Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Ни одно производство не может развиваться, если не будет реализовать товары, которые оно создало. Скорость реализации товаров определяет количество финансовых возможностей предприятия, при условии того, что во внимание не берутся другие обстоятельства, получаемых предприятием для того, чтобы организация могла реализовать инвестиционные проекты и выгодные финансовые вложения.
Реализуется продукция в сфере обращения, а одним из самых важных ее видом признана торговля. Торговля представляет собой процесс движения товара от предприятия к конечному потребителю. С точки зрения бухгалтерского учета процесс товародвижения является определенным циклом учетных операций хозяйственной деятельности торгового предприятия.
Бухгалтерский учет торговли в свою очередь представляет собой информационную базу для проведения анализа эффективности торговых сделок, при проведении внешнего и внутреннего аудита деятельности торговой организации, а также для того, чтобы проконтролировать сохранность и рациональность использования производственных ресурсов различных видов.
Полный и достоверный учет товародвижения и сопутствующих иных операций дает возможность торговому предприятию оперативно воздействовать на скорость, с которой оборачивается торговый капитал, не допускать затаривания, проводить поиск оптимальной рыночной ниши для работы, грамотное реагирование на требования, выдвигаемые налоговым законодательством.
Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) – это нормативно-правовые акты, конкретизирующие Закон о бухгалтерском учете и устанавливающие порядок, в котором должны проводиться учет и оценка определенного объекта или совокупности объектов. Методические рекомендации МинФина РФ созданы с целью уточнения статей законов и отдельных ПБУ.
Самым важным документом считается приказ МинФина РФ от 31.10.2000 г. №94н, в котором был утвержден План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению. Согласно этому Плану бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций необходимо осуществлять с использованием метода двойной записи. Методические рекомендации других министерств и ведомств являются определяющими для отраслевых особенностей ведения бухгалтерского учета.
К основным задачам бухгалтерского учета в торговле можно отнести:
1. Организацию материальной ответственности за товарную продукцию;
2. Организацию контроля за тем, чтобы документальное оформление велось правильно, законно и было обусловлено целесообразностью операций с товарами;
3. Организацию контроля за тем, чтобы соблюдались правила при проведении инвентаризации, своевременно и правильно определялись ее результаты;
4. Обеспечение достоверности информации о том, в каково состояние товарных запасов по каждому материально ответственному лицу и в каждом определенном временном периоде;
5. Обеспечения достоверности информации о качестве товарных запасов (процесс выявления неходовых, залежалых товаров, товаров несоответствующего качества);
6. Обеспечения достоверности информации о стоимостной оценке товаров.
В процессе разработки информационно-методического обеспечения работ, связанных с аудитом деятельности торгового предприятия и при их осуществлении, важно повышенное внимание уделять аудиту товарных операций, с осуществлением которых может быть связана деятельность хозяйствующих субъектов торговых, а также и неторговых предприятий. Достоверность информации о наличии и движении товаров определяется обоснованностью показателей доходов, расходов и финансовых результатов предприятий, что обусловлено высоким уровнем требований к качеству проводимых аудиторских процедур при проверке товарных операций.
Это подтверждает, что выбранная для дипломной работы тема, является актуальной.
В качестве цели настоящей дипломной работы принимаем проведение анализа вопросов, связанных с отражением в бухгалтерском учете торгового предприятия операций, которые связаны с процессом движения товаров с того момента, как они поступили до того момента, как они выбудут и аудита операции, связанных с движением товаров на примере предприятия оптовой торговли.
Цель работы определила ее задачи:
1. Рассмотрение теоретико-методологической основы учета и аудита товарных операций: законодательной и нормативной базы, сущности и особенностей товарных операций;
2. Приведение общих схем по синтетическому и аналитическому учету товарных операций;
3. Рассмотрение стандартов, задач и методики, в соответствии с которыми необходимо проводить аудит товарных операций;
4. Характеристика практического применения учета товарных операций в действующем торговом предприятии: учет поступления, хранения и движения товарной продукции, товарооборота;
5. Разработка предложений, которые позволят усовершенствовать учет и аудит товарных операций в торговой организации.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ
1.1. Теоретические аспекты учета товарных операций: понятие, сущность, цель, задачи
Согласно ст. 492 ГК РФ договор розничной купли-продажи обязует продавца, занимающегося предпринимательской деятельностью, связанной с розничной торговлей, передавать товар покупателю товар, который необходим для потребления лично покупателем, его семьей, для нужд дома или для другого применения товара, которое не связано с предпринимательством [1]. В сущности, к таким покупателям можно отнести физических лиц – конечных потребителей товарной продукции. Но договор розничной купли-продажи может быть заключен и между юридическими лицами, которые приобретают товар, не относя затраты по товару на себестоимость. Торговлей называется особый вид деятельности людей, которая связана с процессом осуществления актов купли-продажи, которая представляет собой совокупность технологических и хозяйственных операций, которые направлены на обслуживание процессов обмена и обладающих спецификой.
Когда в РФ начался процесс перехода к рыночной экономике, то торговля тоже претерпела значительные изменения. Она стала с этого времени одной из ведущих и самых быстро развивающихся отраслей народного хозяйства. Примерно 90% доходов населения тратится на приобретение различных предметов потребления в розничных торговых сетях. На сегодняшний день насчитывается примерно 1,3 млн. торговых предприятий. Это составляет треть всех предприятий государства. Таким образом, розничная торговля представляет собой продажу товаров конечным потребителям, но не с тем, чтобы в дальнейшем их перепродать или использовать в рамках предпринимательской деятельности физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами.
Согласно п. 23 Порядка заполнения и предоставления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения, утвержденного Постановлением Госкомстата России от 1 декабря 2003 г. N 105, розничная торговля – это продажа товаров населению с целью личного потребления или применения в домашнем обиходе за наличные денежные средства или через оплату кредитными карточками, по расчетным банковским чекам, через перечисления со счетов вкладчиков [4].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гражданский кодекс РФ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 26 марта 2003 г. № 37-ФЗ).
2. Налоговый кодекс РФ, часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 31 декабря 2002 № 196-ФЗ).
3. «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ.
4. Порядок заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения. Утв. Постановлением Госкомстата России от 1 декабря 2003 г. N 105.
5. Учет материально-производственных запасов ПБУ 5/01. Утв. Приказом Министерства финансов РФ от 09.06.2001 № 44н.
6. Абрютина, М.С. Экономический анализ торговой деятельности: учеб. пособие / М.С. Абрютина. - М.: «Дело и сервис», 2000. - 512с.
7. Головкова, Е.А. Автоматизация учета, анализа и аудита: учеб. пособие / Е.А. Головкова, Т.В. Прохорова, К.А. Шиманский. - Минск: ООО «Мисанта», 2001. - 220с.
8. Прыкина, Л.В. Экономический анализ предприятия: учебник для вузов / Л.В. Прыкина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 407с.
9. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: учебник / Л.А. Брагин, Т.П. Данько, Г.Г. Иванова [и др.]. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 559с.
10. Экономика торгового предприятия: учеб. пособие / С.Н. Лебедева [и др.]; под общ. ред. С.Н. Лебедевой. 2-е изд. - Минск: Новое знание, 2008. - 240с.
11. Власова В.М. Бухгалтерский учет в торговле. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 189 с.
12. Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании: Практическое пособие. – М.: Магис, 2009. – 150 с.
13. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. - 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 584 с.
14. Наумова Н.А. Основы бухгалтерского учета: Учебное пособие для вузов/ Под ред. Проф. Соколова Я.В. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2009. – 304 с.
15. Николаева Г.А., Блицау Л.П. Бухгалтерский учет в торговле. – М.: Приор, 2010. – 384 с.
16. Практика налогообложения в торговле. – М.: Приор, 2009.