Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Стабильность финансового положения хозяйствующего субъекта в условиях рыночной экономики обуславливается в немалой степени его деловой активностью. С целью гарантии эффективной работы коммерческой организации и принятия эффективных управленческих решений требуется контролировать соотношение между набором потребляемых организацией ресурсов и количеством производимых ей экономических благ.
Показатели деловой активности могут проявляться в динамике развития организации, достижении поставленных целей, которые отражают натуральные и стоимостные характеристики, демонстрирующие эффективность использования экономического потенциала организации и освоения рынков сбыта.
Деловая активность является комплексной и динамичной характеристикой предпринимательской деятельности. Уровни деловой активности конкретной организации отражают этапы ее жизнедеятельности (зарождение, развитие, подъем, спад, кризис, депрессия) и показывают степень адаптации к быстроменяющимся рыночным условиям, качество управления.
Оценка деловой активности является актуальной для каждой организации, так как является одним из важных аспектов финансового анализа. Показатели деловой активности позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Эти показатели имеют большое значение для оценки финансового положения предприятия, так как скорость оборота средств оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. Именно этим обусловлена актуальность темы данной работы.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ деловой активности ООО «Копи-сервис» и разработка мероприятий по ее повышению. Для достижения поставленной цели необходимо найти решение для следующих задач:
- рассмотреть теоретико-методические основы анализа деловой активности организации;
- провести анализ деловой активности компании ООО «Копи-сервис» по качественным и количественным показателям;
- разработать мероприятия по повышению деловой активности ООО «Копи-сервис».
В качестве объекта исследования выступает ООО «Копи-сервис».
Предметом исследования является деловая активность ООО «Копи-сервис».
В работе использовались такие методы исследования как метод статистического и сравнительного анализа, графический, методы финансового анализа, а также другие методы необходимые для достижения поставленной цели.
При написании работы были использованы такие источники информации, как: Постановление Правительства РФ «О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику Российской Федерации», научные труды зарубежных и отечественных специалистов по вопросам организации, учебная литература, материалы периодической печати, в частности такие журналы как, ресурсы Интернета.
Данная выпускная квалификационная работа отличается высокой практической значимостью. В ходе ее создания были разработаны мероприятия по оптимизации активов и повышению ресурсоотдачи, которые могут быть использованы менеджерами ООО «Копи-сервис» при оценке деловой активности предприятия, что позволит сделать процесс оценки менее трудоемким.
По структуре выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и приложений. В первой главе раскрыто понятие и сущность деловой активности организации, приведена методика анализа деловой активности организации и рассмотрены пути и методы роста деловой активности организации как фактора повышения ее эффективности деятельности.
Вторая глава содержит краткую экономическую характеристику ООО «Копи-сервис». Проведен анализ деловой активности ООО «Копи-сервис» по качественным и количественным показателям.
В третьей главе разработан комплекс мероприятий по оптимизации активов и повышению ресурсоотдачи и произведена оценка экономической эффективности предложенного комплекса мероприятий.
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Успешность ведения бизнеса в конкурентной рыночной среде определяется наличием ряда ключевых условий. Во-первых, это четкое определение сферы деятельности, то есть устойчивое занятие собственной ниши на рынке товаров и услуг. Во-вторых, это формирование адекватных финансово-экономических отношений с контрагентами, то есть своеобразное соблюдение «правил игры» с деловыми партнерами и государством. В-третьих, это рациональное и эффективное использование имеющихся производственных ресурсов. Соблюдение указанных требований, позволяющих в наибольшей степени реализовать потенциал фирмы, возможно при мобилизации усилий всех управляющих звеньев и производственных подразделений компании в соответствии с заданными целевыми установками [9, с. 62-68].
Авторы Современного экономического словаря (Б. А. Райсберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева) рассматривают деловую активность на макроуровне как «…характеристику состояния предпринимательской деятельности в отрасли, регионе, стране…», отмечая, что она «…оценивается, в частности, индексом динамики курсов ценных бумаг» [3, с. 95].
И. К. Белявский рассматривает деловую активность на макроуровне как рыночное явление, характеризуемое числом и размером сделок, их динамикой, состоянием и заполнением портфеля заказов [2, с. 57].
В современной литературе существуют различные подходы к понятию «деловая активность». На микроуровне значительное внимание данному показателю как критерию эффективности функционирования предприятия уделяют многие современные экономисты.
Так, В. В. Ковалев отмечает, что «в широком смысле деловая активность означает весь спектр усилий, направленных на продвижение фирмы на рынках продукции, труда, капитала…, в более узком смысле – как текущая производственная и коммерческая деятельность предприятия» [4, с. 87].
Однако Р. Р. Фатыхов считает, что перечисленные выше определения фактически не учитывают влияние внешней среды на деловую активность хозяйствующего субъекта, а деловую активность промышленного предприятия понимает как «его способность по результатам своей экономической деятельности занять устойчивое положение на конкурентном рынке» [11, с.48].
Г. А. Краюхин отмечает, что деловая активность характеризуется положительной динамикой объема производства и реализации продукции, прибыли, повышения конкурентоспособности и других показателей, отражающих результаты работы предприятия [5, с. 24].
Деловая активность в понимании Н. К. Моисеевой, М. В. Конышевой – это совокупность действий, способствующих экономическому росту производственно-сбытовой системы на основе согласованного развития ее составляющих в гармонии с внешней средой [6, с. 33].
С точки зрения известных ученых в области учета и анализа, деловая активность коммерческой организации есть ни что иное как результативность и эффективность производственно-коммерческой деятельности, считает Ю. Е. Сасин. Между тем, на его взгляд, происходит некоторая подмена понятий. В известных определениях раскрывается не столько сущность, сколько частные проявления деловой активности, ее методические аспекты. Ученый считает необоснованным упускать из внимания то, что деловая активность находится в прямой зависимости от стратегических и тактических планов развития коммерческой организации, а прилагательное «деловая» дает основания полагать, что исследуемая категория охватывает все сферы коммерческой деятельности организации – производственную, торгово-снабженческую, финансовую и др. Автор предлагает выделить инновационную сферу для наукоемких отраслей [9, с. 31].
Стоит согласиться с данной точкой зрения и следует предложить выделение пятого вида деятельности – предпроизводственный, который требует достаточно много времени и определяет дальнейшее развитие производства. На этом этапе осуществляются научно-исследовательские работы по созданию новой продукции, техники и технологии ее производства, разрабатывается соответствующая документация, определяется потребность в ресурсах, спрос на саму продукцию и т. п.
Изучив мнения различных авторов по раскрытию сущности деловой активности, моно сделать вывод о том, что деловая активность – это способность субъекта хозяйствования эффективно функционировать, наращивая свой капитал в процессе кругооборота средств, во всех сферах своей деятельности. Принято считать, что данное определение объединяет все перечисленные ранее категории и понятия деловой активности, отражая, прежде всего, ее значение как инструмента воздействия на экономические процессы. Данное определение позволяет выделить основные признаки деловой активности:
- рыночное явление, отражающее темпы роста и взаимосвязь объемов, затрат и прибыли;
- элемент согласования спроса и предложения посредством активных управленческих решений;
- механизм роста эффективности производственно-коммерческой деятельности;
- уровень интенсивности использования ресурсного потенциала, находящегося в распоряжении организаций;
- спектр усилий согласованности интересов в текущей, производственной и коммерческой деятельности предприятия;
- способность по результатам своей экономической деятельности занять устойчивое положение на конкурентном рынке.
Для изучения деловой активности как эффективного и успешного инструмента функционирования в условиях рынка и жесткой конкуренции важно учитывать различные аспекты ее проявления и выделить ее виды на основе научно обоснованных классификаций. Она помогает глубже изучить состав и характер данной категории. Классификация деловой активности по различным признакам представлена в таблице.
Деловая активность на стадии предшествующей производству направлена на осуществление мероприятий по финансированию и возмещению затрат на освоение производства новой продукции, технологии, оказания работ, услуг. Проявление деловой активности на стадии производства является самой важной, поскольку основную сумму прибыли предприятия получают от производства и реализации продукции (работ, услуг). Маркетинговая деловая активность представляет собой творческую управленческую деятельность, задача которой заключается в развитии рынка произведенных товаров, работ, услуг. Деловая активность субъекта хозяйствования, направленная на упорядоченное вложение финансовых ресурсов в развитие производства, социальную инфраструктуру, ценные бумаги, называется инвестиционной. Финансовая деловая активность – это успешная организация финансовых отношений субъекта хозяйствования с другими физическими или юридическими лицами. Суть инновационной активности заключается в целенаправленном организованном поиске изменений и в систематическом анализе тех возможностей, которые эти изменения могут дать для успешной деятельности уже действующей организации.
Интегральная, региональная, частная и индивидуальная деловая активность предполагает ее проявление в рамках отдельной страны, области, субъекта хозяйствования, физического лица.
При производительной деловой активности предприятие получает прибыль, при непроизводительной – убыток.
Если деловая активность осуществляется за счет количественных факторов экономического роста, то она называется экстенсивной, если за счет совершенствования качества – интенсивной.
Проявление текущей деловой активности происходит постоянно, на всех стадиях деятельности предприятия, а единовременной – один раз или по мере необходимости. Всю классификацию делово активности предприятия можно увидеть на рисунке 1.
Внутренняя деловая активность направлена на эффективное, экономное и рациональное использование имеющихся на предприятии ресурсов. Внешняя активность практически не зависит от деятельности субъекта хозяйствования и проявляется в выгодных процентных ставках по кредитам, оптимальном налогообложении или налоговых льготах и тому подобное.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Блажевич, О.Г. Оценка эффективности формирования финансовых ресурсов / О.Г. Блажевич // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. – 2016. – №4 (33). - С.34-39.
2. Трояшкина, Ю.Г. Политика формирования и использования финаносвых ресурсов сельскохозяйственных организаций / Ю.Г. Трояшкина // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых «Инновационные идеи молодых ученых для агропромышленного комплекса России». – 2017. - С.34.
3. Барбашова, С.А. Улучшение финансового состояния предприятия за счет оптимизации структуры капитала / С.А. Барбашова, О.А. Бурмистрова, Ю.П. Чаков, И.В. Чакова // Управление реформированием социально-экономического развития предприятий, отраслей, регионов: сб. научных трудов IХ Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, преподавателей и практиков. – 2018. - С. 194-196.
4. Барбашова, С.А. Анализ инфляционных процессов в России / С.А. Барбашова // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе: материалы I Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых. – 2011. - С. 179-182.
5. Гусейнова В.И., Ковалева И.П. Экономический механизм обеспечения платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия // В сборнике: Наука и знание материалы XVI Межвузовской научно-практической конференции «Наука и знание» в рамках исследовательской темы «Инновационные подходы к решению практических профессиональных задач по формированию конкурентоспособных специалистов». 2014. С. 58-63.
6. Пучкова Н.В. Анализ методов оценки финансового состояния организации // Символ науки. - 2016. - №3-1. С. 131-134.
7. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие / Г.В. Савицкая. 7-е изд., испр. Мн.: Новое знание, 2016. 704 с.
8. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: учеб. / Г.В. Савицкая. 2-е изд., испр. и доп. Минск: РИГТО, 2012. 367 с.
9. Савицкая Г.В. Показатели финансовой эффективности предпринимательской деятельности: обоснование и методика расчета // Экономический анализ: теория и практика. 2012. №39. С. 14-22.
10. Савицкая Г.В. Проблемные аспекты определения эффекта финансового рычага // Экономический анализ: теория и практика. 2016. №5 (452). С. 99-111.
11. Портал «ЭКОНОМИКА.BY» [Электронный ресурс]: [сайт] URL: http://ekonomika.by/ekonomisty/savitskaya-glafira-vikentevna (Дата обращения 07.12.18).
12. Андрюшкевич О. А., Денисова И. М. Формирование предпринимательских университетов в инновационной экономике // Экономическая наука современной России. — 2014. — №3 (66). — С. 87–104.
13. Бергер Ю. А., Косенко А. С., Филиппова Т. С. Совершенствование процесса стандартизации и регламентации государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации // Вестник ТГУПБП. — 2017. — №1. — С. 73–79.
14. Блинов А. О., Бухтиярова Т. И. Государственная стратегия управления развитием малого и среднего предпринимательства // Социум и власть. — 2016. — №4 (60). — С. 108–113.
15. Буняк Н. М. Предпринимательский университет: сущность и особенности формирования // Juvenisscientia. — 2016. — №2. — C. 144–147.
16. Гамидуллаев Р. Б., Гамидуллаева Л. А. Развитие системы управления инновационными проектами в российской экономике (на примере малого предпринимательства). — Пенза: Пензенский государственный университет, 2015. — 324 с.
17. Гоголина А. Н., Можаева Г. В. повышение квалификации инженерных кадров в классическом университете // Современное образование: содержание, технологии, качество. — 2014. — Т. 1. — С. 44–45.
18. Жилякова И. А. Инновационный лизинг как финансовый инструмент для реализации стратегии развития предприятия топливно-энергетической отрасли // Творчество молодых ученых. — 2018. — №1. — С. 123–125.
19. Исаков А. Р., Токбаева С. С. Административные процедуры и их роль в повышении качества государственных услуг // Северо-Кавказский юридический вестник. — 2017. — №1. — C. 156–160.
20. Кремин А. Е., Гулин К. А. Управление функционированием малого бизнеса на муниципальном уровне как инструмент развития экономики региона // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2017. — Т. 10. — № 4. — С. 94 – 110. DOI: 10.15838/esc.2017.4.52.5
21. Лепешкин С. М. Государство и предпринимательство: управление или регулирование? // ЭПП. — 2014. — №2. — С 26–30.
22. Лукьянова Н. А. Международная стажировка — практический вид обучения технологическому процессу предоставления услуг в туристской индустрии // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии. — 2015. — Т. 1. — С. 179–181.
23. Мустафина Л. И., Богатырева М. Р. Совершенствование профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих // Интернет-журнал Науковедение. — 2014. — №. 2 (21).
24. Оценка регулирующего воздействия // Совершенствование государственного управления [Портал административной реформы: электронный ресурс]. URL: http://ar.gov.ru/regulation 02 povishenie 02 ocenka/index.html
25. Подосинников Е. Ю., Мутылина К. О. Муниципальные закупки в системе государственного и муниципального заказа России // Научный вестник Крыма. — 2017. — № 5 (10). — С. 1–10.
26. Постановление Правительства РФ от 15.05.2010 № 336 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // КонсультантПлюс [Справочно-правовая система]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 110089/
27. Проблемы экономики и управления предприятиями, отраслями, комплексами: монография / Под общей редакцией С.С. Чернова. — Новосибирск, 2015. — 177 с.
28. Ручкина Г. Ф. Особенности государственного регулирования отдельных видов предпринимательской деятельности // Экономика. Налоги. Право. — 2014. — №4. — C. 110–113.
29. Рытова И. В. Стажировка как персонифицированная модель профессиональной переподготовки педагогических кадров // Вестник Майкопского государственного технологического университета. — 2014. — №2. — C. 87–90.
30. Сакаро Г. А. Стимулирование инновационной деятельности в России // Проблемы экономики и менеджмента. — 2016. — №5 (57). — С. 92–97.
31. Сарычева Н. Н. Оценка регулирующего воздействия в регионах России. Текущая ситуация и пути развития // Государственное управление. Электронный вестник. — 2016. — №56 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-reguliruyuschego-vozdeystviya-v-regionah-rossiitekuschaya-situatsiya-i-puti-razvitiya
32. Цыганков Д. Б., Карпова П. Г. Советы по оптимизации регулирования как неотъемлемый компонент «smartregulation» // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2012. — № 3. — С. 5–34 [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/64022843
33. Щелкунов М. Д. Университеты нового поколения // Вестник экономики, права и социологии. — 2017. — №1. — С. 187–192.
34. Navrotskaia N.A. Technological cooperation trends under conditions of the modern world economy // International Journal of Engineering and Technology (UAE). — 2018. — Т. 7. — №. 3.15 Special Issue 15. — P. 288–292.
35. Oliveira J.S., Cadogan J.W. A multilevel perspective to the study of export venture performance //International Marketing Review. — 2018. — Т. 35. — №. 1. — P. 186–199.
36. Yaskova N., Alekseeva T. Innovative leasing engineering as tool for synchronization of innovative, leasing and buying cycles // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. — 2017. — Т.90. — №. 1. — P. 12–18.