Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В соответствии с содержанием ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства . Государство, провозгласив на уровне высшего закона государства – Конституции Российской Федерации, в качестве приоритетной задачи защиту прав и свобод человека, в том числе права личной безопасности, разработало нормативно-правовую базу, реализующую механизм охраны общественного порядка и общественной безопасности.
Личная безопасность не может рассматриваться только инструментально, как средство государственной политики, допускающее избирательное, внеправовое ее использование. Не только личность несет правовую ответственность в случае нарушения личной безопасности, но и государство в лице своих правоохранительных органов ответственно за ее соблюдение.
Для эффективного решения проблемы организации правоохранительной деятельности на уровне региона требуется комплексный подход, предусматривающий укрепление территориальной составляющей этой деятельности путем совершенствования механизма взаимодействия территориальных органов МВД России на региональном уровне и органов государственной власти по субъектам Российской Федерации. Он, в свою очередь, должен предусматривать четкое определение роли, которую эти органы власти должны играть в организации правоохранительной деятельности органов внутренних дел.
Объектом исследования являются общественные правоотношения в сфере полномочий территориальных органов внутренних дел МВД России по обеспечению личной безопасности граждан.
Предметом исследования выступают правовые нормы, регламентирующие полномочия территориальных органов внутренних дел МВД России по обеспечению личной безопасности граждан.
Целью исследования является анализ полномочий территориальных органов внутренних дел МВД России по обеспечению личной безопасности граждан.
Для достижения названной цели в научной работе поставлены и решаются следующие основные задачи:
– раскрыть понятие личной безопасности граждан;
– исследовать роль территориальных органов внутренних дел МВД России в механизме обеспечения личной безопасности граждан;
– рассмотреть основные задачи и функции территориальных органов внутренних дел МВД России по обеспечению личной безопасности граждан;
– проанализировать предупреждение и профилактику преступлений против личности территориальными органами внутренних дел МВД России.
В процессе подготовки данного научного исследования были изучены и проанализированы научные труды (диссертации, монографии) многих российских и советских ученых, использован значительный объем периодических и иных печатных изданий по науке, теории и практике прокурорского надзора, материалов сети Интернет, в том числе по проблематике полномочий территориальных органов внутренних дел МВД России по обеспечению личной безопасности граждан.
Теоретическая основа исследования состоит из трудов таких авторов как: В.Н. Андриянов, О.А. Колоткина, А.А. Тер-Акопов, Непочатых А.Н., Харланова Е.А., М.А. Егорова, Нигматьянов И.Г., Дондоков Ц.С., А.В. Безруков, У.К. Болдырев, Д.Р. Балаева и др.
Методологическая база исследования. При решении поставленных задач были использованы важнейшие методы познания, выработанные наукой и практикой. Среди них ведущая роль отведена диалектическому метод. Не менее важную роль играют системно-структурный, исторический, логический, статистический, функциональный, сравнительный и иные методы познания.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две основные части – главы, содержащие по 2 параграфа, ( - разбиты на подпункты,) заключение, в котором сделаны (делаются) выводы, список литературы, содержащий (содержит) учебники, монографии и публикации в периодических изданиях.
ГЛАВА 1. ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАНИНА
1.1. Понятие личной безопасности граждан
Одной из социальных ценностей принято считать безопасность, которая характеризуется как состояние защищенности. Значимость других ценностей не представляет интерес, если защищенность человека, общества и государства находится на низком уровне. Главная задача органов власти Российской Федерации - защитить личность.
Под безопасностью традиционно понимают состояние защищенности жизненно важных интересов государства, общества и личности от внутренних и внешних угроз.
Защита личности может быть осуществлена только с помощью средств государства, применение которых закреплено в нормативной правовой базе. Основные нормы, содержащие положения о безопасности закреплены в Конституции Российской Федерации, а также других нормативных правовых актах. Вместе с тем, в Конституции Российской Федерации отсутствует статья, в которой указывалось бы на безопасность личности как на самостоятельную правовую категорию. В отраслевом законодательстве личность обозначена как один из объектов безопасности.
По мнению О.А. Колоткиной, проблема обеспечения безопасности граждан до сих пор не получила должного внимания со стороны нашего государства, поскольку в сфере обеспечения безопасности интересы отдельной личности на государственном уровне априори рассматриваются в качестве составного элемента общественной безопасности .
В статье 1 действующего Федерального Закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» , как и в ранее принятых нормативных актах Российской Федерации, указано о том, что осуществляется обеспечение безопасности общества, государства, а также личности.
Закон о безопасности закрепляет базовые принципы и основы деятельности государственных органов в сфере безопасности личности, общества и государства, определяя последние в совокупности как национальную безопасность.
В Указе Президента Российской Федерации от 31.12.2015 №683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (далее – Указ) указано о том, что правовую основу Стратегии национальной безопасности составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы от 28.12.2010 №390-ФЗ «О безопасности» и от 28.06.2014 №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», а также другие федеральные законы и нормативные правовые акты Президента Российской Федерации.
В разделе 1 Указа дано определение термину «национальная безопасность», согласно которому обеспечение защищенности личности осуществляется путем создания условий для реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, обеспечения необходимого качества и уровня жизни населения.
Изучение нормативных правовых актов показывает, что вопросы обеспечения безопасности рассматриваются комплексно, в совокупности с защищенностью общества и государства. Законодатель основательно не разграничивает данные понятия, так как принимаемые меры государством ориентированы как на защиту личности, так и общественную безопасность.
Как следует из норм права, закрепленных в актах, национальная безопасность также включает в себя:
а) безопасность личности;
б) безопасность общества;
в) безопасность государства.
Исходя из вышеизложенного следует, что только защищенность трех составляющих в совокупности может гарантировать систему безопасности в целом. Как справедливо отмечает А.А. Тер-Акопов, «в системе объектов национальной безопасности – личность, общество и государство, – доминирующим является личность» .
Данное высказывание заслуживает внимания, в связи с чем, необходимо рассмотреть понятия «личная безопасность» и «безопасность личности».
Понятие личной безопасности является универсальным, так как выражает интересы и потребности человека. Оно обеспечивается посредством совокупности условий и гарантий, предназначенных для создания физической, психической, нравственной неприкосновенности человека от различного рода угроз, рисков и опасностей.
В статье 12 Всеобщей декларации прав человека 1948 года безопасность личности трактуется в более широком понимании. Так, закреплено положение, запрещающее вмешательство в личную и семейную жизнь человека, объявляется неприкосновенность его жилища, право каждого человека на защиту закона. Нормы призваны обеспечить не только неприкосновенность конкретного человека и условий его жизни, но и, прежде всего, меры и гарантии его безопасного существования (на законодательном уровне).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Законы, нормативные правовые акты и иные официальные документы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 04.08.2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф // Собрание законодательства РФ. – 17.06.1996. – № 25. – Ст. 2954.
3. О прокуратуре Российской Федерации : Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 // Собрание законодательства РФ. – 20.11.1995. – № 47. – Ст. 4472.
4. О Федеральной службе безопасности : Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 10.04.1995. – № 15. – Ст. 1269.
5. О системе государственной службы Российской : Федерации Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 02.06.2003. – № 22. – Ст. 2063.
6. О безопасности : Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 03.01.2011. – № 1. – Ст. 2.
7. О полиции : Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 14.02.2011. – № 7. – Ст. 900.
8. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 05.12.2011. – № 49 (ч. 1). – Ст. 7020.
9. Об участии граждан в охране общественного порядка : Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 07.04.2014. – № 14. – Ст. 1536.
10. О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью : Указ Президента РФ от 18.04.1996 № 567 // Собрание законодательства РФ. – 22.04.1996. – № 17. – Ст. 1958.
11. О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка : Указ Президента РФ от 11.12.2010 № 1535 // Собрание законодательства РФ. – 13.12.2010. – № 50. – Ст. 6656.
12. О некоторых вопросах Федеральной службы исполнения наказаний : Указ Президента Российской Федерации от 03.10.2016 № 519 // Собрание законодательства РФ. – 10.10.2016. – № 41. – Ст. 5805.
13. Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 21.12.2016 № 699 // Собрание законодательства РФ. – 2016. – № 52. часть V. – Ст. 7614.
14. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 года // Российская газета. – 2016. – 2 декабря.
2. Монографии, учебники, учебные пособия0
15. Правовое положение полиции МВД России: учебник / под ред. Ф.П. Васильева. М., 2014. 268 с.
3. Статьи, научные публикации
16. Андриянов В.Н. Правовое регулирование безопасности личности в Российской Федерации // Основные направления государственной политики России в сфере обеспечения национальной безопасности Материалы международной научно-практической конференции. Отв. ред. Е.М. Якимова. 2018. С. 13-19.
17. Андриянов В.Н. Правовое регулирование безопасности личности в Российской Федерации // Основные направления государственной политики России в сфере обеспечения национальной безопасности Материалы международной научно-практической конференции / Отв. ред. Е.М. Якимова. 2018. С. 13-19.
18. Балаева Д.Р. Территориальные органы МВД России в системе обеспечения региональной безопасности // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 2 (42). С. 135-138.
19. Безруков А.В. Конституционно-правовые аспекты осуществления законодательной власти по обеспечению правопорядка в России: монография. М., 2015. С. 3 - 43.
20. Безруков А.В. Органы внутренних дел в механизме обеспечения правопорядка в Российской Федерации // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2015. № 2 (20). С. 11-17.
21. Безруков А.В. Российская полиция в конституционно-правовом механизме обеспечения правопорядка // Российское право: образование, практика, наука. 2015. № 4 (88). С. 67-72.
22. Безруков А.В. Участие правоохранительных органов и органов местного самоуправления в обеспечении правопорядка в России // Административное и муниципальное право. 2015. № 10. С. 1067 - 1073.
23. Безрядин В.И., Сальников П.П. О некоторых проблемах координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью // Мир политики и социологии. 2012. № 11. С. 55-71.
24. Болдырев У.К. Правохранительная деятельность территориальных органов МВД России как объект организации // Аграрное и земельное право. 2016. № 6 (138). С. 115-119.
25. Бялт В. С. Общественный контроль как детерминанта повышения эффективности деятельности полиции Российской Федерации // Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности на современном этапе: Материалы Международной научно-практической конференции 25–26 сентября 2014 года. Краснодар, 2014. С. 624-625.
26. Бялт В.С. Роль общественных советов при органах внутренних дел в реализации правоохранительной функции государства // Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития (навстречу 300-летию российской полиции): материалы XIV международной научно-теоретической конференции. Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2017. С. 169-171.
27. Бялт В.С. Роль органов внутренних дел в реализации правоохранительной функции государства (теоретико-правовой аспект) // Право и государство: проблемы методологии, теории и истории материалы V Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 194-197.
28. Бялт В.С., Шевченко И.А. К вопросу о значении органов внутренних дел в реализации правоохранительной функции государства // Инновационная наука. 2016. № 4-4. С. 130-132.
29. Головко А.Г., Попов В.П., Саранцев С.В. Обеспечение субъективных прав и свобод как приоритетное направление правоохранительной деятельности // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2014. № 2 (10). С. 98-106.
30. Гришковец А.А. К вопросу о правоохранительной службе // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2017. № 2 (42). С. 92-104.
31. Грищенко А.Н. Функции полиции по защите и охране прав и свобод граждан // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2017. № 3 (43). С. 70-76.
32. Громадская Н.В. Взаимодействие институтов гражданского общества с ОВД по реализации правоохранительной функции // Актуальные проблемы современной науки: Сборник материалов международной научно-практической конференции. Институт права и экономики. 2016. С. 90-96.
33. Гулягин А.Ю. Правовые аспекты правоохранительной деятельности как ключевой функции государства // Юридический мир. 2013. № 8. С. 53-57.
34. Гунич С.В. Формы и методы деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в системе обеспечения национальной безопасности // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 1. С. 50-55.
35. Егорова М.А. Проблемы обеспечения личной безопасности граждан и основные механизмы их регулирования // Высшее образование, социальные науки и национальная безопасность Материалы конференции. 2018. С. 370-372.
36. Егорова Т.И. Некоторые вопросы ограничения правового статуса личности в современном обществе // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 9 (70). С. 20-24.
37. Журавлев А.С. Обеспечение личной безопасности сотрудников ДПС ГИБДД МВД РФ при обращении с гражданами, находящимися в состоянии опьянения // Аспирант и соискатель. 2016. № 3 (93). С. 38-39.
38. Колоткина О.А. Правовая активность личности в вопросе реализации права на безопасность // Проблемы обеспечения, реализации, защиты конституционных прав и свобод человека. 2015. № 4. С. 39-44.
39. Куянова А.В., Батов Е.В. Проблемы правового регулирования и организации деятельности подразделений специального назначения территориальных органов МВД России // Административное право и процесс. 2016. № 1. С. 38-41.
40. Латухина К. Щит от угроз // Российская газета. 2018. 6 марта.
41. Непочатых А.Н., Харланова Е.А. Личная безопасность граждан и её конституционные гарантии в современном обществе // Права человека: история, теория, практика Шестая Всероссийская научно-практическая конференция. Сборник научных статей. Редколлегия: В.В. Коровин (отв. ред.) [и др.]. 2017. С. 158-160.
42. Нигматьянов И.Г., Дондоков Ц.С. Личная и общественная безопасность гражданина в свете «стратегии национальной безопасности российской федерации» // Актуальные проблемы государственно-правового развития России Всероссийская научно-практическая конференция. Министерство образования и науки Российской Федерации; Забайкальский государственный университет. 2017. С. 108-113.
43. Ондар А.Х.Э.О. К вопросу о компетенции территориальных органов МВД России в приграничном сотрудничестве в сфере оперативно-розыскной деятельности // Полицейская деятельность. 2016. № 5. С. 462-466.
44. Петрова О.В. Взаимодействие территориальных органов МВД России на региональном уровне и органов государственной власти субъектов российской федерации в сфере обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. 2016. № 19-2. С. 213-217.
45. Петрова О.В. О разграничении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов МВД России на региональном уровне в сфере правоохраны // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 1. С. 147-149.
46. Подгора А.И. Соотношение понятий предупреждение и профилактика преступности в научной литературе // Современные проблемы борьбы с преступностью: перспективы и пути решения: Материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Ответственный редактор Пашаев Х.П. 2018. С. 138-141.
47. Потапенкова И.В. Вопросы взаимодействия территориальных органов ФМС России с территориальными органами МВД России в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности // Миграционное право. 2015. № 2. С. 19-21.
48. Скрипкин Г.Ф. К вопросу об охране общественного порядка органами местного самоуправления в свете принятия Закона о полиции // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 1. С. 165-166.
49. Ступаченко Е.В. Исторические и правовые аспекты создания постоянно действующих координационных совещаний по обеспечению правопорядка в субъектах Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 11. С. 40-41.
50. Тер-Акопов А.А. Юридическая безопасность человека в Российской Федерации (основы концепции) // Государство и право. 2001. № 9. С. 11-18.
51. Ткачук Т.А., Бодяков В.Н. Возможности использования тактико-криминалистических средств и методов в оперативно-розыскной профилактике // Вестник Владимирского юридического института. 2018. № 2 (47). С. 150-153.
52. Хажироков В.А. Особенности реализации правоохранительной функции российского государства в условиях глобализации // Философия права. 2016. № 3 (76). С. 24-28.
53. Чаусов Н.Ю., Гагарина С.Н., Морозова С.В., Чаусов Н.Н. Противодействие преступности в регионе // Вестник Калужского университета. 2018. № 1 (38). С. 109-112.
54. Чистобородов И.Г. Административно-правовое обеспечение органами внутренних дел правопорядка и общественной безопасности в период подготовки и проведения избирательных кампаний: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. 89 с.
55. Шабанов В.Б., Красиков В.С. Проблемы предупреждения и профилактики в сфере противодействия преступности: теоретико-правовые аспекты // Экономическая наука сегодня. 2014. № 2. С. 358-363.
56. Шагиева Р.В., Шагиев Б.В. Правоохранительная деятельность как разновидность юридической деятельности: проблемы теоретического обоснования // Евразийский юридический журнал. 2014. № 2. С. 26-28.
57. Яковлева М.А. К вопросу о правовом регулировании механизма профилактики преступности // Ленинградский юридический журнал. 2017. № 4 (50). С. 129-139.
4. Эмпирические материалы
58. Приговор Пушкинского районного суда города Санкт-Петербург от 18.07.2016 № 1-233/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
59. Приговор Вязниковского городского суда Владимирской области от 30.06.2017 № 1-128/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
60. Постановление Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17.02.2018 по делу № 5-732/2018 // СПС «КонсультантПлюс».