Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Н. В. Гоголь глубоко интересовался историей. В этом отношении у него было много общего с А. С.
Пушкиным, на творчестве которого он вырос как художник, гражданин, патриот. Н. В. Гоголь
прекрасно понимал значение А. С. Пушкина как национального писателя. "Пушкин, - писал он, -
есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русской
человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа,
русская душа, русской язык, русской характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной
красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла". Любовь Н.
В. Гоголя к А. С. Пушкину была беспредельна. Потрясенный гибелью великого поэта, Н. В. Гоголь
писал в 1837 г. из Рима В. А. Жуковскому: "...О Пушкин, Пушкин! Какой прекрасный сон удалось
мне видеть в жизни и как печально было мое пробуждение"
1.1. Биография Гоголя как историка
3
Среди биографий великих писателей, биография Гоголя стоит в отдельном ряду. После прочтения
данной статьи вы поймете, почему это так.
Николай Васильевич Гоголь является общепризнанным литературным классиком. Он мастерски
работал в самых разных жанрах. О его произведениях положительно отзывались как
современники, так и писатели последующих поколений.
Разговоры о его биографии не утихают до сих пор, поскольку из среды интеллигенции 19 века он
является одной из самых мистических и загадочных фигур.
Николай Васильевич Гоголь – классик мировой литературы, автор бессмертных творений,
наполненных волнующей атмосферой присутствия потусторонних сил («Вий», «Вечера на хуторе
близ Диканьки»), поражающих своеобразным видением окружающего мира и фантастикой
(«Петербургские повести»), вызывающих грустную улыбку («Мертвые души», «Ревизор»),
увлекающих глубиной и красочностью эпического сюжета («Тарас Бульба»). Николай Васильевич
Гоголь Его персона окружена ореолом тайн и мистики. Он отмечал: ««Я почитаюсь загадкою для
всех...». Но каким бы неразгаданным не показался жизненный и творческий путь писателя,
неоспоримо лишь одно – неоценимый вклад в развитие русской литературы. ДЕТСТВО Будущий
писатель, величие которого не подвластно времени, появился на свет 1 апреля 1809 года на
Полтавщине, в семье помещика Василия Афанасьевича Гоголь-Яновского. Предки его были
потомственными священниками, принадлежали к старинному казацкому роду. Дед Афанасий
Яновский, владевший пятью языками, сам добился дарования ему родового дворянского
состояния. Отец служил при почтамте, занимался драматургией, был знаком с поэтами
Котляревским, Гнедичем, Капнистом, являлся секретарем и директором домашнего театра экссенатора Дмитрия Трощинского, своего свойственника, потомка Ивана Мазепы и Павла
Полуботько.
Отец будущего писателя, Василий Афанасьевич, трудился в почтовом ведомстве, дослужившись
до чина коллежского асессора. Он был творческой личностью и живо интересовался искусством,
что, несомненно, повлияло на биографию юного Николая.
У главы семейства проявлялся талант к поэзии и писательству. Он также руководил домашним
театром одного из своих товарищей, и периодически сам участвовал в выступлениях.
Известно, что Гоголь-старший писал комедийные пьесы, однако до наших дней дошла лишь одна
из них – «Простак, или хитрость женщины, перехитренная солдатом».
Очевидно, именно от отца Николай Васильевич перенял увлечение литературой, и уже в раннем
детстве начал писать стихи.
Мать Николая Гоголя звали Марией Ивановной. Она вышла замуж, когда ей едва исполнилось
всего 14 лет. Она была вдвое моложе своего мужа. В юности она обладала особой
привлекательностью и считалась первой красавицей в деревне.
1.2 Особенности эпохи средневековья
Начало Средневековья приходится на 476 год — дату падения Римской Империи. Упадок
религиозных чувств «почвы» предзнаменовал приход одной из мировых религий — христианства
— владыки дум Средневекового человека. Отсюда и главная идея Средневековой культуры –
теоцентризм (культ бога в искусстве). Основные жанры средневекового искусства – это житие,
видение, иконопись, притча. Они тесно связаны с пропагандой постулатов из Священного Писания
и христианских ценностей. Естественно, что при таком боголепии появляется необходимый
4
признак средневековой культуры — регламентированность (это наличие жестких канонов и
правил в искусстве).
Современная наука стремится к объективному изображению событий средних веков, избегая
крайностей, излишне эмоциональных характеристик и идеологических штампов. Наличие
феодальной (условной) формы землевладения действительно было характерно для Европы в
период с V по ХV – XVI вв., однако в то же самое время существовали и другие формы
собственности: государственная, общинная и частная.
Проблемы периодизации средних веков давно волнуют историков-медиевистов (специалистов
средневековья). Ж. – Л. Гофф, один из крупнейших исследователей истории Европы, вплоть до 80-
х годов ХХ века определял понятие «средние века» как период с V по XV вв., от рождения
варварских королевств в Европе до кризиса и трансформации средневековой христианской
цивилизации.
В 1970-е годы Ф. Броделем была выдвинута идея «длительного Средневековья», которую
впоследствии разделял и Ж. – Л. Гофф. «Долгое Средневековье» охватывало историю с первых
веков христианского летоисчисления и вплоть до конца XVIII или даже начала ХIХ столетия, когда
разрушение ментальности средневекового общества стало полным.
Ментальность – совокупность установок сознания, привычек мышления, предрасположенностей
восприятия, поведения и повседневных верований.
Советские историки датировали «средние века» (феодальную формацию) со времен падения
Западной Римской империи (476 г.) до Английской буржуазной революции (1640 г.), открывшей
путь к формированию капитализма.
Современные зарубежные и отечественные специалисты чаще всего под «средними веками»
понимают эпоху с Великого переселения народов (IV – VII вв.), давшего жизнь многим
цивилизациям Запада и Востока, до Великих географических открытий, способствовавших
формированию глобальной океанической цивилизации, взаимопроникновению восточных и
западных культур. То есть период с IV – XV вв. Его можно разбить на несколько этапов.
Раннее средневековье: V – XI вв. Это время появления средневекового Запада, возникновение
варварских королевств, рожденных из синтеза двух культур, варварской и римской.
1.3. Гоголь о Средних веках
Глубокий интерес к историческому прошлому был у Н. В. Гоголя, как и у А. С. Пушкина, стимулом
не только к художественному творчеству, но и к научному исследованию. Н. В. Гоголь
рассказывает о той внутренней борьбе, которую пережил он, испытывая потребность в творческой
деятельности и в качестве ученого-историка и в качестве писателя- драматурга на злободневные
общественно-бытовые темы.
И то, и другое было ему близко, захватывало его, более того, было связано одно с другим в
сознании писателя, стремившегося к отображению реальной действительности, прошлой и
современной.
В то же время Н. В. Гоголь чувствовал, что для успеха дела необходимо на какое-то время суметь
сосредоточить свое внимание и душевные силы на чем-то одном, иначе будет нарушена
целеустремленность и действенность творческого процесса.
5
"Примусь за Историю - передо мною движется сцена, шумит аплодисмент, рожи высовываются из
лож, из райка, из кресел и оскаливают зубы, и - история к чорту", - жаловался он М. П. Погодину.
Но писатель никогда не оставлял занятий исторической наукой, интерес к ней пронес через всю
свою жизнь, а его недолговременное пребывание в Петербургском университете, где он читал
лекции по всеобщей истории, оставило неизгладимый след в его сознании. Он считал, что
подготовка к университетскому курсу лекций обогатила его духовно, расширила его кругозор,
пробудила в нем новые идеи.
"Неузнанный я взошел на кафедру и неузнанный схожу с нее, - говорил Н. В. Гоголь. - Но... я много
вынес оттуда и прибавил в сокровищницу души. Уже не детские мысли, не ограниченный
прежний круг моих сведений, но высокие, исполненные истины и ужасающего величия мысли
волновали меня...".
И затем с теплым чувством, овеянным легкой дымкой печали, писатель вспоминает о том, как
много передумал он в уединении, размышляя над проблемами истории, и какую радость
доставляли ему эти думы.
2.1. История Малороссии
В связи с политической обстановкой, возникшей в 2014 году, этот вопрос является весьма
актуальным. Более того, россияне относятся к ветви славянских народностей, соответственно,
должны знать истоки собственной истории, которые зарождались в Малороссии. ДНР, ЛНР и
другие районы Украины, несмотря на противоречивые современные взгляды, являются
прародителями целого народа. Очень мало россиян могут ответить на вопрос, что такое
Малороссия?
А ведь этот край располагается в наиболее плодородных землях планеты, расстилаясь по правому
берегу Днепра и примыкая к европейской части России. Регион охватывает сравнительно
небольшую территорию, но по степени заселения занимает одно из лидирующих мест. Создание
Малороссии происходило на просторах славянской земли. Несмотря на столь обширную площадь,
по берегам реки равнина пронизана глубокими оврагами и резкими балками. Та часть местности,
которая не затронута бездонными оврагами, может похвастаться лишь небольшими земляными
углублениями на открытых равнинах. Жители государства Малороссия именуют столь необычное
природное явление ласковым словом «блюдце». Подобные чаши в период весенней оттепели
сохраняют большое количество влаги, питая плодородные земли.
Одной из главных быстрых вод является река Днепр, которая делит область на две части: лево- и
правобережную. Причём последний район довольствуется большими преимуществами, принимая
орошение от левых притоков могучей воды. Сула, Ворскла, Сейм и другие небольшие речушки
стремительно спускаются со Среднерусской возвышенности. Создание государства Малороссия
происходило на широких долинах, которые укутаны многочисленными притоками, словно
ласковыми материнскими объятиями. Именно здесь вы сможете лицезреть не только
быстроменяющиеся волны и порывы ветра, но и тихую, спокойную гавань.
Противоположная же часть региона может похвастаться кристаллическими породами Каменной
гряды, обрывистыми берегами и порогами. Эта часть территории придётся по вкусу любителям
экстрима и острых ощущений.
6
Южная часть сказочной страны обладает своими особенностями. В период весеннего
равноденствия благодаря быстрому таянию снегов реки переполняются водой и разливаются по
широким просторам долины. А во время жары быстро пересыхают и годятся только для
небольших сплавов и прогулок. Исключением, конечно же, являются Днепр, Днестр и Буга.
Богатства природы Западное расположение Малороссии, ДНР и других областей подарило
регионам сравнительно мягкий и щадящий для жителей и растений климат. Зима, суровый друг
Сибири и враг теплолюбивых стран, здесь относительно спокойная.
Отсутствуют резкие перепады низких температур, зачастую случаются оттепели. В свою очередь,
лето в Малороссии жаркое, солнышко весьма активно обогревает долину своими лучами. Что
касается переходных времён года (весны, осени), в это время по земле гуляют восточные сухие
ветра, которые обычно господствуют в степях. При этом ясная погода на протяжении всего года –
отличный подарок для местных жителей.
2.2 Взгляд Гоголя на составление Малороссии
Происходил Гоголь из малороссийского дворянства, вчерашней казачьей старшины. В
имущественном отношении его семью можно отнести к дворянству среднепоместному. Так, в
1835 г. в их имении Васильевка насчитывалось около 200 душ мужского пола (в пору женитьбы
родителей Николая Васильевича их было 130) и более тысячи десятин земли [2]. «Хвостики»
взглядов этой социальной группы можно отыскать и у «раннего» Гоголя. Правда, в отличие от
осмысления им того, что такое русскость, широко представленного на страницах его писем и ряда
художественных произведений, следы этих настроений проступают лишь кое-где. Скажем, они
проскакивают в нескольких письмах к М.А.Максимовичу, в беседах с польскими эмигрантами
(реконструируемых по свидетельствам их самих), таких произведениях, как «Страшная месть» и
«Тарас Бульба» (но лишь в первой его редакции). И, конечно, типичным для представителей этой
социальной группы было начало самой биографии юного Никоши.
В 1829 г., после окончания Нежинского лицея (в котором обучались дети малороссийских
дворянских семей), Николай Гоголь уезжает из Малороссии в Петербург. Преисполненный
планами и мечтами о своей будущей гражданской службе, он летит в столицу. «…Здесь (в
Петербурге. — А.М.) только человеку достигнуть можно чего-нибудь; тут тысяча путей для него»,
— объяснял Гоголь притягательность столицы в письме к матери [3]. И в этом он был совсем не
одинок. Его мысли и путь были типичными для представителей малороссийских знатных кругов, с
энтузиазмом шедших на гражданскую и военную службу Российской империи. Совершенно так же
и Гоголь, мечтавший о великих делах, которые принесли бы пользу обществу, а ему —
заслуженную славу (заметим, добытую своим трудом, а не богатством или заслугами предков),
мыслит не в узко-провинциальных рамках, а в общероссийском масштабе и видит своим
поприщем всю Россию [4].
Процессы постепенной интеграции гетманской автономии в Российскую империю и
одновременного превращения вчерашней казачьей старшины в иерархическую структуру,
стремящуюся заполучить экономические, социальные и политические права высшего сословия
края, шли, то ускоряясь, то замедляясь, весь XVIII век. Итогом интеграционных процессов стала
ликвидация Гетманщины и образование на её территории в 1785 г. губернской административной
системы, такой же, как и в государстве в целом. Параллельно с административными
преобразованиями произошло то, чего так долго ждала и добивалась казачья старшина. Она была
инкорпорирована в состав российского высшего сословия, получила все права и привилегии,
которые имело или обрело русское дворянство по указу Петра III о вольностях дворянских (1762 г.)
и «Жалованной грамоте дворянству» Екатерины II (1785 г.). Одним из главных социальных
7
завоеваний новой малороссийской элиты стало официальное подтверждение ее имущественных
прав, прежде всего, на крестьянство. Вопреки утверждениям о том, что «российский царизм»
закрепостил «украинцев», известный указ Екатерины II 1783 г. о введении на Украине крепостного
права по сути просто закрепил уже существовавшие порядки, которые казачья старшина своей
волей вводила в Гетманщине уже с конца XVII века.
2.3. Взгляды Гоголя на исторический процесс
В подходе к явлениям современности и прошлого Н. В. Гоголь считал необходимым избегать
голых абстракций и руководствоваться идеей историзма, прослеживая ее преломление в
конкретных условиях, выявлять сложность, разносторонность и противоречивость общественнополитических отношений. Он критиковал немецкого историка Геерена, который считал, "что
политика какой-то осязательный предмет, господин во фраке и башмаках, и притом совершенно
абсолютное существо, являющееся мимо художеств, мимо наук, мимо людей, мимо жизни, мимо
нравов, мимо отличий веков, не стареющее, не молодеющее, ни умное, ни глупое, чорт знает что
такое".
Гоголь деятельно участвовал в развитии православно-державного, романтического движения
отечественной словесности.
В корне слова «романтизм» сосредоточена глубинная сущность этого направления в искусстве:
латинское «Рома» (Roma) – название города и государства Рима. Важные для самосознания
романтиков роды творчества – роман и романс – собственными наименованиями указывают на
принадлежность к «романской» духовности, то есть именно не латинской, а «римской»,
возросшей благодаря соединению духовных достоинств многих народов, вошедших в состав
Рима: латинян, греков, славян, германцев и прочих[1].
Римская печать легла на сознание всех народов, так или иначе затронутых судьбою Рима в двух
его ликах: западном (латинском, романо-германском, католическом) и восточном (греческославянском, византийско-российском, православном). В мировосприятии этих народов Рим –
средоточие всеобъемлющей, вселенской, духовной и государственной власти, установленной
Божественным Промыслом, а также место перехода от языческих форм религиозности к
христианству. Романтизм в узком смысле слова, то есть художественное направление рубежа
XVIII–XIX веков, – это во многом плод совершенного осознания и всемерного развития основных
значений христианско-римской символики. В становлении романтизма четко отразилась история
римской культуры.
Западные романтики обращались за опытом к своему, западному, латинскому – «Первому» Риму,
русские – к своему: «Третьему», или Московскому (впоследствии еще и Санкт-Петербургскому),
как законному наследнику «Второго», византийского.
Гоголь в юности полюбил новый русский Рим – Санкт-Петербург, «любезный С. Питер», как
выразился он в письме А.С. Данилевскому от 17 августа 1825 года[2]. Тогда столица России
заменяла ему «весь мир» (письмо Г.И. Высоцкому от 17 января 1827 года[3]). Здесь
бессознательная, скорее всего, но все же игра известной взаимообратимостью слов «мир» –
«Рим».
Семилетняя жизнь в столице (1829–1836) во многом разочаровала писателя. В ряде его
«петербургских повестей» изображен мрачный демонический город, в котором мелькает тень
антихриста и который больше напоминает магический Вавилон, нежели столицу православной
державы.
8
В те же 1830-е годы Гоголь, как преподаватель истории и как писатель, изучает жизнь западного,
Первого Рима, как языческого, так и – в особенности – христианского. Подобно многим
романтикам, он обращает внимание на самый переход от римского язычества к христианству[4],
переход, ознаменованный «переворотом» времен святого Константина[5]. Ему любопытно, как «в
ветхом мире рождается новый! воплощается неузнанный миром Божественный Спаситель его» (О
преподавании всеобщей истории. 1834)[6]. Римская держава для Гоголя – колыбель
вочеловечившегося Бога.
Заключение
Художественное мышление Гоголя в «Миргороде» глубоко исторично. И это не случайно. Работа
над ним совпала с серьезным увлечением писателя исторической наукой. Это увлечение, как мы
помним, началось еще в Нежинской гимназии, потом оно окрепло в процессе преподавания
истории в Патриотическом институте, где Гоголь прослужил более четырех лет. В этот период
ставший близким другом Гоголя украинский историк и собиратель народных песен, бывший член
кружка любомудров М. А. Максимович становится ректором вновь открытого в Киеве
университета св. Владимира. В конце 1833 года, под его влиянием, у Гоголя возникает мысль о
профессорской кафедре в «древнем, в прекрасном Киеве», в котором «деялись дела старины
нашей».
Гоголь задумывает многотомную историю и географию Украины, делает наброски, собирает
материалы к этому труду и одновременно начинает хлопоты о своем назначении в Киев,
подключая к ним Пушкина, Жуковского и других влиятельных людей.
Но кандидатура Гоголя не встретила одобрения в Министерстве народного просвещения, и
назначение не состоялось. Тогда Гоголь, при поддержке Плетнева и Жуковского, добивается
назначения на должность адъюнктпрофессора по кафедре всеобщей истории Петербургского
университета. В 1834—1835 годах писатель читает лекции по средневековой истории, среди его
слушателей-студентов оказывается И. С. Тургенев. Одновременно возникают замыслы создания
многотомного труда по истории европейского средневековья, пишутся отдельные статьи,
собираются материалы.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 14 т. - M.-JL, 1937-1952.
2. Гоголь Н.В. Собрание сочинений: В 8т. / Под общей редакцией В.Р. Щербины. М.:
«Правда»,1984.
3. Гоголь Н.В. Собрание сочинений: В 9 т. / Сост., подг. текста и коммент. В.А. Воропаева,
И.А.Виноградова. М., 1994.
4. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений и писем: В 23 т. Т. 1,4. М., 2001.
5. Аксаков И.С. Несколько слов о Гоголе // Впервые: Московский сборник. Т. 1. М., 1852. - С. VII-XII,
без подписи. Печатается по: ГКрит.
6. Аксаков К.С. Письма к Н.В.Гоголю // Русский Архив. 1890. - № 1.
7. Архимандрит Феодор (Бухарев). Три письма к Н.В. Гоголю, писанные в 1848 году // впервые: Три
письма Гоголю, писанные в 1848 году архимандритом Феодором. -СПб., 1860.
9
8. Анненков П.В. Литературные воспоминания. М., 1989.
9. Белинский В.Г. О Гоголе: Статьи, рецензии, письма. М., 1949.
10. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года. ПСС: В 13 т.-Т. 10.-М., 1953-1959.
11. Белинский В.Г. О русской повести и повестях г. Гоголя // Телескоп. -1835. -№7,8.
12. В. Г. Белинский. Собрание сочинений в трех томах / Под общей редакцией Ф. М. Головенченко.
М.: ОГИЗ, ГИХЛ - 1948, Том III. Статьи и рецензии 1843-1848. Редакция В. И. Кулешова.
13. Белинский В.Г. Объяснение по поводу поэмы Гоголя «Мёртвые души» // Впервые:
Отечественные записки. 1842. - №8,11.
14. Белинский В.Г. Н.В. Гоголю 15 июля н.с. 1847г. Зальцбрунн // Впервые опубликовано А.И.
Герценом в Лондоне в 1855 году (Полярная Звезда. 1855. Кн.1.). См. также: Письмо Белинского к
Гоголю. СПб., 1905.
15. К.Б.-Р. (Бестужев-Рюмин К.Н:) "Выбранные места из переписки с друзьями" Н.В.Гоголя //
Нижегородские Губернские Ведомости. -1847. №№ 30-31 (раздел "Библиография").
16. Брант Л.В. "Выбранные места из переписки с друзьями" Н.В.Гоголя // Северная Пчела. 1847. -
№№ 67, 74, 75.
17. Булгарин Ф.В: <Фельетон> // Северная Пчела. 1847. - № 98.
18. Бухарев A.M. Три письма к Н.В.Гоголю, писанные в 1848 году. -СПб., 1860.
19. Вяземский П.А. Эстетика и литературная критика. М., 1984.
20. Вяземский П.А. "Языков Гоголь" // Санкт-Петербургские Ведомости. 1847,-№№90-91.
21. Галахов А.Д. Письмо к Гоголю // Отечественные Записки. 1847. -№ 2. Отд. V.
22. Герцен А.И. Примечание к "Переписке Н.Гоголя с В.Белинским" // Полярная звезда Лондон,
1855. - № 1.
23. Н.В.Гоголь и Виельгорские в их переписке 1839 1849 гг. // Вестник Европы. - 1889.-№11.
24. Н.В. Гоголь в русской критике и воспоминаниях современников / Подгот. текста, предислов. и
примеч. С.И. Машинского. -М., 1978.
25. Григорьев A.A. Н.В.Гоголь и его "Переписка с друзьями" II Московский Городской Листок. 1847.
- №№56,62-64.
26. Григорьев A.A. Гоголь и его последняя книга // Впервые: Московский городской листок. 1847. -
№56, 10 марта. - С. 225-226; №62, 17 марта. - С. 249-250; № 63, 18 марта. - С. 254-256.
27. Губер Э. "Выбранные места из переписки с друзьями" Николая Гоголя // Санкт-Петербургские
Ведомости. 1847. - №35.
28. Дневник Веры Сергеевны Аксаковой. 1854-1855. СПб., 1913.
29. Журнальные заметки // Сын Отечества. 1847. - №№ 2, 8 (Раздел VI. "Критика и библиография").
30. Ишимова А.О. Новые книги // Звездочка. 1847. - №№ 1-3.
31. Кукольник Н.В. Неизвестный автор. Еженедельник // Иллюстрация. Еженедельное издание
всего полезного и изящного. СПб., 1847. -№ 5, 18 января.
10
32. Майков В.Н. "Выбранные места из переписки с друзьями" Николая Гоголя // Отечественные
Записки. 1847. - № 2 (Раздел VI. Библиографическая хроника).
33. Майков В.Н. Литературная критика. Л., 1985.
34. Павлов Н.Ф. Письма к Н.В.Гоголю (по поводу его "Переписки с друзьями")//Московские
Ведомости. 1847. - №№28,38,46.
35. Переписка Н.В.Гоголя: В 2 т. М., 1988.
36. Переписка Н.В.Гоголя с Н.Н.Шереметевой. М., 2001.
37. Полевой H.A. Литературная критика. Л., 1990.
38. Пушкин A.C. Письмо к издателю «Литературных прибавлений к «Русскому инвалиду» //
Впервые: Литературные приложения к «Русскому инвалиду». 1831. - № 79. 3 октября. - С.625.
39. Розен Е.Ф. Ссылка на мёртвых // Сын Отечества. 1847. № 6 (Раздел III. Русская словесность).
40. Сенковский О.И. "Выбранные места из переписки с друзьями" Н.В.Гоголя // Библиотека для
Чтения. Т. 80. - 1847. - №№ 1-2.
41. Филарета митрополита Московского и Коломенского творения. М., 1994.-320 с.
42. Чаадаев П.Я. Князю П.А. Вяземскому // Впервые: Сушков В.Н. Московский Университетский
Благородный пансион. М., 1858.
43. Чаадаев П.Я. Статьи и письма. -М., 1987.
44. Шевырёв С.П. "Выбранные места из переписки с друзьями" Н.В.Гоголя // Москвитянин. 1848. -
№ 1.1..II. Критика 2-ой половины XIX века о литературно-критической деятельности Н.В.Гоголя
45. Давыдов И.И. О значении Гоголя в русской словесности // Известия Петербургской АН. 1852.
46. Дружинин A.B. Критика гоголевского периода русской литературы и наши к ней
отношения//Библиотека для чтения. 1856. - №№11-12
47. Герсеванов Н.Г.Гоголь пред судом обличительной литературы // Впервые Гоголь пред судом
обличительной литературы. Одесса, 1867.
48. Ишимова А.О., Извединова М. Письма по поводу сочинений Гоголя // Русская Старина. 1893. -
№ 6.
49. Кулиш П.А. Записки о жизни Гоголя. СПб., 1856. - Т. 1-2.
50. Чернышевский Н.Г. Очерки гоголевского периода русской литературы // Эстетика и
литературная критика. Избранные статьи. М., 1951.
51. Шенрок В.И. Материалы для биографии Гоголя. М., 1892. - Т. 1-4.1..III. Философскоэстетическая критика начала XX века о литературно-критических трудах Н.В.Гоголя
52. Проф. Андреев И.М. Русские писатели XIX века. М., 2009.
53. Белый A.A. Гоголь // Впервые: Весы. 1909, №4. - С. 68-83.
54. Бердяев H.A. Духи русской революции. (I. Гоголь в русской революции) // Впервые: Из
глубины. -М., Пг., 1918.