» налицо внутриличностный конфликт, который не находит разрешения и создает напряжение. «Вопрос влияния данного конфликта на адаптацию к социуму требует дальнейшего изучения, однако уже сейчас можно предположить, наличие дезадаптивного протеста. Противопоставление себя социуму, очевидно, способствует эскапизму. Однако данные других исследователей ставят это под сомнение. Например, Д.Б. Писаревская, цитируя Е. Беликову, говорит, что ролевая игра не оказывает негативного воздействия на личность и ее адаптированность. Она пишет, что ролевые игры вызывают ощущение энергии, активности, чувства полезности другим, сопричастности чему-то большему, желание познавать новое.
Представление о мотивации ролевиков и реконструкторов как форме эскапизма описывается с опорой на структурно-динамическую модель инфантилизма, предложенную А.А. Серегиной. Согласно данной модели, понятие инфантилизма состоит из трёх компонентов:
1) психологического - незрелость эмоционально-волевой сферы, слабая потребность в достижениях,
2) социального - несамостоятельность решений и действий, зависимость личности от других, хаотичность поведения, позиция иждивенчества, гедонизма, нeсформированность преодолевающего поведения;
3) физического - отставание в физическом развитии, выражающееся в несоответствии имеющихся анатомических и физиологических особенностей критериям биологического возраста .
В каждом конкретном случае инфантилизации может наблюдаться индивидуальный рисунок выраженности каждого из компонентов, и лишь в случае, когда выраженными являются все три, можно говорить о тотальном инфантилизме.
Объектом исследования является субкультура ролевиков и реконструкторов.
Предмет исследования – поведенческая и мотивационная сфера подростков - участников субкультуры ролевиков и реконструкторов.
Цель исследования – выявление психологических особенностей участников субкультуры ролевиков и реконструкторов. В соответствии с целью составлен набор исследовательских задач:
1. Характеристика подросткового возраста.
2. Определение ролевого движения в категориях субкультуры
3. Анализ психологических особенностей личности подростков – ролевиков и реконструкторов (с разделением этих подвидов субкультур как общего и частного).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ РОЛЕВИКОВ И РЕКОНСТРУКТОРОВ
1.1.Специфика подросткового возраста
Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический. Впервые описал амбивалентность и парадоксальность характера подростка Ст. Холл. Он выдели ряд основных противоречий, присущих этому возрасту, назвав его периодом «бури и натиска». Содержание подросткового периода Ст. Холл описывает как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает «чувство индивидуальности». Представления Ст. Холла о переходности, промежуточности данного периода развития, о кризисных, негативных аспектах этого возраста и сегодня составляют ядро психологи подросткового возраста. Первым в отечественной психологии положение о возникновении самосознания как центрального новообразования подросткового периода, выдвинул Л.В. Выготский. Развитие самосознания, как никакая другая сторона душевной жизни, считал Л. С. Выготский, зависит от культурного содержания среды. Он также подробно рассматривал проблему интересов в подростковом возрасте. В этом возрасте, подчеркивал Л. С. Выготский, имеет место период разрушения и отмирания старых интересов, и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. В концепции Д. Б. Эльконина подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями предшествующего периода. Учебная деятельность производит «поворот» от направленности на мир к направленности на самого себя. К концу младшего школьного возраста у ребенка возникают новые возможности, но он еще не знает, что он собой представляет .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авилов Г.М. Особенности ролевой игровой деятельности в период поздней юности // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. - Вып. 2. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - С. 151-161
2. Антуфьева М.А. Анализ молодежных субкультур в аспекте профилактики девиантности - Архангельск, 2009, 78 с.
3. Анциферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Психол. журн. - 1996. - № 6. - С. 60-71.
4. Грибкова Е. Подростковые субкультуры: синдром одиночества [Электронный ресурс]. - URL: http://102diploma.ru/teach/301211.html
5. Громов Д.В. Изучение молодежных субкультур России //Этнографическое обозрение. - 2008. - № 1. - С. 3-7
6. Гурьева В.А., Семке В.Я., Гиндикин В.Я. Психопатология подросткового возраста. - Томск : Изд-во Томского ун-та, 1994. - 308 с.
7. Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М., 2000. - 591 с.
8. Ишмухаметов Р.Р. Проблемы самореализации личности. - М.: КРАСАНД, 2010.
9. Князева М.В. Социальная мотивация молодых людей, проявляющих высокую социальную активность. -Архангельск, 2006, 90 с.
10. Ковальчук С.Ю. Особенности изучения неформальных молодежных объединений // Вестн. Самар. гос. ун-та. - 2007. - № 5/2. - С. 95-101.
11. Кубышкина М.Л., Трофимова К.С. Представления о социальном успехе и моральные установки молодежи // Управление здоровьем и безопасностью людей в образовательных учреждениях. Материалы научно-практических конференций Архангельск, 2006. С. 165-172
12. Кудинов С.С., Авдеев Н.П., Архипочкина К.В. Индивидуально-типологическая характеристика самореализации личности // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». - 2012. - № 4. - С. 85-90.
13. Куприянов Б.В., Подобии А.Е. Очерки общественной педагогики: ролевое движение в России. - Кострома : КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003. - 104 с.
14. Лахтина А.Н. Индивидуально-психологические особенности участников молодежного ролевого движения: М: МГЛУ, 2007.
15. Лекомцева Е.Н. Неформальные объединения молодежи как социальное явление // Ярославский пед. Вестник. - 2007. - № 2. - С. 51-54.
16. Луков В. А. Особенности молодежных субкультур в России// Социс. - 2002. - №10 – С.86-95
17. Малыгин В.Л., Щербачев В.В. Особенности характерологических свойств участников ролевых игр // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2011. - № 4 [Электронный ресурс]. - URL: http://medpsy.ru
18. Медведев Е. А. Субкультура участников ролевых игр и методы исследования ее воздействия на личность : автореф. дис. ... канд. социол. наук. - М., 2004. - 22 с.
19. Новикова И.А., Замалдинова Г.Н. Личностная уверенность и уровень самоактуализации сотрудников коммерческих организаций // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». - 2010. - № 2. - С. 21-26.
20. Писаревская Д.Б. Ролевые игры: пример «социализации» субкультуры // Этнографическое обозрение. - 2008. - № 1. - С. 8-18.
21. Писаревская Д.Б. Феномен субкультуры ролевых игр в современном обществе: Дисс. ... канд. истор. наук. - М., 2009.:
22. Серегина А.А. Социально-психологические условия преодоления ин-фантилизма у безработной молодежи : автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2006. - 26 с.
23. Славко М.А. Ролевое движение в России в 1990-2006 гг. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Чебоксары, 2007. - 23 с.