Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. Российская Федерация, как и многие другие современные государства
мира, по своей структуре является полиэтничной. На ее территории соседствуют и проживают
более 160 этносов, из числа которых 45 относятся к коренным малочисленным народам
Российской Федерации. Согласно определению, это народы, проживающие на территориях
традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни,
хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации 50 тысяч человек и
осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Коренные малочисленные
народы ведут традиционный образ жизни, связанный с кочевым и полукочевым хозяйствованием,
охотой, рыболовством и сбором дикоросов.
Одной из основных проблем коренных малочисленных народов России является то, что,
большинство детей коренных народов России в настоящее время не владеют языками своих
предков, не занимаются и не интересуются традиционной хозяйственной деятельностью,
традиционной культурой и традиционными праздниками.
Глава I Организация внеучебных мероприятий в общеобразовательной школе
1.1.Понятие и виды внеучебных мероприятий
3
Внеучебная деятельность всегда привлекала пристальное внимание многих педагогов, учёных и
методистов. Проанализировав различную методико-педагогическую литературу, можно сделать
вывод о том, что кроме большого количества определений внеучебной деятельности, существует
также проблема с внедрением в данной теме таких смежных понятий, как внеурочная и
внеклассная деятельность.
Попытаемся разобраться в данной проблеме, рассмотрев различные виды деятельности
подростков и их взаимосвязь.
Можно говорить о том, что в методико-педагогической литературе 60-90 гг. XX века употреблялось
лишь понятие внеклассной работы, и только в 90-х годах возникает понятие внеурочной
деятельности, не имеющее, однако, какого бы ни было существенного различия с понятием
внеклассной, и чаще всего сопоставимой с ней. [13]
Позднее в некоторых учебно-методических пособиях и в словаре Федерального Государственного
Образовательного Стандарта начинает встречаться понятие внеучебной деятельности, которое,
являясь равнозначным внеурочной деятельности, вообще не находит самостоятельного
определения.
Таким образом, можно утверждать об отсутствии целостности в определениях таких часто
применяемых всеми понятий, как внеклассная деятельность, внеурочная деятельность и
внеучебная деятельность.
В 1996 году был опубликован курс лекций по педагогике Калининградского университета О. С.
Гребенюк, в котором деятельность учащихся систематизируется по следующим критериям:
по времени проведения (урочная и внеурочная деятельность);
по месту проведения (классная и внеклассная деятельность);
по отношению к решению учебных задач (учебная и внеучебная деятельность).
Рассмотрим взаимосвязь классификаций по месту и по времени проведения деятельности
подростков.
В классе ведутся как урочные, так и внеурочные занятия. Многие урочные занятия могут
проводиться за пределами класса (например, физкультура на спортивном стадионе или урок
природоведения в парке). Разнообразные экскурсии, туристические походы также проводятся за
пределами класса и во внеурочное время. Из этого следует, что позволительно отождествлять
понятия урочной и классной деятельности, так же, как и внеурочной и внеклассной деятельности.
Теперь следует обратить внимание на взаимосвязь деятельности учащихся по времени
проведения и по отношению к учебным задачам.
1.2. Способы и приёмы организации внеучебных мероприятий
Во внеучебной работе могут использоваться самые разнообразные формы организации учеников.
По степени пригодности тех или других форм для решения различных воспитательных задач, их
можно разделить на общие и универсальные, получающие определённую направленность в
зависимости от целей и содержания (к примеру, конкурсы, лекции, вечера).
Выделяют также специальные, которые отражают специфику только одного конкретного
направления воспитательной работы и его задач (к примеру, трудового, патриотического,
4
эстетического, нравственного, экологического воспитания). Существует также классификация,
учитывающая массовость школьников. Здесь, соответственно, выделяются формы:
используемые лишь в одном классе (дискуссия, этическая беседа, экскурсия);
применяемые сразу в нескольких классах (утренники, вечера, встречи, диспуты, лекции и отчеты и
др.);
при которых задействована вся школа (общешкольные фестивали, праздники, смотры и др.);
массовые - это межшкольные, городские, районные, областные (разнообразные игры, смотры и
др.).
Имеются формы, при которых учащиеся относительно мало активны. Их основной деятельностью
при таких формах являются обсуждение, восприятие, понимание, сопереживание, размышление.
К таким формам относятся лекции, доклады, экскурсии, встречи, посещение выставок, театра,
кино, выступлений.
Другие формы наоборот требуют активной деятельности учащихся на разных этапах подготовки
мероприятия и его проведения: олимпиады, кружки, диспуты, конкурсы, выставки, тематические
вечера, школьные музеи, газеты, устные журналы и т.д.
Таким образом, можно утверждать, что классификация форм внеучебной работы вызывает
определенные затруднения, так как существует и используется действительно большое
количество различных форм внеучебной деятельности. [3]
Глава II Роль традиционной культуры в формировании мировоззрения учащихся
2.1. Содержание традиционной культуры
Выделение группы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока
обусловлено своеобразием географической среды, в которой они живут, особенностями их
расселения, занятием традиционной хозяйственной деятельностью как основой
жизнеобеспечения, а не привилегированностью этих этносов. Эти народы сформировали свой тип
хозяйственной деятельности, культуры и традиционный образ жизни, выработали эффективные
меры природоохранной деятельности, а также накопили богатейший опыт выживания в
экстремальных природно-климатических условиях Арктики и до настоящего времени сохранили
свое единство с природой. Сегодня никому объяснять не надо, что эти народы могут сохраниться
как этносы лишь в случае, если будут сохранены традиционный для них образ жизни, методы
хозяйствования и промыслы, которые основываются на занятии охотой, рыболовством,
оленеводством, гармонии с природой, исконной средой обитания. [6]
Традиционное хозяйство коренных малочисленных народов представляет собой уникальный
исторический опыт культуры и природопользования. Территории традиционного проживания
коренных малочисленных народов Севера характеризуются суровым климатом - это Арктическая
зона, тундра, лесотундра и районы северной тайги. Природно-климатические условия не
позволяют развивать земледелие и животноводство, с древних времен коренные малочисленные
народы Севера разводят северного домашнего оленя [14].
Оленеводство - одна из важнейших отраслей традиционного хозяйствования народов Севера,
которая вдобавок ко всему является основной жизнеобеспечивающей отраслью занятия более 52
тыс. семей коренных малочисленных народов. Северное оленеводство это необычная форма
приспособления человека к экстремальным условиям жизни, и она настолько совершенна,
разнообразна и всеобъемлюща, что ученые говорят о «цивилизации северного оленя». Для
5
северных народов занятие оленеводством - это целый мир гармоничного взаимоотношения
человека с природной средой. Для них олень - это настоящий комплекс жизнеобеспечения во
всем многообразии его функций, как материального, так и духовного плана. Наибольшее
поголовье северных оленей относится к 4 субъектам Российской Федерации: Ямало-Ненецкий
автономным округ, Республика Саха (Якутия), Ненецкий автономный округ и Чукотский
автономный округ, на них приходится примерно 80 % от всего поголовья северных оленей [12].
Отмечается, что оленеводческие народы воспринимают кочевание с оленями как естественно
сложившийся образ жизни, соответствующий их ментальности и традициям, переданным через
поколения. Современные кочевники вбирают кочевание осознано, имея в качестве альтернативы
оседлый образ жизни в поселке или городе, нередко получив общее или специальное
образование и опыт работы в других отраслях народного хозяйства. [5]
Оленеводство - экстенсивная хозяйственная отрасль, требующая постоянного кочевания и
использования больших земельных участков. В нынешних условиях это дает возможность
представителям КМНС заявить свои права на территории - в противоположность охотничьему
промыслу, который постепенно уходит из монопольной сферы занятий коренных северных
народов, все более оттесняемых приезжим населением.
Другим видом традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов
Севера является традиционное рыболовство. В России в соответствии с законодательством для
коренных малочисленных народов Севера и их общин обеспечен упрощенный доступ к
пользованию водными биоресурсами. [11]
Заключение
Коренные малочисленные народы России создали для себя уникальную среду обитания с
духовной и материальной культурой. Отличительной ее особенностью является экологический и
гуманистический характер взаимодействия человека с окружающей природой. Культура народов
Севера, Сибири и Дальнего Востока - подлинная сокровищница, к сожалению, до сих пор
малоизвестная мировому сообществу. Она представлена грандиозными эпическими полотнами,
философски глубокой мифологией, редкими и исчезающими языками с изысканной поэзией,
колоритными обрядами и экзотическими красивейшими образцами декоративно-прикладного
народного творчества
Сегодня эти народы могут сохраниться как этносы лишь в случае, если будут сохранены
традиционный для них образ жизни, методы хозяйствования и промыслы, которые основываются
на занятии охотой, рыболовством, оленеводством, гармонии с природой, исконной средой
обитания.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Волков, Г. Н. Этнопедагогика: учебник для средних и высших педагогических учебных
заведений / Г. Н. Волков. - М.: Академа, 2000. - 175 с.
2. Гарипов, Р. Ш. Защита прав коренных народов в России и США / Р. Ш. Гарипов. - Казань:
КФУ, 2010. - 252 с.
3. Герасимова, С. А. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Традиции и инновации / С. А. Герасимова. - Ханты-Мансийск: Информационно-издательский
центр, 2012. - 355 с.
6
4. Герасимова, С. А. Филологические исследования обско-угорских языков. Традиции,
новации, итоги, перспективы / С. А. Герасимова. - Тюмень: Формат, 2014. - 234 с.
5. Долматова, С. А. Кризис традиционных этнохозяйственных сообществ в условиях
глобализации: коренные народы Российского Севера / С. А. Долматова. - М.: ИМЭМО РАН, 2003. -
87 с.
6. Донской, Ф. С. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока
Российской Федерации в первой четверти XXI века: проблемы и перспективы / Ф. С. Донской, В. А.
Роббек, Р. И. Донской. - Якутск, 2001. - 142 с.
7. Егоров, В. Н. Специфика деятельности малокомплектных школ в условиях Севера / В. Н.
Егоров, Н. Д. Неустроев. - М.: Академия, 2003. - 221 с.
8. Еремин, С. Н. Проблемы воспитания и образования молодежи народностей Севера //
Народы Сибири на современном этапе: национальные и региональные особенности развития / С.
Н. Еремин, М. М. Траскунова. - Новосибирск: Наука, 1989. - 122 с.
9. Клоков, К. Б. Проблемы перехода к устойчивому развитию районов расселения коренных
народов Российской Арктики // Исследования по прикладной и неотложной этнологии / К. Б.
Клоков, Т. М. Красовская, А. Н. Ямсков. - М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2000. - 23 с.
10. Кривых, С. В. Дополнительное образование детей. Теория и практика / С. В. Кривых. - СПб.:
Институт повышения квалификации НОУ СПО «Экспресс». - 205 с.
11. Кряжков, В. А. Коренные малочисленные народы Севера в российском праве / В. А.
Кряжков. - М.: Норма, 2010. - 560 с.
12. Кряжков, В. А. Статус малочисленных народов России (правовые акты и документы) / Сост.
В. А. Кряжков. - М.: «Юрид. лит.», 1994. - 488 с.
13. Кукушин, В. С. Этнопедагогика и этнопсихология / В. С. Кукушин. - Ростов-на-Дону: Феникс,
2000. - 350 с.
14. Лобова, В. А. Формирование позитивной этнической идентичности через активные формы
образования / В. А. Лобова. - Ханты-Мансийск: Обско-угорский институт прикладных
исследований и разработок, 2012. - 46 с.
15. Малинов, А. В. Культура коренных малочисленных народов России // Культура и традиции
коренных народов Северного Алтая / Отв. ред. А. В. Малинов. - СПб.: Изд. дом С.-Петерб. гос. унта, 2008. - 400 с.
16. Новикова, Н. И. Север и северяне. Современное положение коренных малочисленных
народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России / Н. И. Новикова, Д. А. Функ. - М.: ИЭА РАН,
2012. - 204 с.
17. Никитина, Р. С. Воспитание детей эвенов в условиях этнокультурной среды / Р. С.
Никитина. - М.: ИИУ МГОУ, 2015. - 154 с.
18. Пушкарёва, Е. Т. Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Фольклор
ненцев / Е. Т. Пушкарёва, Л. В. Хомич. - Новосибирск: Наука, 2001. - 504 с.
19. Тишков, В. А. Современное положение и перспективы развития малочисленных народов
Севера, Сибири и Дальнего Востока: независимый экспертный доклад / Под ред. В. А. Тишкова. -
Новосибирск: Из-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2003. - 168 с.
7
20. Ткач, Е. Н. Психологические аспекты современного образования / Е. Н. Ткач. - Хабаровск:
Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2016. - 176 с.