Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях
централизованно планируемой экономике, была обусловлена общественным характером
собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным
потребителем учетной информации в то время выступало государство в лице отраслевых
министерств и ведомств, плановых, статистических и финансовых органов. Изменение
системы общественных отношений, а также гражданско–правовой среды предопределило
необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета.
Основными источниками информации для анализа финансового состояния являются данные
бухгалтерской финансовой отчетности. Ведь для того, чтобы принять решение необходимо
проанализировать обеспеченность финансовыми ресурсами целесообразность и
эффективность их размещения и использования, платежеспособность предприятия, его
финансовые взаимоотношения с партнерами.
Глава 1. Теоретические аспекты проведения инвентаризации
1.1. Нормативно–правовое регулирование порядка проведения инвентаризации
Все экономические субъекты, организация ведения бухгалтерского учета у которых
осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402–ФЗ «О
бухгалтерском учете», должны руководствоваться ст. 11 указанного Закона «Инвентаризация
активов и обязательств», согласно ч. 3 которой случаи, сроки и порядок проведения
инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются
экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации.
Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской
Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.
Таким образом, кроме указанного Закона, организациям, которые осуществляют ведение
бухгалтерского учета в соответствии с Планом счетов, утвержденным Приказом Минфина
России № 94н, следует учитывать и п. 26 – 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, и положения других ПБУ, которые в
настоящее время выполняют функции национальных стандартов. Для организаций,
осуществляющих ведение бухгалтерского учета в соответствии с Инструкций № 157н,
следует учитывать, что согласно п. 6 порядок проведения инвентаризации имущества и
обязательств должен быть установлен учетной политикой. Напомним, что с 1 января 2018 г.
вступят в силу Федеральные стандарты для организаций государственного сектора, в
частности «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций
государственного сектора», и инвентаризации в 2018 году нужно будет проводить с учетом их
положений.
Об обязательности инвентаризации в этом случае указано в п. 38 ПБУ 4/99, п. 7 Инструкции
№ 191н, п. 9 Инструкции 33н. Такая инвентаризация является плановой и проводится в
сроки, установленные руководителем организации, при этом график проведения годовой
инвентаризации составляется с учетом специфики деятельности в разрезе имущества и
обязательств и регламентируется, как правило, положением об инвентаризации,
утверждаемым руководителем (например, в составе учетной политики согласно п. 4 ПБУ
1/2008), или иным распорядительным документом. Годовую инвентаризацию необходимо
провести в IV квартале – с 1 октября по 31 декабря (п. 27 Положения по бухучету № 34н).
1.2. Порядок проведения инвентаризации перед составлением годовой отчетности.
Методические аспекты проведения инвентаризации вне зависимости от ведомственной
принадлежности, а также применяемого плана счетов бухгалтерского учета определены
Методическими указаниями, утвержденными еще в 1995 году Приказом Минфина России от
13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и
финансовых обязательств» ( ред. от 08.11.2010).
Процедура инвентаризации требует соблюдения определенной последовательности действий.
Целями инвентаризации являются выявление фактического наличия имущества,
сопоставление с данными бухгалтерского учета и проверка полноты отражения в нем
обязательств (п. 1.4 Методических указаний по инвентаризации). Порядок проведения
инвентаризации утверждается при принятии организацией, в том числе и государственным
(муниципальным) учреждением, учетной политики (ч. 3 ст. 11 Закона о бухгалтерском учете,
п. 6 Инструкции № 157н).
Важно понимать, что именно комиссионное, т. е. коллегиальное, принятие решений, проверка
наличия ценностей подчинены цели обеспечения сохранности материальных ценностей и
отсутствию злоупотреблений со стороны отдельных работников.
Следует учитывать, что в современных условиях роль инвентаризации не ограничивается в
части имущества проверкой фактического наличия ценностей.
Инвентаризация имущества организации в процессе ее проведения позволяет дать оценку
некоторым аспектам организации работы и ведения бухгалтерского учета. В процессе
инвентаризации имущества организации:
– дается оценка организации контроля за соблюдением требований в деятельности
материально ответственных лиц по сохранности ресурсов (правил составления, оформления и
представления первичных учетных документов, правил приемки, хранения и отпуска
ценностей и др.);
– анализируется состояние складского хозяйства, в частности оценивается состояние
складских помещений, соблюдение температурных режимов, влажности и иных требований
по организации хранения, порядок организации хранения ценностей и маркировки мест
хранения и самих ценностей, проводится анализ состояния весового и иного измерительного
хозяйства и др.;
Глава 2. Практические особенности проведения и оформления инвентаризации в ООО
«Торгсервис Иркутск»
2.1. Краткая характеристика ООО «Торгсервис Иркутск»
ООО «Торгсервис Иркутск» зарегистрирована по адресу: 664014, Иркутская область, город
Иркутск, улица Полярная, дом 117а. Генеральный Директор – Щербакова Мария Анатольевна.
Основным видом экономической деятельности является «торговля оптовая пищевыми
продуктами, напитками и табачными изделиями». Также ООО «Торгсервис Иркутск» работает
еще по 31 направлениям. Размер уставного капитала 10 000,00 руб. Организационная
структура предприятия представлена административно – управленческим подразделением,
которое включает в себя директора, главного бухгалтера, и три отдела.
Положение о структурном подразделении Бухгалтерия в ООО «Торгсервис Иркутск» в
настоящее время отсутствует, однако функции подразделения определены и включают в себя:
формирование учетной и налоговой политики компании;
своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской и управленческой
информации о деятельности организации, ее имущественном положении, доходах и расходах;
учет всех хозяйственных операций организации;
ведение налогового учета организации, составление и своевременная сдача налоговой и иной
требуемой законодательством отчетности;
правильное исчисление и своевременное перечисление налогов и сборов в федеральный,
региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные
социальные фонды, а также иных платежей;
осуществление платежей в наличной и безналичной форме в порядке, определяемом
внутренними документами организации;
участие в подписании договоров с контрагентами организации;
взаимодействие с внутренними и внешними аудиторами организации и другие.
2.2 Организация внутреннего контроля в ООО «Торгсервис Иркутск»
В функции службы внутреннего контроля в ООО «Торгсервис Иркутск» входят: оценка
качества информации; контроль состояния активов; подтверждение информации,
используемой руководством при принятии решений; недопущение убытков.
Главные задачи службы внутреннего аудита – это контроль за расходами ООО «Торгсервис
Иркутск» и выработка по их снижению мер. Внутренний аудит и внутренний контроль ООО
«Торгсервис Иркутск» друг друга дополняют. Взаимосвязь службы внутреннего аудита и
внутреннего контроля ООО «Торгсервис Иркутск» представим на рисунке.
Внутренний аудит ООО «Торгсервис Иркутск» состоит из следующих взаимосвязанных
этапов:
1. Предплановая (преддоговорная) деятельность;
2. Планирование аудита;
3. Проверка годовой бухгалтерской отчетности;
4. Завершение и оформление результатов аудита.
Аудиторская выборка документируется, и формируется запрос на предоставление договоров
вкладов, выписок по счетам вкладов, начисленных процентов, распоряжений вкладчиков, а
также первичных кассовых, расчетных и мемориальных документов.
2.3 Порядок проведения и учет результатов инвентаризации ООО «Торгсервис Иркутск»
Проводит инвентаризацию ООО «Торгсервис Иркутск» специальная комиссия. Ее состав
утверждает руководитель ООО «Торгсервис Иркутск» своим приказом. В комиссию можно
включать административно–управленческий персонал, а также специалистов других служб и
отделов.
Материально ответственные сотрудники ООО «Торгсервис Иркутск» быть в составе быть не
могут (п. 2.2 и 2.3 Методических указаний, утв. приказом Минфина России от 13 июня 1995 г.
№ 49). Такие работники обязаны присутствовать при ревизиях, во время которых проверяют
имущество, которое находится в ведении ответственного лица (письмо Минфина России от 15
июля 2008 г. № 07–05–12/16).
Во время инвентаризации может быть обнаружена пересортица. Тогда излишки и недостачи
засчитываются между собой, а матответственные лица предоставляют комиссии письменные
объяснения.
Комиссия ООО «Торгсервис Иркутск» осматривает основные средства, и проверят их
соответствие данным в бухгалтерском учете по следующим параметрам:
– полное наименование;
– назначение, основные технические или эксплуатационные показатели;
– инвентарные и заводские номера;
– номера паспортов оборудования, содержащего драгоценные металлы;
– год выпуска;
– количество объектов.
Значительную часть оборотных средств ООО «Торгсервис Иркутск» составляет дебиторская
задолженность, так как компания предоставляет своим клиентам рассрочку платежа. Объем
задолженности на конец года снизился до 21,7% в структуре оборотных средств, но все равно
в денежном выражении он составляет более 6,7 млн. руб. Снижение объемов дебиторской
задолженности является актуальной задачей, решение которой позволит более эффективно
расходовать оборотные средства ООО «Торгсервис Иркутск».
Последняя инвентаризация имущества и обязательств ООО «Торгсервис Иркутск» была
проведена перед составлением годовой отчетности, что соответствует требованиями
законодательства.
Сроки проведения инвентаризации имущества – с 25.11.2018 по 09.12.2018г. Инвентаризация
обязательств с 20.12.2018 г. по 24.12.20168г.
Инвентаризацию проводит созданная приказом генерального директора инвентаризационная
комиссия. К примеру, инвентаризационная комиссия для инвентаризации имущества состоит
из:
– главный бухгалтер – председатель инвентаризационной комиссии;
– кассир;
–бухгалтер по учету ТМЦ;
– сотрудник склада;
– заведующий хозяйственной частью.
Приказ о проведении инвентаризации и формировании инвентаризационной комиссии был
составлен, по форме ИНВ–22 для инвентаризации имущества (основных средств, ТМЦ) и
инвентаризации обязательств (расчетов с поставщиками и по кредитам и займам). Это
соответствует требованиям законодательства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведения исследования в настоящей выпускной квалификационной работе,
были сделаны следующие выводы:
Инвентаризация является одним из самых действенных методов обеспечения достоверности
информации бухгалтерского учета и отчетности. Нормативные документы содержат
регулирующие нормы по вопросам проведения инвентаризации и отражения в учете ее
результатов. В обязательном порядке организации проводят инвентаризацию перед
составлением годовой бухгалтерской отчетности. При этом документ содержит некоторые
уточнения и исключения. Внимание необходимо обратить на следующие моменты:
– инвентаризация имущества перед составлением годовой бухгалтерской отчетности
предполагает ее проведение не ранее первого октября отчетного года. Поскольку ее
организация и проведение возможны в течение достаточно продолжительного периода
времени, то предусмотреть в учетной политике инвентаризацию имущества перед
составлением годовой бухгалтерской отчетности можно не только в последние дни отчетного
года; содержание норм указанного выше документа предоставляет организациям право
проводить инвентаризацию основных средств один раз в три года.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117–ФЗ
(ред. от 25.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.01.2019) // «Парламентская газета», №
151–152, 10.08.2000
2. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402–ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О бухгалтерском
учете» // «Российская газета», № 278, 09.12.2011
3. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14–ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об обществах с
ограниченной ответственностью» // «Российская газета», № 30, 17.02.1998.
4. Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 32н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении
Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» (Зарегистрировано в
Минюсте России 31.05.1999 № 1791) // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов
исполнительной власти», № 26, 28.06.1999.
a. Приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов
бухгалтерского учета финансово–хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по
его применению» // Справочно–правовая система «КонсультантПлюс»
b. Приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении Положения по
ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»//
Справочно–правовая система «КонсультантПлюс»
c. Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 256н «Об утверждении Федерального
стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные
основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»//
Справочно–правовая система «КонсультантПлюс»
d. Приказ Минфина России от 06.07.1999 № 43н «Об утверждении Положения по
бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)» // Справочно–
правовая система «КонсультантПлюс»
e. Приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке
составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных
(муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» // Справочно–правовая система
«КонсультантПлюс»
f. Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н «Об утверждении положений по
бухгалтерскому учету» (вместе с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика
организации» (ПБУ 1/2008) // Справочно–правовая система «КонсультантПлюс»
g. Приказ Минфина России от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний
по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» // Справочно–правовая система
«КонсультантПлюс»
h. Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной
отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждена
Приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н // Справочно–правовая система
«КонсультантПлюс»
i. Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов
государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления,
органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий
наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от
01.12.2010 № 157н. // Справочно–правовая система «КонсультантПлюс»
5. Письмо Минфина России от 14.01.2019 № 03–03–06/1/824 Об учете доходов и
расходов в целях налога на прибыль // Справочно–правовая система «КонсультантПлюс»
6. Бурсулая Т. Доходы. Бухгалтерский и налоговый учет // Финансовая газета. 2018. № 40.
С. 5 – 6.
7. Будович Ю.И. Развитие учета на предприятиях и конфликт между интересами
предприятий, работников, государства и собственников //
8. Зубко Е.И. Использование метода маржинального дохода в торговых организациях //
Потребительская кооперация. – 2014. – № 2 (45). – С. 43–48.
9. Измалкова И.В. Бухгалтерский учет доходов и расходов в процессе продаж продукции
// Постулат. – 2018. – № 10 (36). – С. 44.
10. Ионова Ю.Г. Финансовый менеджмент. – М.: Синергия, 2015. – 288 с.
11. Ибрагимова А.Х. Значение счетного плана при организации управленческого учета //
Аудитор. 2018. № 10. С. 37 – 43.
12. Кандрашина Е.А. Финансовый менеджмент. – М.: Вэлби, 2015. – 220 с.
13. Кириченко Т.В. Финансовый менеджмент. – М.: Бек, 2016. – 484 с.
14. Клишевич Н. Б. Финансы организаций: менеджмент и анализ [Текст]: учебное пособие
/ Н. Б. Клишевич. – М.: КНОРУС, 2016. – 304 с.
15. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент в вопросах и ответах: Учебное пособие / В.В.
Ковалев. – М.: Проспект, 2015. – 304 с.
16. Ковалева Н.А. Финансовое планирование и прогнозирование на предприятии: учебное
пособие. – Р/н/Д: Рост. гос. строит. ун–т, 2012. – 103 с.
17. Ковалева Н.А., Скирта А.В., Матвеенко А.Н. Актуализация подходов к применению
традиционных методов и приемов финансового анализа организации // Современная
актуарная наука, страхование и финансы: сборник научных трудов по материалам I
Междунар.науч.–практ. Конференции 31 октября 2016 г. – Казань: НОО «Профессиональная
наука «, 2016. – С. 45–49.
18. Кокин А.С. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / А.С. Кокин, В.Н. Ясенев. –
М.: ЮНИТИ, 2016. – 511 с.
19. Краснова Е.В. Недвижимость не зарегистрирована: следует ли платить налог на
имущество? // Бухгалтерский учет. 2018. № 5. С. 81 – 84.
20. Канашевич С. Годовая инвентаризация: провести и учесть отклонения // Расчет. 2016.
№ 11–12. С. 107 – 111.
21. Канашевич С. Годовая инвентаризация: как провести и как учесть отклонения //
Практическая бухгалтерия. 2016. № 11. С. 31 – 37.
22. Колчина Н.В. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / Н.В. Колчина, О.В.
Португалова. – М.: ЮНИТИ, 2014. – 464 с.
23. Крутякова Т.Л. Расходы в бухгалтерском и налоговом учете / Т. Л. Крутякова. – Изд. 2–
е, перераб. и доп. – Москва : АйСи Групп, 2018. – 335 с.
24. Леонтьев В.Е. Корпоративные финансы : учебник и практикум для академического
бакалавриата : [для вузов по экономическим направлениям и специальностям] / В. Е.
Леонтьев, В. В. Бочаров, Н. П. Радковская ; С.–Петерб. гос. экон. ун–т. – Москва : Юрайт,
2015. – 348 с.
25. Межуева Т.Н.Учетная политика организаций на 2018 год / под ред. Т.Н. Межуевой. М.:
ГроссМедиа, РОСБУХ, 2017. 730 с.
26. Мишин Ю.А. Теоретические основы бухгалтерского учета : монография / Ю. А.
Мишин ; М–во образования Рос. Федерации, Кубан. гос. ун–т. – Краснодар : КубГУ, 2017. –
453 с.
27. Незамайкин В.Н. Финансовый менеджмент: Учебник для бакалавров / В.Н.
Незамайкин, И.Л. Юрзинова. – Люберцы: Юрайт, 2015. – 467 с.
28. Нехай Д.Ю. Управление доходами и расходами предприятия // Современные научные
исследования и инновации. 2015. № 6. Ч. 3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://web.snauka.ru/ issues/ 2015/06/54563 (дата обращения: 11.03.2019).
29. Новожилова Ю.В. Модель информационно–аналитического обеспечения
интегрированной отчетности с позиции истинной стоимости компании // Международный
бухгалтерский учет. 2017. № 15. С. 880 – 896.
30. Плахова Л.В. Финансовый менеджмент. Математические основы. Краткосрочная
финансовая политика (для бакалавров) / Л.В. Плахова, Т.М. Анурина. – М.: КноРус, 2013. –
304 с.
31. Плотников В.С., Плотникова О.В. Учет выручки по договорам с покупателями:
методологический аспект // Международный бухгалтерский учет. 2018. № 23–24. С. 1358 –
1372.
32. Пшеничная Е. Отчет о движении денежных средств без ошибок // Расчет. 2018. № 2. С.
40 – 41.
33. Рогова Е.М. Финансовый менеджмент: Учебник и практикум. / Е.М. Рогова, Е.А.
Ткаченко. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 540 с.
34. Романова Е. Г., Кудинов С. С. Научные подходы к определению прибыли организации
// Молодой ученый. – 2016. – №26. – С. 373–376.
35. Рабинович А.М. Минфин об актуальных вопросах составления бухгалтерской
отчетности за 2017 год // Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение. 2018. № 3.
С. 16 – 29.
36. Румянцева Е.Е. Финансовый менеджмент: Учебник и практикум для бакалавриата и
магистратуры. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 360 с.
37. Семенихин В.В. Денежные расчеты. 3–е изд., перераб. и доп. М.: ГроссМедиа,
РОСБУХ, 2017. 598 с.
38. Самохвалова, Ю.Н. Бухгалтерский учет: Практикум: Учебное пособие / Ю.Н.
Самохвалова. – 6–e изд., испр. и доп. – М.: Форум: НИЦ ИНФРА–М, 2016. – 232 с.
39. Ситникова В.А. Инвентаризация: проблемы бухгалтерского учета // Финансовый
вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2018. № 10. С. 49 – 55.
40. Спиридонов А.А. Инвентаризация: организация и техника проведения // Финансовый
вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2017. № 12. С. 44 – 52.
41. 30. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие.
М.: Экоперспектива, 2012. – 498 с.
42. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ–ДАНА,
2013. – 479 с.
43. Соколов Я.В., Пятов М.Л. Бухгалтерский учет для руководителя. М.: Проспект, 2013. –
680 с.
44. Терентьева Т.А., Свиридова Л.А. Процессный подход к организации бухгалтерского
аутсорсинга // Международный бухгалтерский учет. 2017. № 13. С. 779 – 792.
45. Филина Ф.Н. Инвентаризация: бухгалтерский учет и налогообложение / под ред. Т.Н.
Межуевой. 6–е изд., перераб. и доп. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2017. 272 с.
46. Шадилова С.Н. МСФО: Основные различия между техникой учета в России и за
рубежом // Главбух, 2012. – № 8.
47. Швецкая В.М., Головко Н.А., Бухгалтерский учет: Учебник для вузов. – 2–е изд. М.:
Дашков и К, 2013. – 512 с.
48. Шондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие – 6–е изд., перераб. и доп. – М.:
ИНФРА–М, 2015. С. 163.
49. Фомина А.Ф. Бухгалтерский учет на предприятиях различных форм собственности. –
СПБ: Издательский торговый дом «Герда», 2014. С. 284.
50. Информационный портал http://www.buhgalteria.ru