Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Связное высказывание отражает уровень развития ребенка: умственного, речевого, эмоционального. Оно показывает, насколько ребенок владеет словарным богатством родного языка, его грамматическим строем, нормами языка и речи; умеет избирательно пользоваться наиболее уместными для данного монологического высказывания средствами, то есть умеет употреблять слово, словосочетание, которое бы точно, полно, выразительно, грамотно отражало замысел говорящего.
Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Коррекционная работа по формированию связной речи у детей с диагнозом детский церебральный паралич основывается на принципе единства диагностики и коррекции. На настоящий момент исследование детей с детским церебральным параличом (ДЦП) имеет важность, как в практическом, так и в теоретическом ключе. О детях с ДЦП в отечественной психологии накоплены интересные и исключительно ценные научные данные, однако в основном они имеют отношение к проблемам, связанными со структурой двигательного дефекта, с особенностями психического развития и с речевыми нарушениями.
Детский церебральный паралич – аномальное двигательное развитие, в основе которого лежат различные причины и механизмы первичного нарушения мышечного тонуса и расстройства координации движений. В следствии чего формируется патологический двигательные стереотипы, часто сопровождающиеся интеллектуально-мнестическими, речевыми, сенсорными и соматическими нарушениями.
В последнее время проблема детского церебрального паралича является объектом пристального внимания специалистов различных областей научного значения: клиницистов (Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова, М.Б. Эйдинова), педагогов (Р.Д. Бабенкова, Л.А. Данилова, М.В. Ипполитова, И.И. Панченко, Н.В. Симонова), психологов (И.И. Мамайчук, Н.М. Сараева) и является весьма актуальная с точки зрения выбора адекватных путей обучения, воспитания и социальной адаптации обучающихся.
Расстройство речи является распространенным симптомом у детей с ДЦП. Ребенку трудно произносить звуки, формировать слова и фразы, это вызвано слабостью в мышцах, спазмами, ограниченным диапазоном движений, нарушением мелкой моторики. При ДЦП отмечается определенная взаимосвязь двигательных и речевых расстройств. Это проявляется в общности нарушений скелетной и речевой мускулатуры.
Исследователи отмечают, что к началу обучения в школе у детей с ДЦП недостаточно сформирована произносительная сторона речи, что обусловлено патологическими процессами различных мозговых структур, вызывающих церебрально-органическую патологию. Наличие таких нарушений препятствует формированию полноценной речевой и учебной деятельности. Эти дети составляют группу риска по успеваемости. Речевые нарушения ограничивают контакт и общение детей со взрослыми и здоровыми сверстниками, снижает мотивацию к речевому общению.
Актуальность нашего исследования обусловлена, прежде всего проблемой развития связной речи у детей с ДЦП и является основным вопросом исследования в современном обществе.
Объект исследования: связная речь у старших дошкольников с ДЦП.
Предмет исследования: особенности формирования связной речи у дошкольников с ДЦП.
Цель исследования: теоретическое обоснование и подборка экспериментальных методик на выявление уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ДЦП и коррекция уровня развития связной речи посредством подбора соответствующих методик.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что наличие сложной структуры дефекта при детском церебральном параличе обусловливает недоразвитие неречевых и речевых функций. Поэтапное формирование неречевых и речевых функций у дошкольников с церебральным параличом в процессе комплексного психолого-медико-педагогического воздействия позволит повысить эффективность педагогической коррекции. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ДЦП будет эффективным при создании следующих педагогических условий:
– учет индивидуальных особенностей ребенка;
– развитие связной речи проходит в ведущем виде деятельности;
В соответствии с целью и гипотезой в исследовании были определены следующие задачи:
1) Проанализировать научно-методическую, психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования.
2) Теоретическое обоснование и разработка методики констатирующего эксперимента.
3) Анализ результатов констатирующего эксперимента
4) Разработка и апробация серии заданий и упражнений, направленных на развитие связной речи дошкольников с ДЦП.
Этапы исследования: выбор темы, сбор и обработка информации по выбранной теме, подбор и анализ методик по проблеме исследования, проведение констатирующего и формирующего экспериментов.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности расширить и уточнить научные представления об особенностях развития связной речи у дошкольников с ДЦП, определить методологическую основу, принципы, направления и систему коррекционно-педагогического воздействия.
Практическая значимость исследования заключается в подборе и адаптации комплексной дифференцированной программы развития связной речи в системе коррекционно-педагогической работы.
База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «ГБОУ школа № 1400»
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретическое обоснование изучения и формирования связной речи у дошкольников с детским церебральным параличом
1.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с детским церебральным параличом
В настоящее время нет единого определения термина «детский церебральный паралич (ДЦП)». Но большинство авторов считают диагноз ДЦП собирательным, объединяющим группу нейропсихосоматических синдромов, возникающих в результате недоразвития и/или повреждения мозга в раннем периоде его развития и в дальнейшем проявляющихся, прежде всего, неспособностью сохранять позу и выполнять произвольные движения.
В настоящее время под термином «детский церебральный паралич» понимают не прогрессирующее заболевание, возникшее в результате повреждения мозга, во время внутриутробного развития плода, в момент родов или в раннем послеродовом периоде. Ведущими в клинической картине ДЦП являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с замедленным темпом психического развития в целом, неравномерным, диспропорциональным характером формирования отдельных психических функций, речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности), судорожными припадками .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипова, Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом [Текст] / Е. Ф. Архипова. – М. : Просвещение, 1989.
2. Астахов, В. А. Детский церебральный паралич: понятие, этиология, симптомы речи [Текст] / В. А. Астахов // Здоровье , 2000. – № 3. – С.14-15.
3. Бадалян, Л. О. Детская неврология [Текст] : учеб.пособие /Л. О. Бадалян. – 4-е изд. – М. : МЕД пресс-информ, 2016
4. Бадалян, Л. О. Детские церебральные параличи [Текст] /Л. О. Бадалян, Л. Т. Журба, О. В. Тимонина.—М.: МПА, 1988
5. Батышева, Т.Т. Детский церебральный паралич – современные представления о проблеме [Текст] / Т.Т. Батышева, О.В. Быкова, А.В. Виноградов // Российский международный журнал. – 2012. – №8. – С. 401 – 405
6. Блинков, Ю. А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии [Текст] / Ю. А. Блинков, С. А. Игнатьев. М. : ВЛАДОС, 2014.
7. Бобат, Б. Моторное развитие при детском церебральном параличе [Текст] / Б. Бобат, К. Бобат.- Штутгарт, Нью-Йорк: Издательство «Георг-ТимеФерлаг», Перевод на немецкий язык. Эрики Штэле-Хирземанн.2005
8. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 1997
9. Данилова, Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом [Текст] /Л. А. Данилова— М.: Академия, 1977
10. Детский церебральный паралич [Текст] / Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук, Ю. – СПб.: Дидактика Плюс, — 2001
11. Иваницкая, И. Н. Детский церебральный паралич (Обзор литературы) [Текст] / И. Н. Иваницкая // Исцеление : альманах. – М., 1993. – С. 41–65
12. Иваницкая, И. Н. Детский церебральный паралич [Текст] / И. Н. Иваницкая. – СПб. : Дидактика Плюс, 2003
13. Ипполитова, М. В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье / М. В. Ипполитова, Р. Д. Бабенкова, Е. М. Мастюкова. – М. : Просвещение, 1993
14. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст]: учеб.-метод. пособие для учителя-логопеда / Р. И. Лалаева. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001
15. Левченко, И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст]: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/И.Ю. Левченко, О. Г. Приходько. — М.: Издательский центр «Академия», 2001
16. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: КомКнига, 2005.
17. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997
18. Мастюкова, Е. М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития [Текст] / Е. М. Мастюкова // Дефектология. – 1987. – № 3. – С. 3-9
19. Мастюкова, Е. М. Клиника и реабилитационная терапия детского церебрального паралича [Текст] / Е. М. Мастюкова, К. А. Семенова, М. Я. Смуглин. – М. : Медицина. 1972. – 328 с.
20. Микляева Ю.В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением. – М. : Айрис-пресс. – 2015. – 112с.
21. Морозова, Н. Г. Основы обучения и воспитания аномальных детей [Текст] / Н. Г. Морозова. – М. : Просвещение, 1965. – 185 с.
22. Назарова Н. М. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Н. М. Назарова, Л. И. Аксенова, Л. В. Андреева. — М. : издательский центр «Академия», 2008. — 400 с.
23. Негневицкая, Е. И. Язык и дети [Текст] / Е. И. Негневицкая, А. М. Шахнарович. – М. : Наука, 1981. – 111 с.
24. Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом [Текст] / под ред. М. В. Ипполитовой. – М. : Просвещение, 1989. – 158 с.
25. Осокин, В. В. Эволюция представлений о детском церебральном параличе [Текст] / В.В. Осокин // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. – 2014. – № 9. - С. 42–46.
26. Осокин, В.В. Детский церебральный паралич: Медицинская коррекция и психолого-педагогическое сопровождение: монография [Текст] / В. В. Осокин, Д. Х. Астрахан, Ж. Н. Головина. – Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2010. – 307 с.
27. Панченко, И. И. Особенности фонетико-фонематического анализа расстройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебнокоррекционных мероприятий при дислалических и дизартрических нарушениях речи [Текст] / И. И. Панченко. – М. : Просвещение, 1973. – 152 с.
28. Правдина-Винарская, Е. Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления [Текст] / Е. Н. Правдина - Винарская, М. Б. Эйдинова. – М.: АПН РСФСР, 1959. – 187 с.
29. Приходько, О.Г. Специфика речевого развития детей с церебральным параличом [Текст] / О. Г. Приходько // Специальное образование. – 2014. – № 2. – С. 107 – 112
30. Семенова, К. А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и детским церебральным параличом [Текст] / К.А. Семенова – М. : Закон и порядок, 2007. – 612 с.
31. Семенова, К. А. Клиника и реабилитационная терапия детей с церебральным параличом [Текст] /К. А. Семенова, Е. В. Мастюкова. — М.: Просвещение, 1973
32. Семенова, К. А. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом [Текст]/ К. А. Семенова, Н. М. Махмудов. — Ташкент: Ташкент. 1979
33. Сидорова, У.М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логопедические задачи, игры-занятия [Текст] / У. М. Сидорова. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
34. Сухарева, Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста [Текст] / Г. Е. Сухарева. Том 3.М.: Медгиз, 1959
35. Учебно-воспитательный процесс в реабилитации детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата [Текст] / под ред. М. В. Ипполитовой. – М. : Просвещение, 1988. – 143 с.
36. Ушакова О.С. Речевое воспитание в дошкольном детстве: Развитие связной речи. – М.: Изд-во Институт психотерапии, 2001
37. Филичева, Т. Б. Основы логопедии [Текст] : учеб.-метод. пособие для студентов пед. ин-тов / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М. : Просвещение, 1989. – 223 с.
38. Халилова, Л. Б. Состояние первоначальных морфологических обобщений у учащихся начальных классов, страдающих церебральным параличом [Текст] / Л. Б. Халилова // Дефектология. – 1979. – № 1. – С. 46-55
39. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность: Учеб. пособ. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во Московского психологосоциального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004
40. Шорохова О.А. Зависимость развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста от особенностей вариативного обучения пересказыванию. – Комсомольск-на-Амуре: Педагогическая психология, 2001