Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы исследования. Пенсионное обеспечение является формой проявления заботы государства о конкретных людях или семьях, попавших в сложное материальное положение. Данная тема актуальна, так как государство обязано защищать интересы малообеспеченных социальных групп. Это одно из важных направлений социальной политики государства.
Право на пенсионное обеспечение - одно из важнейших социальных прав граждан. От того насколько полно и своевременно будет это право обеспечиваться зависит уровень жизни и благосостояния всего населения страны, так как пенсионное обеспечение является для многих граждан основным источником доходов граждан.
Проблема состоит в том, что при сложившихся условиях развития пенсионной системы и социально-экономической политики государства приоритетным направлением должно стать повышение уровня жизни населения, и в том числе наименее социально защищенной ее части -инвалидов, сирот. Кризисные явления, середины 90-х годов в России, до сих пор отражаются несоблюдении ряда принципов пенсионного страхования (сужение дифференциации минимального и максимального размеров пенсии, большое отставание минимального размера пенсионного обеспечения от прожиточного минимума и т. д.)
Степень научной разработанности проблемы. Изучением проблем развития пенсионного обеспечения в стране, занимались Р.И. Ерусланова, Ф.Н. Емельянова. Частные аспекты права пенсионного обеспечения исследуют такие авторы как: Миронова Т.К., Лушников А.М., Гусова К.Н. и др. Исследованием вопросов пенсионного обеспечения семей отдельных категорий граждан (военнослужащих, инвалидов и участников ЧАЭС), имеющим право на получение пенсии при потере кормильца, известны такие авторы как: Ефремов А.В., Соколов В.А., а проблемами расчета и порядка оформления пенсий в случае потери кормильца занимаются Инютин Г.К., Минаева Л.Н. и др.
Объект исследования - система пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца.
Предмет исследования - правовые механизмы, регулирующие порядок назначения, и выплаты пенсии по случаю потери кормильца.
Целью данного исследования является анализ пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца и определение направлений его совершенствования.
Задачи исследования:
1. раскрыть понятие пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца;
2. проанализировать основные положения правового регулирования пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца;
3. рассмотреть пенсионное обеспечение в случае потери кормильца отдельных категорий граждан;
4. выявить основные условия и порядок предоставления и начисления пенсий по случаю потери кормильца;
5. рассмотреть особенности расчета выплат пенсий по случаю потери кормильца услуг;
6. проанализировать различные нарушения в системе пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца в Российской Федерации.
Теоретико-методологические основы исследования. В процессе исследования применялся формально-правовой анализ, а также анализ статистических данных.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что она продолжает традицию изучения правовых аспектов пенсионного обеспечения. Практическая значимость заключается в возможности использования материалов исследования в образовательной деятельности.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1.Правовое регулирование пенсии по случаю потери кормильца
1.1 Понятие и значение страховой пенсии по случаю потери кормильца
Осуществление пенсионных выплат – это одно из главных направлений в общей системе социального обеспечения. В целом, все социальное обеспечение пенсионеров относится именно к пенсионному праву, поэтому на него распространяются универсальные законы и нормы. Есть и те специалисты, которые относят пенсионное право к общности институтов права, а есть и те, кто считает их подотраслью права социального обеспечения. Тем не менее, все специалисты отмечают, что сегодня пенсионное право является одним из наиболее распространенных, и имеет ряд особенностей, когда речь идет о защите такой социальной категории, как пенсионеры.
Пенсионная система в нашей стране достаточно неоднородная, поэтому есть смысл говорить о том, что, как и во всем мире, в России сформировалось несколько видов пенсий, которые предназначены для различных категорий граждан.
Первый вид пенсионных выплат – это пенсии, назначаемые гражданину по старости. Их основанием является то, что гражданин достигает обусловленного в законодательстве пенсионного возраста. Обязательное условие, которое играет важную роль в назначении пенсионных выплат – наличие трудового стажа. С 2001 года было введено еще одно условие – помимо трудового стажа каждый гражданин обязан иметь страховой стаж. В обязательном порядке, лицо должно осуществлять трудовую деятельность. Одной из разновидностей пенсий по старости стала пенсия по возрасту. Так, гражданин должен достигнуть установленный льготный пенсионный возраст. Обязательное условие – наличие специального трудового стажа, а также общего трудового стажа. Сегодня пенсии по возрасту также называют еще досрочными пенсиями по старости (в соответствии со статьей 7 закона о трудовых пенсиях).
Второй вид пенсионных выплат – пенсии в связи с наступлением инвалидности. Главное условие – установление у лица определенной группы инвалидности – первой, второй или третьей. Еще одно условие – наличие у гражданина общего трудового стажа, поскольку это будет учитываться при расчете пенсионной выплаты. При отсутствии общего трудового стажа пенсия может быть не назначена. Сейчас, в таком случае, назначаются специальные социальные пенсии, в соответствии со статьей 8 закона о трудовых пенсиях.
Третий вид пенсий – пенсия в случае потери кормильца. Основанием ее получения является смерть основного кормильца в семье, а важное условие – наличие у кормильца трудового стажа, в соответствии с которым будет рассчитываться пенсионная выплата. При отсутствии трудового стажа у кормильца органы принимают решение не назначать пенсию данного вида.
Пенсии могут выплачиваться гражданину за выслугу лет. Этот вид пенсионного обеспечения возник позже всех остальных. Так, гражданин обязан иметь специальный трудовой стаж, который учитывается только по отдельным профессиям. Пенсии могут назначаться военнослужащим, врачам или преподавателями, шахтерам и горнорабочим, летчикам или театральным работникам культурной сферы.
Основное отличие данного вида пенсионного обеспечения от остальных пенсий заключается в том, что оно назначается независимо от возраста человека, так что ему необязательно ждать пенсии, чтобы заявить о своих правах на данные выплаты.
Выше мы упомянули о существовании социальных пенсий. В Российской Федерации они были приняты в 1990 году. Данный вид пенсионного обеспечения предоставляется лицам, которые достигли старости, пенсионного возраста либо получили травмы и стали лицами с ограниченными возможностями здоровья (инвалидами). Также социальные пенсии назначаются детям погибшего кормильца, причем даже в том случае, если у кормильца при жизни отсутствовал трудовой стаж.
Обязанность отдельных субъектов выплачивать пенсии вытекает из части 3 статьи 39 Конституции РФ, где поощряется добровольное социальное страхование, а также создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности. Поэтому в стране сейчас активно развиваются негосударственные пенсии.
Существующая на сегодняшний день пенсионная система в Российской Федерации предполагает не только определенные виды пенсий, но и выплаты, которые по своей сути также являются пенсиями, однако носят другое название.
Например, судьи получают право на пожизненное содержание при осуществлении трудовой деятельности в течение определенного периода. То же самое можно сказать о гражданах, которые проходят военную службу, несут службу в органах внутренних дел, федеральной службе исполнения наказаний, в службе судебных приставов, следственном комитете РФ, а также иных органах и организациях.
По истечении определенного срока они получают право на пожизненное материальное обеспечение, которое исчисляется исходя из их оклада. Например, сотрудник полиции на сегодняшний день должен отработать не менее 20 лет, чтобы получить право на пожизненное материальное обеспечение. Расчет пенсии производится исходя из оклада сотрудника полиции. Соответственно, к концу службы граждане приобретают право на пожизненное материальное обеспечение.
Помощь, которую получают пенсионеры, может быть разного вида: это и льготы, и услуги, или денежные выплаты. Согласно законодательству, если пенсионер отказывается от денежного эквивалента стоимости набора некоторых льгот или услуг, то он имеет возможность получить:
1. Некоторые жизненно необходимые лекарственные препараты или медицинские средства, за которые может не платить из собственных средств;
2. Санаторное или курортное лечение в соответствии с тем, какие заболевания у него имеются, и какое заболевание является основным;
3. Бесплатный проезд на пригородных электричках и всех видах муниципального транспорта на территории Российской Федерации, а также оплачиваемые поездки к месту лечения (например, проезд в поликлинику или стационар).
В России очень развита государственная поддержка пенсионеров как на федеральном, так и на региональном уровнях. Федеральными льготниками признаются ветераны Великой Отечественной войны, участники боевых действий, вдовы или вдовцы ветеранов Великой Отечественной войны. Сюда же относятся и работающие пенсионеры, а остальные категории следует объединить в одну общую группу – региональные пенсионеры.
Адресную материальную помощь могут получить абсолютно все пенсионеры, которые по тем или иным причинам оказались в трудной жизненной ситуации. Но, в зависимости от места проживания пенсионеров, величина адресной помощи может в значительной степени отличаться.
Предоставляемые услуги в виде одежды и обуви, продуктов питания и медицинских препаратов определяются исключительно на местном уровне.
Многие аспекты социального обеспечения полностью или частично зависят от возможностей регионов. Поэтому, при обращении за адресной помощью, пенсионеры должны ознакомиться с нормативными и правовыми актами, которые будут регулировать оказание такой помощи в конкретном субъекте. Так, на получение адресной помощи сегодня имеют право такие категории, как:
• Одинокие неработающие пенсионеры, чей ежемесячный доход ниже двух прожиточных минимумов. В этом случае, они не могут позволить себе удовлетворить потребности в самых необходимых продуктах или услугах, поэтому нуждаются в помои со стороны государства или уполномоченных органов, которые также несут ответственность за осуществление деятельности в рамках сферы социального обеспечения;
• Безработные инвалиды и пенсионеры, чей общесемейный доход также ниже двух прожиточных минимумов на одного человека. В таком случае, очень важно выявить причины, по которым граждане оказались безработными. Государство и уполномоченные органы могут способствовать не только в помощи по материальному обеспечению, но также помочь в поиске дополнительного заработка, что позволит уравновесить социальное и материальное положение гражданина и членов его семьи;
• Пенсионеры, которые получают пенсионные выплаты со стороны ведомственных отделов. При этом они должны иметь при себе справки о величине тех или иных пенсионных выплат. Социальная адресная помощь будет предоставляться в том случае, если гражданин представит документы, в которых будет указано, что даже выплачиваемые ему средства не позволяют вести полноценную жизнедеятельность, и их не хватает на самые первичные потребности.
Адресная помощь предоставляется исключительно по заявительному принципу, а ее оформление производится в территориальных отделах социальной защиты населения.
Со стороны государства присутствуют собственные меры поддержки, которые применимы в отношении пенсионеров. Например, их освобождают от имущественного налога, а после достижения 80 лет увеличивают размер пенсий. Что касается работающих пенсионеров, то они имеют право на отпуск за свой счет без объяснения руководству причин. Государство также гарантирует несколько видов выплат гражданам, которые уехали на постоянное место жительства заграницу: страховые пенсионные выплаты, пенсии по государственному обеспечению, доплаты представителям некоторых профессий за особые заслуги перед обществом и государством (например, летчикам, шахтерам, ядерщикам).
У нетрудоспособного человека может наступить ситуация, в которой он теряет того, кто являлся кормильцем, или семья лишается того, на чьем иждивении находились ее временно неработающие или нетрудоспособные члены. В этом случае им требуется помощь со стороны государства и уполномоченных органов. Таким членам семьи, которые остались без содержания, законом разрешается оформлять на себя пенсию ушедшего из жизни человека, который являлся кормильцем.
Преимущественно, это пенсионные выплаты, которые могут быть представлены разными видами и формами, и полностью зависящие от страхового статуса самого кормильца при жизни. Но если он не имел ни одного дня в своем страховом стаже, по закону членам его семьи все равно полагается выплата социальной пенсии в установленном законодательством порядке и размере.
Социальная пенсия по потере кормильца это выплаты, которые назначаются родственникам, относящимся непосредственно к составу семьи скончавшегося индивида. обычно, такими родственниками признается отдельная категория граждан, которые имеют право на назначение им пособий. Также назначение должно осуществляться при реализации определенных условий, а также в том случае, если скончавшийся гражданин имел определенные заслуги перед государством или перед организацией, в которой при жизни он осуществлял свою трудовую деятельность.
Выплаты социальных пенсий после смерти кормильца связаны с его источником дохода. Социальную пенсию назначает непосредственно государство, а самостоятельно вычислить ее размер бывает сложно или практически невозможно, поскольку учитывается множество факторов. Всеми техниками расчет владеет сегодня Пенсионный фонд, что и является его прямой обязанностью – заботиться о слабо защищенных категориях граждан, находящихся в зоне риска или в трудной жизненной ситуации, и не в состоянии самостоятельно позаботиться о себе и своих окружающих (членах семьи).
Основное условие, при котором назначается социальное обеспечение по потере кормильца (то есть, назначается социальная пенсия) – это нетрудоспособность остальных членов семьи.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 01.05.2017)
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (в ред. 27.12.2018) //СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532; СЗ РФ. 2015. № 14. Ст. 2022.
4. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О страховых пенсиях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).
5. Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О ветеранах»
6. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
7. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
8. Федеральный закон от 21.03.2005 N 18-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О средствах федерального бюджета, выделяемых пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан»
9. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О государственной социальной помощи» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
10. Федеральный закон от 04.06.2011 № 126-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан»
11. Федеральный закон от 19.12.2016 № 428-ФЗ «О приостановлении действия частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях»
12. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О страховых пенсиях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
13. Федеральный закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 (ред. от 28.12.2016) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
14. Федеральный закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях в органах уголовной - исполнительной системы, и их семей»
15. Белянинова Ю. В. Пенсии. Назначение и оформление. Москва, 2014. 224 c.
16. Гусова К.Н. Право социального обеспечения России: учебник. М., 2014. 283 с.
17. Ефремов А. В. Правовые вопросы, возникающие при несвоевременном перерасчете военных пенсий, в том числе пенсий по случаю потери кормильца. // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2015. № 2. С. 84 - 88.
18. Ефремов А. В. Некоторые вопросы, возникающие при реализации мер социальной поддержки, предусмотренных для членов семей погибших (умерших) военнослужащих //Право в Вооруженных Силах. 2016. № 2 (224). С. 19-28.
19. Ефремов А. В. О выплатах и других социальных гарантиях, предоставляемых членам семьи умершего военного пенсионера // Право в Вооруженных Силах. 2016. № 3 (225).С. 33-38.
20. Ефремов А. В. Конституционное правосудие по вопросам социальных прав военнослужащих на пенсионное обеспечение // Гражданин и право. 2016.№ 2. С. 81-95.
21. Ефремов А. В. О некоторых актуальных правовых вопросах, связанных с повышением размера пенсии по случаю потери кормильца // Право в Вооруженных Силах 2015. № 1 (211). С. 65-69.
22. Инютин, Г. К. Право на перерасчет пенсии; Государственное издательство юридической литературы. Москва, 2015. 160 с.
23. Лаврентьева П. К. Развитие пенсионной системы в России : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05. М., 2014. 179 с.
24. Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения. Перспективы развития: учебник / Городец, 2015. 292 с.
25. Минаева, Л. Н. Пенсии. Новые правила оформления и расчета; Рид Групп - Москва, 2014. 256 с.
26. Миронова, Т.К. Право социального обеспечения и социальное право // Трудовое право: учебник - М.: Интел-Синтез, 2014, № 12. 125 с.
27. Пенсии военнослужащим. Законодательство России; Рид Групп – М., 2014. 128 с.
28. Роик, В.Д. Зарубежный опыт организации и модернизации пенсионных систем: учебное пособие. - России - М., 2013. 78 с.
29. Соколов, В. А. Пенсии по инвалидности и потере кормильца. Как получить; Сибирское университетское издательство - Москва, 2015. - 240 c.
30. Чаплыгин, А.Н. Право социального обеспечения в системе юридических норм российского права и законодательства // Теоретические аспекты и правоприменительная практика российского законодательства. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 12-14 апреля 2007 г. - Курск: Изд-во Курск. гос. техн. ун-та, 2007. С. 383-389.